Технология диалогового взаимодействия «Семейное музыкально - инструментальное творчество»
учебно-методический материал на тему

В основе данной технологии заложена идея участия воспитанников и их родителей в создании семейных инструментальных ансамблей.

Цель  технологии   направлена на  мотивацию  к занятиям инструментальным творчеством  и организацию содержательного досуга детей и родителей.  

В  основу технологии положены принципы: связи обучения с жизнью, сотворчество, создания ситуации успеха, единства эмоционального, эстетического и этического.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технология диалогового взаимодействия «Семейное музыкально - инструментальное творчество»

Л. М. Разумова - педагог дополнительного образования.

В основе данной технологии заложена идея участия воспитанников и их родителей в создании семейных инструментальных ансамблей.

Цель  технологии   направлена на  мотивацию  к занятиям инструментальным творчеством  и организацию содержательного досуга детей и родителей.  

В  основу технологии положены принципы: связи обучения с жизнью, сотворчество, создания ситуации успеха, единства эмоционального, эстетического и этического.

Этапы создания семейного ансамбля:

  • этап побуждения к совместному творчеству;
  • этап освоения репертуара;
  • этап демонстрации творческих достижений.

Первый этап – побуждения к совместному творчеству – проходит в начале учебного года. На собрании в начале учебного года предлагается родителям поучаствовать вместе с ребенком  в  ансамблевом музицировании. Педагог определяет возможности организации совместной деятельности детей и родителей в рамках образовательной программы по инструментальному творчеству (фортепиано). Важно побудить и увлечь родителей, предъявив убедительные аргументы, рассказать как это необходимо ребенку в организации музыкальных занятий.  Педагог использует на этом этапе методы музыкального воспитания: метод побуждения к поддержанию семейных ценностей, метод включения в творческую деятельность, метод положительного примера. Далее педагог подбирается репертуар, исходя из технических возможностей игры на фортепиано ребенка и  родителей, с учетом их музыкальных интересов. Подбор репертуара  важный момент, он  должен быть ярким, интересным, выразительным.

Второй этап – освоения репертуара – направлен на совместные занятия обучающегося и его родителей дома и в учреждении. Особое место на данном этапе уделено формированию практических навыков как необходимых средств выразительного исполнения музыкального материала.  Родителям важно в этот момент осознать, что совместное творчество вызывает у ребенка интерес и активное восприятие музыки, обогащает  его внутреннего мир,  порождает чувство радости и восторга. Для занятий на данном этапе используется метод эмоционального воздействия, которому характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка - это «язык чувств». Чувственный музыкальный язык  волнует, вызывает определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием педагога, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание  на звучании музыки, и развивая воображение, педагог помогает детям вместе с родителями  войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность. Все выразительные приемы педагог применяет для усиления эмоционального воздействия и обогащения впечатлений исполнителей. Эффективность метода зависит от тех отношений, которые складываются между ребенком, родителем и педагогом, от его авторитета: сильное эмоциональное воздействие можно быть только в обстановке доверия и взаимопонимания.

Третий этап – демонстрация творческих достижений - представляет собой создание условий для выхода на сцену концертного зала. Поощряя участников ансамблевого музицирования, педагогу важно  создать ситуацию успеха. Переживание радости в момент концертного выступления придаст  силы, уверенность в преодолении трудностей, поможет поднять эмоциональный тонус, сформирует сценическую выдержку и самообладание.  Часто ни дети, а взрослые  испытывают чувство не уверенности, чувство боязни при выходе на сцену. Подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку  раскованности,  непринужденности, которая так необходима в момент показа выполненной творческой работы. На данном этапе работы педагог ищет различные формы концертных выступлений: открытые занятия, музыкальные гостиные, тематические концерты, отчетные концерты. В процессе организации любого концерт обязательно разрабатываются и создаются: афиша, концертная программа, пригласительные билеты, презентация с подобранным видеорядом и т. п.

В рамка

Описание  «Репетиция домашнего концерта».

Цель – создание условий для увлекательного диалогового взаимодействия детей и родителей на примере  семейного музыкально - инструментального творчества в форме репетиции домашнего концерта.

