Традиции семейного чтения
презентация к уроку по теме

Богатых Татьяна Владимировна

Традиции семейного чтения. Доклад к читательской конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на конференцию «Традиции семейного чтения»

Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления и т.д.

Данная тема является актуальной, так как традиции семейного чтения нуждаются во внимании, и, может быть, в возрождении.

К сожалению, в настоящее время эта семейная традиция несколько утрачена, т.к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Остался лишь обычай читать вслух детям, особенно перед сном. Но и здесь нужно отметить, что и это осталось не во всех семьях. Вечернее чтение детям уступило место более простому и удобному способу воспитания – просмотру мультфильмов.

Мой доклад будет о том, как поддерживается в нашей семье традиция семейного чтения.

Наша семья состоит из мамы, папы и 3-хлетней дочери Полины.

Нам, современным родителям, предоставлены колоссальные возможности для воспитания наших детей (имеется в виду и различное количество печатной литературы: книжки с пазлами, наклейками, мозайками, говорящие книги, трехмерные книги, кукольные и пальчиковые театры, также электронные книги и интернет и мн.др.).

Доказано, что еще до своего рождения ребенок все слышит и понимает. Поэтому я начала читать вслух стихотворения, сказки, пела колыбельные еще до рождения своего ребенка (на курсах для молодых мамочек были песни и стихотворения про то, что мы ждем твоего появления на свет)

Кто там ножками стучит,

Кто руками шевелит?

Наше маленькое чудо,

Наше маленькое чудо.

Как тебе там в темноте?

Как у мамы в животе?

Наше маленькое чудо?

Наше маленькое чудо!

Что ты слышишь, наш родной?

Что ты знаешь, золотой?

Мы мечтаем поскорее

Познакомиться с тобой.

Ты и сам пока не знаешь

Как мы ждем тебя, малыш,

Ты ручонками толкаешь,

Видно, что-то говоришь.

******

Не спеши пока. Жди немножко.

Подрасти еще нужно, крошка.

Он придет, твой день. Он придет, твой час.

И рожденья крик осчастливит нас.

Молю тебя терпению, молю тебя терпению.

Мой шепот, мое пение услышь.

Твой близок день рождения, прекрасный день рождения,

Счастливый день рождения, малыш!

Далее, с первых дней жизни моей дочери мы продолжали читать книжки, и это чтение с пеленок стало основой нашего общения.

Прочитав несколько раз какую-то книжку, рассмотрев картинки, ребенок сам, увидев эту книгу, что-то себе лепечет, то есть он уже узнает ее. Семейное чтение рождает в ребенке чувство уверенности, защищенности, осознание важности своей личности, чувство «нужности», того, без которого трудно обойтись [6], когда мама не отмахивается от ребенка, а уделяет ему хотя бы 15 минут в день. Не ленитесь уделять хоть 15 минут после работы, чтобы посидеть в обнимку с ребенком и почитать ему.

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка...

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь - девчонка.

 

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

 

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку -

Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

У ребенка обязательно должен быть свой уголок, место для книг. Подбирать репертуар книг важно согласно возрасту ребенка, но необходимо пополнять его и изданиями, купленными «наперед». Так вы будете стимулировать малыша к чтению, ведь все новое очень притягивает детское внимание. [4]

Семейное чтение формирует у ребенка правильное отношение к книге и литературе. Если ребенок с малых лет видит читающих родителей, то он будет бессознательно копировать их модель поведения, и, скорее всего, в будущем сам пристрастится к литературе. Никто, кроме нас, родителей, не даст направление к счастливому будущему своего ребенка.

Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. (Надин де Ротшильд)

Лучшая школа дисциплины есть семья. (С. Смайлс)

Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание. (Крупская Н. К.)

Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер).

