Исследовательская работа
материал на тему

Петроцюк Елена Владимировна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа37.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Применение приёмов и методов  личностно-ориентированного  обучения для формирования профессиональных знаний  у студентов СПО  (в рамках ПМ 01  Подготовительно-сварочные работы).

Выполнила:

Петроцюк Елена Владимировна,мастер п/о

преподаватель спец.дисциплин,

ГАПОУ СО «СТОТ»

г. Саратов-2017 г.

Содержание

Введение……………………………….…………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты личностно-ориентированной модели обучения …………….............................................................................................5

1.1. Цель личностно-ориентированной модели обучения.……….5

1.2. Главные задачи  личностно-ориентированной модели     обучения………….…………………………………………………………7

1.3. Методы   личностно-ориентированной модели  обучения…..8

Глава 2.Применение приёмов и методов  личностно-ориентированного  обучения для формирования профессиональных знаний  у студентов СПО (на примере  разработки  урока  ПМ 01.Подготовительно-сварочные работы)……….….……………………………………………………………....10

Заключение…………………………………………………….…………………12

Литература…………………………………………………….…………………13


Введение

Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования  в обеспечении страны компетентными специалистами.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда.

Реализации   приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.

Наиболее часто на  занятиях  используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет  отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование на занятиях мультимедийного проектора при изучении теоретического материала, дает  возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для развития и совершенствования системы усвоения учебного материала студентами, а также при выполнении практических занятий и курсового проектирования использовать наиболее эффективные, последовательные действия, требующие меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения  поставленных перед студентами целей.

Наиболее удачной образовательной технологией,  является личностно-ориентированная модель, в которой студенты становятся полноправными участниками образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом как уровня его способностей и интеллекта, так и подготовки по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.

Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом и умению общаться, интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже студенты, не проявляющие особенного интереса к изучению профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при использовании на занятии личностно-ориентированной технологии повышают свои личные показатели.

Для разнообразия учебного процесса  организую для студентов, посещение специализированных  выставок. В кабинете составлена картотека обучающих фильмов для выполнения сварочных работ практически по всем видам инженерных систем, трубопроводам, арматуры и других.

Применение инновационных технологий при выполнении практических занятий   позволило выполнять расчеты объемов работ в компьютерной программе MicrosoftOfficeExcel.

При проведении итоговой конференции по производственной практике ИКТ позволяет показать каждому студенту, как он работал во время практики, уровень выполнения индивидуального задания и показать презентацию отчета по практике, сопровождая её устными пояснениями.

 1. Теоретические аспекты личностно-ориентированной модели обучения.

1.1 Цель личностно-ориентированной модели обучения.

1.1 К инновационным технологиям в образовании можно отнести: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение; метод проектов; дистанционные технологии обучения.

Привлечение инновационных технологий в образовательную среду позволит  повысить эффективность обучения и воспитания личности, и подготовить высококвалифицированных специалистов для дальнейшей профессиональной деятельности.

Рассмотрим каждую предложенную технологию и проанализируем возможность ее использования в образовательном процессе.

2.1 Личностно-ориентированное обучение

В настоящее время образовательной  среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности. Другие связывают личностно-ориентированное обучение с развитием индивидуальных качеств обучающегося.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Каждый человек обладает определенным наборам индивидуальных качеств, которые в каждом развиты по-разному. Наиболее значимыми личными качествами, применимыми к профессиональной деятельности, являются: социальная активность, интеллектуальный уровень, конкурентоспособность, работоспособность, эмоционально-волевые качества, потребность в самосовершенствовании.

Для того чтобы гармонично развивать личные качества необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся, основанный на его природных данных. Другими словами моделирование  ситуации успеха для каждого студента  приведет к  развитию у студента уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости, а значит, позволит повысить уровень его подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.

Ситуация успеха на занятии начинается с создания атмосферы доброжелательности, снятия страха в неправильном ответе, высокой мотивации в получении знаний, самооценивания, как стимула для самоанализа своих знаний.

Таким образом, основными принципами личностно-ориентированного обучения является:

- обеспечение развития и саморазвития личности студента, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;

- предоставление каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможности реализовать себя в образовательной деятельности;

-  учет не только уровня достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированности определенного интеллекта.

И главное профессиональная подготовка студента определяется не только совокупностью знаний, умений и навыков, но и совокупностью его индивидуальных способностей.

