Статьи из опыта работы
статья по теме


Предварительный просмотр:

Студенческий педагогический отряд «Дорогами добра»

как инновационная форма социализации студентов

педагогического колледжа

Л.В. Рачнова

Педагог-организатор

ГБОУ СПО Зарайский  педагогический

колледж им.В.В. Виноградова

Твори добро-

Нет большей радости

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или почестей,

А по велению души!

Подготовка кадров педагогов всегда были и будут вопросами государственного значения, нацеленных на воспитание гармоничной,  всесторонне развитой личности. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.        

В настоящее время состояние здоровья детей, отношение к ним со стороны взрослых вызывает большую тревогу. По данным медиков, здоровых детей в России осталось всего  5-10%, в то время как  число болеющих возросло до 35 – 40%. Особенно распространены аллергические заболевания, а также детский церебральный паралич (ДЦП). Больные дети – предмет особого внимания, заботы государства и общества.

Поэтому в нашем городе  открыт социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних (дети -  инвалиды; дети – сироты;  дети, оставшиеся без попечения родителей).

Как и все другие, эти дети  имеют право на самоопределение, включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, которая предполагает становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, активное участие в социальной практике.

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно – технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к образованию и воспитанию каждого человека.  В этих условиях актуализируется формирование у всех  людей творческого подхода, активной жизненной позиции.

Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе является поддержка и развитие творческих объединений, действующих на базе образовательных учреждений.

В  педагогическом колледже, в рамках федеральной экспериментальной площадки « Профессиональное самоопределение как фактор позитивной социализации студентов педагогического колледжа» был создан студенческий педагогический отряд «Дорогами добра» (СПОДД), цель которого состоит в полной реабилитации детей Зарайского социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.

СПО – молодежное объединение студентов, добровольно изъявивших желание участвовать в творческой, социально полезной и значимой деятельности в свободное от учебы время.

Вся деятельность отряда строится на основе коллективного творчества, сотрудничества, самоопределения и самореализации студентов и преподавателей.

 Создание отряда  преследовало следующие   задачи:

- профессионализация и социализация студентов педколледжа;

- расширение культурно – досуговой сферы услуг для детей;

-активизация совместной творческой деятельности;

Отряд организует работу с воспитанниками социально – реабилитационного центра  для несовершеннолетних в течение всего каникулярного года.

Деятельность отряда направлена на:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей воспитанников;

- социальную защиту, поддержку, реабилитацию, адаптацию воспитанников;

- личностно - нравственное и профессиональное самоопределение членов отряда.

Одной из эффективных форм, содействующих интеграции детей – инвалидов в обществе, является культурно – досуговая  деятельность (КДД). 

Её характеризуют свобода выбора, добровольность, активность,  инициатива  как отдельного человека, так и различных социальных групп.

За время существования много интересных дел было реализовано членами СПО совместно с наставниками – педагогами. Радует, что это пусть и небольшие,  но конкретные дела. Наши мероприятия:

- воспитывают любовь к традициям родного края (праздник – ярмарка    «Широкая Масленица»);

- знакомят с музыкальной грамотой, создают радостное настроение (театрализованный концерт «Семь веселых, звонких нот);

- учат слушать, слышать и понимать музыку (тематический музыкальный вечер «Музыка – язык души, язык времени»);

- знакомят с музыкальными инструментами (развлечение «Путешествие в музыкальное Лукоморье»);

- развивают творческие способности детей (организация музыкальной деятельности вне занятия «Путешествие в сказку);

- способствуют формированию у детей правильной осанки, двигательных навыков (физкультурный досуг «Путешествие в страну «Неболейка»);

- пропагандируют здоровый образ жизни (летний спортивный праздник);

- формируют добрые чувства по отношению к своим близким             (концертная программа, посвященная Дню семьи; праздник, посвященный Дню Матери);

- воспитывают  чувства милосердия и сострадания, уважение к старшему поколению (вечер «Посидим  по – хорошему).