Есть у нас и такая традиция – кукольный театр. Раньше мы с папой инсценировали сказку, теперь Полина тоже принимает в этом участие. Это может быть какая-то конкретная сказка («Красная шапочка» или «Три поросенка»), может быть и экспромт с имеющимися героями. Такой вид досуга развивает речь, логику, мышление, актерское мастерство, память и т.д., а также выявляет чувство сопереживания, сочувствия, участия, интереса, любознательности. Всё это очень важно для дальнейшего развития личности вашего ребенка, может даже уберечь от появления комплексов, неуверенности, боязни и пр. А возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому важно и для родителей. Таким образом, вы сами учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"

В. Сухомлинский

Далее хочу сказать про пальчиковые игры, которые дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр очень нравятся моей дочке, она с удовольствием повторяет за мной тексты и движения, многие даже выучивает. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево, развивает координацию и память и пр.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

"Пальчики"(начинаем с мизинца)

Этот пальчик — в лес пошёл.

Этот пальчик — гриб нашёл.

Этот пальчик — занял место.

Этот пальчик — ляжет тесно.

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

******

(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаются)

****

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

********

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

********

Замок

На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются)

Наверное, как и во многих семьях, в нашей заведена традиция читать перед сном. Важно не допустить, чтобы малыш засыпал в процессе, иначе он будет воспринимать чтение не как путешествие в сказочный мир, а как простой ритуал отхождения ко сну. Кроме этого, мы сами придумываем сказки именно для дочки. В каждом возрасте есть свои кризисы (кризис 1 года, 3-х лет, 7-лет, подростковый), в связи с этим мы вечером придумываем сказку, взяв за основу определенную проблему в поведении дочери. Важно, чтобы эта сказка была лишь тогда, когда ребенок успокоился и подзабыл какой-то конфликт. Также, сказка должна окончиться положительно, герой сказки понял свою ошибку и исправился. После таких сказок, я обязательно спрашиваю мнение Полины, а как она считает? а как бы она сделала? и, конечно, хвалю героя сказки за то, что он перевоспитался.

Сказка позволяет ребенку создать в своем воображении различные жизненные ситуации и попробовать по-разному вести себя в них. Вместе с героями сказок малыш учится быть внимательным, добрым, усидчивым, вежливым, сострадательным.

****

Кому же полезно семейное чтение? 

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать! (Валентин Берестов) 

Кому же полезно семейное чтение? Принято думать, что совместно проведенное время важно только лишь маленьким детям. Конечно, не умеющие еще читать малыши являются первыми благодарными слушателями. Но семейное чтение также необходимо и подросткам. Прежде всего, дети посредством литературы попадают зачастую в совершенно чужой и сложный для них мир взрослых. Многое им не понятно, а, следовательно, не интересно. Вот именно поэтому на помощь должны прийти родители. Нельзя рассматривать книгу для подростков как повод для воспитания, уметь не превращать совместные чтения в университет с зачетами и экзаменами. Это интернет и энциклопедии способ получения информации, а художественная литература – это средство общения между вами и ребенком, автором и читателем [1].

Несомненно, нужно читать вместе с детьми, какого бы возраста они ни были. Брать книжку, журнал, садиться всем вместе и читать вслух. Обсуждать прочитанное. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, вы создаете в семье атмосферу доброго общения, доверительной беседы. Возможно, тогда в наши дома вернется забытая и утраченная традиция семейного чтения.

Чтение – это привычка, к которой не привыкают, а заражаются.

Д.С.Лихачев

Своё выступление я хочу закончить таким стихотворением:

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Не всё в этом мире

Легко нам даётся,

И всё же упорный

И мудрый – добьётся

Того, к чему доброе

Сердце стремится:

Он клетку откроет,

Где птица томится!

И каждый из нас

Облегчённо вздохнёт,

Поверив, что мудрое

Время – придёт!

И мудрое, новое

Время – придёт!

(Н. Пикулева)

Скульптура Книга желаний в Ангарске

В прошлом году в Ангарске на Аллее любви появилась "Книга желаний".  Эту скульптуру Ангарск получил за победу в конкурсе на лучшее муниципальное образование. Книга отлита из чугуна. Весом она 540 килограммов. Цельнолитая, без кусков. Чтобы все сбылось, достаточно просто положить руку в уже подготовленное на книге место.

