Программа одарённые студенты
опыты и эксперименты на тему

Ненашева Марина Юрьевна
Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. Поэтому именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ  МО

 «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»

___________________ Е.И. Волкова

                 Приказ № ___________      

от «__» ________  2014 г

Программа "Одаренные студенты"   ГБПОУ МО "Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум"

(в рамках работы с одаренными студентами)

Дата введения: «__» __________  2014 г

г. Павловский Посад,

2014 год

Программа "Одаренные студенты"   ГБПОУ МО

"Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум"

(в рамках работы с одаренными студентами)

Пояснительная записка

В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным отношениям наметилась тенденция к интеграции научной и учебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов всех уровней. Сегодня особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Поэтому общество предъявляет новые возросшие требования к знаниям  студентов, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.

Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. Поэтому именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения.

Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у них целого спектра компетенций. В основе такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован.

Цель программы "Одаренные студенты" ГБПОУ МО ПППЭТ:

  •  выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных студентов;
  • повышение социального статуса творческой личности;
  • создание условий для развития творчески одаренных студентов.

Основные задачи программы "Одаренные студенты" ГБПОУ МО ПППЭТ:

  • формирование творческой разносторонне развитой личности;
  • целостное развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения студентов и мотивация к самосовершенствованию в образовании;
  • раскрытие творческих способностей студентов путем освоения различных видов творческой деятельности;
  • приобретение студентами компетенций самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • ознакомление студентов с современными достижениями науки;
  • стимулирование студентов к познанию мира, себя и себя в этом мире;
  • научить студентов приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работ;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
  • научить программной аргументации и культуре рассуждения.

Проблемы работы в рамках программы "Одаренные студенты" ГБПОУ МО ПППЭТ:

  • формирование из числа студентов творческих групп, объединений по интересам, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;
  • подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров (ИПР);
  • укрепление и расширение сотрудничества ГБПОУ МО ПППЭТ  с высшими учебными заведениями и различными культурными центрами города;
  • расширение системы дополнительного образования;
  • введение факультативных и специальных курсов;
  • индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.

Основные этапы организации исследовательской деятельности

1. Подготовительный этап.

  • отбор желающих студентов по внесенному вкладу: участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов при самостоятельной работы или во время учебного процесса;
  • выбор темы - по желанию руководителя или студента, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
  • работа с литературой, информационными, лабораторными источниками, анкетирование студентов, родителей, общественности;
  • выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
  • определения цели исследования;
  • определения путей решения и составление плана проведения работ;
  • распределение заданий;
  • составление графика выполнения работ.

2. Исследовательский этап.

На этом этапе закладываются опыт, эксперимент, проводятся наблюдения, мониторинг, разрабатывается техническая документация. .

3. Завершающий этап.

Этот этап характеризуется различной деятельность студентов:

  • анализ выполненных работ,
  • обобщения,
  • составление сводных таблиц, информационных листов,   банка данных.

По итогам проведения исследования студенты оформляют отчётную работу.

Классификация отчётов студентов:

1. "Творческие работы" - сочинения, описание на заданную тему, критические заметки и т.п. Подобные работы не подпадают под понятие учебно-исследовательских работ, если в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала.

2. Реферативные работы - литературный обзор по любой теме. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме.

3. Отчеты об экспедициях и поездках - содержат интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но собранный излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

4. Исследовательские работы - включают обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирования задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведения наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. К той же группе относятся некоторые курсовые и дипломные работы студентов.

В процессе исследовательской деятельности у студентов формируются компетенции самостоятельного генерирования идей; поиск недостающей информации в информационном поле; выдвижение гипотез и поиск нескольких путей решения проблемы; установление причинно-следственных связей; менеджерские компетенции; отстаивание своей позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.

Организация работы в рамках программы «Одарённые студенты» осуществляется через:

  • работу научного общества студентов и преподавателей техникума,
  • работу кружков и секций:

 В техникуме разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность объединений студентов:

  • положение о научном обществе студентов и преподавателей,
  • положение об исследовательской работе студентов.

Комплекс мероприятий в рамках программы «Одарённые студенты»:

  • выявление способных студентов с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.
  • диагностика студентов с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.
  • работа педагогов со студентами по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.

План мероприятий  на 2013-2014 учебный год по реализации программы «Одарённые студенты»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Инструктивно-методическое совещание классных руководителей, кураторов и мастеров производственного обучения  по теме  «Подготовка классных руководителей, кураторов и мастеров производственного обучения к проведению работы по выявлению, поддержке и развитию одарённости студентов учебной группы»

Сентябрь- 2014 года

Председатель цикловой методической комиссии классных руководителей и педагогов   дополнительного образования Астапова Т.Ю.

