Антикоррупционное воспитание и образование в школе
методическая разработка по теме

Смирнова Анастасия Николаевна

 

Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства. Компетентность и квалификация не всех педагогов  соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно  используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение ответственных за антикоррупционную деятельность  планируется в октябре – ноябре 1 группа и февраль-март 2 группа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательного модуля

«Антикоррупционное образование и воспитание в школе»

 (18 часов).

№ п/п

Наименование

разделов, дисциплин, тем

Всего часов

В том числе:

Форма

контроля

Лекции

Практика

1.

Государственная политика РФ по противодействию коррупции

9

6

3

1.1

Нормативно-правовые основы борьбы с коррупцией

2

1

1

1.2

Анализ зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции

1

1

1.3

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

1.4

Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей

2

1

1

1.5

Нормативно-правовые основы деятельности руководителя ОО

2

1

1

1.6

Деятельность руководителя ОО по профилактике и предупреждению коррупционных ситуаций в ОО

1

1

2.

Формирование антикоррупцион-

ного мировоззрения личности: теория и практика

8

4

4

2.1

Содержание и технологии антикоррупционного образования в ОО

1

1

2.2

Антикоррупционная проблематика в учебных программах

1

1

2.3

Пути формирования антикоррупционного мировоззрения как части социально-гражданской компетентности личности

1

1

2.4

Инновационные формы антикоррупционного образования в контексте требований ФГОС

2

1

1

2.5

Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения через внеклассные, внеурочные формы работы

2

1

1

2.6

Методика анализа эффективности антикоррупционного образования

1

1

Защита проекта

1

Итого

18

Пояснительная записка

Цель программы: формирование готовности педагогических работников к решению актуальных профессиональных задач в сфере антикоррупционного образования, оказание теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к формированию антикоррупционного мировоззрения участников образовательного процесса.

Задачи освоения программы слушателями:

 изучить нормативно-правовые основы политики противодействия коррупции; систематизировать знания о сути и негативных последствиях коррупции в обществе;

 освоить пути раскрытия содержания антикоррупционной тематики и пути организации его усвоения с учетом образовательных возможностей школьников;

 изложить педагогические технологии воспитания ответственного гражданина России, методические пути формирования мотивации к осознанному нравственному антикоррупционному поведению;

 повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников в области проектирования занятий антикоррупционного содержания.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Актуальность и практическая значимость. Современный этап развития нашего общества характеризуется развитием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных и правовых ориентиров. В правовых ценностях воплощается сложившийся в обществе идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке.

Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Современные антикоррупционные меры в основном направлены на ужесточение контрольных и репрессивных действий и не затрагивают основы существования коррупции в общественном сознании в целом. Эта проблема требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия коррупции.

Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках ФГОС и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся

Успешность проведения антикоррупционной политики — это не только социальная проблема, но и предмет научных, мониторинговых исследований итогов деятельности образовательных организаций. Необходимо создать условия для превращения накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного, высоконравственного поведения (личностные результаты); готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом; использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (метапредметные, компетентностные результаты).

Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.

Структура программы

Образовательная программа состоит из двух разделов по 9 часов:

1) Государственная политика РФ по противодействию коррупции.

2) Формирование антикоррупционного мировоззрения: теория и практика.

Планируемые результаты обучения по ДПП

Обучающийся в результате освоения программы должен обладать социальными антикоррупционными компетенциями:

ПК 1. Готовность использования нормативно-правовых, методологических основ при организации изучения содержания антикоррупционной направленности.

ПК 1.1. Готов формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к негативным социальным явлениям;

ПК 1.2. Готов владеть нормативно-правовыми основами политики противодействия коррупции, формировать у всех субъектов образовательного процесса нетерпимое отношение к проявлениям коррупции;

ПК 1.3. Способен руководствоваться в своей деятельности современными нормами и принципами антикорруционного поведения.

ПК 2. Способность раскрывать основное содержание, отвечающее целям и задачами антикоррупционного образования, анализировать его результативность.

ПК 2.1. Способность адекватного анализа различных источников информации, социального опыта и личностной оценки данного социального явления;

ПК 2.2. Способность обоснованно применять вариативные приемы и методы обучения, современные методики и технологии формирования антикоррупционного мировоззрения;

ПК 2.3. Способность организовывать, планировать, контролировать деятельность и предвидеть ее результат, осуществлять анализ.

