Программа по литературе для СПО
рабочая программа по теме

Гавриленко Валентина Ивановна

Программа по литературе включает в себя произведения, изучаемые в школе в 10-11 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_doshk.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

=== Литература ===


ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ





государственное бюджетное образовательное учреждение



среднего профессионального образования 



«КЛИНЦОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



























Р А Б О Ч А Я     П Р О Г Р А М М А





дисциплины   «ЛИТЕРАТУРА»







для специальности 050704 «Дошкольное  образование»













































2013 г.






ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных, общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

председатель _______________

                                 Н.В.Ларченко

Составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования



Заместитель директора по УВиНМР



     _______________Е.В.Панасюго

Составитель:         В.И. Гавриленко – преподаватель ГБОУ СПО КСПК

                                

Рецензенты:                              

О.П. Каплун - преподаватель  ГБОУ СПО «Технологический техникум» г. Клинцы

                                             

Е. И. Кривонос - преподаватель  ГБОУ ССПО «Клинцовский

                             социально--педагогический колледж»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа «Литература» разработана на основе примерной программы (авторы: Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент, под общей редакцией Тодорова Л. В.; одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» в 2008 году).

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы студентов:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и Интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- чтение текста художественного произведения;

- составление плана текста, выписка из текста;

- составление плана ответа;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка к выступлению на семинаре;

- подготовка и участие в деловых играх.

            При организации контроля используются такие его формы, как сочинения студентов, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, литературные викторины и т.д.

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

знать/понимать:

  •   образную природу словесного искусства;
  •   содержание изученных литературных произведений;
  •   основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  •   основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  

         направлений;

  •   основные теоретико-литературные понятия;
  •    художественное, историческое и общественное значение литературного произведения

         в   связи с общественно-политической обстановкой эпохи;

  •    идейное богатство, высокие художественные достоинства русской литературы и ее

         мировое значение;

  •    идейно-художественную сущность современной литературы;
  •    общие закономерности историко-литературного процесса.

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм  

    русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их

    эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы; историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений; сведения по стилистике и культуре речи.

Изучение курса заканчивается экзаменом  во 2 семестре. В экзаменационной работе выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки обучающихся по литературе. В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение обучающихся определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса. Общая структура первых двух частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание обучающимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности.

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 11 заданий:

9 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

2 заданий (C1, С2), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:

5 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;

2 заданий (C3, С4), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины. Следование предложенному алгоритму работы позволяет обучающимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 3 работы требует от участников экзамена полноформатного развернутого высказывания на литературную тему. Обучающимся предлагается 3 вопроса (C5.1–С5.3: 1 – по произведениям литературы первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям XX в. Обучающийся выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает обучающемуся возможность выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения.

Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);

различные виды пересказа (С5);

определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру (В1–В12);

анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);

письменные интерпретации художественного произведения (С1–С5);

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического

содержания произведения (все типы заданий);

самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1–С5);

написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (С2, С4).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом частей 1 и 2 экзаменационной работы обучающийся получает 1 балл. Ответ, содержащий набор цифр, следует считать правильным, если все цифры приведены верно, с соблюдением указанной последовательности.

Оценка выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа, определяется экспертным путем. Задания С1 и С3 оцениваются по одному критерию: «Точность и полнота ответа». За успешное выполнение каждого из заданий С1 и С3 экзаменуемый получает максимально по 3 балла.

Задания С2 и С4 оцениваются по аналогичному критерию, но с большей детализацией. За успешное выполнение каждого из заданий С2 и С4 экзаменуемый получает максимально по 3 балла.

Задание части 3 (С5) оценивается по пяти критериям: «Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении суждений», «Уровень владения теоретико-литературными знаниями», «Обоснованность привлечения текста произведения», «Последовательность и логичность изложения», «Следование нормам речи». Максимальный балл по каждому из критериев – 3; максимальный балл за выполнение задания С5 –15 баллов. Задание С5 считается невыполненным, если экзаменуемый, отвечая на вопрос, по первому (главному) содержательному критерию получает 0 баллов (задание дальше не проверяется).

В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом составляет 39 баллов.

Оценка «5» - от 39 до 35 баллов;

оценка «4» - от 34 до 28 баллов;

оценка «3» - от 27 до 20 баллов;

оценка «2» - 19 баллов и меньше.

Продолжительность экзамена по литературе

Продолжительность экзамена по литературе – 4 часа (240 мин.). Рекомендуется отвести на выполнение частей 1 и 2 работы (анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения и стихотворения) 2 часа, на выполнение части 3 – также 2 часа.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование

разделов

Максимальная

учебная

Количество аудиторных часов

при очной форме обучения

Самостоятельная

работа студента

и тем

нагрузка

студента

Всего

Лабораторные

работы

Практич.

