план конспект урока
план-конспект урока по теме

Фаттахова Светлана Анатольевна

план конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_proizvodstvennogo_obucheniya.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока производственного обучения

Мастера производственного обучения Фаттаховой С.А.

Тема программы ПМ.07 «Приготовление сладких блюд и напитков»

 Тема урока: Технология приготовления желированных блюд: желе, мусс, самбук.

Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и операций

Цель урока: Сформировать умение, навыки у учащихся, технологически правильно готовить сладкие блюда и подавать, научить трудовым приемам.

Задачи урока:

- Научить учащихся организации рабочего места;

-  Научить правильной технологической последовательности выполнения трудовых приемов;

- Закрепить знания по приготовлению блюд;

- Приготовить сладкие желирующие блюда – желе, мусс, самбук;

- Правильно произвести отпуск блюд;

- Научить осуществлению контроля и самоконтроля качества приготовления;

- Выявить  ошибки и способы их  устранения;

- Научить соблюдению санитарно-гигиенических норм, технике безопасности при выполнении производственного задания.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметная связь: кулинария, калькуляция и учет, оборудование ПОП, физиология питания

1

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Оборудование: электрическая плита, электрический привод, взбивальный механизм, холодильник, весы, производственные столы.

Инвентарь, инструменты, посуда: Кастрюли, сито, дуршлаг, веселки, венчик, ложки разливательные, лотки для заливания желе, формы, креманки.

Сырье: Смородина красная, абрикосы, сахар, желатин, лимонная кислота, манная крупа, яйца.

Карточки-задания, карты самоконтроля, вопросы для самопроверки, кроссворд, технические карты. Таблица критериев оценок при проведении занятий и выполнение производственного задания.

Изучив тему, учащиеся должны:

Знать: Работу с нормативно-технологической  документацией, расчеты сырья, технологическую последовательность приготовления сладких желированных блюд желе, мусса, самбука.

Безопасные методы труда и организации рабочего места, требование качества, правила подачи, сроки хранения, санитарные требования и правила личной гигиены.

Уметь: Организовать рабочее место, обеспечивать безопасные условия труда, пользовать сборником рецептур,  самостоятельно вести технологический процесс приготовления, выявить недостатки и устранить их, эксплуатировать оборудование, инструменты, инвентарь.

Ход урока:

Организационный момент

  1. Проверка учащихся по журналу
  2. Проверка спец.одежды (соответствие требованиям техники безопасности, санитарии и гигиены)

2

  1. Проверка наличия инструментов и их исправности
  2. Назначение дежурного
  3. Разделения группы на звенья.

Вводный инструктаж

Целевая установка: Сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научаться).

Актуализация опорных знаний:

  1. Какие виды желирующх веществ известны? (крахмал, желатин, агар, агароид).
  2. Дайте характеристику желирующих веществ: крахмал, желатин, агароид? (крахмал готовят из картофеля, кукурузы. Порошок белого цвета, плохо растворимый в холодной воде. В горячей воде набухает – растворяется. Агароид - вырабатывается из черноморской красной водоросли)
  3. Как надо подготовить крахмал?(крахмал растворяют в кипяченой воде 1:4, t 20)
  4. Для чего и какого блюда используют крахмал, обоснуйте? (картофельный крахмал используют для приготовления фруктово-ягодных киселей, кукурузный- для молочных киселей, т.к. не дает синеватого оттенка)
  5. Какую посуду используют для подачи компотов, киселей? (в стаканах, чашках)
  6. Какова температура подачи напитков, выход блюда?(t 10 с массой 200 грамм)
  7. Каковы показатели качества компота из сухофруктов? (должен быть в стакане 1/3 от объема, фрукты- цвет светло-коричневый, вкус кисло-сладкий, аромат я блок, груш абрикос)
  8. Что необходимо предпринять, чтобы на поверхности киселя не образовалась пленка?(кисели защипывают сахаром или сахарной пудрой)
  9. Правила техники безопасности при работе с электрической плитой? (перед началом работы проверяют санитарное состояние жарочной поверхности плиты, заземление, исправность пакетных переключателей, конфорки должны иметь гладкую поверхность без трещин)

3

  1.  Техника безопасности при работе с холодильником? (необходимо соблюдать следующие правила: а) холодильное оборудование устанавливают в стороне от отопительных приборов, б) наружные стенки протирают, в) продукты укладывают воздушными зазорами, г) оттаивания инея осуществляется при толщине 4-6 мм)
  2. Техника безопасности при работе с электрооборудованием (проверить санитарно-техническое состояние, правильность сборки, включить механизм и проверить его на холостом ходу, по окончании работы машину отключают от сети, разбивают, моют, просушивают).