Список используемой литературы

[1]http://www.semya-rastet.ru/razd/tradicii_semejjnogo_chtenija/

[2]Цейтно́т (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда) — в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется. ru.wikipedia.org

[3]Автор: Т.В. Степичева,Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293

[4]Татьяна Маслова для сайта Учимся быть семьей ©

http://sem-obuchenie.ru/semejnoe-chtenie.html 

[5]Глухова Л.В., Либова О.С.  Традиции семейного чтения

http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm 

[6] (http://www.slovopedia.com/15/205/1541541.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции семейного чтения

Слайд 2

Памятник книге в Таганроге, Россия

Слайд 3

Кто там ножками стучит, Кто руками шевелит? Наше маленькое чудо, Наше маленькое чудо. Как тебе там в темноте? Как у мамы в животе? Наше маленькое чудо? Наше маленькое чудо! Что ты слышишь, наш родной? Что ты знаешь, золотой? Мы мечтаем поскорее Познакомиться с тобой. Ты и сам пока не знаешь Как мы ждем тебя, малыш, Ты ручонками толкаешь, Видно, что-то говоришь.

Слайд 4

Не спеши пока. Жди немножко. Подрасти еще нужно, крошка. Он придет, твой день. Он придет, твой час. И рожденья крик осчастливит нас. Молю тебя терпению, молю тебя терпению. Мой шепот, мое пение услышь. Твой близок день рождения, Прекрасный день рождения, Счастливый День Рождения, малыш!

Слайд 5

Мама мне читает книжку Про зайчишку и лисёнка... Я б послушал про войнушку , Только мама ведь - девчонка. Будет ей, наверно, скучно, Так, что даже зазевает. Ладно, завтра про войнушку На ночь папа почитает. А сегодня про зайчишку И про плюшевого мишку. Хоть про мышку, хоть про шишку - Всё равно, была бы книжка! А. Корнилов

Слайд 6

Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. Надин де Ротшильд Лучшая школа дисциплины есть семья . С.Смайлс Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание. Крупская Н. К . Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Слайд 7

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В. Сухомлинский

Слайд 8

Пальчики Этот пальчик — в лес пошёл. Этот пальчик — гриб нашёл. Этот пальчик — занял место. Этот пальчик — ляжет тесно. Этот пальчик — много ел, Оттого и растолстел.

Слайд 9

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!

Слайд 10

Котята У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.

Слайд 11

Апельсин Мы делили апельсин, Много нас, а он – один Эта долька – для ежа, Эта долька – для чижа, Эта долька – для котят, Эта долька – для утят, Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

Слайд 12

Замок На двери висит замок Кто его открыть бы смог? Потянули, Покрутили , Постучали И – открыли!

Слайд 13

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай ещё страницу». Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! Валентин Берестов

Слайд 14

Чтение – это привычка, к которой не привыкают, а заражаются. Д . С. Лихачев

Слайд 15

Читайте, мальчишки! Девчонки, читайте! Любимые книжки Ищите на сайте! В метро, в электричке И автомобиле, В гостях или дома, На даче, на вилле – Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Плохому не учат Любимые книжки! Не всё в этом мире Легко нам даётся, И всё же упорный И мудрый – добьётся . Того, к чему доброе Сердце стремится: Он клетку откроет, Где птица томится! И каждый из нас Облегчённо вздохнёт, Поверив, что мудрое Время – придёт! И мудрое, новое Время – придёт! Н. Пикулева

Слайд 16

Скульптура «Книга желаний» в Ангарске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс статей, заметок по теме «Семейное чтение». Конкурс эссе на тему «Присуди литературную премию…». Конкурс презентаций «Моя домашняя библиотека»

Конкурс статей, заметок по теме «Семейное чтение». Конкурс эссе на тему «Присуди литературную премию…». Конкурс презентаций «Моя домашняя библиотека»...

Методическая разработка классного часа Семейные традиции

Методическая разработка классного часа, проведенного в рамках Недели спец. "Технология продукции общественного питания".Рассматриваются кулинарные традиции семей студентов с представлением и дегустаци...

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ

Статья преподавателя колледжа "ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ"...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Статья:Фольклорное творчество, как путь становления семейных традиций и семейной культуры.

В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, в связи с высокой загруженностью родителей, многие дети не ощущают ценности сем...

Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.

Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...