Методическая разработка урока Слюсарь ЛФ
методическая разработка

Методическая разработка урока Слюсарь ЛФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_slyusar_lf.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

  Министерство образования и науки  Республики Саха (Якутия).

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Алданский политехнический техникум»

Методическая разработка

На тему: «Производительность труда, как экономический показатель»

по дисциплине «Планирование и организация работы структурного подразделения»

                                                            Разработала:

 преподаватель Экономики

                      Слюсарь Л. Ф.

                                      г. Алдан,2025г.

Рассмотрено на ПЦК

Протокол №____от_________

Председатель цикловой комиссии:

Ричиндаржиева М.Ф.____________

                                         

Тема: «Производительность труда, как экономический показатель»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, с элементами проблемно-поискового характера и исследования.

Метод обучения: объяснительно иллюстративный (словестный, наглядный, практический).

Дисциплина:  «Планирование и организация работы структурного подразделения» 

Группы: ГЭМ-221

Продолжительность учебного занятия: 90 минут.

Место проведения: учебная аудитория.

Цели урока:

  • Обучающая: Сформировать у студентов систему знаний о производительности труда, её показателях, методах расчёта и резервах роста. Закрепить навыки решения практических задач.
  • Воспитательная: Формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченного времени. Воспитывать толерантное отношение к мнению других, развивать навыки активного слушания. Сформировать интерес к дисциплине и будущей специальности.
  • Развивающая: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Способствовать развитию аналитического и логического мышления, настойчивости в достижении цели.

Методическая цель: Продемонстрировать методику применения групповой формы работы и решения компетентностно-ориентированных заданий по изучаемой теме. Использовать современные технологии обучения, активизирующие познавательную деятельность студентов. Внедрять элементы личностно-ориентированного обучения через выполнение творческих заданий. Совершенствовать методику проведения самостоятельной работы в группах.

Дидактическая цель: Сформировать систему знаний о производительности труда: усвоить ключевые понятия, научиться рассчитывать показатели, анализировать факторы и исследовать резервы её роста.

Межпредметные связи: Статистика, Экономика, Менеджмент, Математика, Социальная психология.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийное оборудование (для презентации).
  • Дидактический материал:
  • Карточки с проблемно-ситуационными задачами.
  • Вопросы для обсуждения.
  • Раздаточный материал (бланки для заданий).
  • Ручки.

Литература:

  1. Ревазов М.А. Экономика, организация производства и планирования открытых горных работ. – М.: Недра, 1989.
  2. Караман Г.В. Экономика, организация производства и планирование в горнорудной промышленности (сборник задач и примеров). – М.: Недра, 1989.
  3. Зуев В.И. Экономика, организация производства и планирования горного производства. – М.: Недра, 1984.
  4. Зенков Л.Ф. Сборник по техническому нормированию открытых горных работ. – М.: Недра.

Методы оптимизации учебного процесса:

  1. Рациональное структурирование учебного материала и времени.
  2. Стимулирование и мотивация учебной деятельности.
  3. Активное использование межпредметных и внутрипредметных связей.
  4. Применение мультимедийных технологий.

Студент должен знать:

  • Сущность и экономическое значение производительности труда как ключевого показателя эффективности деятельности предприятия и отрасли.
  • Виды производительности труда: индивидуальная, локальная, общественная.
  • Систему показателей для измерения производительности труда:
  • Выработка (натуральная, стоимостная, трудовая).
  • Трудоёмкость (технологическая, производственная, полная).
  • Методы измерения производительности труда: натуральный, стоимостной, трудовой; их преимущества, недостатки и сферы применения.
  • Факторы, влияющие на уровень производительности труда:
  • Материально-технические (внедрение новой техники, модернизация).
  • Организационные (совершенствование управления, нормирования, организации труда и рабочих мест).
  • Социально-экономические (квалификация персонала, мотивация, психологический климат в коллективе).
  • Резервы роста производительности труда на предприятии и в структурном подразделении (классификацию и пути их использования).
  • Влияние производительности труда на себестоимость продукции, прибыль и конкурентоспособность предприятия.
  • Роль руководителя структурного подразделения в планировании, анализе и повышении производительности труда в коллективе.

