Материалы по профессиональному развитию педагога
материал по теме

Заварзина Татьяна Геннадьевна

В данном разделе предлагаются материалы и рекомендации по различным направлениям профессионального развития педагога в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_sozdaniya_ep.doc61.5 КБ
Файл ippr_zavarzinoy_ok_-_kopiya.rar308.01 КБ
Office presentation icon proektirovanie_ippr_pedagoga.ppt429 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное учреждение среднего

профессионального образования

Бурятский республиканский педагогический колледж

Кафедра иностранных языков

 

Т.Г. Заварзина

Создание электронного портфолио

преподавателя

Методические рекомендации

Улан-Удэ  2010

Утверждено к печати решением

научно-методического совета БРПК

Рецензент:

Э.С. Алешина,

к.п.н., заместитель директора БРПК по НМР

            Создание электронного портфолио преподавателя: Методические рекомендации /Сост. Т.Г.Заварзина. - Улан-Удэ: БРПК, 2010.—11с.

         Данные рекомендации разработаны в помощь преподавателям и студентам, работающим над созданием собственных портфолио.

© Бурятский республиканский

педагогический колледж,2010

Заварзина Т.Г., составл., 2010

Пояснительная записка

Сегодня государство предпринимает серьезные попытки перестройки системы образования, а именно создание единой образовательной информационной среды. Однако образовательный процесс носит индивидуальный характер, поэтому нас интересует уникальная среда педагогической деятельности, которая формируется в соответствии с определенными целями, достигнутыми успехами, профессионализмом конкретного педагога. Такой средой, на наш взгляд, может стать портфолио преподавателя.

Портфолио преподавателя   - это средство мониторинга профессионального роста, отражающее уровень его компетентности и конкуретоспособности; систематизированная коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса.

Электронный портфолио преподавателя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределенных информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т. д.

По мнению Н. А. Оганесянц, «учитель может собирать портфель на разных ступенях своей профессиональной биографии — от студенческого периода до квалифицированного уровня. Портфолио(портфель) обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке ... профессиональное развитие учителя».

Виды и функции портфолио

В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций выделяют несколько видов профессионального портфеля:

1)портфель развития (developmental) — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе преподавателя и накопления им опыта в течение определенного времени;

2)отчетный портфель (product) — свидетельствует о достижении преподавателем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

3)демонстрационный портфель (showcase) — это коллекция лучших работ. Данный портфель используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида портфеля представляют собой «целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе организации портфеля. Для портфеля развития целью является показать прогресс в формировании умений преподавателя. Отчетный портфель демонстрирует использование специфической педагогической стратегии. Демонстрационный портфель концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя».

В нашем представлении электронный портфель преподавателя — это целостность, представляющая собой совокупность различных разделов (общие сведения, самоанализ профессиональной деятельности, учебно-воспитательная работа, учебно-методическая, информационно- методическая работа, научно-исследовательская и инновационная деятельность, воспитательная деятельность классного руководителя) и разнообразных видов работ, отражающих все стороны его педагогической деятельности.     В программно-методическом комплексе отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как преподавателя, так и студентов.

Требования к электронному портфолио:

1) целеполагание — отбор материалов должен адекватно отвечать целям деятельности;

2) обновляемость — своевременное обновление методических и педагогических программных средств, государственных документов, творческих заданий, тестовых материалов, интернет -ссылок на образовательные сайты и порталы;

3) полноту — подбор материала должен проводиться по всем направлениям деятельности как преподавателя, так и студентов;

4) разнообразие распределенных информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, научно-методических материалов, отвечающих всем сторонам деятельности преподавателя и его  учеников;

5)  индивидуальность — электронный портфель должен отвечать личному видению преподавателя содержания методического и программного обеспечения учебного процесса, методике его проведения на основе государственных образовательных стандартов;

6) творчество — отражается творческий подход к своей педагогической деятельности и подготовке учеников (олимпиады, конкурсы, проекты и др.);

7) научность — создание электронного портфеля должно отражать современные достижения науки и техники в сфере образования.

При создании и наполнении электронного портфеля от преподавателя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогические требования, эргономические требования  и  требования дизайна, программно-технологические и др.).

Создание портфеля

Для создания электронного портфеля можно использовать различные инструментальные программные средства — Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver, Macromedia Flash и др., можно обойтись и набором стандартны[ программ Microsoft Office: MS Word, Excel, PowerPoint.