занятия

Литература 19 века

Введение

2

2

Русская литература первой половины XIX века

32

18

4

14

Литература второй половины XIX века

107

74

15

33

Зарубежная литература (обзор)

1

1

                                     ИТОГО:

142

95

19

47

Литература 20 века

Введение

2

2

Русская литература на рубеже веков

12

8

2

4

Поэзия начала XX века

25

15

3

10

Литература 20-х гг. (обзор)

17

10

2

7

Литература 30-х - начала 40-х гг. (обзор)

25

15

3

10

Литература русского Зарубежья

7

5

1

2

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

20

15

3

5

Литература 50 -  80-х годов (обзор)

29

25

5

4

Русская литература последних лет (обзор)

5

2

1

3

Зарубежная литература (обзор)

3

1

2

Произведения для бесед по современной литературе

5

2

3

ИТОГО:

150

100

20

50

ВСЕГО:

292

195

39

97

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение. Русская литература первой половины XIX века

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

Практическое (семинарское) занятие № 1:

Выявление главных черт романтизма – ведущего направления русской литературы 1-й половины XIX века.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье».

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.

Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

Теория литературы: Элегия.

Практическое занятие № 2:

Определение эволюции темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…».

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

Практическое (семинарское) занятие № 3:

Расширение знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Выявление основных тем и мотивов лирики.

Практическое занятие № 4:

Интерпретация стихотворений А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Н.В. Гоголь. Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев).

Теория литературы: Романтизм и реализм.

2. Русская литература второй половины XIX века

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А.Н. Островский. Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал.

Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».

Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

Теория литературы: понятие о драме.

Практическое (семинарское)занятие № 5:

Ознакомление со сведениями из биографии А.Н. Островского. Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Практическое занятие № 6:

Выявление роли персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Теория литературы: социально-психологический роман.

Практическое  занятие № 7:

Актуализация знаний по теме: «И. А. Гончаров. Жизнь и творчество». Выявление особенностей композиции романа «Обломов».

Практическое (семинарское) занятие № 8:

Сравнение оценок критиков романа «Обломов» (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

И.С. Тургенев. Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.

Практическое занятие № 9:

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

А.А. Фет. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…»,  «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

А.К. Толстой. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…». 

Практическое занятие № 10:

Проведение сравнительного анализа лирики Тютчева, Фета, Толстого.

Н.А. Некрасов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Практическое занятие № 11:

Показ нравственной проблематики поэмы, авторской позиции.

Н.С. Лесков. Сведения из биографии.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.

Практическое занятие № 12:

Нахождение особенностей повествовательной манеры Н.С. Лескова.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.

«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).

Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

Практические занятия № 13, 14:

Выявление социальной и нравственно-философской проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Выявление авторской позиции в романе.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

Практические занятия № 15, 16, 17:

Показ духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова,  Наташи Ростовой. Определение художественных особенностей романа. Выявление идейных исканий Толстого.

Актуализация мирового значения творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

А.П. Чехов. Сведения из биографии.

«Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

Практические занятия № 18, 19:

Выявление новаторства Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа.

Показ символичности пьесы «Вишнёвый сад».

3. Зарубежная литература (обзор)

В. Шекспир «Гамлет».

О. Бальзак «Гобсек».

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

4. Введение. Русская литература на рубеже веков

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы.

Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

И.А. Бунин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…».

Рассказы: «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

Философичность лирики Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И. А. Бунина.

Практическое занятие № 20:

Показ тонкости восприятия психологии человека и мира природы, поэтизации исторического прошлого.

А. И. Куприн. Сведения из биографии.

Рассказы, повести: «Гранатовый браслет», «Олеся».

Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.

Практическое занятие № 21:

Выявить символические и реалистические черты в творчестве Куприна.

М. Горький. Сведения из биографии.

Ранние рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

Теория литературы: развитие понятия о драме.

5. Поэзия начала 20 века

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.

Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

В.Я. Брюсов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Практическое занятие № 22:

Раскрытие темы родины, боли и тревоги за судьбы России.

         

Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.

Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Практическое занятие № 23:

Выявление своеобразия лирических сюжетов.

Футуризм.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В.В. Хлебников. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

А.А. Блок. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». Поэма «Двенадцать».

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

Практическое занятие № 24:

Анализ композиции, лексики, ритмики, интонационного разнообразия поэмы.

6. Литература 20-х годов (обзор)

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.). Гражданская война в литературе русского Зарубежья (Р. Гуль, П. Краснов, А Деникин).

Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого).

Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака).

Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).

Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

В.В. Маяковский. Сведения из биографии.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Облако в штанах», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Обличение мещанства и «новообращенных».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

Практическое занятие № 25:

Анализ сатиры Маяковского.

С.А. Есенин. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул         родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Практическое занятие № 26:

Выявление художественного своеобразия творчества Есенина: глубокого лиризма, необычайной образности, зрительности впечатлений, цветописи, принципа пейзажной живописи, народно-песенной основы стихов.

7. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.

Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М. Булгакова.

Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

         М.И. Цветаева. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

Практическое занятие № 27:

Представление поэзии Цветаевой как напряженного монолога-исповеди.