Задачи:

  • учить детей, как можно сделать музыкальный подарок в форме домашнего концерта;
  • развивать у детей и их родителей сценическую выдержку и самообладание;
  • способствовать формированию исполнительской культуры и культуры слушателя;
  • создавать доброжелательную атмосферу, поддерживая  творческие успехи;
  • формировать мотивацию к занятиям музыкально - инструментальным творчеством;
  • привлекать родителей к совместным занятиям  по инструментальному творчеству, сохраняя традиции домашнего музицирования;
  • оказывать помощь родителям в организации содержательного досуга для детей, занимающихся инструментальным творчеством.

Условия организации.

  • обучающиеся – исполнители;
  • обучающиеся – зрители;
  • родители – зрители;
  • материально-техническая база: кабинет (малый концертный зал), инструмент фортепиано, 3 стула для главных участников концерта,  20 стульев для гостей, мультимедийная система и презентация видео ряда, программы и пригласительные билеты.

Ожидаемый результат.

Дети:

  • узнают историю создания семейных ансамблей в учереждении;
  • увидят семейные ансамбли своего коллектива;
  • познают  понимание триединства «КМПОЗИТОР-ИСПОЛНИТЕЛЬ-СЛУШАТЕЛЬ»;
  • проявят сформированные исполнительские навыки, умение держаться на сцене;
  • сформируют мотивацию к занятиям инструментальным творчеством;
  • проявят слушательскую культуру и культуру зрителя в условиях концертного зала;
  • будут сориентированы на позитивное отношение к семейному музыкальному творчеству.

Родители повысят культуру воспитания ребенка-музыканта, увидят, как музыкальное творчество обогащает и укрепляет семью, приобретут возможность организовать совместный семейный досуг.

Учреждение  обновит педагогические технологии социально-значимой досуговой деятельностью, обеспечит условия для  воспитания личности ребенка через вовлечение в совместный  с родителями творческий процесс.

Ход занятия

Задачи

Формы и методы

Ожидаемый результат

Время

I.Организация начала занятия.

  1. Постановка темы занятия
  2. Рассказ  о фестивале «Время быть вместе», в рамках которого проводится занятие.
  3. Представление участников занятия-концерта.
  4. Постановка задач для детей:
  • учиться, как можно сделать подарок к празднику в виде домашнего концерта.
  • развивать сценическую выдержку и самообладании;
  • создавать доброжелательную атмосферу для тех, кто выступает, чтобы показать какие мы слушатели.

  1. Рассказ   (показ видеоряда)   истории зарождения идеи создания семейных ансамблей.
  2. Представление (показ видеоряда) семейных ансамблей коллектива, в котором обучаются дети.

1.Познакомить детей с темой и задачами занятия

2. Познакомить

с историей создания семейных ансамблей.

3. Представить

семейные ансамбли коллектива.

Словесный метод: рассказ, беседа.

Метод погружения в тему.

Метод музыкально- эстетического просвещения.

Дети:

-познакомятся с историей создания семейных ансамблей,

-узнают о фестивале «Время быть вместе»,

-увидят семейные ансамбли своего коллектива.

10 мин.

II.Основной этап.

  1. Беседа-диалог  с детьми (показ видеоряда) на тему триединства «Композитор – исполнитель – слушатель».

  1. Прослушивание концертных номеров. Просмотр презентации.

 

  1. Между прослушиванием концертных номеров беседа о важности создания атмосферы восприятия в концертном зале.

                 

1.Пояснить важность понимания того, кто и что нужно для рождения музыки.

2.Создавать

атмосферу музыкального  восприятия.

3.Обеспечивать необходимые условия для исполнения концертной программы.

Словесный метод

Метод создания поисковой ситуации

Метод наводящих вопросов.

Метод музыкального просвещения.

Метод  демонстрации достижений.

Метод наблюдение и

анализ реакций

воспитанников.

Дети:

-познают  понимание триединства «Композитор – исполнитель – слушатель»;

-настроятся на восприятие музыки;

-проявят слушательскую

 культуру и культуру зрителя;

-покажут сформированные исполнительские навыки, умение держаться на сцене.

25 мин.

III.Заключительный этап.

1.Участники занятия - концерта преподносят подарки, цветы и одновременно высказываются на предмет того:

  • Понравилась ли репетиция домашнего концерта?
  • Что именно понравилось?
  • Какая музыка понравилась больше и в чьем исполнении?
  • У кого появилось желание дать подобный концерт или выступление дома?
  • Как можно назвать этот концерт?

