Этнокарта Тверской области. Современные миграционные процессы
материал по теме

Работа посвящена истории Тверского края, народностям, проживающим на её территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokarta.docx435.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

Профессиональное Училище № 31

Исследовательская работа

Тема: «Этнокарта Тверской области. Современные миграционные процессы»

Преподаватель Зубаков С. В

п. Редкино

2014 г.

Содержание

  1.  Введение
  2.  История Тверского края
  3.  Народности, проживающие раньше на Тверской Земле

- Первоначальное заселение Тверского края

- Тверские карелы

        - История и происхождение

        - Динамика численности тверских карел

        - Современные этнические процессы

- Эстонцы на Тверской земле.

  1.  Народности, проживающие в Тверской области

- Этнические группы на территории области.

- Национальный состав населения Тверской области(1989год)

 - Национальный состав населения Тверской области(2002год)

  1.  Заключение
  2. Список использованных источников

  1. Введение

По площади Тверская область - одна из крупнейших областей Европейской части России и занимает одну из лидирующих позиций среди областей Центрального федерального округа. Ее площадь составляет 84201 кв.км.

Тверская область расположена в северо-западной части России. С запада на восток область протянулась более чем на 450 км (31-380 восточной долготы), а с севера на юг - примерно на 350 км (55,5-58,50 северной широты). В целом она вытянута с юго-запада на северо-восток. Расстояние от областного центра до г. Москвы составляет 167 км, до г. Санкт-Петербурга – 485 км.

Тверская область граничит на севере с Вологодской областью, на северо-западе - с Новгородской, на востоке - с Ярославской, на западе - с Псковской, на юге - со Смоленской и на юго-востоке - с Московской.

В Тверской области всего 385 муниципальных образований, в числе которых:

  • городских округов – 7, в т.ч. городов -5 (Тверь, Торжок, Вышний Волочёк, Кимры, Ржев), закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО «Солнечный» и ЗАТО «Озёрный») -2;
  • муниципальных районов – 36;
  • городских поселений – 44;
  • сельских поселений – 298.

Административный центр - город Тверь

 1.2 История (краткая)

Поселения на месте современной Твери существовали уже в 9-10 вв.

С 13 в. известен Ржев, Торопец упоминается в 11 в.

В 1240-х гг. было образовано Великое Тверское княжество, ставшее одним из политических и культурных центром Руси. В это время ведется летописание, складываются уникальные школы живописи, зодчества, прикладного искусства.

 В первой половине 14 в. на тверской земле шла борьба с татаро-монголами (Бартеневская битва 1317).

В 14-15 вв. Тверская область становится важнейшим торговым и ремесленным регионом, здесь проходит путь из Новгорода в Москву. Обширность торговых притязаний тверских купцов получила свое выражение в знаменитом путешествии Афанасия Никитина в Индию (1466-1472).

Тверь и окрестные земли были присоединены к Московскому княжеству в 1485 при Иване III. Многие города Тверской области, как и сама Тверь, подверглись разорению со стороны войск Ивана IV, а затем и поляков (в 1609).

Экономика области получила толчок к развитию в 18 в. в связи со строительством дороги Москва — Петербург.

Тверская губерния была образована в 1775.

К началу 20 в. губерния стала важнейшим промышленным регионом России.
29 января 1935 было объявлено о создании Калининской (с 1990 Тверской) области. Ощутимый спад производства после Гражданской войны частично удалось погасить в 1930-е гг., но еще больший урон городам Тверской области нанесла Великая Отечественная война, когда были уничтожены многие архитектурные памятники, разрушены заводы и предприятия. Послевоенное восстановление области было направлено в первую очередь на экономически значимые объекты.

 В 1980-1990 гг. начинаются работы по реставрации и изучению памятников храмовой архитектуры, многие из которых были уничтожены при советской власти.

1.3 Народности, проживающие раньше на Тверской Земле.

Первоначальное заселение Тверского края

Люди селились на территории края ещё 7-8 тысяч лет назад. Одно из древнейших поселений, относящееся к позднему палеолиту, находилось у посёлка Озерки. Поселения рыболовов и охотников неолита раскопаны в Тверской области повсеместно. Следы неолитической стоянки под названием "Топорок" обнаружены в 1900-х годах вблизи Конакова на мысу, против впадения в Волгу речки Сучок. Найдены наконечники стрел, осколки керамики. Следы неолита (осколки кремня и кремниевый наконечник, стрелы) обнаружены также у деревни Городище на Волге.

В верховьях реки Сози в Заволжье найдена стоянка льяловского типа. Для этой культуры было типичным изготовление глиняной посуды с ямочно-гребенчатым орнаментом. Эти стоянки были некогда у села Покровского, деревни Остров, Заречье и в других местах. Неолитическая стоянка находилась также в долине реки Созь. Видимо, уже тогда (4-3-е тысячелетие до н. э.) край был довольно густо населён, особенно берега Волги, Шоши и Сози.

