Моя педагогическая философия
статья на тему

Селемет Светлана Викторовна
Что значит быть учителем? На этот вопрос не так легко ответить. А еще сложнее ответить на вопрос, что значит быть учителем в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_filosofiya.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа муниципального образования « Ладушкинский городской округ»

Подготовила учитель начальных классов Селемет С.В.

Что значит быть учителем? На этот вопрос не так легко ответить. А еще сложнее ответить на вопрос, что значит быть учителем в современном мире. Настоящий мир живет по новым законам регулируемого экономического развития, правового государства и интеграции культур. Это требует соответствующего уровня развития образовательного пространства. Лидером – государством в 21веке будет то, которое создаст наиболее эффективную систему образования. Ведь образование – зеркало общества.

Современный учитель подобен большому кораблю, который плывет по океану жизни, неся в себе Учение и Свет. И его миссия, как преподавателя и как человека в это трудное переломное время – будить умы своих учеников. Главная и основная задача – возрастить из ученика Личность. А для этого он сам должен быть Личностью с большой буквы, обладать всеми нравственными качествами, фундаментальными знаниями и самыми современными педагогическими технологиями.

Мы живем в век самого высокого развития человеческой цивилизации. Учитель должен научить своего ученика ориентироваться в мире современных новейших знаний. В арсенале современного учителя, на  мой взгляд, должны быть самые актуальные педагогические технологии, которые будят у ученика самостоятельную мысль и желание творить, добывать знания, исследовать проблему, разрешить ее и дать оценку.

Нам надо искать такие приемы и способы преподавания, которые позволили бы перевести ребенка из «организуемого» в самоорганизующуюся личность, стараться вовремя и чутко реагировать на состояние души и сознания ученика, чтобы наше внешнее воздействие на него способствовало его саморазвитию.

Портрет учителя современности должен быть таким: это человек уважительный, доброжелательный, способный оказать помощь, не приемлющий равнодушия несправедливости, эрудированный, с прекрасным чувством юмора и детской неугомонностью. Действительно, ничто так не помогает раскрыться ученику как свободное общение с педагогом вне урока. Поэтому внеклассная работа учителя – один из главных факторов формирования гуманных отношений с детским коллективом. А для этого необходимо создать атмосферу доверия, условия для комфортного общения, ибо все возможно и удается все, главное – «сеять души в людях», то есть перестать учить, чтобы ученик смог учиться; ведь не мыслям надо учить, а учить мыслить. И если мы хотим добиться успеха, то надо четко уяснить – ни один, даже маленький успех ребенка не должен остаться незамеченным. Неудача ребенка – это неудача учителя. Наверно, неправильно думать, что только ученик получает от учителя определенные знания, но и педагог учится у ребенка. Этот постоянный обмен можно назвать Сообучением и Совоспитанием. А поэтому не надо бояться признавать свои ошибки перед ребенком или его родителями.

Это не умаляет достоинств учителя в их глазах, а, наоборот, дает возможность почувствовать внимание и уважение к мнению маленького человека. Ибо недостатки ребенка – это его достоинства, которым не нашли применения. Неталантливых детей не бывает – есть нераскрытые таланты!

Учитель – это личность, которая оказывает сильнейшее воздействие на формирование духовного мира ребенка. Искать, пробовать, включаться в эксперименты, мечтать, творить, думать над новыми формами работы; стараться найти что–то новое. Каждый последующий урок должен отличаться от предыдущего. Ведь учитель- Мастер. Поэтому и напряжённость будней! Но в этом своя прелесть, своё удовольствие и даже расчёт. Я хочу, чтобы мои ученики, пусть через много лет, сказали обо мне: « Это настоящий учитель!»

Да, стать Мастером нелегко. И я, разумеется, не мыслю себя ни Песталоцци, ни Ушинским, ни Коменским. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с собой: не выдохся ли, способен ли вырастить здорового, самостоятельного, критически мыслящего и счастливого гражданина своей страны.

Педагогический профессионализм складывается из многих составляющих. Это не просто прекрасное знание своего предмета, но и достаточное владение смежными дисциплинами. Ведь ни одна профессия не требует такой самоотдачи, как учительская. Ибо только учитель, ежедневно сдает новый жизненный экзамен, где экзаменатор – ребенок, его вера в доброту, обмануть которую нельзя ни при каких условиях. Иначе, ты – не учитель.