На наш взгляд, наибольшую важность при наполнении электронного портфеля содержанием представляют такие принципы дидактики, как научность, последовательность, системность, доступность, наглядность, интерактивность, ориентированность на самостоятельную деятельность учащихся и т. д., освещенные в работах И. В. Роберт, Л. X. Зайнутдиновой, Н. В. Апатовой.

При наполнении электронного портфеля содержанием необходимо уделять внимание отбору, представлению и обновлению аккумулируемых для обеспечения и организации педагогической деятельности материалов: целостности представления материала по различным темам; четкой структуризации и систематизации; глубине и качеству проработки; грамотности изложения; аккуратности и эстетичности оформления; систематичности и регулярности обновления.

При наполнении программно-методического комплекса содержанием следует учитывать, что одним из важнейших направлений внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс является использование компьютерных средств обучения (КСО): электронных учебных пособий, компьютерных тестовых заданий, мультимедийных демонстрационных и обучающих программ. КСО позволяют создавать определенные педагогические условия подготовки будущих учителей, формируют навыки самостоятельной работы, познавательной активности, творческого поиска под управлением единого программного средства, которым может стать «Электронный портфель».

Под компьютерными средствами обучения мы понимаем программные средства учебного назначения, отвечающие основным дидактическим принципам организации образовательного процесса, построенные на основе достижения наук (психологии, педагогики, информатики и др.), реализующие часть функций педагога и обеспечивающие интерактивное управление познавательной деятельностью обучающихся.

Многие авторы используют в качестве синонимов КСО следующие понятия: педагогические программные средства, компьютерные обучающие программы, программное обеспечение учебного назначения, компьютерные программы учебного назначения, компьютерные программы педагогического назначения и др.

На наш взгляд, значительно больший дидактический эффект при организации образовательного процесса может быть достигнут в случае, если все это будет собрано в электронный портфель. Причем преподаватель  может использовать как самостоятельно созданные КСО, так и лучшие разработки других педагогов, специалистов IТ-технологий.

Примерные разделы дидактического портфеля:

  1. Программы, календарно-тематические планы
  2. Учебники, учебно-методические пособия
  3. Разработки уроков, лекций по разделам (в т.ч. мультимедийные)
  4. Кодограммы
  5. Видеотека
  6. Медиатека:
  1. Электронные учебники
  2. Интерактивные репетиторы, тренажеры
  3. Лабораторные работы
  1. Поурочное компьютерное тестирование

Веб-портфолио преподавателя и студента

Веб–портфолио преподавателя может включать портфель общепрофессиональных достижений, методический портфель, портфель процесса и портфель результатов профессиональной деятельности.

В состав портфеля общепрофессиональных достижений преподавателя: предыдущая квалификационная категория, срок ее действия; образование, ученая степень или звание (если имеется); когда была получена ученая степень или звание, какой теме было посвящено научное исследование; общий трудовой стаж; стаж работы в должности, по которой преподаватель проходит аттестацию, стаж работы в данном учреждении, система повышения квалификации и переподготовки за последние 5 лет; награды.

Портфолио процесса отражает все фазы и этапы профессионального роста преподавателя. Позволяет показать процесс самообразовании преподавателя, научно-экспериментальной деятельности, включает научные статьи, исследования, свидетельства о повышении квалификации, демонстрирует процесс осмысления собственного профессионального опыта и включает различные формы самоотчета и самооценки.

Методический портфель несет в себе информацию о методической квалификации преподавателя. В него включаются методические разработки, публикации, авторские программы, инновационные технологии, доклады, сообщения, дидактические материалы к урокам, обеспечение самостоятельной работы студентов по преподаваемым дисциплинам.

Методические разработки, оформленные в виде книг, учебно-методических пособий, переводятся в электронный вид для размещения в веб-портфолио, могут служить обеспечением дистанционного обучения. Электронные учебно–методические пособия могут включать электронные тренажеры, которые позволяют не только проверить знания по изученному материалу, но и формируют ключевую компетенцию информационных технологий.

Портфель результатов профессиональной деятельности преподавателя отражает уровень обученности студентов в динамике, результаты срезов знаний, проведенных в ходе аттестационного обследования, индивидуальные достижения студентов в межаттестационный период педагога, фамилии призеров и победителей городских, областных конкурсов профессионального мастерства, олимпиад, сведения о поступлении выпускников педагога в ВУЗы по профилю предмета.

