Метод проектов. Доклад.
презентация к уроку

Никитина Ольга Исааковна

Метод проектов. Доклад на ИМС. С электронной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 11 им. В.И.Мызо.

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Председатель м/к

__________С.А.Маркина

Доклад по теме:

Метод проектов.

                                                    Выполнил:                    Никитина О.И., мастер

                                                                               производственного обучения

     

                                                                 

Новокузнецк 2011

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающихся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Следовательно, выбор темы проектной мастерской зависит от наличия проблемности.

Цель проектной работы:

  • Воспитание обучающихся, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • Развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;
  • Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • Развитие критического мышления.

В основе метода проектов лежат идеи известных педагогов, ученых, философов. Грундтвиг (Николай Фредерик Северин) – датский просветитель, историк, писатель:

  • Обучение в школе основывается на «живых словах»;
  • Поиск границы мысли:  индивидуально и в группе;
  • Знания человек должен переживать, чувстсвовать;
  • Школа должна быть основана на фантазии.

Бахтин Михаил Михайлович –литературовед, философ.

  • Комбинирование устного и письменного, обучение в диалоге, диалог пробуждает мысли, рождает «внутреннюю речь»;
  • Личностное знание – это логически сформулированные мысли, каждый выстраивает свои собственные знания сам.

Важные идеи:

  • Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления»;
  • Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, а и почему мы это делаем;
  • Что я лично могу сделать для решения этой проблемы;
  • Важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен публике;
  • В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а учитель – в роли консультанта, и он вдохновляет детей на то, что они делают.

Представим все, о чем сказали выше, в виде схемы.

                                                                                                                                                                                     

Как развивается работа над проектом?

Алгоритм проектной мастерской состоит из этапов (т.е. фаз).

Фаза 1. Представление темы проекта:

  • Выявление знаний обучающихся;
  • Формирование понятий;
  • Поиск идей, проблем.

Главный метод: «Мозговой штурм».

Фаза 2. Избрание проблемы:

  • Что хотим узнать (задаем вопросы);
  • Точность и актуальность вопросов;
  • Самостоятельное формулирование проблем, выбор главной;
  • Определение целей исследования.

Фаза 3. Формулировка подтем (проблем):

  • Определение подтем и проблем в группах;
  • Определение круга вопросов в подтемах;
  • Консультирование групп.

Фаза 4. Планирование работы:

  • Обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации;
  • Принятие решений, в какой форме будет представлен проект.

( Фазы 1 – 4 «Запуск проекта» (1-2 урока)

Фаза 5. Осуществление проекта:

  • Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор и отбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения проблемы, оформление работы);
  • Консультирование.

Фаза 6. Представление проекта (защита):

  • Демонстрация результатов исследовательской деятельности;
  • Предложения по разрешению проблем;
  • Презентация результата, готового к внедрению;
  • Появление новых вопросов;
  • Прогнозирование новых проблем.

Фаза 7. Оценка проекта:

  • Оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата;
  • Самооценка;
  • Определение уровня знания предмета;
  • Выявление успехов и неудач.

(Фазы 6 – 7 «Результат проекта»

Проблемы использования метода проектов в школе

  1. Выбор темы проекта (наличие проблемности), определение общей проблемы (что хотим решить).
  2. Исследование проблемы в полном объеме.
  3. Организация самостоятельной деятельности учащихся.
  4. Проработка огромного количества информации, отбор и оформление конечных результатов.
  5. Структурирование содержательной части проекта.
  6. Применение исследовательских методов (определение задач исследования, гипотез, отбор методов исследований)

Схема поэтапной работы над проектом

Знание

Методическое пособие по оформлению пояснительной записки к творческому проекту.

  Содержание

1. Введение

2. Общие методические рекомендации

3. Особенности выполнения приложений к пояснительной записке

4. Требования к структурным элементам текстового документа

4.1. Титульный лист

4.2. Содержание

4.3. Введение

4.4. Основная часть

4.5. Рекламный проспект изделия

4.6. Заключение

4.7. Список использованных источников (библиография)

4.8. Приложение

5. Заключение

6. Библиография

7. Приложение

  1. Введение

 Основной целью данных методических рекомендаций является определение характера требований, порядка и методики оформления и выполнения творческого проекта по предмету «Технология».

Творческий проект выполняется как заключительная самостоятельная работа дисциплины с целью:

  • систематизации, закрепления и углубления полученных теоретических и практических знаний, умений;
  • формирования умений применять теоретические знания, использовать нормативно-справочную литературу;
  • применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
  • развития самостоятельности, творческой инициативы и организованности;
  • подготовки к итоговой государственной аттестации.