Проблемная ситуация:

- При приготовлении мусса или самбука был использован агар, в процессе взбивания масса быстро схватывалась, застывала, в последствии готовая продукция (мусс, самбук) давал трещины, грубое заветривание.

Причины: Агар имеет высокую температуру плавления, 1,5 раствор образует студень после охлаждения до 30-35С. Студень агара плотный, прозрачный, колкий.

Решение: 1) заменить агар на желатин, 2) количество агара необходимо рассчитывать во много раз меньше, чем желатина.

Формирование новых профессиональных знаний, навыков и умений.

Мастер рассказывает и показывает по наглядным пособиям трудовые приемы, технологию приготовления сладких желирующих блюд: желе, мусса, самбука; последовательность выполнения операций; способов контроля; ведется разбор документации письменного инструктирования (технологических карт).

 Рассмотрение типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения; объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности.

Проверка усвоения материала вводного инструктажа.

4

Учащиеся выполняют производственные задания:

. По заполнению технологических карт.

  1. Выписать продукты для приготовления 50 порций желе из свежих ягод, если масса одной порции 100 гр. (технологическая карта №1)

Технологическая карта №1

Наименование блюда: «Желе из плодов или ягод свежих»

Сборник рецептур 1998 г.

Раскладка № 1138

 Колонка по сборнику рецептур №

Выход 1000 г.

п/п

Сырье

Масса на 1 л, г

Масса нетто (кг) на количество порций

брутто

нетто

10

50

1

Клюква или:

смородина красная

смородина черная

147

149

143

140

140

140

2

Вода

850

850

3

Сахар

140

140

4

Желатин

30

30

5

Кислота лимонная

1

1

Технологические условия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполнить технологическую карту №2. Дать качественную оценку мусса, сравнить с требованиями к качеству.

5

Технологическая карта №2

Наименование блюда: «Мусс яблочный на манной крупе»

Сборник рецептур 1998 г.

Раскладка № 1148 ( и )

Выход 1000 г.

        

п/п

Сырье

Масса на 1000 г, г

Масса на 1 порцию, г

Масса на 20 порций, г

брутто

нетто

брутто

нетто

брутто

нетто

1

Яблоки

341

300

2

сахар

150

150

3

Крупа манная

80

80

4

Кислота лимонная

1,5

1,5

Выход

_

1000

_

_

Технологические условия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Произвести расчет продуктов для приготовления 20 порций самбука абрикосового, заполнить технологическую карту №3

        Технологическая карта №3

Наименование блюда: «Самбук абрикосовый»

Сборник рецептур 1998 г.

Раскладка № 1150 ( и )

Выход 1000 г.

6

п/п

Сырье

Масса на 1000 г, г

Масса на 1 порцию, г

Масса на 20 порций, г

брутто

нетто

брутто

нетто

брутто

нетто

1

Абрикосы

или курага

756

250

756

250

2

Вода (для желатина)

или абрикосовое пюре

420

500

420

500

3

Сахар

200

200

4

желатин

15

15

5

Яйца (белки)

2 шт.

48

6

Кислота лимонная

1

1

Выход

_

1000

_

150

_

_

Технологические условия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. Отвечают на вопросы (работа с карточками-заданиями).

Карточка-задание №1

  1. Почему сладкие блюда не могут быть основными в рационе и подают их обычно на десерт?
  2. Какие желирующие вещества используют для приготовления сладких блюд?
  3. Каким образом можно осветлить желе?

Карточка-задание №2

  1. Назовите ассортимент сладких блюд?
  2. Что нужно предпринять, чтобы при тепловой обработке сохранить естественную окраску и витаминную ценность ягод сладких блюд?
  3. При какой температуре взбивают мусс?        

7

Карточка-задание №3

  1. Назовите ассортимент желированных сладких блюд?
  2. Объясните, в чем отличие мусса от желе, самбука от мусса?
  3. При какой температуре взбиваю самбук?

Проблемный вопрос для всей группы:

Для приготовлении желированных блюд используют различное количество желатина: желе – 30 гр., мусс - 25 гр., самбук - 15 гр. Объясните с технологической точки зрения возможность уменьшения нормы желатина?

Выдача учащимся заданий по приготовлению блюд, распределение их по рабочим местам.

Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся.

Цель: Формирование  практической деятельности учащихся по приготовлению желированных блюд.