В чём моё счастье? В том, что я учитель. Это истинное счастье. Да, времена изменились. Учитель утратил статус  Хранителя Истины. Он всего лишь бюджетный работник сферы обслуживания. Профессия малооплачиваемая и непристижная. Но, думаю, что В. Сухомлинский мудро сказал: « Сердце отдаю детям. Именно в отдаче себя ребёнку учитель должен находить истоки своего подвижничества, соучастия, сопереживания

Учитель не просто профессия, это состояние души, это образ жизни.

Это  высокий профессионализм в сочетании с талантом общения. Учительский труд – это вечный поиск. И для меня главное, чтобы дети, расставаясь со мной, желали встретиться вновь.

Я радуюсь победе каждого ребёнка.

« Дайте, дайте первую удачу!

Пусть в себя поверит человек!

Пусть в приливе радости горячей

Ощутит себя потомком всех,

Кто творил, кто сделал мир богаче.

Дайте, дайте первую удачу!» (поэт Д. Н. Кугультинов)

Эти слова открыли новый закон педагогики.

Важно, чтобы ребенок верил в собственные силы, считал себя умным, талантливым, верил, что его ожидает трудное, но перспективное будущее. Вырастить ученика, личность с богатым внутренним миром, широтой и глубиной интересов, умением чувствовать, творить, научить маленького человека ассоциировать себя с человечеством, сделать его способным прощать других, быть отзывчивым на чужую беду, милосердным, не перекладывать на других то, что обязан сделать сам - вот  главная задача моя и моих коллег.

Свою педагогическую деятельность начала в 1990 году, окончив Целиноградское педагогическое училище и 2007 году Евразийский гуманитарный институт. Двадцатый год работаю учителем начальных классов.

   Всегда стремилась организовать учебный труд детей так, чтоб он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. Очень важно внушить ребенку веру в свои силы и возможности, и мои усилия направлены на решение этой задачи. На уроках стараюсь создать благоприятную обстановку для делового сотрудничества учителя и учащихся, взаимовыручки, товарищества, свободного обмена мнениями и размышления вслух.

   Считаю, чтобы быть учителем, необходимо постоянно учиться, брать на вооружение лучший педагогический опыт коллег, учителей-новаторов. Поэтому постоянно изучаю педагогическую и методическую литературу, посещаю уроки учителей, своей школы. Стремлюсь к тому, чтобы уроки не были однотипными и стандартными. Провожу нетрадиционные уроки- урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, интегрированные уроки.

   Работая долгое время по традиционной форме обучения, целенаправленно вносила в свою работу элементы развивающего обучения. Работала над такими проблемами, как:

  • Развитие познавательной активности на уроках математики через дидактические игры.
  • Лексико-орфографическая работа на уроках русского языка.

    Применяя разнообразные методы обучения, ставила целью своей работы формирование самостоятельности мышления, желания учиться, поддержания у учащихся высокой работоспособности.

    Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, открытость и готовность к восприятию всего, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития познавательного интереса.

    Психологами доказано, что знания полученные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

    Чтобы заинтересовать, использую девиз:

« Я услышал и забыл,

Я увидел и запомнил,

Я сделал и понял»

    Знания - это не то, что ты услышал или прочитал, а то, что сумеешь выразить своими словами. Весь процесс обучения стараюсь строить так, чтобы он проходил через познание собственного Я ребенка. Именно от меня, как от учителя, зависит, как собрать воединое целое и не разрушить последовательность данного девиза .

   Изучив программу образовательной системы “Школа России”, пришла к такому мнению, что на современном этапе развития общества, она соответствует реализации тех задач, которые стоят перед начальной школой.

   Вот уже  третий год работаю по программе “Школа России”.

   Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.

   В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Сегодня в школу приходит компьютерная техника. Поставлена задача использования компьютерных технологий на уроках, начиная с начальной школы.

   В своей работе на уроках русского языка и математики использую мультимедийные компьютерные технологии – уроки-презентации, программы-тренажеры, которые предлагают тестовые задания, математические и словарные звуковые диктанты.

   Применение этих технологий объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

   Так, в результате работы, поисков сложились собственные педагогические принципы. Я твердо убеждена в том, что ребенок- главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.

   В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Эссе было написано для портфолио....

Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"

Думаю, что только педагог, который все время оттачивает свое мастерство, работает над собой, вырастит себе достойную смену....

Самопрезентация "Моя педагогическая философия"

Самопрезентация "Моя педагогическая философия" на "Учитель - года" в стихотворной форме....

Эссе «Моя педагогическая философия»

Хороший учитель, как считал В.А. Сухомлинский, - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружит...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышление на  тему "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра» - Джон ДьюиВ эссе я постарался рассказать о себе и своем видении на современное образование....