Настоящие методические рекомендации могут быть использованы для выполнения пояснительной записки к творческому проекту, а также для написания рефератов.

 

2. Общие методические рекомендации

  Творческий проект является самостоятельной работой учащегося, в которой он показывает умение использовать на практике полученные теоретические знания, поэтому успешному выполнению творческого проекта способствует хорошее усвоение теоретических положений по предмету «Технология» и по сопутствующим предметам.

На протяжении учебного года учащийся подбирает соответствующий своей теме материал для выполнения творческого проекта по предмету «Технология», а именно: обоснование выбора темы, исторический материал, установленные нормативы расхода материалов, дополнительную информацию и т.д.

Творческий проект представляет собой пояснительную записку, содержащую расчетные данные, и готовое изделие.

Объем пояснительной записки должен быть в пределах 12-15 страниц машинописного текста.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком одним цветом на одной стороне листа бумаги формата А4 (210 х 297 мм) или на компьютере. При заполнении листа следует оставить поля: слева – 30 мм; вверху и внизу – 20 мм; справа – 15 мм. (размеры полей для всей записки).

Первым листом пояснительной записки является титульный лист, который может быть отпечатан или аккуратно подписан от руки (Приложение 1) . За титульным листом следует содержание, в котором указываются разделы и подразделы пояснительной записки с их порядковыми номерами. Нумерация подразделов выполняется в пределах каждого раздела и состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце наименований разделов и подразделов точка не ставится.

Каждый раздел должен начинаться с нового листа, внутри раздела рекомендуется достигать полного заполнения страницы текстом. Наименования разделов (глав) записываются в виде заголовков прописными (большими) буквами (содержание). Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом 3-4 интервала. Не разрешается оставлять заголовок (подзаголовок) в нижней части страницы, помещая текст на следующий.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста.

Листы пояснительной записки нумеруются, а в содержании указывается номер листа, с которого начинается каждый подраздел.

Использованная при выполнении творческого проекта литература приводится в списке использованных источников на отдельном листе, который является завершающим листом пояснительной записки. Лист со списком использованных источников нумеруется и включается в содержание.

Каждый литературный источник в списке должен содержать порядковый номер, фамилии авторов. Полное наименование, издательство и год издания.

В тексте пояснительной записки можно делать ссылки на использованную литературу с указанием порядкового номера литературного источника в квадратных скобках, в необходимых случаях проставляются страницы. Например: [5] или [6 стр.20]. Также в пояснительной записке делаются сноски типа: см. приложение 2.

Содержание пояснительной записки должно кратко и четко раскрывать сущность и основное содержание рассматриваемых вопросов.

В творческом проекте можно использовать показатели и нормативы предприятий, учреждений, общественных организаций.

Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т.п. могут располагаться органично в тексте (возможно, ближе к иллюстрируемой части текста) либо на отдельных листах. Можно расположить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разделов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу:

Например: «Рис. 5. Схема раскладки».

В тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (например, «см. рис. 3». Цифровой материал оформляют в виде таблиц или диаграмм.

При сравнении нескольких компонентов допускается выделять их цветом.

В основном же доминирует строгий черно-белый цвет.

Если же в проекте выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справка делается надпись. Например, «Приложение 1» и т.п.

Номер страницы проставляется вверху, в середине поля. Титульный лист не нумеруется.

Заканчивается пояснительная записка библиографическим списком источников, к которым обращался учащийся во время работы над разрабатываемой проблемой и приложениями.

Если это предусмотрено темой творческого проекта, пояснительная записка должна иметь графическую часть. Объем технической и технологической документации не регламентируется – он диктуется здравым смыслом и достаточностью для практического применения. Чертеж изделия можно выполнить на формате А4. В этом случае он будет совпадать по размерам с запиской.

  3. Особенности выполнения приложений к пояснительной записке

  Приложением к пояснительной записке могут быть:

  1. стенд с образцами видов работ или эталонное изделие;
  2. стенд – технологическая карта, где показана последовательность превращения деталей в готовое изделие;
  3. стенды с видами используемых материалов, инструментов, приспособлений (по данной теме) могут быть выполнены натуральными, в масштабе уменьшения или увеличения, имитационным (макет);
  4. приспособления, которые предлагаются для использования на уроке;
  5. макеты устройств, которые можно использовать при изучении темы в быту, на производстве и т.п.

