Лабораторно-практическое занятие Тема: Проведение замеров штангенциркулем по заданным условиям.
методическая разработка

Андреева Марина Владимировна

Цель работы: Освоение приемов применения штангенциркуля для определения размеров деталей и проверка соответствия этих размеров заданным на эскизе или чертеже, т.е. определение годности контролируемых деталей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sles.r.laborat.prakt_._zanyatie.doc797.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторно-практическое занятие

Тема: Проведение замеров штангенциркулем по заданным условиям.

Цель работы: Освоение приемов применения штангенциркуля для определения размеров деталей и проверка соответствия этих размеров заданным на эскизе или чертеже, т.е. определение годности контролируемых деталей.

Материальное оснащение: Инструктивные указания и пояснения к заданию, штангенциркули ШЦ-I-125—0,1 (ГОСТ 166—89), ШЦ-II-250—0,05(ГОСТ 166—89), деталь для измерения, эскиз или чертеж детали, ручка, карандаш, чертежные инструменты

Порядок проведения работы

1. Изучить инструктивные указания и пояснения к заданию.

2. Повторить названия элементов штангенциркуля (ШЩ-I-125-0,1, ШЦ-II-250—0,05)

3. Рассмотреть порядок отсчета показаний штангенциркуля.

4. Определить годность выданного инструмента для проведения контроля размеров изделия.

5. Изучить чертеж или эскиз детали.

6. Выполнить измерения размеров имеющейся детали и записать результаты измерений записать в таблицу.

7. Оценить годность контролируемой детали.

8. Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения

Штангенинструменты относятся к универсальным средствам для линейных измерений, которые находят широкое применение в промышленности. Штангенинструменты представляют собой две измерительные губки, одна из которых связана с направляющей штангой, имеющей основную шкалу с ценой деления I мм, а другая — с неподвижной рамкой, несущей нониус. По нониусу отсчитывают десятые и сотые доли миллиметра.

Наибольшее распространение в практике измерений получили нониусы с точностью отсчета до 0,1; 0,05 и 0,02 мм. Принцип действия нониуса основан на совмещении штрихов основной шкалы и шкалы нониуса.

Штангенциркуль (ШЦ-I-125-0,1) состоит из штанги 5, на которой нанесена шкала с ценой деления 1 м. По штанге передвигается рамка 3 со вспомогательной шкалой 7 нониуса, которая позволяет отсчитывать доли деления шкалы штанги. Цена деления шкалы нониуса у рассматриваемого штангенциркуля 0,1 мм. Штангенциркуль снабжен губками 8 для наружных измерений и 1 для внутренних измерений, а также зажимным винтом 2. К рамке 3 нониуса прикреплена линейка 6 глубиномера и плоская пружина 4. При измерении определяют целое число миллиметров контролируемого размера по шкале штанги, для чего отсчитывают на ней штрих, ближайший меньший к нулевому штриху нониуса. Этот штрих, указывающий на целое число миллиметров контролируемого размера детали, необходимо запомнить и далее, если требуется, определить десятые доли миллиметра по шкале нониуса. Для этого отсчитывают на шкале нониуса штрих, совпадающий со штрихом штанги, запоминают число делений от его нулевого штриха и умножают на цену деления шкалы нониуса. Результат измерения вычисляют, суммируя целое число миллиметров и десятые доли миллиметра.

Рис. 1

Измеряемые детали.

Детали, подлежащие измерению, могут быть разными. С использованием указанного средства измерения допускается контроль деталей типа тел вращения или тел, ограниченных поверхностями. Необходимо, чтобы требования к точности измерений могли быть проконтролированы используемым средством измерения.

При изучении эскиза детали, предполагаемой к измерению, необходимо определить допуск на размеры, указанные на эскизе, и провести расчет наибольших и наименьших предельных размеров. Все результаты представить в виде таблицы

.

Подготовка к измерениям

1. Тщательно протереть поверхности детали, подлежащие контролю, для удаления налипших частичек металла, например, стружки.

2. Протереть измерительные поверхности губок штангенциркуля.

3. Проверить готовность штангенциркуля к проведению измерений, в частности проверить правильность установки на «нуль»; нулевые штрихи нониуса и штанги должны точно совпадать.

Внимание! Если совпадение делений отсутствует, то проводить измерение нельзя. В этом случае необходимо либо устранить неточность инструмента, либо заменить его, чтобы вновь выполнить измерения.

Проведение измерений

При проведении измерений деталь должна быть в левой руке, причем необходимо удерживать деталь недалеко от губок штангенциркуля. Одновременно большим пальцем правой руки, которая поддерживает его штангу (шейку), необходимо перемещать рамку до плотного соприкосновения измерительных губок штангенциркуля с измеряемой поверхностью, не допуская их перекоса (рис.1.4). Положение рамки необходимо закрепить зажимным винтом.

Для точного отсчета показаний со шкал штанги и нониуса штангенциркуль необходимо держать прямо перед глазами. Правильное направление взгляда на шкалу при отсчете показаний видно на рис. 1.5. Результаты измерений требуется записать.

Содержание отчета

1. Указание темы, цели работы, задания, средства измерения.

2. Изобразить эскиз измеряемой детали с указанием размеров.

4 Записать данные, полученные при изучении чертежа или эскиза измеряемой детали в таблицу.

5. Записать результаты измерений в таблицу.

6. Заполнить графу в таблице «Заключение о годности размера».

7.Ответить  на вопросы.

Таблица1

Результаты измерений

Размер указанный на эскизе ,мм

Предельные отклонения, мм

Предельные размеры, мм

Допуск, мм

Действительный размер, мм

Заключение о годности размера

верхнее

нижнее

наибольший

наименьший

Контрольные вопросы

Вопрос 1. Какие существуют разновидности  штангенинструментов, и для каких целей они предназначены?

Вопрос 2. Для чего нужен нониус?

Вопрос 3. Какой размер является действительным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Методическая разработка для студентов и преподавателей для проведения лабораторно-практических занятий по ПМ01 МДК 0102 "Основы профилактики" в объеме 12 часов

Данная разработка включает комплект анкет и опросников, позволяющих определить условия и качество жизни индивидуума, а также наличие вредных привычек и факторов риска. Это первый этап профилактическог...

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...

Основные методические рекомендации по подготовке и проведению лабораторно-практического занятия

Данная презентация может быть использована как для самообразования так и для выступления на педагогическом совете, методическом объединении (комиссии). В работе даны определения понятиям: лабораторные...

Опыт проведения лабораторно-практических работ на примере исследования качества продуктов питания Т.И. Махова, преподаватель химии, КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»

Цель исследовательской работы – развитие умственных и практических умений, позволяющих повысить адаптивность и мобильность будущих специалистов. Организация исследовательской работы направлена на акти...

Развитие творческих способностей студентов в ходе проведения лабораторно-практических занятий в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы»

Выполнение лабораторных работ в условиях лабораторного комплекса «Гидравлические приводы и системы» в ГБОУ СПО Шахунский агропромышленный техникум...