Студент должен уметь:

  • Рассчитывать основные показатели производительности труда:
  • Выработку в натуральном, стоимостном и трудовом выражении.
  • Трудоёмкость продукции (работ, услуг) различных видов.
  • Анализировать динамику изменения производительности труда, выявлять тенденции.
  • Выявлять и анализировать факторы, оказывающие наибольшее влияние на производительность труда в конкретных производственных условиях (на примере горного предприятия).
  • Определять резервы роста производительности труда в рамках структурного подразделения и предлагать конкретные мероприятия по их использованию.
  • Оценивать экономический эффект от мероприятий по повышению производительности труда.
  • Работать с нормативной и плановой документацией, связанной с нормированием и планированием труда.
  • Проводить сравнительный анализ уровня производительности труда по подразделениям, сменам, периодам времени.
  • Аргументировать свои выводы по вопросам повышения производительности труда, используя расчетные данные и теоретические знания.

   Структура урока:

  1. Организационный момент -2 мин;
  2. Сообщение темы, целей занятия- 3 мин;
  3. Актуализация опорных знаний учащихся- 6 мин;
  4. Начальная мотивация учебной деятельности -4 мин;
  5. Изложение нового материала в форме диалога, с демонстрацией слайдов -15 мин;
  6. Практическая часть занятия – 35 мин;
  7. Рефлексия – 15 мин;
  8. Подведение итогов занятия- 8 мин;
  9. Домашнее задание -2 мин.

                                     

Этап урока

мин

Содержание этапов

Методы и приёмы обучения

                   Деятельность

преподавателя

Учащихся

1.Орг.момент

2

Приветствие.

1.Отметка отсутствующих

Информационный

Отмечает по электронному

журналу

Староста

информирует

2.Сообщение темы, цель занятия, актуальность

3

Объявляет

Слушают, записывают

3.Актуализация и мотивация опорных знаний учащихся

5

Поясняет

Слушают

4. Начальная мотивация  учебной деятельности

4

Целью трудовой деятельности является получение продукта труда, т. е. производство и сбыт выработанной продукции, продажа или оказание услуг. На предприятии используются трудовые ресурсы, определяют их производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников.

Информацион- ный

Информацион-ный

Напоминает

Задаёт вопросы

Помогает

Отвечают,

вступают в эвристическую беседу.

5.Изложение нового материала в форме диалога, с демонстрацией слайдов

15

Объяснение нового материала

Основное содержание нового материала:

Основные теоретические сведения.

Монологический

Изложение материала в форме лекции

Слушают

Записывают

конспект

6. Практическая часть занятия

35

На две команды

Выдаётся практическое задание  по сборке шариковых ручек  различной модификации

Меняются условия практической работы для определения факторов влияющих на производительность труда

Мультимедиа

Диалогический

Монологический с элементами диалога

Ставит проблему

Раздает карточки задание, раздаточный материал

Ставится проблема

Условия меняются индивидуально для каждой команды

Выдаётся задание общее для команд.

Слушают, выполняют задание за 2мин по обозначенным условиям, ведут учёт выполнения работы, решают по формулам.

Заполняют данные таблицы

Слушают

Выбирают условия

улучшения

организации труда

Выполняют задание.

Заполняют результаты в таблице.

Определяют факторы роста производительности труда

7. Рефлексия

15

Организация самооценки студентов собственной учебной деятельности

Диалогический

Задает вопросы

Отвечают

Делают выводы

8.Подведение итогов занятия

8

Подведение итогов оценка работоспособ-ности

Монологический с элементами диалога

Делает выводы

Слушают

Задают вопросы

Делают анализ и предложения

9.Домашнее задание

2

Выдается задание на дом

Догматический

Раздаточный материал

Получают задание на дом

                90

                                                                                     Приложение №1.

           

Производительность труда – это количество продукции произведённой за определённый период времени в расчёте на одного работника, или затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции.

        Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов используются два основных показателя: выработка и трудоёмкость.

        Выработка – это количество продукции, произведённой в единицу рабочего времени или приходящееся на одного работника.

        Выработка измеряется в натуральных, денежных и трудовых единицах.

Различают: среднечасовую, среднедневную, среднемесячную, среднеквартальную, среднегодовую выработку.