Небрежно, неряшливо выполненные наглядные пособия, безвкусно окрашенное, прикрепленное проволочками, грубыми скобами и т.д. – антирекламны, вызывают антипатию.

Поэтому конкретная манера выполнения приложений к творческому проекту должна оговариваться в беседе с учителем. Желательно. Чтобы приложения имели действительно экспозиционное исполнение, а отделке внешнего вида уделялось самое пристальное внимание.

 

4. Требования к структурным элементам текстового документа

  4.1. Титульный лист

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В центре листа формата А4 дается название проекта без слова «тема» и без кавычек. Оно должно быть кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта.

Ниже указываются класс, фамилия и имя учащегося, выполнившего проект (в именительном падеже).

Затем фамилия, имя и отчество руководителя проекта.

В нижнем поле по центру листа указывается название города и год выполнения работы без слова «год» и «г» (см. Приложение 1).

 

4.2. Содержание

Содержание должно отражать все материалы, представляемые в пояснительной записке к защите.

  • Слово «содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту прописными (большими) буквами.
  • В содержании перечисляют заголовки разделов, подразделов, список литературы, приложения и указывают номера листов (страниц), на которых они начинаются.

Также необходимо, чтобы в процессе выполнения работы каждый мог овладеть определенным перечнем исследовательских умений и навыков. А для этого на основе разработки конкретных проблем каждый учащийся должен научиться самостоятельно подбирать литературу по интересующему вопросу, работать с каталогами, картотеками, летописями, информационными обзорами, составлять собственную картотеку; конспектировать литературу; выступать публично с сообщением; составлять анкеты и проводить анкетирование, различные виды опросов, тестирование, изучать документацию, проводить экспертную оценку.

Важнейшее требование к работе – учащий представляет к защите не реферат, а действительно исследование, включающее общую экспериментальную часть с анализом опыта других людей по данной проблеме.

Включение учащихся в научно-исследовательскую работу рассматривается как эффективное средство развития интереса в какой-то узкой области профессиональной деятельности, как возможность специализации.

Исследовательская деятельность позволяет учащимся творчески реализоваться, определить интерес на последующую жизнь.

Материалы, представленные на технических носителях (дискетах), должны быть перечислены в содержании с указанием вида носителя, обозначения и наименования документов.

  Пример оформления содержания приведен в приложении 2.

  По содержанию пояснительная записка включает:

  • Титульный лист.
  • Оглавление (содержание).
  • Введение.
  • Главы основной части.
  • Заключение.
  • Библиографический список использованной литературы.
  • Приложения.

 

4.3. Введение

 В нем обосновывается выбор темы творческого проекта, актуальность выбранной темы, цели и задачи, стоящие перед проектантом.

Этап целеполагания подразумевает определение конкретной цели и системы задач как промежуточных (пошаговых) целей. Для четкого определения цели педагогу – руководителю проекта необходимо заполнить несколько требований к заявленной цели:

  1. цель выражается простыми словами, желательно одним предложением.
  2. цель может легко «разложена» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
  3. цель может быть достигнута в определенных условиях.
  4. цель может быть достигнута усилиями:
  • проектанта;
  • проектанта + родители + друзья;
  • учителей образовательной области «Технология».
  1. Вы сможете легко определить, достигнута цель или нет.

Сформулировав цель, необходимо очень четко определить систему целеподчиненных задач – тех ступенек, поднимаясь по которым, мы доберемся до вершины – идеального результата.

Для того, чтобы построить систему задач, следует последовательно отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели?».

В результате может возникнуть целая пирамида задач, на каждом этапе которой будут находиться все более мелкие и конкретные задачки, а в основании те, которые уже не «поддаются» делению.

 

 

Построенная таким образом система последовательных задач определяет логику творческого проекта и систему действий, направленных на достижение обозначенной цели.

Также формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается для кого предназначен проект и в чем его новизна.

Во введении также можно дать характеристику основных источников получения информации (официальных, научных, литературных и т.п.)

Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе.

 

4.4. Основная часть

Содержание основной части проекта должно отвечать теме проекта.

От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. В основную часть должен входить раздел по разработке вариантов по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов и обосновать свой выбор в отношении одного из них.

Также необходимо представить список всего использованного оборудования и правила техники безопасности при работе с ним.

В технологической части проекта необходимо составить технологическую последовательность и разработать технологические карты поузловой обработки изделия.

