АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
статья на тему

Щербакова Ольга Владимировна

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_studentov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Процесс адаптации студентов в колледже непосредственно связан с социальными изменениями в современном обществе различных аспектов жизнедеятельности. Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

В психолого-педагогической литературе адаптация трактуется как многосторонний динамичный процесс, обусловленный взаимодействием психологических, социально-психологических, субъективных и объективно- социальных факторов. Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений. Будем определять адаптацию как процесс включения студента в новую среду.

При первом знакомстве с группой классный руководитель выясняет, что знают студенты о выбранной профессии, как к ней относятся, кто из родственников связан с сельским хозяйством и каких успехов достигли. Определяет, на кого будет можно потом положиться, кто может помочь.

При выборе актива группы и распределении обязанностей создаются комиссии:

- историко-патриотическая – знакомить приезжих студентов с достопримечательностями нашего города;

- учебно-воспитательная – ведется персональный учет успеваемости, подведение итогов учебы и посещаемости;

- спортивная – приобщение к ведению здорового образа жизни, укрепление физической и нравственной закалки молодежи;

- культурно-массовая – организация активного отдыха студентов;

- трудовая – поддержание порядка в колледже, общежитии и близлежащей территории.

Процессы адаптации происходят постоянно, т. к непрерывно возникают изменения и в условиях нашего существования, и в нас самих. Наши студенты попадают иногда под несколько вариантов адаптации:

- адаптация сельского жителя в городе,

- вживание в иную культурную среду,

- необходимость в которой возникает в результате смены обстановки при поступлении в колледж,

- новый коллектив,

- проживание в общежитии,

- переезд из Москвы в Коломну,

- любовь.

Для нас должны быть значимыми все варианты адаптационного процесса, которые связаны с резкой ломкой стереотипов вчерашних школьников при вступлении в новую для них социальную среду с новым статусом - студента.

Очень важным элементом является первый выход на сельхозработы, на уборку урожая. Здесь проявляется комплекс воспитательных моментов. Для одних - это первое знакомство с тяжелым физическим трудом, с сельскохозяйственным производством. Для других - возможность показать себя, свои способности, выделиться среди остальных.

Формирование первых профессиональных умений и навыков, отношения к выполнению, понимания важности и необходимости этой работы. Отношение к труду не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится проявлять свои способности классному руководителю. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для студента, это часть образовательного процесса.

Студенчество определяется как мобильная социальная группа, цель деятельности которой - организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей.

На этапе вхождения в новую социальную среду общения с окружающими людьми происходит адаптация личности к определенным образцам поведения, действующим в данной микросфере, подчинение требованиям и контролю.  

Студенчество является самой веселой и важной частью в жизни каждого человека. Это переход от беспечного школьника к самостоятельному человеку, уверенного в себе и отвечающего за свои поступки.

И в этот момент самое главное выбрать правильный путь и не свернуть на скользкую тропинку. Во всех ситуациях оставаться твердым, решительным и принимать правильные решения, независимо от обстоятельств.

У нынешних студентов очень много проблем и много соблазнов. Самые страшные соблазны - это курение, алкоголь. Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегать к легкому, как им кажется, решению проблемы, расслабиться и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.  

Общение является составной частью учебной деятельности, кроме того, потребность в неформальном общении со своими сверстниками, понимании и признании в среде составляет отличительную особенность юношеского возраста.

Мы видим, что период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, а также возникновение ряда трудностей студентов, таких как:

- отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива,

- неопределенность мотивации выбора профессии,

- неумение регулировать поведение, усугубляемое отсутствием контроля со стороны родителей,

- отсутствие навыков самостоятельной работы,

- неумение конспектировать, писать лекции, работать с книгой,

- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях,

- налаживание быта самообслуживания при переходе из домашних условий в общежитие.

Основной трудностью, возникающей на первых порах пребывания в студенческом коллективе, является неумение общаться и налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

На первых классных часах проводится тестирование. Цель тестирования - определение степени сознательности, гражданственности, зрелости студентов.

1-й курс - это особый курс, здесь происходит проверка сил, способностей, настойчивости студентов в овладении знаниями, умениями, выявляется уровень нравственных и волевых качеств и навыков общения. Адаптируясь, студент выбирает поведение к конкретным событиям. Результатом адаптации становится изменение личностных черт.

К трудностям адаптации сами студенты 1 курса относят:

- не проявление инициативы, ощущение стеснения и неуверенности в новом коллективе,

- утомление и нервное перенапряжение,

- большой объем и трудное усвоение материала,

- резкое увеличение нагрузки.

Студенты старших курсов отмечают, что им помогло в свое время справиться с этими проблемами: умение общаться, сложившиеся в группе отношения, умение вести себя в коллективе, работа классного руководителя, подготовка и участие в общих мероприятиях, спортивные секции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации студентов нового набора к обучению в колледже

Материал для программы «Адаптация» (программа колледжа, план психолога, вариант анкеты, результаты опроса)....

Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов

Статья. Психологическое сопровождение процесса адаптации студентов....

Социальная адаптация студентов-первокурсников

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в новом учебном заведении. Это процесс «вхождения» вчерашнего школьника в нову...

Адаптация студентов-первокурсников

Опыт нашей работы с первокурсниками в большей степени позволяет достигать результативности в их адаптации, успешно сданная сессия позволяет это предположить....

Адаптация студентов в условиях общежития.

Процесс профессионального обучения в колледже и адаптация студентов к новым условиям обучения и проживания в общежитии, последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. В связи с э...

Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....