 Последовательность технологических операций для приготовления желе из красной смородины:

Операция №1:

 Организация рабочего места

 Прием продуктов

А) Подбирают посуду, инвентарь, инструменты

Б) Получают продукты и взвешивают их

Операция №2:

 Подготовка продуктов

А) Замачиваю желатин, воды  желатина в 8, 10 раз на 1-1,5 часа

Б) Чистую смородину отпаривают, протирают через сито, отжимают сок

В) Сок хранят в холодильнике в неокисляющейся посуде

8

Операция №3:

 Приготовление отвара, сирова

А) Мезгу заливают водой (1:6) варят 5 минут

Б) Процеживают, добавляют сахар, нагревают до кипения

Операция №4:

 Введение в сироп желатина

А) Набухший желатин откидывают на марлю и отжимают

Б) Вводят горячий сироп, растворяют при помешивании доводят до

кипения, процеживают.

Операция №5:

 Добавление ягодного сока

А) В сироп с желатином добовляют ягодный сок, лимонную кислоту (при

 необходимости)

Операция №6:

 Охлаждение

А) Желе охлаждают до темпертуры окружающего воздуха

Б) разливают в охлажденные формы и в холодильнике оставляют на 1-2

 часа при t 8.

Операция №7:

 Отпуск

А) Форму с желе на 2/3 объема погружают на несколько секунд в горячую

воду, встряхивают и выкладывают желе в креманку или вазочку.

Б) Украшают ягодами, сливками.

9

 Последовательность технологических операций для приготовления «Мусса яблочного на манной крупе»

Операция №1:

 Организация рабочего места

 Прием продуктов

А) Подбирают посуду, инвентарь, инструменты

Б) Получают продукты и взвешивают их

Операция №2:

 Подготовка продуктов

А) Я блоки моют, удаляют сердцевину, нарезают

Б) Манную крупу просеивают.

Операция №3:

 Приготовление отвара и пюре

А) Яблоки варят, протирают, отвар процеживают

Б) Яблоки соеденияют с отваром, сахаром, лимонной кислотой, доводят до

 кипения.

Операция №4:

 Введение манной крупы

А)Крупу вводят тонкой струйкой

Б) Варят 15-20 минут помешивая

Операция №5:

 Охлаждение и взбивание

А) Полученную смесь охлаждают t 30

10

Б) Взбивают на холоде до получения густой однородной пенистой массы

Операция №6:

 Разливание и охлаждение

А) Массу разливают в формы, вазочки, креманки

Б) Охлаждают 1 час

 Последовательность технологических операций для приготовления

 «Самбука абрикосового»

Операция №1:

 Организация рабочего места

 Прием продуктов

А) Подбирают посуду, инвентарь, инструменты

Б) Получают продукты и взвешивают их

Операция №2:

 Подготовка продуктов

А) Желатин замачивают

Б)Абрикосы моют

В) Курагу замачивают для набухания

Г) Яйца обрабатывают, отделяют белок от желтка и хранят  в холодильнике

Операция №3:

 Приготовление пюре из абрикосов

А) Абрикосы варят до размягчения, протирают

Б) Курагу варят, протирают

В) В пюре вводят сахар охлажденные белки, лимонную кислоту.

11

Операция №4:

 Взбивание массы

А) Массу взбивают до увеличения в объеме в 2-3 раза на холоде

Операция №5:

 Введение желатина

А) набухший желатин с водой нагревают помешивая до t 50

Б) Растапливают и вливают тонкой струйкой в самбук, продолжая

взбивание

В) Взбитую массу разливают в формы и охлаждают.

Требование к качеству блюд

Блюдо

Внешний вид

вкус

форма

Консистенция

Желе

Цвет соответствует используемому продукту. Прозрачное или не может быть не прозрачным

Сладкий с ароматом продуктов входящих в рецептуру

Соответствует форме, в которой его приготовляли

Однородная, студнеобразная слегка упругая

Самбук абрикосовый

Цвет соответствует используемому продукту.

Сладкий с кисловатым привкусом и запахом абрикосового пюре

Квадратная или треугольная с волнистыми краями

Однородная, пышная масса, мелкопористая слегка упругая

Мусс яблочный

Цвет соответствует используемому продукту. Белый или слабо желтый

Сладковатый, слегка кисловатый привкус

Квадратная или треугольная с волнистыми краями

Мелкопористая, нежная, однородная, слегка упругая, пышная

Инструкционные указания учащимся по приготовлению блюд, что может повлиять на качество блюда и как можно устранить ошибки, дефекты.