ПК 2.4. Способность мотивировать и стимулировать антикоррупционное поведение участников образовательного процесса.

Сфера применения слушателем полученных/усовершенствованных компетенций

Организация и анализ результативности антикоррупционного образования участников образовательного процесса в ОО.

Промежуточная и итоговая аттестация:

1. Выпускная работа (проект): модель урока/занятия, проекта в форме методической разработки, презентации;

Итоговый контроль и оценка результата освоения ДПП

Результат

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Освоение педагогом современных методологических и методических подходов к организации антикоррупионного образования и воспитания

Слушатель

– знает нормативные, методологические, психолого-педагогические основы противодействия коррупции;

– способен использовать в профессиональной деятельности формы и методы, способствующие формированию социальной антикоррупционной компетентности личности;

– способен осуществлять процесс формирования антикоррупционного мировоззрения в урочной и внеурочной деятельности.

Разработка и защита модели урока, проекта.

Процедура: итоговая аттестация проводится в форме представления и защиты слушателями индивидуальных или групповых мини-проектов, создаваемых в ходе освоения программы.

Предусмотрена вариативность в выборе тем проектов обучающимися.

Примерные требования к выпускным работам слушателей

Итоговой аттестационной (выпускной) работой слушателя курсов повышения квалификации является представление методической разработки (проекта, технологической карты) учебного занятия (урока или системы уроков).

Методическая разработка включает:

1. Тема урока, занятия.

2. ФИО автора(ов), место работы, должность.

3. Цели (формулировка планируемых образовательных результатов: метапредметных (компетентностных), личностных (ценностных), предметных.

4. Содержание занятия: описание хода (фрагмента) урока (виды деятельности учителя и учащихся с использованием современных образовательных технологий, в т.ч. Интернет-ресурсы и т.д.).

Критерии оценки методической разработки

1. Соответствие целям ФГОС второго поколения (деятельностный подход).

2. Замысел и ход занятия раскрывает поставленные цели.

3. Содержание занятия научно, доступно.

4. Качество методического обеспечения, методы, технологии обучения и контроля адекватны возможностям учащихся, эффективны для достижения образовательных результатов.

5. Партнерский, диалоговый стиль отношений педагога и учащихся. Убедительность.

6. Возможность практической реализации в массовой практике.

7. Дополнительные достоинства разработки (оригинальность, современные технологии, образность и т.д.).

Объем методической разработки – не более 5-6 страниц формата А4 (MS Word в форматах .doc, .docx или .rtf, шрифт – Times New Roman, 12, полуторный интервал).

п/п

Наименование

разделов, дисциплин,

тем

Всего

часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практич.

1

Коррупция как социально-историческое явление

9

1.1.

Историческая ретроспектива зарубежного и отечественного опыта противодействия коррупции

3

2

1

1.2.

Анализ современной нормативно-правовой базы противодействия коррупции

3

2

1

1.3.

Профилактические меры по предупреждению явлений коррупции в жизни современного российского общества

3

1

2

2.

Теоретические основы практического формирования

антикоррупцион-

ного мировоззрения

личности.

9

2.1.

Антикоррупционная

проблематика в

учебных программах

3

2

1

2.2.

Инновационные

формы

антикоррупционного

образования в

контексте требований

ФГОС.

3

2

1

2.3

Методика анализа

эффективности

антикоррупционного

образования

3

1

2

Итоговый контроль

Защита проекта, кейс

ИТОГО

18

10

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в детской школе искусств"

Проект рассчитан на реализацию силами коллектива преподавателей школы искусств, учащихся с привлечением родителей, других образовательных учреждений поселения....

Антикоррупционное воспитание на уроках английского языка.

Данное сообщение посвящено антикоррупционному воспитанию на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в нашей школе ГОУ СОШ 476...

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отн...

Интерес на уроке хора - важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе

Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету....

Организация экологического воспитания в условиях сельской школы

Из опыта работы учителя географии/биологии Поповой М.В.. В статье представлены напавления и формы  работы по организации экологического воспитания в сельской школе....

Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся.

Методическая разработка по антикоррупционному воспитанию обучающихся....