Выбор профиля обучения подростком как психолого-педагогическая проблема
статья по теме

Мурашова Мария Владимировна

В данной статье размещён материал о проблемах выбора профиля обучения в современном образовании, о возможных ошибках подростков на данном этапе и возможные последствия этих ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masha_statya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Журавлёва

ВЫБОР ПРОФИЛЯ ПОДРОСТКОМ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, РФ.

В современном обществе возросла роль первичного профессионального самоопределения учащихся, что связано с переходом школьников в старших классах на профильное обучение. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, и подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом, и к будущей профессиональной деятельности. Своевременное и успешное самоопределение в большей мере обеспечивает вероятность получения обществом хорошего специалиста.

Но при выборе профиля обучения у обучающихся нередки случаи ошибок, которые совершаются при определённых обстоятельствах. Часто подростки выбирают профиль, основываясь на том, что нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или просто в данной школе нет желаемого профиля, а другую школу переходить не хочется… А самое главное, что, как правило, выбирают профиль обучения не сами дети, а их родители. Поэтому школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Наиболее актуальна такая подготовка в 8-9 классах.

Необходимо учитывать, что не все подростки будут продолжать своё обучение после 9 класса в школе, а значит, вскоре им предстоит сделать свой профессиональный выбор.

В связи с выше сказанным, перед педагогами и психологами современности встаёт проблема: как можно помочь подростку самоопределиться, найти себя в социуме, подобрать «ту самую» профессию и не ошибиться в дальнейшем профессиональном становлении. Но здесь появляется ещё одна проблема, а точнее – противоречие: период личностного и профессионального самоопределения – восьмые и девятые классы, а это подростковый возраст, имеющий свои специфические особенности. В это время всё внимание у детей устремлено в будущее, однако это совсем не означает, что подростки знают, чего хотят и уверены в себе, наоборот, в этот период они пытаются преодолеть огромные трудности в самоопределении, ведь выбор профессии, вида и уровня образования, профиля обучения – наиболее важное решение, которое нужно принять в старшем подростковом возрасте.

Ввиду особой актуальности проблемы самоопределения для учащихся 8–9 классов, учитывая специфику их социально-психологического возрастного развития, можно утверждать, что профессиональное самоопределение служит важным механизмом становления личности старшего подростка.

В данном возрасте подросток стремится понять себя, свое предназначение, он пытается понять себя, узнать, на что он способен, поэтому такие методики как анкеты, опросники, групповая работа, тренинги и прочие, нацеленные на формирование самосознания, школьники воспринимают с заинтересованностью.

Воспитательная работа с целью помочь школьнику в профессиональном самоопределении и развитии личности помогает удовлетворить обусловленные возрастным развитием актуальные потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, в психологической и эмоциональной свободе, в достижении определенного социального статуса и др.

Неопределившийся подросток получает возможность «собрать» свою личность: определить цель в жизни, сориентироваться в мире профессий, увидеть жизненную перспективу. Педагоги призваны сделать эту перспективу позитивной, помочь юному человеку найти себя, наметить свою профессиональную траекторию, избежать девиантного поведения, алкогольной или наркотической зависимости.

Понимание подростком своих возможностей, предшествующее постановке целей, связано с его профессиональным выбором. И здесь можно сказать, что это еще не выбор, а потому не мотив и даже не цель. Это лишь рефлексивное осознание меры своей свободы, без которого не может осуществиться никакая деятельность, никакой поступок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...

Отношения семьи и подростка как психолого-педагогическая проблема.

В данной статье расматривются отношения родителей и подростка, причины возниковения девиантного поведения подростка....

Психолого-педагогическое сопровождение подростков со склонностью к суицидальному поведению

Неспособность современного подростка найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, замена живого общения на Интернет-общение, неразвитая рефлексия и эмпатия, н...

Психолого – педагогическое сопровождение трудных подростков в процессе учебно – воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании (из опыта работы).

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения ...

Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа

В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...

Воспитание при обучении в системе СПО как психолого-педагогическая проблема

Воспитание при обучении в системе СПОкак психолого-педагогическая проблемаПроблема воспитания в тесном сочетании с обучением студентов системы среднего профессионального образования (СПО) в последнее ...

Взаимосвязь обучения и воспитания в учреждениях среднего профессионального образования как психолого-педагогическая проблема

    Проблема психолого-педагогического ведения молодых людей, получающих профессиональное образование, от первых ступеней образования до выхода во взрослую жизнь, все актуальней. В ми...