  1. Не в коем случае нельзя готовить желе в алюминиевой посуде, т.к от алюминия оно меняет вкус

12

  1. Для желе лучше применять формы с тонкими стенками, желательно с  отверстиями в середине в виде трубочки, тогда содержимое в форме застывает ровнее
  2. Чтобы не было комочков, дно посуды должно быть теплым
  3. При набухании желатин увеличивается в весе в 6-8 раз. Это следует учитывать при определении необходимого количества воды.
  4. Если смесь получается мутноватой, ее осветляют яичным белком. Белок разводят ровным объемом холодной воды, вливают в смесь, доводят до кипения и затем процеживают. В этом случае желатина требуется несколько больше, чем на не осветленное желе
  5. Мусс нельзя взбивать в алюминиевой посуде – от этого изменяется его цвет, появляется привкус металла.
  6. Если при приготовлении мусса, желе взбить теплым то пена не образуется или образуется в малом объеме. Желе необходимо охлодить до t 30 и взбивание должно быть интенсивным
  7. При застывании мусса, чтобы не образовался слой желе в нижней части, его необходимо интенсивно взбивать и сразу охлаждать.

Мастер осуществляет текущий инструктаж.

Целевые обходы:

 Проверка правильности организации рабочего места каждого учащегося

 Наблюдение за деятельностью обучающихся

 Контролирование правильности выполнения трудовых приемов и операций, при необходимости индивидуальное инструктирование и показ

 Индивидуальное инструктирование отстающим учащимся, дополнительное

задание, наиболее успевающим учащимся.

 Наблюдение за деятельностью обучающихся с целью контроля соблюдения

правил техники безопасности и санитарных правил.

13

 Проверка состояния рабочих мест, инвентаря, оборудования.

 Прием и оценка качества выполненных работ. Бракераж готовых блюд,

проверить аккуратность  и правильность ведения самоконтроля.

Учащиеся заполняют карточки самоконтроля.

Карточка самоконтроля

Ф.И.О. обучающегося

Блюдо

Требование к качеству

Организация рабочего места

Соблюдение

Техники

безопасности

Личная

Гигиена

Соблюдение

Санитарных

норм

Общая оценка

Внешний вид

вкус

консистенция

форма

Выход подача

Желе

Мусс яблочный на манной крупе

Самбук абрикосовый

Заключительный инструктаж

Цель: Выявить уровень сформированности практических умений и навыков по приготовлению желированных сладких блюд.

Мастер проводит анализ производственной деятельности группы:

 Подводит итоги за день, анализ работы каждого учащегося

 Анализирует заполненные карточки-самоконтроля

 Разбирает типичные ошибки, дает анализ наиболее характерным недочетам в работе учащихся, указывает пути и методы их устранения

14

 Заполняет на каждого учащегося таблицу с критериями оценивания выполнения практических приемов и операций

Критерии оценивания выполнения практических приемов и операций.
№ 1 Организация труда и рабочего места кондитера ……………………………………………5 баллов
№ 2 Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ …………….5 баллов
№ 3 Соблюдение санитарных правил ………………………………………………………………….. .5 баллов
№ 4 Соблюдение технологии приготовления желированных блюд……………………15 баллов
№ 5 Трудовые приемы и методы приготовления мусса, самбука, желе ……………10 баллов
№ 6 Качество блюд ………………………………………………………………………………………………. 10 баллов
Итого: …………………………………………………………………………………………………………………….. 50 баллов

 Сообщает оценки и обосновывает их

 Демонстрирует лучшие работы, отмечает кто из учащихся добился отличного качества в работе

 Подведение итогов занятия в целом.

Домашнее задание:

  1. Составить технологические карты на яблочную шарлотку, яблоки в тесте жаренные
  2. Повторить пройденный материал по теме горячие сладкие блюда.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

предлагаемый урок рекомендуется для проведения в группах Iкурса СПОТема урока: Asking the Way...

План-конспект урока по методике развития деского изобразительного творчества

Предлагаемый учебный материал посвящён теме "Методика обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста". Урок носит практический характер и направлен на закрепление знаний учащихся по данн...

План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"

Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель  детского образовательного учреждения с правом работ...

План-конспект урока "Социальный плакат"

дисциалина: Дизайн и рекламные технологиитему: Социальный плакатплан-конспект урока+презентацияпреподаватель ГАОУ СПО РК  Индустриальный колледжСавинова Кристина Евгеньевна...

План-конспект урока русского языка

Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....

План-конспект урока в 7 классе. Тема Повторительно-обобщающий урок "Введение в историю"

повторение и закрепление изученного  материала по первому разделу....


 

Комментарии

Амандосова Лаззат Умиржановна

Спасибо, за конспект!