конспект урока
план-конспект урока на тему

данная работа представляет собой конспект урока по критерием компитентностг=ного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Диалектная лексика».

Форма урока: театрализованное представление.

Место проведения: школьный музей.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка.
  2. Развить живой интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.
  3. Научить находить диалекты в текстах разных типов.

Оборудование:

  1. Толковый словарь В. И. Даля.
  2. Записи диалектной речи.
  3. Предметы быта в музее.
  4. Рисунки, изображающие домашние предметы.
  5. Сообщение о В.И. Дале.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (под звуки народной музыки):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока – «Диалектная лексика». Мы отправимся в удивительное путешествие: из настоящего попадём в прошлое. Представьте, что вы приехали в гости к бабушке, которая живёт в деревне где-то на севере, или, наоборот, на юге. (в Камелике).

(записывается число, тема урока)

  1. Костюмированная сценка «Бабушка с дедушкой и внучки»

-  Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. А ты мой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

- На усынках был, чекамаса поймал да серушек.

- Ах, ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник.

Учитель: Какие непонятные для девочек и для вас слова вы услышали? Попробуем дать им толкование

(записать в тетрадь):

Рогач – ухват, махотка – горшок, пригрубок – печка, поташки – помидоры, усынка – узкое место в реке, серушка – плотва, могутной – непоседливый, щарба – уха, чирики – любая обувь, парцменки – комнатные тапочки, утиральник – полотенце для рук, рушник – полотенце для гостей.

Учитель: Это слова диалектные. Их употребляют жители определённой местности.

(Учитель показывает предметы быта, собранные в музее: рушник, подзорник, ходики и другие.)

3.Терминологическая работа.

Учитель: Диалект – это разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор хутора Черкесовский Волгоградской области, откуда мы использовали слова в нашей сценке. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия: южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее произношение: А и О в безударном слоге звучат одинаково: /акно – карова/. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской, Самарской и других областях, расположенных к югу от Москвы, в значительной части Волгоградской области. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: окно, корова.

Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией.

Давайте поговорим об особенностях диалектной лексики. Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые только в определённой местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями

произношения (цвяточки, баушка, чао) - Камелик,

 ударения (мухо, былу),

словообразования (волчиха- волчица, спервака - сперва),

 морфологическими особенностями (нет ср. рода – высокий крылец,

свежая масла).

Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук – детёныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.

  1. Инсценирование сказки «Кочеток и курочка».

«Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:

- Курочка, курочка! Что ты плачешь?

- Мне кочеток вышиб глазок.

- Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?

- Мне орешня портки разорвала.

- Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?

- Меня козы подгладали.

- Козы, козы! На что вы орешню подгладали?

- Нас пастухи не берегут.

- Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережёте?

- Нас хозяйка блинами не кормит.

- Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?

- А у меня свинья опару пролила.

- Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?

- У меня волк поросёнка унёс.

- Волк, волк! На что ты у свиньи поросёнка унёс?

- Есть я захотел!

(выясняется значение кочетка – петушок: южнорусские говоры)

Учитель: Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные

                 слова?

  1. Народная игра с классом. «Корчма»

Корчма – трактир, постоялый двор. Правила игры: назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов: печь, стол, самовар, рушник, ложка, махотка и т.д.

Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой Услышав своё название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются: выполняют задания хозяев.

- Хозяин, не затопить ли нам печь?

- Отчего ж не затопить? Только сначала со стола прибери.

- Да  стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?

- Посмотри на печке, хозяюшка!

- Да у нас печки-то нет!

- А самовар у нас есть?

 Есть! Есть! На столе стоит, закипает!

- А вот стола-то у нас и нет!

 - А махотка где?

- Какая махотка? Та, что рушником накрыта?

- Где ж ты видишь рушник? А ну, неси самовар!

- Да нет у нас самовара! Пойду ложку поищу!

- И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют!

(ребята выполняют задания)

  1. Знакомство со словарём В.И. Даля.

А) Знакомство со словарём В.И. Даля –  небольшое сообщение ученика.

Б) Прослушивание телефонной записи, сделанной учеником в селе Камелик.  

В) Отметить особенности диалектов в речи.

7. Письменная работа.

Задание: распределить слова в два столбика: общеупотребительные и диалектные.

Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, непоседливый.

  1. Домашнее задание.

Составить 2-3 словарные статьи с диалектными (областными) словами по образцу:

Махотка, -и, ж. Обл.- Глиняный горшок. Махотка из-под молока.

  1. Итоги урока.

Учитель оценивает работу ребят и говорит о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают русское слово и сельские жители – носители диалектной речи.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....