Использование данной инновационной образовательной технологии  повысит мотивацию студентов к обучению и приведет к большей положительной результативности.

Личностно ориентированное обучение направлено на решение ключевых проблем гуманизации общего среднего образования: повышение престижа среднего образования, развития у студентов  устойчивого интереса к познанию,  желание и умение самостоятельно учиться; преодоление трудностей, вызванных генетически и социально обусловленными различиями в уровне развития, формирование основ базовой культуры личности.

Целью личностно ориентированного обучения является выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении, самореализации.

Если традиционное образование приближает каждого ученика кпараметров личности с предварительно заданными качествами, то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого у ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности.

1.2. Главные задачи  личностно-ориентированной модели     обучения.

Главными задачами личностно ориентированного обучения являются:

- раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика;

- развитие его индивидуальных познавательных способностей;

- помощь ему в самопознании, самоактуализации, самореализации, самоопределении;

- формирование культуры жизнедеятельности, которая дает возможность продуктивно строить собственную жизнь

Личностно ориентированное обучение имеет  давнюю историю и несколько других названий: гуманистическая педагогика, экзистенциализм,неопрагматизм,  свободное воспитание (США, Европа 70-е годы), педагогика  сотрудничества (СССР, 80-е годы) Все эти близкие концепции объединяющее название \"либеральная педагогика\", в противовес авторитарной.

Либеральный подход к образованию в США и Европе начали идеи ДжДьюи и других педагогов-реформаторов начала XX века ДжДьюи критиковал традиционную школу за авторитарную позицию учителя, за пренебрежение к личности ученика Он заложил, как уже отмечалось, основы: педагогика все свои категории (цели, содержание, методы, формы обучения), исходя из интересов, потребностей ребенка  Центральною фигурой учебного процесса должен быть ученик, а не учитель или школьный предмет.

С середины XX века получает распространение новое направление в психологии - гуманистическая психология ее представители (Р Берне, АМаслоу, К Роджерс и др.) рассматривают личность как сложную, индивидуальную , неповторимость и высшую ценность, которая нуждается в самоактуализации - реализации своих возможностей. Личность ученика способна развивать свои природные ресурсы, ум и сердце,  делать выбор, выбирать решения и отвечать за них, вырабатывать собственные ценности в процессе учебной и иной деятельности.

1.3. Методы   личностно-ориентированной модели  обучения.

К методам, которые стимулируют  \"свободу учения\", относятся:

постановка проблем для решения их как реальных,а не учебных, использование различных источников знания: людей, опыта, книг, аудиовидеотехники т.д. ;

 метод контрактов, организация работы в группах разного состава, организация учения как исследования, эксперимента, специальные занятия по самопознанию, межличностного взаимодействия для создания атмосферы педагоги этого направления предлагают использовать и эмоционально окрашенные методы (игровые), и рациональные (\" учебные пакеты \", программируемые пособия".

Опыт учителей-новаторов показал производительность идеи сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика с гуманной установкой па важнейшую ценность - личность ребенка

Построение личностно ориентированной системы обучения базируется на следующих исходных положениях:

- приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъектного опыта, сложившегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а от самого начала является субъектом познания)

- для конструирования и реализации учебного процесса нужна особая работа учителя по выявлению субъектного опыта каждого ученика;

-в образовательном процессе происходит \"встреча\" общественно-исторического опыта, задается обучением, и субъектного опыта ученика;

- взаимодействие двух видов опыта ученика должна происходить не путем вытеснения индивидуального, наполнения его общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено  учеником в его собственной жизнедеятельности

- развитие ученика как личности (его социализация) происходит не только путем овладения нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника а собственного развития

- главным результатом учения должны быть сформированы на основе усвоения знаний и умений познавательные способности школьника

Личностью ориентированная модель обучения сегодня разрабатывается многими учеными Из значительного количества теоретических концепций личностно ориентированного обучения прежде выделяются психолого-диидактична концепция ИСЯкиманськои и дидактическая модель личностно ориентированного образования ВВ Серикова, которые по нашему мнению, наиболее соответствуют новым потребностям образования.

- создание возможности выбора при выполнении заданий, решении задач;

- стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- выделение общелогических и специфических приемов учебной работы с учетом их функций в личностном развитии

- обеспечение контроля и оценки не только результата, а, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- обеспечение построения, реализации, рефлексии, оценки учения как субъектной деятельности

Глава 2. Применение приёмов и методов  личностно-ориентированного  обучения для формирования профессиональных знаний  у студентов СПО  ( на примере  разработки  урока  ПМ 01. Подготовительно-сварочные работы)

Модель личностно ориентированного образования, относится к модели инновационного, развивающего типа.

