ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме

Иванова Лариса Николаевна60

Технология ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРУППОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Актуальной задачей современного обучения является реализация компетентностного  подхода в образовании, а именно формирование ключевых компетентстностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.

     Вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания . Принцип активности обучающихся в процессе овладения новыми знаниями был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия  и организации педагогической среды, то есть применения педагогической технологии. Как рефрен, во все времена звучит вопрос: как нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для обучающегося. Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям обучающегося и т.д. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

    Основные методические инновации связаны с применением активных или, как еще их называют, интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова  «интеракт»  и  означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или с кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, то есть включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие педагога и обучающегося связаны с формой организации учебной деятельности : индивидуальной,фронтальной и групповой.  Групповая форма организации учебной деятельности относится к интерактивным методам обучения. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и обучающимися, но и в самом коллективе.

    Таким образом,  с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это может по-разному сказаться на результативности учебного процесса.

    Рассмотрим дидактические условия, с учетом которых и должна строиться эта форма обучения.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье обучающихся, поддержать их инициативность, самостоятельность, сформировать у них навыки сотрудничества, общения, учить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля, самостоятельно оценивать свою  работу, позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов ( таблиц, схем, рисунков) облегчит запоминание изучаемого материала. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых  отношений между педагогом и обучающимися, обучающихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

В двадцатые годы в   советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон- план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт. На свет появился  бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался  перед учителем за все сделанное.

     Эстонский ученый Х.И. Лийметс  выделяет следующие  принципы групповой работы:

- класс разбивается на несколько небольших групп – от 3 до 6 человек;

- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковым для всех или дифференцированным;

- внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли ( консультант, лидер, спикер, аналитики, хранитель времени и др.);

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

    Из принципов групповой работы видно, что для такой организации деятельности характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между обучающимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

     ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ МАТЕРИАЛУ.

При отборе учебного материала необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания ( понятия, факты, законы, оценочные знания и др.). надо помнить, что не всякий материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи, подпункты;

- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, несовпадение позиций.

    Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

     РАБОТА С УЧЕБНОЙ СТАТЬЕЙ.

Опорные слова

план

тезисы

Опорная схема

Что не понял

     КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП.

Одно из самых сложных условий эффективной организации групповой работы  - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчете надо брать два  признака: уровень учебных успехов обучающихся и характер межличностных отношений.

Обучающихся можно объединять в группы:

- по однородности учебных успехов(гомогенная группа) – могут состоять или из сильных, или из средних учащихся;

- по разнородности учебных успехов (гетерогенная группа) – решение обучающих и воспитательных задач лучше осуществляется в этой группе ( сильный учащийся, лидер, ведет за собой – НО! Может подменить всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении до минимума).

     При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений обучающихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: « В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

     При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно – и результативность.

    Самым оптимальной по количественному составу является группа с нечетным составом, состоящая из пяти человек.

     ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА.

Организация групповой работы меняет функции педагога. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:

- Объяснение цели предстоящей работы.

- Разбивка учащихся на группы.

- Раздача заданий для групп.

- Контроль за ходом групповой работы.

- Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.

- После отчета групп о выполненном задании делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

     ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБСУЖДЕНИЯ.

Не менее важным процессом групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

       1. Выдвижение каждым участником своих гипотез,версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения.

       2. Обсуждение высказанных гипотез. От участников требуется: уметь слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

       3. Выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.

       4. Обсуждение итогов работы группы, где участники выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы.

        МЕТОДИКИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

1. Организация занятия по методике «МЕЖДУСОБОЙЧИК»

     Суть заключается в поиске решения проблемы не внутри, а за пределами микрогруппы.

При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива. Помимо этого, большее число участников имеет возможность узнать деловые качества людей близкого и дальнего круга общения.

1. ВНУТРИ КРУГА                                                               Прежде всего проблема решается внутри

        микрогруппы из 4 человек. Каждый участ

        ник самостоятельно работает над темой

        и к концу обсуждения должен иметь об

        щий для данной группы план решения

        (Время 15-20 мин)

2. «В ЛЮДЯХ»

Первоначальные группы временно распадаются,

но появляются новые, сформированные по

принципу «буквенного единства». Каждый из

участников новой группы привносит свой путь

решения проблемы и знакомится с вариантами

других групп. Выбираетсч общее или лучшее

решение.

3. ПОИСК ОБЩЕГО РЕШЕНИЯ        Восстанавливаются и объединяются

        Первоначальные группы. Но участники

        Приходят с обогащенным видением про

        блемы и пониманием многозначности

        ее решений. В таком совместном поиске

        находится более объективное решение

        по сравнению с работой одной изолирован

        ной группы. Время: 15-20 мин

2.Организация занятия по методике «МОЗАИКА»

Все присутствующие разбиваются на микрогруппы по четыре человека.

ЭТАПЫ

ПОЗИЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.Индивидуальная работа

Предлагается задание (достаточно большое по объему): изучить материал нескольких параграфов, составить вопросы к дискуссии по  актуальной теме и т. д. Время: 15-20 мин.

Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2.Работа в парах

Каждый участник выбирает себе партнера, например, А работает с Б. В с Г.задание по содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 10 мин

3.Работа в парах (продолжение)

Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время – 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

4.Принятие группового решения

Группа собирается вместе. Цель данного этапа: выработка общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения ( группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы и т.д.). Время -10 мин.

В конце занятия каждая группа  предлагает найденное решение проблемы. Выбранная экспертная комиссия оценивает содержание и оформление предлагаемых проектов.

   Достоинства групповой организации учебной работы очевидны. Результаты совместной работы обучающихся весьма ощутимы как в приучении их коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма  организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая форма организации обучения решает свои  специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

    Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности в комплектовании групп и организации работы в них; обучающиеся не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые учащиеся с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях. Только в сочетании с другими формами обучения  групповая форма организации работы обучающихся приносит ожидаемые положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Формы организации познавательной деятельности учащихся »

Рекомендован к использованию на педагогических чтениях для педагогов среднего профессионального образования в рамках обмена опытом....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Интегрированные уроки  давно являются частью образовательной программы, и могут связывать на первый взгляд несовместимые предметы. Не являются исключением и такие предметы начальной школы как...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Сетевой проект как активная форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных ...

Методическая разработка урока по теме «Учебная деятельность, как форма организации учебного процесса».

Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки...

Практико-ориентированные задания, как формы контроля учебной деятельности обучающихся на занятиях учебной практики

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА- 2Стол радиомонтажника- 2Монтажный инструмент: 2ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ- 4Виды инструктажа- 4Электробезопасность- 4Первая помощь пострадавшим от действия электрического тока- 4...