 

Варианты ее оформления

1-й вариант

№ п/п

Описание операции

Графическое изображение

Оборудование, инструменты, приспособления

2-й вариант

№ п/п

Название операции

Эскиз

Описание операции

Инструменты, приспособления

  Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.

Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдется предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчеты.

Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов (или даже из них отходов, «утиля», обрезков) и, вместе с тем, наделив ее целым рядом достоинств.

В данном разделе необходимо дать:

  • обоснование расхода необходимых материалов, средств, энергии для изготовления изделия;
  • определение себестоимости изготавливаемого изделия;
  • определение цены изделия, предполагаемой прибыли.

В экологическом обосновании необходимо спланировать использование отходов (например, остатки ткани можно использовать для изготовления прихватки и т.п.), также необходимо уделить внимание обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

 

4.5. Рекламный проспект изделия

  Рекламный проспект включает в себя:

  • Товарный знак фирмы (производителя).
  • Наименование изделия, его назначение.
  • Несколько рекламных фраз.

Товарный знак представляет собой эмблему, состоящую из букв, слов, рисунков или их комбинации. Буквы могут быть начальными буквами фамилии и имени. Рисунок может определять характер деятельности фирмы, а слово – наименование продукции.

Название изделия может отражать его назначение и область применения, а, может быть, и не связано с ним. Описание использования товара должно быть кратким и содержать только необходимые основные факты. Ориентировочно не более 20-30 слов.

Рекламные фразы должны привлекать внимание и выражать основное назначение изделия.

4.6. Заключение

Оно должно содержать краткие выводы по результатам выполненного проекта, оценку полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, научную, социальную значимость. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

4.7. Список использованных источников (библиография)

 В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.

Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.

Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

4.8. Приложение

В приложения рекомендуется включать материалы иллюстративного и вспомогательного характера.

В приложении могут быть помещены:

  • таблицы большого формата;
  • дополнительные расчеты;
  • фотографии, рисунки, схемы;
  • иллюстрации составных частей изделия;
  • графики, распечатки с ЭВМ.

Приложения могут быть обязательными и информационными. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата А3; А2; А1.

 

5. Заключение

  Работа над проектом, как всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендованного перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.

6. Библиография

 

  • Богатырев А.Н. и др. Учителю технологии о современных информационных технологиях. Учебное пособие. Киров, 1998. – 112с.
  • Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
  • Методические указания по оформлению учебной документации: методическое пособие / Ноябрьский нефтегазовый колледж имени академика В.А. Городилова, 2003. – 45с.
  • Подготовка и оформление курсовых, дипломных, реферативных и диссертационных работ: методическое пособие / сост. И.Н. Кузнецов. Мн.: Харвест, 1999. – 176с.
  • Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. – М.; «Владос». – 2000 г.
  • Саффос О.М. Школа и производство. – 2001. – №1.
  • Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под.ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана – Граф, 1999. – 288с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Творческий проект.

Этапы выполнения творческого проекта.

Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения творческого проекта.

Ход урока

I. Изложение программного материала.

1. Рассказ учителя по плану:

Что представляет собой творческий проект?

Этапы выполнения творческого проекта:

а)подготовительный этап (разработка технологии изделия);

б)технологический этап;

в)заключительный этап.

1.Творческий проект - это самостоятельная итоговая работа

Проект может состоять из отдельных частей:

"эскиза;

"рисунка;

"чертежей;

разработки технологического процесса. Варианты проекта могут быть самыми различными.

Проект может быть выполнен самостоятельно индивидуально или совместно несколькими учащимися.

2.Этапы выполнения творческого проекта.

Работу над творческим проектом можно разделить на три этапа:

"подготовительный;

"технологический;

"заключительный. (См. Приложения, рис. 85.)

Рассмотрим, что включает в себя каждый из этапов.

Подготовительный этап включает в себя:

выбор темы проекта (при выборе необходимо учесть): потребность в изделии; возможность изготовления в условиях мастерской; наличие необходимых материалов, инструментов, оборудования; соответствие технологическим возможностям;

письменное обоснование, на основе которого была выбрана данная тема;

выбор и анализ конструкции изделия с учетом оригинальности, доступности, эстетичности, безопасности;

разработать лучше несколько вариантов конструкции изделия, а затем выбрать лучший из них;

разработка технологии изделия:

-составляется технологический процесс или технологическая карта;

описывается процесс обработки и сборки изделия; -указываются применяемые материалы;

перечисляются необходимые инструменты и оборудование.