2

Разработка пакета локальных актов, регламентирующих работу с одаренными студентами

Сентябрь- 2014 года

Зам. директора по УР Дмитренко Е.М., методист, председатели ЦМК

3

Диагностика интересов, склонностей и потенциала студентов для выявления одарённости в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Сентябрь- 2014 года

Зам. директора по УВР, педагог – психолог, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов   дополнительного образования Астапова Т.Ю.

4

Организация работы объединений дополнительного образования по направлениям

Сентябрь- 2014 года

Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов   дополнительного образования Астапова Т.Ю.

5

Подготовка материалов для электронной базы «Одарённый студент»

Сентябрь- октябрь 2014 года

Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов   дополнительного образования Астапова Т.Ю.

6

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных студентов и для студентов с повышенным интересом к специальности/профессии, дисциплине

Октябрь  2014 г.

Зам. директора по УР Дмитренко Е.М., председатели ЦМК

7

Организация работы творческих групп по разработке проектов организации работы с одарённой молодёжью (в соответствии с программой развития техникума на 2010-2015 г.г.) и апробацией элементов проектов в практической работе

Октябрь  2014 г. –февраль 2015 г

Зам. директора по УВР

8

Педагогические чтения «Одарённые студенты: особенности работы с ними».

Март 2015 г.

Зам. директора по УМР, методисты, председатели ЦМК

9

Защита проектов по организации работы по выявлению, развитию и поддержке одарённой молодежи (в соответствии с программой развития  техникума на 2010-2015 г.г.)

Апрель 2015год

Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР

10

Педагогический совет «Совершенствование воспитательной работы через создание дополнительных условий социального, образовательного и карьерного роста талантливой молодёжи»

Май     2015 год

Зам. директора по УВР.            Зам. директора по УМР Зам. директора по УР

11

Заполнение и пополнение электронной базы «Одарённый студент»  на основе результатов обучения, творческой, социальной, спортивной деятельности

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов   дополнительного образования Астапова Т.Ю.

12

Организация и проведение конкурсов, смотров, олимпиад, конференций внутри техникума

Согласно плану работы техникума

Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР

13

Организация подготовки студентов и их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах, конференциях международного, общероссийского, областного, муниципального  уровней

Согласно плану работы техникума

Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР

14

Организация работы по психолого –педагогическому сопровождению и адресной поддержке одарённых студентов в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

В течение учебного года

Зам. директора по УВР, председатель ЦМК классных руководителей и педагогов   дополнительного образования Астапова Т.Ю.

15

Индивидуальные беседы с родителями  по проблемам одаренности студентов, способы поддержки и развития.

В течение учебного года

Классные руководители и кураторы учебных групп

16

Размещение информации по работе с одаренными студентами на сайте техникума

В течение учебного года

Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР

17

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными студентами

В течение учебного года

Зав. библиотекой

18

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными студентами

В течение учебного года

Зам. директора по УМР, методисты, председатели ЦМК

19

Формирование банка данных эффективных технологий и программ воспитания и обучения  одаренных студентов

Май     2015 год

Зам. директора по УМР, методисты, председатели ЦМК

20

Организация трансляции опыта работы педагогов с одаренными студентами в научных сборниках, СМИ, конференциях, методических объединениях разного уровня

В течение учебного года

Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР Зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для студентов 1 курса

Пояснительная записка.Тематический план.Содержание учебного материала.Календарно-тематический план.Литература и средства обучения....

Рабочая программа для студентов 3 курса "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Пояснительная записка.Содержание учебного материала.Календарно-технический план....

Доклад "Инновационные подходы в практике работы с одарёнными студентами как одна из форм при подготовке участия их в олимпиадах"

Здесь я собрала материал по олимпиаде по технологии продукции общественного питания.В настоящее время с каждым днем все  больше возрастают требования  к универсальности знаний и высокому уро...

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ ТОГАПОУ "ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

Особое внимание в современном обществе уделяется одарённости, талантливости. Поэтому для педагогов чрезвычайно важно своевременно выявить одарённых студентов, создать условия для максимального развити...

План работы со слабоуспевающими и одарёнными студентами

В планах представлены основные направление работы с одарёнными и слабоуспевающими студентами и таблицы реализации планов....

Сценарий развлекательной программы День студента и конкурса «Лучшая Группа», приуроченный празднованию Дня студента, Дня Татьяны

Развлекательная  программа содержит в себе два сценария: прзднования Дня студента и проведение конкурса среди студентов на "Лучшую группу". В приложении приложено Положение о конкурсе н...