Это только маленький перечень мероприятий, проводимых нами.

Но наши студенты – участники не являются простыми исполнителями задуманного плана, а проявляют инициативу  творчества. Именно творчество способно преодолеть любые барьеры, сделать жизнь многих, обездоленных судьбой детей, богаче и содержательнее. Например, мы ведём «Литературную гостиную».

Члены отряда приняли  участие:

-  в работе Всероссийского студенческого форума «Я – волонтер», который проходил на базе Московского областного социально-гуманитарного института. Цель форума - изучение, обобщение, анализ и внедрение опыта волонтёрства в различных регионах России;

 - в ежегодном открытом  Национальном конкурсе социальной рекламы «Новое пространство России» среди молодежи г. Санкт-Петербург;

-   в Молодёжном форуме Модернизаторов «Моя Россия» г. Москва.

Особое место в своей деятельности мы отводим индивидуальной работе с детьми: играем с ними, читаем книги, рисуем, помогаем готовить домашние задания.

Здесь дети проявляют творческие способности, развивают интеллектуальную активность и самостоятельность, могут преодолеть одиночество и замкнутость.

Администрация социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних считает студентов и преподавателей педагогического колледжа своими единомышленниками. Это не просто слова, это благодарность нам за то, что мы выбрали особый почерк – активный образ жизни. Мы захотели сделать свою жизнь более интересной и многогранной, и сделали её такой сами.

Процесс становления личности, т.е. формирование потребностных, ценностных и нормативных структур осуществляется в процессе социализации, своеобразного «вхождения» личности в общество на основе научения, подражания,  следования образцам.

В процессе общения с детьми – инвалидами постепенно была

- достигнута положительная динамика эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию общаться, делиться своими достижениями со сверстниками, воспитателями, родителями;

-  преодолена психологическая изоляция, повышена самооценка, расширены социальные контакты;

-повысилась осмысленность жизни за счёт осознания цели и направленности жизни;

-повысилась оценка своих возможностей.

Позитивный опыт общения способствовал формированию таких качеств, как гибкость и способность идти на компромисс, доверие, толерантное отношение к поведению других, проявление лидерских качеств (инициативность, самостоятельность, ответственность).

И в заключении хочется привести некоторые высказывания студентов -  их  впечатления о работе с детьми в социально – реабилитационном центе для несовершеннолетних:

« … Общаясь с детьми, я ощутила себя другом, который может помочь в трудную минуту… ».

« … Мне понравилась обстановка в центре и дети. Они просто замечательные …».

« … Когда я вижу, что детям хорошо, что они улыбаются и радуются, то и мне на душе становится легче …».

« … Эти встречи очень интересны и познавательны, они помогут мне в педагогической деятельности… ».

« … Именно дети понимают другого человека лучше, чем мы, уже более разбирающиеся в жизни…».



Предварительный просмотр:

Эффективность использования развивающих технологий в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа

Л. В. Рачнова

педагог-организатор

ГБОУ СПО Зарайский  педагогический

колледж им.В.В. Виноградова 

Чтобы реализовать себя в жизни человек должен непрерывно совершенствоваться, ставить перед собой задачи и находить пути их решения. Для этого ему нужны не только знания, и уже не только умения их добывать, а желание и готовность это делать.

В 21 веке по-новому осуществляется подход к рассмотрению культурного уровня субъектов образовательного процесса -  учителя и ученика – способность к взаимодействию, сотрудничеству и диалогу в достижении целей культурного развития. Ключевой фигурой образовательного процесса является педагог- профессионал, который отвечает за формирование духовной, гуманной, образованной личности. Для этого преподавателю необходимо быть не столько исполнителем в профессиональной деятельности, сколько инициативным деятелем, ориентирующимся в появлении новых актуальных профессиональных задач, способным проявить компетентностный подход в их решении.

Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса, который вводит детей в мир человеческой культуры. Поэтому сам воспитатель должен обладать достаточно высоким общекультурным уровнем, жить содержательной духовной жизнью, читать, заниматься искусством, т.к. от качества работы педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) зависит дальнейшее развитие личности ребенка, его успехи в учебе, а затем и в трудовой жизни.

У нас в колледже, на дошкольном отделении, вот уже несколько лет работает познавательный клуб «Путь к профессионализму», задачи которого:

- расширение кругозора студентов по вопросам дошкольного воспитания;

- воспитание любви к детям и профессии;

- формирование у студентов профессиональных умений и навыков.

Решение этих задач имеет особенно большое значение при подготовке педагогов, труд которых отличается специфически сложным и творческим характером. С первого дня педагог-воспитатель работает самостоятельно и несет полную ответственность за осуществление воспитательного процесса, в котором путь «проб и ошибок» чреват серьезными последствиями как для самого педагога, так и , прежде всего, для его воспитанников, которых он не только обучает и воспитывает, но и обеспечивает уход за ними, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка.

В состав познавательного клуба «Путь к профессионализму» входят студенты 1, 2, 3,4 курса дошкольного отделения. Для организации работы назначается совет (по 2 человека от каждого класса), который заседает 1 раз в неделю, обсуждает распределение обязанностей между курсами по подготовке к очередному занятию, организует репетиции, заслушивает предварительно все выступления студентов. Качество проведенного заседания обсуждается на очередном заседании совета.

На заседаниях мы много рассказываем студентам о профессии «воспитатель», учим любить свою профессию, а главное - любить детей.

На занятиях  используются следующие формы:

- доклады преподавателей – методистов и студентов;

- выступление студентов с рефератами;

- встречи с интересными людьми;

- выразительное чтение, инсценирование произведений для детей;

- разыгрывание педагогических ситуаций, решение педагогических задач;

- концерты – миниатюры с участием воспитанников ДОУ;

- прослушивание аудио-видеозаписей, исполнение студентами песен и  музыкальных произведений;

- конкурсы,

- праздник – ярмарка;

- путешествия.

Тематика заседаний разнообразна: «Много на свете хороший профессий, но знаем – нашей не найти интересней», «Творчество С.Я.Маршака», праздник – ярмарка «Широкая Масленица», «Путешествие в Сказкоград» и т.д.

Мне хочется более подробно рассказать о двух заседаниях  познавательного клуба «Путь к профессионализму».

Тема «Грани прекрасного».

Цель: - познакомить членов клуба с основными направлениями эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- вызвать потребность у студентов дошкольного отделения в приобретении навыков эстетического воспитания и самосовершенствования.

На заседание были приглашены: ведущий специалист Главного Управления образования Красникова.Н.П., преподаватель педагогики Козлова  В.П., преподаватель изобразительной деятельности Якушева.А.Б., преподаватель ритмики и хореографии Борисова.Л.В., студенты 1 и 2 курсов дошкольного отделения.

Занятие было построено в виде устного журнала, каждая страница которого раскрывала суть прекрасного в музыке, хореографии, в  изобразительной деятельности, в нравственном мире ребенка.  

Козлова В.П. интересно и подробно рассказала о значении эстетического воспитания в общей педагогической системе В.А. Сухомлинского.

Красникова Н.П. привела яркие примеры из опыта работы о воспитании «красивых чувств» дошкольников.

Якушова А.Б. познакомила слушателей с работой факультатива «Обучение нетрадиционным приемам рисования», постаралась раскрыть прекрасное в простых детских рисунках.

Всем запомнилось выступление ансамбля детских музыкальных инструментов воспитанников сала-школы №14.

Студенткой 3 «А» курса Дубченко М. был продемонстрирован хореографический этюд. Ведущие устного журнала, студенты 4 «А» курса Шагова Т. и Шлепина Ю. в лаконичной форме соединили его страницы.

Занятие  по теме «Грани прекрасного» имеет большое значение в общей системе воспитательной работы. Его содержание является не только познавательным, но и развивает эстетику вкуса и раскрывает виды работ по этому направлению в МАДОУ, а также способствует и профессиональному воспитанию студентов дошкольного отделения.