Технологический этап - выполнение операций, предусмотренных технологическим процессом. При этом необходимо строго соблюдать последовательность выполнения операций, постоянно и безукоризненно соблюдать правила безопасносной работы.

Заключительный этап включает в себя: осуществление окончательного контроля; выполнение рекламного проспекта; определение затрат на изготовление изделия; предложение возможных путей реализации.

В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения. 

Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.

Анализ опыта позволяет выявить ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода:

объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;

предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;

дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала, ошибочно называя эту работу выполнением проекта;

творческую деятельность учащихся принимают за учебную проектную работу, которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу работы над проектом;

реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде, но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных источников.

Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, а также предварительного обучения учащихся решению прикладных задач.

В ходе этого обучения формируются умения и навыки практической профессиональной деятельности на основе теоретических знаний предметов общетехнического, профессионального и специального блоков. В учебном плане профильного обучения предусмотрены 2 часа в неделю на организацию проектной деятельности учащихся, входе которой и формируются вышеуказанные компетенции. Соответственно в производственном обучении организована проектная деятельность с использованием ИКТ Учащиеся учатся выполнять исследовательские и практико-ориенти-рованные проекты, как индивидуальные, так и групповые. Как исследовательский, так и практико-ориентированный проекты с неизбежностью включают этапы. Оценка деятельности учащихся в проекте осуществляется как за весь проект, если он индивидуальный, так и за соответствующий этап, если он групповой. Деятельность на этапах различна и возможность учащегося выполнять все виды деятельности также различна. Оценивая содержание деятельности учащихся на различных этапах, учитель, а также учащийся выявляют сформированность соответствующих компетенций.

Пример проекта

Пример одного из вариантов выполнения групповых исследовательских проектов по дисциплине «Приборы и устройства радиоэлектронной аппаратуры»

По окончании изучения темы «Источники питания радиоэлектронной аппаратуры» мастер производственного обучения (или преподаватель специальной технологии) предлагает рассмотреть проблему различных источников питания РЭА для более глубокого понимания принципа их работы, преимуществ и недостатков, а также приобретения навыков исследовательской деятельности в профессии. С этой целью выполнить проект на тему «Использование традиционных и нетрадиционных источников питания РЭА и приборов.

Этапы и сроки выполнения проекта:

Урок №1

Осознание проблемы, формирование групп, формулировка творческого названия темы проекта, основополагающего вопроса, проблемных вопросов, тем исследования, гипотез исследования.

Творческое название проекта: «Электрическая энергия – питание для работы РЭА» (Приложение 1).

Основополагающий вопрос: Какой вариант питания РЭА от традиционных и нетрадиционных источников энергии оптимальный?»

Проблемные вопросы:

1. «Какие технические трудности возникают при питании РЭА от промышленной электрической сети?»

2. «Каковы возможности применения нетрадиционных источников энергии для питания?»

Первая группа выполняет проект на тему: «Традиционные источники питания»

Вторая группа на тему: «Нетрадиционные источники питания»

Урок №2

Проведение эксперимента. Составление структурных и принципиальных схем. Создание презентации обучающихся. Презентация проектов. Обсуждение результатов. Формулировка выводов. Оценка результатов.

В результате учащиеся каждой группы при выполнении исследования формируют информационную и учебно-познавательную компетенции, при обсуждении и анализе выбираемой информации формируют коммуникативную компетенцию. В ходе презентации выполненных проектов учащиеся сравнивают свои знания с представленной информацией в проектах, еще раз переосмысливают содержание изученной информации и способ презентации этой информации другими учащимися.

Мастер производственного обучения анализирует и оценивает каждый этап выполнения проекта, при этом презентация проводится последовательно членами группы за конкретно выполненную часть проекта.

Практико-ориентированные проекты выполняются по методу инженерного проектирования, при этом под проектом понимается - самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная под руководством преподавателя. Проекты выполняются по заданной структуре, и являются обучающими, т.е. при выполнении проектов старшеклассники осваивают алгоритм инженерного проектирования радиоэлектронных приборов.

В тоже время они служат своеобразной профильно-профессиональной пробой, т.к. апробируют свои возможности в разных видах деятельности: конструкторской, технологической, монтажной, регулировочной.

Этапы выполнения проекта

Составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта. Структура деятельности:

Конструкторское, инженерное задание.