2.Мультимедийный показ названия домашнего концерта:

«Мама, сестренка и я – музыкальная семья».

3. Главные участники дарят на память всем слушателям программки своего концерта.

4.Педагог благодарит всех за внимание и сообщает о следующей встрече.

Учить детей быть благодарными слушателями.

Мотивировать к созданию подобных концертов.

Метод поощрения.

Метод положительного примера.

Метод эмоционального воздействия и стимулирования.

Дети:

-сформируют мотивацию и увлеченность к занятиям;

-будут сориентированы на позитивное отношение к семейному музыкальному творчеству.

Родители:

-повысят культуру воспитания ребенка-музыканта,

-увидят, как музыкальное творчество обогащает и укрепляет семью;

-приобретут возможность организовать совместный семейный досуг.

10 мин.


Приложение № 1

Анкета обратной связи  

(для родителей)

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

Как Вы думаете, насколько серьезно увлечение (вид творчества) Вашего ребенка?

Играет ли данный вид творчества важную  роль в формировании  личности Вашего ребенка?

Какие личностные качества формирует выбранный Вашим ребенком данный вид творчества?

Чем поможет данный вид творчества в жизни Вашего ребенка?

Считаете ли Вы, что совместное творчество способствует вашему диалоговому взаимодействию с ребенком?

Опишите интересные моменты из   Вашего творческого взаимодействия с ребенком.

                                                                                                                                             Спасибо!


Приложение № 2

Историческая справка о праздновании Дня матери.

У нас в России отмечать День Матери стали сравнительно недавно. По Указу Президента России Б. Н. Ельцина 1998 года праздник «День матери» отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. История празднования уходит корнями в древние века. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее. Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) другой матери богов - восточной Кибеле. Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит. С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось "мамино воскресенье" (Mothering Sunday). В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь, домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог. Впоследствии праздник стал церковным, а затем и всеобщим. Америка начала отмечать аналог сегодняшнего праздника 7 мая 1906 года в американском штате Западная Вирджиния. В этот день принято поздравлять мам и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Мамам, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Приложение № 3

Беседа «Удручающая тишина пустого зала»

        Если я спрошу вас, с чего начинается музыка, вы наверняка ответите мне: с музыкального произведения, с того, кто музыку сочиняет, то есть с КОМПОЗИТОРА. И вы будете правы: если нет музыкального произведения,  кем-то сочиненного, то о какой же музыке может идти речь!

Но теперь подумайте: если даже самый замечательный композитор написал самое замечательное произведение, но произведение это лежит у него в ящике стола или в портфеле, получилась ли музыка как живое искусство?

Кто придет на помощь композитору? Кто станет в один ряд с ним? Не сомневаюсь, Вы все ответите без колебаний: ИСПОЛНИТЕЛЬ. Конечно, исполнитель – певец или пианист, скрипач или баянист, или даже целый хор, или большой симфонический оркестр.

Теперь музыкальное произведение не только написано, но и исполнено. И даже допустим, что исполнено прекрасно.  Получилось теперь настоящее, живое искусство?

Кто-то думает, что получилось. Да?

Представьте себе такую картину. На концертную эстраду вышел пианист и что-то заиграл. А в зале сидит… один человек. Это композитор – автор звучащей со сцены музыки. Пианист кончил играть. Он шумно аплодирует и кричит: «Автора!  Автора!». Автор поднимается на эстраду. Они пожимают друг другу руки, радуются общему успеху, желают друг другу новых творческих удач…

А кругом удручающая тишина пустого зала…

Какая удручающая картина получилась, не правда ли? Не только смешная, но действительно ужасная! И нам совершенно ясно почему. Ведь музыка существует не для тех, кто ее сочиняет и исполняет, хотя и для них, конечно, тоже. Если бы композитор и исполнитель занимались музыкой только для себя, это было бы так же не вероятно, как если бы врач лечил всю жизнь только свои болезни, а художник писал картины только для своей комнаты, всю жизнь, перевешивая их с одной стены на другую.

