Здоровье учителя
статья на тему

Железнякова Екатерина Анатольевна

Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Надежды на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, надо признать нереальным.

     Мысли о том, что развития медицина мало помогает эффективно  сохранять и преумножать общественное здоровье, в общем, не новы. Еще в 70-е годы  об этом сказал известный врач Николай Михайлович Амосов в своей содержательной книге «Раздумья о здоровье». Вот его мысли и рекомендации, в которых сформулированы основные  принципы психологии здоровья...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_uchitelya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Железнякова Е.А.

Здоровье учителя.

     Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Надежды на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, надо признать нереальным.

     Мысли о том, что развития медицина мало помогает эффективно  сохранять и преумножать общественное здоровье, в общем, не новы. Еще в 70-е годы  об этом сказал известный врач Николай Михайлович Амосов в своей содержательной книге «Раздумья о здоровье». Вот его мысли и рекомендации, в которых сформулированы основные  принципы психологии здоровья:

  1. В большинстве болезней виноват не природа и общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но и иногда от неразумности.
  2.  Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но  не может сделать человека здоровым. Больше того: бойтесь попасть в плен к врачам!  Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые  болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.
  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
  4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но и еще и характером. К сожалению, здоровье как важная цель  встает перед человеком, когда смерть  становится близкой реальностью.
  5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает…
  6. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.
  7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост  в сантиметрах минус 100.
  8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!
  9. Говорят, что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно: к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уж точно несчастье.

В этих высказываниях умудренного жизнью опытного врача, перед которым прошли тысячи судеб, создавшего собственную оздоровительную систему и вылечившего с ее помощью не только самого себя, но и множество своих пациентов, содержаться все основные принципы современной профилактической медицины. Обратим внимание на то, что Н.М. Амосов рассматривает здоровье не как самоцель, а лишь как условие достижении счастья в семье и в работе. Другими словами – только при наличии здоровья человек может быть счастлив, если он делает счастливым другого человека и своей работой на общее благо способствует прогрессу.

     Природа устроила человека так, что он чувствует себя счастливым только тогда, когда он по-настоящему здоров. Богатство и счастье – не синонимы. При помощи денег человек только в исключительных случаях может стать по-настоящему здоровым – когда ему надо платить за сложную операцию. Если бы богатство давало здоровье и счастье, то богатые люди были бы, наверное, самыми счастливыми. А между тем это не происходит. Здоровье может быть добыто только упорным трудом человека над самим собой, привычкой к самоограничению и самодисциплине. Только в этом случае жизнь приносит удовольствие и радость, как это было задумано природой.

     По данным английского психолога М. Аргайла, уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью оказывается тесно связан с такими факторами, как:

  • наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Люди меньше болеют, когда их социальные отношения отличаются интимностью и приятностью. Хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации благодаря возможности обратиться за помощью к друзьям, в то время как одинокие люди для борьбы со стрессом прибегают к курению и употреблению спиртных напитков, что рано или поздно ухудшает их состояние;
  • крепкая семья и наличие в ней детей;
  • интересная и любимая работа, приносящая моральной удовлетворение. Безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем самые разные заболевания;
  • активные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, которые снижают уровень тревоги и депрессии, кровяное давление и риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют вес;
  • особый склад личности, который характеризуется высокой убежденностью человека в своей значимости и нужности обществу, внутренним фокусом контроля, восприятием жизненных трудностей и проблем как источник для личностного роста;

религиозная вера, делающая людей приверженцами умеренного образа жизни без вредных привычек и способствующая умиротворенному восприятию жизни. Имеются данные о положительной связи между частотой посещения церкви и положительным психологическим здоровьем, особенно среди лиц старшего возраста.

     В ряде исследований была обнаружена устойчивая  связь между особенностями характера человека и его предрасположенностью к определенному заболеванию.

     Были выявлены типы «А», «В», «С».

     Для людей типа «А» характерны:

  • выраженная устремленность  к успеху,
  • высокая работоспособность, переходящая в трудоголизм,
  • желание все делать в быстром темпе,
  • агрессивный образ действий,
  • высокая экстраверсия и нейротизм.

     Люди с таким складом характера в два раза больше подвержены сердечным приступам по сравнению с людьми типа «В», которые не гонятся за успехом и предпочитают жить размеренной жизнью.