Технологическое задание

Изготовление изделия

Регулировка

Критерии оценки проекта:

1. Конструктивный - Конструкторское, инженерное задание (прочность, надежность)

2. Технологический - схема изделия, технология изготовления (количество используемых деталей, оригинальность сочетания материалов, стандартность технологии, сложность и др.);

3. Монтажный - соответствие требованиям сборочно-монтажного чертежа и технологического процесса (качество и время выполнения работы);

4. Регулировочный – соответствие параметрам стандартного прибора.

Окончательный выбор темы проекта остается за преподавателем, с учетом интересов и потенциальных возможностей учеников.

Темой проекта могут быть:

Техническое моделирование

Радиоэлектронное конструирование

Цель:

  • Осознание учащимися хода умственных действий
  • Развитие каждого учащегося группы
  • Воспитание положительной мотивации учения и познавательных интересов у учащихся, включение в процесс обучения производственной сферы деятельности
  • Гуманизация взаимоотношений между учащимися и преподавателем в учебном процессе
  • Формирование компетенций в сфере профессиональной деятельности

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Структурирование проекта

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачей преподавателя (наводящие вопросы ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе библиотеке, медиатеке и пр.).

Необходимым этапом выполнения проекта является их защита, оппонирование.

Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

По теме «Полупроводниковые приборы» рекомендуется выполнять следующие проекты:

1.       Мультивибратор звуковой

2.       Мультивибратор световой

3.       Электронные игрушки (обиженный щенок, электронная капель)

4.       Электронный звонок

Параметры внешней оценки проекта:

значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность изучаемой тематике;

корректность используемых методов исследования и методов разработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

коллективный характер принимаемых решений;

характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группа.

Группа делиться на минигруппы по 5 – 7 человек

Конструкторское задание обсуждается и выполняется совместно. Далее рекомендуется следующее деление: двое из обучающихся, выполняют практическое задание, другие – инженерное, технологическое, монтажное и регулировочное.

Задание рассчитано на 12 часов (2 –урока производственного обучения, урок рассчитан на 6 часов).

Каждый участник выполняет свою часть задания, а вывод обсуждается вместе. В конце урока обучающиеся защищают свои проекты у доски, в ходе чего осуществляется контроль правильности разработки соответствующегозадания, а затем оценка выполнения практической части проекта каждым обучающимся.

Пример практико-ориентированного проекта «МУЛЬТИВИБРАТОР световой»

Устройство может применяться в рекламных стендах, в игрушках, новогодних гирляндах, для украшений различных интерьеров.

Для выполнения данного проекта рекомендуется следующее оборудование:

источник питания универсальный

амперметр

вольтметр

тестер

компьютер

Программное обеспечение: «RUSPLAN 5.0», «PAINT».

1. Конструкторское задание

Составьте принципиальную схему мультивибратора. Мультивибратор можно применить для квартирного звонка, заменив им обычный электрический звонок. При выполнении задания необходимо выполнить следующие условия:

Подобрать:

Необходимые радиоэлементы

Источник питания.

Составить:

Принципиальную схему

Топографию печатной платы

Сборочно-монтажный чертеж

2. Инженерное задание

Для принципиальной схемы:

Рассчитать толщину дорожки печатного проводника.

Выбрать метод изготовления печатной платы и материала печатной платы. Размещение элементов.

3. Технологическое задание

Составить технологический процесс для печатной платы мультивибратора.

4. Задание для монтажника ЭРЭ

Напаять ЭРЭ мультивибратора по сборочно-монтажному чертежу.

5. Задание для регулировщика

Проверить электрические параметры и сравнить их с исходными данными. На схеме покажите штриховой линией, как подключали амперметр и вольтметр.

Обосновать вывод.

Ответить на вопросы:

Какую отметку за выполненные задания Вы поставили бы себе?

Интересно ли Вам разрабатывать модели изделий?

Что Вас больше интересует: конструкторские, технологические задания; практические, регулировочные работы?

Литература.

1. Шимко Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ. Ж. Профильная школа №5 за 2007г стр. 46-51.

2. Тюкавина М.В. Формирование социальной компетентности у учащихся технологического профиля. Ж.Профильная школа №5 за 2007г стр. 36-39.

3. Михайлова Н.Н., Семенова О.А. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие: - М.:МО РФ ИРПО, 2001г.

4. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. – М.:АПК и ПРО, 2002г.

5. Морозова Л.Н. и др. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград.: Учитель, 2007 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Метод проекта (доклад)

Советую попробывать проводить уроки методом проекта. (Изучив доклад)...

Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.

Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....

Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»

В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...

Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"

В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся".

Доклад по теме самообразования : "Использование метода проектов на занятиях информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса обучающихся"....