Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии
материал на тему

Захарова Наталья Ивановна

Информация для преподавателей с целью обмена опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys-metod.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин

ТЕМА: «Использование кейс-метода,  метода проектов на предмете фармацевтической технологии»

Автор: Захарова. Н.И.

Тема: Использование кейс-метода,  метода проектов на предмете фармацевтической технологии.

Сегодня все более популярными в системе профессионального образования становятся технологии «кейс-стади» и метод проектов. Технология        «кейс-стади» ( case – study). Гарвардского университета описание реальных ситуаций( от англ. case – «случай»).

В российских изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых  ситуаций, кейс-методе, о ситуационных задачах.

Чаще всего под кейсом понимается письменное описание какой – то производственной, профессиональной ситуации.

Кейсы, как правило, не имеют единственного верного решения, они многовариантны.

Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Метод «кейс-стади» предполагает:

  • подготовленный в письменном виде пример из практики;
  • самостоятельное изучение и обсуждение кейса студентами;
  • совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя.

Во-первых, учебная ситуация специально готовится для целей обучения. Методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения.

Во –вторых, кейс должен соответствовать того учебного курса или программы, в рамках которых рассматривается. Кейс потому и учебный, что учит, формирует определенные профессиональные навыки.

В – третьих, кейсов может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними должна учить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы в изучаемых процессах.

Наличие реальной, актуальной, с точки зрения обучения информации – это необходимое условие наличия учебной ситуации.

Различают следующие виды кейсов:

  • ситуации – иллюстрации;
  • ситуации- упражнения;
  • ситуации – оценки;
  • ситуации – проблемы.

Кейс метод предполагает наличие методических рекомендаций по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, он является компетентностно – ориентированной технологией, так как позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.

Технология «кейс – стади» развивает группу определенных умений, способствующих формированию  следующих ключевых профессиональных компетентностей современного специалиста:

  • аналитические умения;
  • практические умения;
  • творческие умения;
  • коммуникативные умения;
  • социальные умения.

Деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Работа над ситуацией в аудитории:

  1. Этап введения в кейс.

Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на  самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7мин. в зависимости от сложности кейса.

Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися содержания кейса.

  1. Анализ ситуации ( индивидуально или в малых группах)
  2. Этап презентации решения по кейсу.
  3. Этап общей дискуссии.
  4. Этап подведения итогов. Кейс – метод должен исследоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными (т.к. они предусматривают обязательное, нормативное знание)

Историческая справка.

Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики, провозгласившей «обучение через делание». Основоположником метода проектов в мировой педагогике является американский философ, прагматик, психолог, педагог – Джон Дьюи и его ученик У.Х. Килпатрик. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через деятельность студента, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими.

Что такое метод проектов?

  • Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических  и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проект – это « 5П « - проблема – планирование(проектирование) – поиск – продукт – презентация. Шестое П – портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы(черновики, планы, отчет и др.)

Типы проектов:

  1. исследовательские
  2. творческие
  3. ролевые, игровые
  4. информационные
  5. практико-ориентированные

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиций педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов.

Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом.

Творческая работа – это более свободный вид деятельности, чем проектирование. Проект часто превращается в реферат, да еще и «скачанный» из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов.

Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и тд.

Информационный же проект предлагает работу в структуре исследовательской деятельности.

       

Виды презентаций проектов:

Презентация учебных проектов могут быть проведены в виде:

  • деловой игры
  • демонстрации видеофильма
  • научной конференции
  • научного доклада
  • ролевой игры
  • спектакля
  • рекламы
  • телепередачи и др.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студентов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»

Задачи для проведения дифференцированного зачёта  по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»...

Обучение: кейс-метод (метод конкретных ситуаций)

Метод case-study или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).Метод относится к не...

Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проект производства работ. Технологические карты"

Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проект производства работ. Технологические карты" для учащихся 1 курса....

Методическая разработка для студентов по выполнению индивидуальных проектов по предмету: «Технология (индивидуальный проект)»

Изучение данной методической разработкиокажет помощь студентам в проведении исследований и в правильном оформлении проекта в электронному виде, согласно общим требованиям к содержанию и  техничес...