О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии.

 «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

А.П. Платонов. Сведения из биографии.

Повесть «Котлован».

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

М.А. Булгаков. Сведения из биографии.

Роман «Мастер и Маргарита».

 «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

Практическое занятие № 28:

Выявление своеобразия писательской манеры.

М.А. Шолохов. Сведения из биографии.

Роман «Тихий Дон» (обзор).

 «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Практическое занятие № 29:

Показ многоплановости повествования.

8. Литература русского Зарубежья

Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор). И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька».

Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

Практическое занятие № 30:

Рассмотрение смысла финала романа.

9. Литература периода Великой Отечественной войны и

первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был».

 Поэма «Реквием». Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

           Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Практическое занятие № 31:

Выявление своеобразия лирики Ахматовой.

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». 

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Практическое занятие № 32:

Показ философичности лирики.

А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…».

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

Практическое занятие № 33:

Актуализация темы утверждения нравственных ценностей.

10. Литература 50–80-х годов (обзор)

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др.

Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.

Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

Практическое занятие № 34,35:

Сравнительный анализ лирических произведений.

Интерпретация стихотворений.

Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.Твардовского.

«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

Практическое занятие № 36:

Выявление нравственной проблематики пьес Вампилова.

Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова и др.

Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений: «Знак беды» В. Быкова, «Старик» Ю. Трифонова, «Берег» Ю. Бондарева и др.

Практическое занятие № 37:

Выявление темы памяти в романе Ю. Бондарева «Берег».

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля, А. Жигулина, Д. Балашова, О. Михайлова и др.

Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург.

Возрастание роли публицистики. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.

Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

Многонациональность советской литературы.

А.И. Солженицын. Сведения из биографии.

 «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Практическое занятие № 38:

Показ мастерства А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

В.Т. Шаламов. Сведения из биографии.

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

В.М. Шукшин. Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Срезал», «Микроскоп». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

Н.М. Рубцов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Расул Гамзатов. Сведения из биографии.

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

А.В. Вампилов. Сведения из биографии.

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

       

11.  Русская литература последних лет (обзор)

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

Практическое (семинарское) занятие № 39:

Обзор литературных новинок

12. Зарубежная литература (обзор)

И.-В.Гете. «Фауст».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Э.- М. Ремарк. «Три товарища»

Г. Маркес. «Сто лет одиночества».

П. Коэльо. «Алхимик».

13. Произведения для бесед по современной литературе

А. Арбузов «Годы странствий».

В. Розов «В поисках радости».

А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске».

В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы».

В. Ерофеев «Москва – Петушки»

IV. Литература и средства обучения:

Основная литература:

  1. Лебедев Ю. В. Русская литература ХIХ века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. – М., 2010.
  2. Журавлёв В. П. Русская литература ХХ века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. – М., 2011.

     ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК

литературоведческих терминов

Аббревиатура

Лейтмотив

Роды литературы

Акмеизм

Лирика

Роман

Аллегория

Лирические отступления

Романтизм Аллитерация

Лиро-эпический род

Сарказм

Альманах литературы

Сатира

Амфибрахий

Мелодрама

Сентиментализм

Анапест

Метафора

Символизм

Аннотация

Монография

Строфа

Антитеза

Монолог

Сюжет

Апогей

Народность литературы

Тезис

Афоризм

Натурализм

Трагедия

Баллада

Некролог

Трагическое

Беллетристика

Нигилизм

Трагикомедия

Водевиль

Новелла

Трилогия

Гипербола

Ода

Троп

Гротеск

Олицетворение

Фабула

Дактиль

Очерк

Фельетон

Диалог

Памфлет

Формализм

Дифирамб

Пародия

Футуризм

Драма

Пасквиль

Хорей

Жанр

Пафос

Художественность

Имажинизм

Пейзаж

Цитата

Импровизация

Повесть

Шарж

Импрессионизм

Полифонизм

Эзопов язык

Инверсия

Поэма

Экспозиция

Индивидуализм

Пролог

Элегия

Иносказание

Прообраз

Эпиграф

Ирония

Прототип

Эпизод

Кантата

Псевдоним

Эпилог

Классицизм

Публицистика

Эпитет

Комедия

Пьеса

Эпопея

Комментарий

Развязка

Эпос

Композиция

Рассказ

Юмор

Контекст

Реализм

Юмореска

Контраст

Ремарка

Ямб

Конфликт

Рецензия

Критический реализм

Ритм

Кульминация

Риторика

Лаконизм

Риторический вопрос

Рифма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.

Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....

Учебная программа по литературе для групп с получением общего полного образования

Может быть использована образовательными учреждениями системы НПО и СПО. Программа составлена в 2011 году с учетом требований ФГОС ООО. Содержится и материал для самостоятельной внеаудиторной работы....

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования

Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...

Рабочая программа по литературе для СПО

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

Учебная программа по предмету "Музыкальная литература" в ДМШ...