     Люди типа «С» оказываются предрасположенными к раковым заболеваниям. Они не склонны к внешнему проявлению раздражения и гнева, неуверенны в себе, уступчивы и терпеливы. Они чувствительны к стрессу, однако испытывают трудности при спонтанном выражении эмоции         и их разрядке. Их больше всего выводит из себя межличностные проблемы, связанные с завистью и конкуренцией. В этом случае они легко становятся беспомощными  и впадают в депрессию. Это говорит об их низкой самооценке и недостатке психологической независимости. Эти особенности личности предрасполагают к онкологии. Значит, риск подобного заболевания оказывается связанным с недостатками личностного роста. Следовательно, создание условий для адекватного психологического развития есть лучшая профилактика раковых заболеваний.

     Любопытная зависимость была обнаружена в исследованиях английского психолога Айзенка. По его данным, нейротизм и  психотизм увеличивают вероятность заболевания сердца, но уменьшают опасность возникновения рака.

     Исследования показывают, что  существует некоторый оптимальный уровень эмоциональной реактивности, который способствует поддержанию хорошего здоровья. Поэтому для людей типа «А» с их повышенно эмоциональностью и риском сердечно-сосудистых заболеваний полезны физические упражнения и последующая релаксация. А для людей типа «С» с их склонностью к подавлению отрицательный эмоций важно обучение как психотерапевтическим, так и физическим способам реагирования на трудные жизненные ситуации.

     Достойный вклад в разработку идей профилактической медицины был сделан известным американским публицистом Дейлом Карнеги, чья книга «Как перестать беспокоится и начать жить» содержит много полезных сведений, посвященных рассматриваемой нами проблеме. Его советы и рекомендации для достижения хорошего здоровья в обобщенном виде сводятся к следующему:

  1. жить делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», стараясь не беспокоится о том, что будет завтра , и не сожалея о прошлом.
  2. Быть всегда готовым принять самый худший вариант развития событий, если он произойдет, и затем спокойно искать способ улучшения этого наихудшего варианта.
  3. Беспокойство устраняется выяснением его причины и поиском решения проблемы. Сама по себе интенсивная поисковая активность, занятие полезным и интересным делом является одним из эффективных средств стабилизации психического состояния.
  4. В отношении наступления неприятных событий следует применять законы теории вероятности и спрашивать самого себя: «Какова вероятность того, что это действительно может произойти?» Чаще всего эта вероятность для большинства людей исчезающее мала.
  5. Примирение с неизбежным, с тем, чего нельзя изменить, - первый шаг на пути преодоления любого несчастья.
  6. Важно определить заранее, какую меру беспокойства человек может позволить себе в отношении тех или иных обстоятельств, и не позволять седее волноваться больше установленного предела.
  7. Думать больше о светлых и радостных сторонах жизни,  а не о темных и печальных, ибо, как сказал Марк Аврелий, «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
  8. Не следует держать злобу на наших оппонентов и пытаться с ними расквитаться. Этим самым мы можем принести больше вреда самим себе, чем досадить противникам. Совет генерала Эйзенхауэра: «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».
  9. Следует считать людскую неблагодарность обычным делом и всегда помнить о том, что Христос вылечил 10 человек, но только один их них пришел поблагодарить его. Наградой за свершение доброго дела является само его свершение, а не будущие награды и благодарность, хотя в российской культурной традиции есть пословица: «Долг платежом красен.»
  10. Считать свои благодати, а не несчастья.
  11. Не пытаться подражать другим, но стремиться быть самим собой.
  12. если судьба вручает человеку кислый лимон, то надо постараться сделать из него сладкий лимонад. Следует активно искать способы превращения минусов в плюсы. Жизнь диалектична. В любом позитивном поступке можно увидеть что-то не очень хорошее и наоборот.
  13. Надо стремиться приносить радость другим людям. Делая добро другим, вы делаете его прежде всего самому себе.
  14. Несправедливую критику следует рассматривать как скрытый комплимент, вызванный завистью или ревностью.
  15. Надо быть самокритичным и отмечать в своем дневнике все совершенные ошибки. Следует просить окружающих о непредвзятой конструктивной критике.
  16. Отдыхать до того, как пришло чувство усталости.
  17. Следует научиться расслабляться во время работы, а также сбрасывать лишнее напряжение при разных обстоятельствах, так как нервно-психическая напряженность является одной из главных причин утомления.
  18. Иметь тетрадь «вдохновляющего чтения». Записывать в нее мысли, цитаты, песни, которые могут дать оптимистический настрой.
  19. не задерживать внимание на недостатках других людей. Проявлять больше интереса к их положительным качествам.
  20. Во избежании переутомления равномерно распределять свою рабочую нагрузку и не пытаться делать все дела одновременно. Распределять дела по степени их приоритетности. Держать на столе минимум рабочих бумаг.