При раскопках городища в Городне найдены наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, относящиеся к временам позднего неолита. В 1900-1906 годах в "Топорке" обнаружено финское обрядовое городище шаманского типа.

Во 2-ом тысячелетии до н. э. распространяется фатьяновская культура, оставившая после себя могильники – родовые кладбища. Наряду с гладко отшлифованными каменными орудиями фатьяновцы употребляли и металлические. В 1953 году в Редкине найден характерный для фатьяновской культуры сверленый топор-молоток. Такие же орудия найдены у деревни Головино, в селе Губин Угол, по дороге из Конаково в Хорошево и в других местах. В "Топорке" найдена литейная форма, тоже фатьяновская.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. распространяется дьяковская культура. Начался железный век, пришедший на смену бронзовому. Поселения обычно возникают при слиянии рек, обнесены валами, рвами, частоколами. В них находят много керамики, бронзовые и железные предметы. К дьяковской культуре относятся поселение "Топорок", где, как видим, наслоилось несколько культур, а также поселения у деревни Санниково на левом берегу Волги, и у деревни Омутня.

В 7-8 веках н. э. край стал заселяться славянским племенем кривичей, которые занимались охотой, бортничеством (сбором мёда диких пчёл), рыболовством, скотоводством, подсечным земледелием. Население располагалось преимущественно в долинах рек Волги, Шоши, Ламы, Сози. В устьях рек строились укрепления – городища. В 1944 году при раскопках Городни обнаружены остатки славянской, дьяковской, бронзовой культур. Среди вещей и керамики курганного типа найден фрагмент железного плужного лемеха. Около Игуменки, на Чёрной горе, найдены ножи, другие орудия труда и предметы быта. У деревни Алексино находятся шесть круглых курганов – славянских захоронений. В том же "Топорке" сохранились остатки земляных валов и рвов. Здесь обнаружено много находок разных культур. Во время строительства водохранилища городище было затоплено.

Тверские карелы

Тверские карелыкарелы-тиверцы (карел. tiverin karielazet, от старокарельского названия города Тверь — Tiveri) — субэтнос карельского народа, проживающий на территории ТверскойЛенинградской и Московской областей. Говорят на тиверском диалекте карельского языка, который в связи с многовековой обособленностью оказался наименее подверженным заимствованиям из других прибалтийско-финских языков. Согласно Всероссийской переписи населения, численность тверских карел составляет 14 633 человека (из них лишь 25 человек указали, что владеют только карельским языком).

История и происхождение

Тверские карелы появились на тверских землях в ходе переселения, которое началось по разным оценкам в XIV—XVI веках, и стало массовым после поражения России в войне со Швецией и заключением в 1617 году Столбовского мира. По его результатам Швеции отошли Корельский уезд и Ингерманландия. Пиком этого переселения стали 1640—1660-е годы. Массовый исход был спровоцирован действиями, граничившими с геноцидом, шведских властей и финских колонистов в отношении новых подданных Швеции. По приблизительным подсчётам к 1670 году на земли Бежецкого Верха, опустевшие вследствие голода и эпидемий в период Смутного времени, переселилось не менее 25—30 тыс. человек.

Некоторыми исследователями на основании ряда общих признаков и особенностей к тверским карелам причисляются также относительно малочисленные субэтнические группы тихвинских и валдайских карел, сформировавшиеся синхронно и в схожих условиях.

По данным переписи 1926 года в Калининской области тверских карел насчитывалось 140567 человек, из них более 95 % владело карельским языком.

В 1937—1939 году на территории тогда Калининской области существовал Карельский национальный округ с центром в г. Лихославле. С 1997 года действует Национально-культурная автономия тверских карел.

Динамика численности тверских карел

Современные этнические процессы

Современная этническая ситуация у карел неоднозначна. Продолжается процесс культурной и языковой ассимиляции. Быстрыми темпами уменьшается численность тверских карел. Более половины российских карел (51,1 %) считают родным языком русский, карельским свободно владеют только 62,2 %. Неблагоприятна возрастная структура карельского населения: по переписи 1989 года более 20 % карел имеют возраст старше 60-ти лет.

В республике Карелия на ливвиковском и собственно карельском диалектах выпущена учебная литература, в ряде школ и вузах преподаётся карельский язык, издаются газеты, действуют фольклорные и профессиональные коллективы, возрождаются народные праздники. В Тверской области создан Общества культуры тверских карел, в ноябре 1997 года образована Тверская региональная национально-культурная автономия. В конце 1990-х годов образовано Санкт-Петербургское областное культурно-национальное землячество Верхневолжских карел «Oma Randa» (Родной Край).