Портфолио студента - это средство мониторинга достижений и рефлексии, сосредотачивающее в себе образовательные результаты. Включает личные данные, рабочий портфель, портфель соответствия выбранной профессии, портфель сформированности профессиональных намерений.

В личный портфель студента помещаются сведения о его обучении в общеобразовательном учреждении, о его семье, другие личные данные.

В веб-портфеле сформированности профессиональных намерений отражаются результаты исследований: уверенность в выбранной профессии, отношение к профессии, устойчивость мотивации к профессии, планы на будущее.

В рабочем веб – портфеле студента размещаются материалы, демонстрирующие его компетентность, достижения в различных предметных областях (оценки обучения, курсовые проекты, отчеты по практике, его творческие работы, участие в веб – квестах; другие достижения.

В портфель соответствия выбранной профессии направляются заключения, рецензии, отзывы, профессиональные резюме, результаты конкурсов профессионального мастерства, участия в проектной деятельности.

Таким образом, образовательное веб-пространство обеспечивает постоянное наблюдение за образовательным процессом с целью выявления его соответствия ожидаемому результату. Системный мониторинг образовательного процесса позволяет систематизировать накопленные данные о результатах обучения студентов в течение нескольких лет, начиная с поступления в колледж и до выпуска, оценить результаты достижений студентов, изучить динамику уровня сформированности профессионального самоопределения студентов. В ходе мониторинга образовательной среды отслеживается успешность профессионального обучения:

  1. изменения уровня и качества подготовки студентов каждой группы в течение нескольких лет обучения.
  2. изменения уровня и качества подготовки студентов учебных групп по каждой из преподаваемых учебных дисциплин;
  3. изменение отношение студента к выбранной профессии на протяжении обучения в колледже;
  4. что является наиболее значимым в выбранной профессии;
  5. динамику степени удовлетворенности выбранной профессией и специальностью;
  6. динамику степени удовлетворенности учебным заведением, функциональным содержанием учебно-образовательного процесса;
  7. как изменяются профессиональные планы студентов по мере накопления знаний профессии;
  8. влияние квалификации преподавателей на уровень и качество подготовки студентов по учебной дисциплине;
  9. совпадает ли самооценка выпускника с результатами контрольных исследований.
  10. как изменяется степень уверенности в овладении профессией.

Накопление результатов в течение нескольких лет обучения может реально решать задачи прогнозирования в образовательном процессе, своевременно корректировать ситуацию и оптимизировать процесс обучения со стороны административного и преподавательского состава.

За время создания и наполнения электронного портфеля преподаватель  приобретает опыт профессионального роста, совершенствует уровень своего профессионального мастерства, формирует готовность к работе в компьютерных средах обучения.

Наличие электронного портфеля у студента является  одним из педагогических условий формирования профессиональной подготовки будущего учителя, отражает уровень его подготовленности к осуществлению педагогической деятельности.

Таким образом, электронный портфель создает условия для самореализации и самовыражения преподавателя и студента, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

Источники:

  1. http://www. prosv-ipk.ru/demo/183840 – Internet- школа ИПК
  2. http://iteach.arpteka.ru/forum/eproekt/m_7p1v.html - Веб-портфель учителя - телекоммуникационный проект. Intel - Teach to the future.
  3. http://www.hde.ru/prof_metod.html - О различных вариантах моделей "портфеля образовательных достижений" ("портфолио") выпускников основной школы
  4. http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm - Концепция электронного портфолио Полилова Т.А., вед. научный сотрудник МИОО



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Статья раскрывает некоторые аспекты сотрудничества преподавателей педагогического колледжа и студентов старших курсов колледжа в рамках профессионального развития....

Индивидуальная программа профессионального развития педагога на 2015 -2020 г.г.

Индивидуальная  программа профессионального развития мастера производственного обучения на 2015 -2020 г.г....

Траектория профессионального развития педагога.

Траектория профессионального развития педагога....

Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год

Индивидуальный план профессионального развития педагога на 2018-2019 учебный год...

Доклад на тему: "Инновационная деятельность как условия профессионального развития педагога"

Современное обучение ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность.  ...

«Профессиональное развитие педагога определяет темп и характер развития образования»

Ключевой фигурой в реформе образования является педагог, поэтому темп и характер модернизации образования зависит в первую очередь от педагогических кадров. В условиях социально-экономических перемен ...