     В рамках современных подходов к психологии здоровья можно отметить следующие особенности личности, обусловливающие хорошее психическое и физическое самочувствие:

  1. Забота о самом себе и незабывание собственных интересов. Развитый и культурный человек готов пожертвовать собой ради интересов тех, о ком и о чем он заботиться, однако далеко не полностью и не ценой своего здоровья.
  2. Соблюдение в своем поведении норм и правил общественно морали как сказал классик: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!»
  3. Способность прочно стоять на своих ногах и брать ответственность за свою жизнь, не требуя особой поддержки от других людей и общественных организаций, умение брать ответственность за свои ошибки и не стремиться обвинять в них других людей или социальные условия.
  4. Устойчивость к фрустрациям, основанная на разрешении допускать ошибки как самому себе, так и другим людям.
  5. Гибкость и пластичность установок, основанная на открытости миру и изменениям, происходящим в нем, отказ от жестких и неизмененных жизненных правил в отношении себя и окружающих.
  6. Принятие неопределенности и случайности в окружающей жизни, которые делают достижение жизненных целей в полном объеме проблематичным.
  7. Творческое и поисковое отношение,  как к самому себе, так и к своему социальному окружению.
  8. Позитивное принятие самого себя таким, каков  есть, но в то же самое время желание стать завтра немного лучше, чем сегодня. Отказ от оценки самого себя на основе внешних  достижений или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни просто так, чем от свершения и достижения каких-то значимых результатов.
  9. Способность к аналитическому восприятию своих мыслей, чувств и поступков, умение оценивать их последствия в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей.
  10. Умение рисковать, понимаемое как стремление делать то, что хочется, даже когда существует возможность неудачи, быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.
  11. Стремление жить в сегодняшнем дне по известному принципу гештальт-терапии «здесь и сейчас» и в то же время планирование оптимального будущего.
  12. Отказ от нереалистического желания находиться в постоянной радости, быть предельно совершенным во всем и не иметь никаких забот, тревог, депрессий и раздражительности.
  13. Воспитывать в себе адекватные реакции на сложности в жизни, которые включают в себя: печаль, а не депрессию из за того, что должно было неминуемо произойти; расстройство и сожаление, а не чувство стыда и вины из-за того, что сделал что-то не так; раздражение, а не гнев из-за того, что кто-то поступает не так, как мне хочется, понимание того, что другой может поступать так, как сам считает нужным.

     В сжатом виде психологические установки для достижения хорошего здоровья могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Рассмотрение здоровья не как самоцели, а как средства для достижения других, более важных целей, имеющих связь с личностной самореализацией – поиском истины, созданием красоты и гармонии в окружающем мире, достижением общественно значимой цели. Другими словами, человек должен иметь смысл и цель в жизни, важнейшим условием осуществления которых является хорошее здоровье.
  2. Поддержание в сознании установки на длительную жизнь и бережное отношение к возможностям своего организма, не перенапрягая его ни чрезмерной работой, ни чрезмерными страданиями, ни перееданием и прочими излишествами. Многие автолюбители гораздо лучше заботятся о своем автомобиле, нежели о своем здоровье, допуская по отношению к нему такие действия, которые они никогда бы не позволили по отношению к своему автомобилю.
  3. Стремление поддерживать хороший физический тонус организма и его психофизиологическую устойчивость за счет разнообразной поисковой деятельности.
  4. Привычка и потребность каждый день откладывать в копилку здоровья хотя бы по одному хорошему поступку в виде физических упражнений, дыхательной гимнастики, медитации, массажа и водных процедур.
  5. Нахождение  в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.

Обобщая все вышеизложенное, мы можем заключить, что современный человек обязан учиться здоровью, овладевая для этого различными умениями, навыками и хорошими привычками точно так же, как он овладевает сегодня знаниями и навыками в работе на компьютере.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье учителя

Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Надежды на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, надо признать нереальным.     Мысли о том, ч...

Здоровый образ жизни как основная профессиональная составляющая современного учителя физической культуры (кураторский час)

Кураторский час представлен в форме часа общения с элементами дискуссии. Данное меропиятие позволяет развивать у студентов позновательное отношение и интерес к данной теме, коммуникативные навыки, вос...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)

Тест по ОБЖ  "Основы здорового образа жизни". 10класс. (Телевных Е. А. - учитель физ.культуры)...

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)

Тест по ОБЖ "Основы здорового образа жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах". 8 класс. (Телевных Е.А. - учитель физической культуры)...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Эссе на тему: "Я учитель здоровья"

Эссе на тему: "Я учитель здоровья"...