В настоящее время в Тверской области сохранилось несколько деревень, в которых доминируют представители карельского этноса – таковыми являются деревни Лухново, Спировского района и Ключевая в Максатихинском.

Эстонцы в Тверской области.

Сегодня мало кто знает о стране тверских эстонцев,  эстов,  в  Тверской области. 
Когда угро-финские племена стали  вытесняться  с берегов Волги на свое место, на север,  к  балтийским берегам   более смышлеными и сильными южными племенами. 
Хотя даже названия тверских городов напоминают эти времена. И ничего с этим не поделать. Например, город Калязин. По-эстонски это звучит « кala siin», что по-русски означает «рыба здесь».  Kala – это рыба, siin – здесь. Действительно, кто был в Калязине, знает эту излучину, знает резкий поворот Волги. Здесь-то и была рыба. Лучшая рыба верхней Волги. Здесь-то ее и ловили эсты, тогдашние  хозяева  этой земли.  
  Речь о совсем другой стране – стране под странным названием  Нурмекунде. Оказывается, в конце Х1Х века земли на самой макушке Валдая – с ее девственными лесами, изобилием рыбы и дичи, принадлежали эстонцу Брандтану.
Желая заработать, он в эстонском Ревеле дал объявление о продаже земли по 10 рублей за десятину. Это было совсем не дорого. И многие эстонцы, страдавшие в том, да и не только в том,  году от страшного голода, поверили в свой шанс выжить, и нашли спасение на благодарной тверской земле. 
Эстонцы несли с собой свой уклад, строили хутора с крепкими домами, рядом – мельницы, лесопилки. Они учили детей в общинных школах, и, несмотря на то, что верили только в свои силы,  доверяли и соседям. 
Дивная природа и врожденное трудолюбие гарантировали благополучие. Это и было Нурмекунде.

Революция объединила эстонские хозяйства в колхоз «Сяде», что по-русски означает «Искра». И колхоз этот знала вся Тверская губерния. И не только. Эстонское масло было отмечено премией  на  Первой Всероссийской выставке в Москве  в 1923 году. Масло это, нахваливая, ел весь Вышневолоцкий район. И те, кто успевал его купить за пределами района.  
Но, кроме трудолюбия, упорства и мастерства, тверские эстонцы славились и своей врожденной эстонской музыкальностью. В Нурмекунде было аж три духовых оркестра! Пришли  коллективизация и  раскулачивание. Нурмекунде сдалось не сразу. Сильны были корни. Но что корни, если отравлена почва, из которой они питают листву.
Кого-то выселили, кого-то расстреляли за то, что имел две коровы, вместо одной, кого-то за неправильную фамилию, но  кто-то вовремя успел уехать сам.  
Смешивались разные культуры,  но эсты всегда берегли свои обычаи, традиции, кухню и даже национальные  костюмы. Женщины берегли навыки национальной вышивки.  Эстонцы  старались носить только национальную одежду, в их доме и хозяйстве всегда был полный порядок. Скромно, даже скупо, но чисто. 
По переписи 1926 года в Тверской области значилось 2580 эстонцев. По переписи 1988 года – чуть меньше восьмисот.  На сегодня в губернии называют  себя эстонцами около ста человек.  Но  уже мало кто из них  владеет эстонским языком. 
Но остались еще эстонцы. И славятся они своей основательностью и спокойствием, дружелюбием и тонким юмором, неторопливостью и надежностью.
И сегодня на Валдае, в Вышневолоцком и Спировском  районах  еще изредка можно услышать эстонскую речь. Еще живы эсты, чьи деды основали тверскую Эстонию. 
Усилиями эстонского общества переселенцев из Верхневолжья в октябре 1995 года в валдайской деревне Починок установлен памятник «Основателям Нурмекунде».

1.4 Народности, проживающие в Тверской области

Как и во всех областях Центральной России, население Тверской области в национальном, или этническом, отношении очень однородно: 94% составляют русские.

Самую значительную группу; согласно данным переписи населения 1989 г., составляют украинцы (1,7%), за ними идут карелы (1,4%). Заметна также доля белорусов (0,7%), татар, цыган (примерно по 0,3—0,4%), евреев. Но если присутствие, скажем, украинцев, белорусов характерно для большинства областей России, то наличие сравнительно большой группы карел является особенностью этнического состава Тверской области.

По переписи 1926 г., в Тверской губернии проживало 140,6 тыс. карел, а по переписи 1989 г. в Тверской области — 23,2 тыс.

Живя на протяжении веков в окружении русских и имея с ними одну веру — православие, тверские карелы в значительной степени утратили свои этнические особенности. Еще в 1925 г. выдающийся местный краевед А.Н.Вершинский писал в отчете об экспедиции в Верхне-Моложский край: "Карелы... к настоящему времени обрусели и по облику, одежде, обычаям не отличаются от русских, сохранив только свой родной язык для употребления между собою.