Для того, что бы музыка стала настоящим живым искусством, мало композитора и исполнителя – в один ряд с ним должен стать СЛУШАТЕЛЬ! И роль слушателя в музыке тоже очень велика, гораздо больше, чем вы, может быть, привыкли думать.

Из книги Д. Кабалевского  «Про трех китов и многое другое».

Приложение № 4

Беседа «Слушатель думает о футболе»

        Вот теперь представьте еще одну картину. Опять с концертной эстрады звучит прекрасная музыка. А в зале уже нет ни одного свободного места – сотни людей пришли сюда послушать эту музыку. После бурных аккордов пианист на мгновение смолк, потом чуть склонился над клавиатурой, и под его пальцами родилась тихая и нежная мелодия, словно где – то очень далеко запел кто-то печальную, протяжную песню. Все слушатели даже чуть подались вперед, боясь упустить хоть один звук этой волшебной мелодии…

Впрочем, все ли?

        Что это?.. Кто – то во втором ряду, кажется , перешептывается со своим соседом…  А чуть поодаль кто-то, не успев прочитать программу, шелестит сейчас ее страничками так, что заставляет других отвлечься и с удивлением повернуться в его сторону… Ну, а это уже совсем никуда не годится – в конце зала кто-то, опоздав к началу концерта и не дождавшись перерыва между номерами, вошел да еще хлопнул нечаянно откидным сиденьем кресла!..

         Не только три, а один такой «слушатель» способен свести на нет всю красоту самой прекрасной музыки, все усилия самого замечательного исполнителя, способен разрушить внимание самых лучших слушателей.

        Это так же,  как один фальшиво поющий певец или фальшиво играющий музыкант может погубить самый хороший хор, самый лучший оркестр…

Но сидеть в концерте молча и тихо – это еще мало. Ведь молча и тихо можно думать о чем угодно, о любых вещах, не имеющих к музыке ни какого отношения. Например: разглядывать люстру на потолке, переживать поражение своей любимой футбольной команды…  В этой ситуации никто, даже ты сам не назовешь себя хорошими слушателем.

В концертном зале так же, как в театре, между исполнителями и слушателями устанавливаются какие-то не видимые связи, возникают какие-то особые токи. Не зря ведь иной раз говорят: «Зал был словно наэлектризован изумительным исполнением этой музыки!..»  А от исполнителей можно такие слова услышать: «Я играл сегодня лучше, чем обычно, - уж очень хороша была публика!..»

А вот равнодушие слушателей любой исполнитель, любой артист чувствует всегда очень хорошо. И чем больше в зале таких равнодушных, невнимательных слушателей, тем трудней становится исполнителям играть или петь, тем хуже он начинает это делать, тем хуже он начинает это делать, тем хуже начинает казаться сама исполняемая им музыка.

Тут никакие связи не установятся, никакие токи не возникнут!..

Из книги Д. Кабалевского  «Про трех китов и многое другое».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Предновогодняя семейная музыкальная гостиная"

Сценарий данного мероприятия был  подготовлен для проведения родительского собрания и концерта    учащихся ДШИ  и их родителей  перед Новым годом. Ребята подготовили поэтическ...

Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена

Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательног...

Опыт использования технологий «Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями» в образовательном процессе.

Опыт использования технологий «Технология диалоговой взаимопомощи», «Методика взаимообмен заданиями» в образовательном процессе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания». Урок мужества (с использованием игровой технологии, диалоговой технологии, ИКТ и развития критического мышления)

Боевое Знамя воинской части является, пожалуй, самым значимым символом, который не только указывает на объединение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным силам, но и вызывает уважение и треп...

Использование современных цифровых технологий в процессе изучения музыкальной литературы

Методическое сообщение посвящено различным формам использования цифровых технологий, активно практикуемым преподавателями «Детской музыкальной школы №30» Советского района г. Казани...

Статья «Творческая форма отчета театрально- музыкальных, инструментальных коллективов в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения»

. Наша тема — это дистанционные отчеты в системе доп. образования в виде онлайн-программ, онлайн-концертов, онлайн-конкурсов, онлайн-марафонов, онлайн-флешмобов и т.д....

«Технология коллективного взаимодействия»

В настоящее время существует большое количество вариантов технологий обучения в сотрудничестве, которые предполагают активное взаимодействие учащихся друг с другом на уроке, их работу в парах или малы...