Среднегодовая (среднемесячная): Вгод = ВП/Ч;

Где: ВПгод – количество произведённой на предприятии продукции за год (месяц);

Ч – среднесписочная численность рабочих за год (месяц).

Среднедневная выработка: Вдн = ВП/Тдн;

Где: ВПдн – количество произведённой на предприятии продукции за данный период;

Тдн – количество человеко-дней, отработанных всеми рабочими за данный период времени.

Среднечасовая выработка: Вчас = ВП/Тчас;

Где: ВПчас – количество произведённой на предприятии продукции за данный период;

Тчас – количество человеко-дней, отработанных всеми рабочими за данный период времени.

        Для измерения производительности труда применяется также показатель трудоёмкости продукции.

Трудоёмкость – это затраты рабочего времени на производство единицы продукции:

t = T/ BП;

где: Т – количество рабочего времени, затраченного на производство данной продукции;

ВП – количество произведённой на предприятии продукции.

        Трудоёмкость – показывает, сколько рабочего времени в человеко-днях или человеко-часах затрачено на производство единицы продукции.

Показатель выработки является прямым показателем производительности труда: чем выше выработка (при прочих неизменных условиях), тем выше производительность труда.

Трудоёмкость обратный показатель выработки, поэтому, чем ниже трудоёмкость, тем выше производительность труда.

                                                                                                    Приложение№2.

Карты заданий:

           Для трудовой деятельности создаётся две команды – фирмы с  неравным  количеством участников. Каждая команда является представляем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название самостоятельно).

        На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка шариковых ручек по установленному стандарту. Эталон готового изделия имеет вид: шариковая ручка с колпачком и бумажной биркой, на которой цветным маркером написано название фирмы и дата изготовления. Практическая часть выполняется в 3 тура.

Карты заданий:

                                          Первый тур.

        Даётся задание первого тура: выдаются детали  шариковых ручек  беспорядочной россыпью за 0,5 минуты собрать максимальное количество  шариковых  ручек по указанному эталону. После команды «стоп» идёт подсчёт готовой продукции и данные заносятся в таблицу:

Название фирмы

Количество работников

Количество продукции

Выработка

1.

2.

Перед заполнением таблицы в графе «Выработка» обучающимся задаются наводящие вопросы:

        В качестве результативного показателя, какой из этих 2-х сравнений вы примите для определения выработки?

  1. Количество готовой продукции у каждой команды;
  2. Количество готовой продукции, соотнесённой с численностью работников.

Правильный вариант второй, т. к. количество работников неодинаковое. Студенты самостоятельно рассчитывают выработку, и результаты заносят в таблицу.

Второй тур.

        Результаты работы можно оценивать количеством затраченного времени. В этом случае задаётся производственная программа. Следующее задание:

Каждая фирма должна изготовить 12 шариковых ручек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу:

Название фирмы

Количество продукции

Время работы

Трудоёмкость

1.

2.

Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов.

Третий тур.

        Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов.

        Для того чтобы обучающиеся смогли сравнить изменения результатов и определить факторы, влияющие на повышение производительности труда, предлагается изменить условия работы.

        Условия меняются индивидуально для каждой фирмы:

Команда №1: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми работниками, т.е. осуществить разделение труда;

Команда №2: выдают  детали ручек не беспорядочной россыпью, а  разложенные по отдельным ячейкам.

        

Задание общее для 2-х фирм: За 0,5 минуты собрать шариковые ручки до готовой продукции по эталону. Результаты работы заносятся в таблицу:

Наименование фирмы

Количество работников

Количество продукции

Выработка текущая

Выработка первоначальная

Изменения выработки (+, -  )

Используемая литература

Литература: «Основы бухгалтерского учёта» (конспект лекций), Печерская Г.В., Москва, Изд. ПРИОР, 2012; «Основы бухгалтерского учета» (учебник), Алборов Р.А., Москва, «Дело и Сервис», 2012; «Теория бухгалтерского учета» (учебник), Захарьин В.Р., Москва, «ФОРУМ-ИНФРА», 2013; «Самоучитель по бухгалтерскому учету» (учебно-практическое пособие), Пономарева Г.А., Москва, Изд. ПРИОР, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...