Однако в конце 30-х годов в общем-то естественный процесс ассимиляции оказался искусственно ускорен неправильной национальной политикой сталинского руководства. В 1937 г. в Калининской области был образован Карельский национальный округ. В это время активно велась работа по возрождению карельской культуры, по созданию письменности. Но уже в начале 1939 г. округ неожиданно упразднили. Значительная часть карельской интеллигенции была репрессирована. Перестали печататься книги и газеты на карельском языке, прекратилось его преподавание в школе.

С годами этническая структура населения области меняется. Но каких-либо кардинальных изменений не происходит. В результате ассимиляции сокращается численность и снижается доля карел (только с 1959 г. уже более, чем вдвое) и евреев. Главным образом благодаря миграции растет численность и увеличивается доля украинцев, белорусов, представителей других народов.

Большинство жителей области (более 99%) свободно владеет русским языком, причем половина людей, причисляющих себя к другим народам, считают русский язык своим родным. Особенно сильно это явление распространено в городах.

Этнические группы на территории области

На территории Тверской области зарегистрированы две культурные автономии: карельская (Тверская национально — культурная автономия тверских карел) и азербайджанская (Тверская региональная национально-культурная автономия азербайджанцев «АзКА – Тверь»). Национально-культурная автономия тверских карел, созданная на территории области в 1997 г., объединяет 6 районных и одну городскую местные НКА.

Другие национальные меньшинства представлены общинами и культурными центрами. Среди них: региональная общественная организация «Тверской татаро-башкирской культурный центр «Баит», общество чечено – ингушско-русской диаспоры «Вайнах», Тверская областная общественная организация «Корейско-русский культурный центр», общественная организация «Тверская городская армянская община», общественная организация «Еврейская община Тверской области», Тверское региональное общество «Немецкий культурно-деловой центр», Центр развития национальной культуры «Романимос».

Национальный состав населения Тверской области(1989год)

Национальный состав населения Тверской области(2002год)

1.5 Заключение

В десятку наиболее представительных по численности национальностей, проживающих на территории Тверской области, вошли русские, украинцы, карелы, армяне, татары, белорусы, азербайджанцы, цыгане, узбеки и таджики.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, представленным Тверьстатом, в Тверской области проживают граждане не менее 50 национальностей.

Наблюдается тенденция увеличения доли русских в составе жителей региона. Если по данным переписи 2002 года их было 93,38%, то по переписи 2010 года - один миллион 172 тысячи семь человек, или 93,45%.

Когда-то карелы составляли вторую по численности национальную общность в Тверской области. Со временем число жителей, причисляющих себя к карелам, сократилось. Так, по переписи 2002 года карелы в области составляли один процент населения, а через восемь лет к этой национальности отнесли себя только 7394 человека, или 0,59%. Также сокращается количество украинцев - второй по численности национальности в регионе. Кроме трех названных, в десятку наиболее представительных по численности национальностей вошли также армяне, татары, белорусы, азербайджанцы, цыгане, узбеки и таджики.



1.6. Список использованных источников

  • Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. Под ред.: Рыбаков Б. А. — М., 1987 г.
  • Финны в Европе. В 2-х томах. — М., 1990 г.
  • Б.И. Петропавловский "Конаково и Конаковский район".
  • Подробная карта Тверской области.
  • Министерство экономического развития Тверской области.
  • Восточные славяне. Антропология и этническая история / Под ред. Т. И. Алексеевой.
  •  Ранний железный век на территории Тверского Верхневолжья.
  •  БД ПМО Тверской области. Город Тверь.
  • Национальный состав населения.
  •  Всемирная География.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование «Я-концепции» у обучающихся ГБОУ НПО ПЛ № 20 г. Нелидово Тверской области

Для того чтобы успешно управлять любой деятельностью, необходимо владеть принципами организации данного процесса. Под принципами я  понимаю основные, исходные положения какой-либо теории, о...

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

ПРОЕКТ " Технология проектирования современного образовательного процесса в ПОО"

Данный проект раскрывает тему проектирования современного образовательного процесса в ПОО.Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее пр...

Методическая разработка «Актуальные компоненты современного воспитательного процесса»

Данная методическая разработка посвящена наиболее важным проблемам воспитания.Представленные в работе закономерности, принципы и методы воспитания в совокупности дают представление о том, какой должна...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО

Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творче...

Статья: "Использование интернет - ресурсов в современном образовательном процессе"

Социальные сети, с момента их появления все больше проникают в нашу жизнь. Для многих они уже сейчас являются основным местом проведения времени в интернете.      Ведущей цель...

Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...