Личностно ориентированный подход предполагает взгляд наобучаемого как на личность - гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т. е. передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Проектирование работы по использованию в образовательном процессе субъектного опыта ученика предполагает разработку дидактического материала, обеспечивающего:

1) выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;

2) представление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;

3) выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении познавательных различных задач.

Личностно ориентированная технология должна обеспечивать анализ и оценку прежде всего процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом.

Урок - основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.

Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:

1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;

3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.

Методическая разработка  урока

по ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы

МДК.01.02 Технологические приемы сборки изделий под сварку

профессия  «Сварщик

(электросварочные и газосварочные работы)»

Тема урока: «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток»

План урока

Профессиональный модуль: ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы 

Междисциплинарный курс: МДК.01.02 Технологические приемы сборки изделий под сварку

Тема раздела: Выполнение сборки изделий под сварку и проверка точности сборки.

Тема согласно учебной программе: Правила наложения прихваток.

Тема урока: Сборка деталей с помощью сварочных прихваток.

Цели урока:образовательная: научить применять правила установки прихваток для решения практических задач;развивающая: создать условия для  развития общих и профессиональных компетенций учащихся;воспитательная: воспитывать интерес к профессии, самостоятельность в выполнении заданий, способность к сотрудничеству и взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- проблемные (проблемная ситуация по сборке конструкции);

- наглядные (демонстрация информационного модуля);

- практические (выполнение практического и контрольного модулей).

КМО:Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, набор материалов для имитации сборки деталей.

Литература:

  • ФГОС по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
  • Рабочая программа ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
  • Герасименко А.И. учебное пособие:  «Электрогазосварщик», «Феникс», 2013. - 409 с.  
  • Маслов В.И. Сварочные работы (учебник), М., ACADEMIA, 2007. – 240 с.
  • Покровский Б.С. и др. Слесарное дело (учебное пособие). – М., ACADEMIA, 2002.
  • Чебан В.А. Сварочные работы, Феникс, 2008. - 412 с.

Ожидаемый результат: в результате изучения данной темы учащиеся:  

- смогут закрепить общие сведения о прихватках;

- изучат правила установки сварочных прихваток;

- смогут рассчитать параметры сварочных прихваток;

- отработают навыки работы с электронными ресурсами

Заключение.

Таким образом, на основе практического применения личностно–ориентированного метода обучения на практических занятиях можно сделать следующие выводы:

- при подготовке к занятиям мастер (преподаватель) должен определить группы заданий по сложности;

- выдача задания и установка требований к их выполнению должны производиться с учетом теоретической подготовки студентов, их психологических особенностей;

- при распределении студентов в группы должны учитываться их желание, возможность работы в паре, психологическая совместимость студентов;

- последующие этапы практики должны содержать усложненное задание для любого студента;

- практические занятия должны быть обеспечены учебной базой, справочными материалами для возможного обеспечения творческого развития и продуктивной деятельности студентов.

Только при полном соблюдении этих требований возможно применение личностно – ориентированного метода обучения и воспитание высококлассного специалиста XXIвека.В данной работе были рассмотрены существующие концепции содержания образования. Я считаю, что это наиболее актуальная в педагогическом и общественно-значимом плане модель, адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом.Эта модель содержания образования носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.Личностно-ориентированное обучение является напорядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся, как правило, могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Литература

1.Майер Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.

2. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

3. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Екатеринбург, 2007.

4.Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия личностно ориентированного воспитания. – Педагогика,2001, №1.

  1. Горелин И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. – Завуч, 2000, №3.
  2. Маршарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. – М., 2001.
  3. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера,2003.
  4. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.

 

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

Исследовательская работа. "Ламинирование волос в парикмахерской и дома". Презентация к исследовательской работе.

Здоровые и красивые волосы говорят об успехе и благополучии. Прическа - одна из главных составляющих в имидже человека. Волосы нуждаются в постоянном уходе. Чтобы Ваши волосы были здоровыми и красивым...

Методические рекомендации по выпонению самостоятельной работы "Основы учебно - исследовательской работы"

В данных методических рекомендациях представлены задания для выполнения студентами самостоятельно....

Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...

Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы

Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...