Традиционным стало проведение на 4 - ом курсе «Конкурса профессионального мастерства». Конкурсы проходят на базе МАДОУ города. Наши студенты соревнуются с  бывшими выпускниками и с честью справляются со всеми заданиями, а в некоторых даже выглядят лучше.

Такой конкурс – это своего рода экзамен, где студенты умело применяют  вои знания, умения, навыки для решения тех или иных задач.

Конкурс  начался с приветствия «Вот мы какие», где участники представили себя: рассказали о том, чем занимаются, чем живут, о чем мечтают.

В конкурсе «Педагогическая разминка» участники показали теоретические знания в области дошкольной педагогики. Несмотря на то, что вопросы были довольно сложными, ответы конкурсантов – полными, четкими и содержательными.

Конкурс «Эрудитов» показал, что участники, используя имеющиеся теоретические знания, с успехом решают сложные педагогические задачи.

Одной из важнейших профессиональных качеств воспитателей ДОУ является артистизм. И, как показал конкурс «Пойми меня», это качество личности присутствует у всех участников конкурса.

Одним из центральных стал конкурс « Советы родителям». В «советах» обычно рассматриваются наиболее распространенные проблемы воспитания: что делать, если ребенок плохо ест, как поступить, если ребенок врет, много смотрит телевизор?.

Но в деле воспитания, кроме типичных проблем, бывают еще и нестандартные ситуации. И что делать родителям в нетипичной, уникальной ситуации, советов не печатают. А вот наши конкурсанты блестяще справились с этим заданием.

Знание детской литературы – обязательное условие формирования профессионализма как будущих, так и работающих специалистов дошкольного образования. Наши конкурсанты прекрасно ориентируются в мире детской литературы.

А вот при проведении конкурса «Художников» потребовалось знание методики изобразительной деятельности.

Последним, заключительным конкурсом стал конкурс «Домашнее задание». Участники  должны были нарисовать эскиз «Детский сад будущего» и представить его. Присутствующие на конкурсе смогли убедиться в том, что участники искренне любят детей, т.к. проект каждого такого сада явился актом воплощения этой любви в словах и рисунках.

При проведении данного конкурса решались следующие задачи:

- уважение к своей профессии;

- профессионализация и социализация студентов педагогического колледжа;

- активизация творческой деятельности;

- развитие научного потенциала.

Конкурс явился праздником профессионального мастерства для всех присутствующих.

Познавательный клуб «Путь к профессионализму» развивает студентов интеллектуально, способствует формированию у них педагогических способностей.

Именно поэтому поиск путей совершенствования практической психолого – педагогической подготовки будущих специалистов является важной стороной педагогической деятельности.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта педагогического общения"

В общении преподавателя с обучающимися необходимо соблюдать определенные принципы, относящиеся как к педагогической этике, так и к общечеловеческим нормам общения. Важно: исключение возможностиунижени...

Статья "Анализ опыта создания и использования комплектов оценочных средств при осуществлении промежуточной аттестации обучающихся"

Научно-практическая конференции «Контроль и оценка образовательных достижений обучающихся при реализации программы профессионального образования», Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, 31.10...

Статья "Из опыта работы методической службы"

Статья "Из опыта работы методической службы"...

Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы

В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

Статья "От учебно-исследовательской к проектной деятельности. Из опыта работы ЦМК специальности Дизайн Яковлевского педагогического колледжа"

В статье рассказывается, как создать в колледже условия для успешного формирования у студентов-дизайнеров поисковой деятельности на уроках и преобразования этой деятельности в проектную....

Тьютор из опыта работы, документация » статья по коррекционной педагогике

Тьюторское сопровождение - одно из направлений инклюзивного образования. Функции тьютора в отношении тьюторанта заключается в периодах: диагностический, поисково-результативный, аналитический. Предос...