ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ ТОГАПОУ "ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
рабочая программа на тему

Литвиненко Елена Николаевна

Особое внимание в современном обществе уделяется одарённости, талантливости. Поэтому для педагогов чрезвычайно важно своевременно выявить одарённых студентов, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Промышленно-технологический колледж»

УТВЕРЖДАЮ:

   зам. директора по ВР

______________ С.Ю. Ананьева

«_____» _______________ 2015 г.

http://oldtimewallpapers.com/wallpapers/201212/1354882913_medium.jpg

Автор-составитель:

Педагог-организатор

Литвиненко Елена Николаевна

Воспитательно-образовательная программа работы с одарёнными студентами

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Автор-составитель: педагог-организатор ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Литвиненко Елена Николаевна

Пояснительная записка.

   Особое внимание в  современном  обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни. Одна из задач Федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий. Поэтому для педагога-организатора чрезвычайно важно своевременно выявить и диагностировать одаренных студентов, создать условия для максимального развития имеющихся у них задатков и способностей.

Актуальность:  воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности личности воспитуемого.

       

Цель программы:  создание условий для развития творчески одаренных студентов.

  Задачи:

  1. Развивать активность и самостоятельность – основные предпосылки и возможности для успешной социализации;
  2. Формировать умение  ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  3. Развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимания, воображение студентов и мотивацию к самообучению и самосовершенствованию в образовании;
  4. Способствовать раскрытию творческих способностей студентов путем освоения различных видов творческой деятельности;
  5. Стимулировать  студентов к приобретению компетенций самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
  6. Воспитание способности к сопереживанию, взаимопомощи, культуры межличностных отношений.

Методы, приёмы, форма работы: организация работы в рамках  «Воспитательно-образовательной программы работы с одарёнными студентами ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»» осуществляется через: работу кружков, студий и секций, работу научных объединений студентов и преподавателей колледжа

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция РФ
  2. Семейный кодекс РФ
  3. Международная конвенция о правах и свободах человека
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон  «О свободе совести и религиозных организациях»  26.09.1997 N 125-ФЗ
  6.  «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
  8. Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)
  9.  Закон об образовании Тамбовской области
  10. Концепция духовно-нравственного и патриотического развития воспитания российских школьников. (разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»).

Принципы построения программы:

1. Индивидуальность.

2. Учёт психолого-педагогических особенностей детей.

3. Последовательность.

4. Преемственность.

5. Сотрудничество.

6. Успешность.

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое, духовное и физическое здоровье.

Комплекс мероприятий в рамках программы:

  1. выявление способных студентов с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.
  2. диагностика студентов с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.
  3. работа педагогов со студентами по программам кружковой деятельности, планам проектно-исследовательской работы, направленным на развитие и углубление их способностей.

Программа рассчитана на 1 год обучения

Организация контроля за реализацией программы:  контроль за реализацией программы осуществляет администрация колледжа

Этапы реализации

 Воспитательно-образовательной программы работы с одарёнными студентами

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Реализация и результативность

1.

Разработка диагностического материала  (анкеты, опросники для диагностики интересов и выявлению одаренных студентов)

Сентябрь

Разработка анкет, подборка опросников, тестов для выявления у обучающихся соответствующего ему вида одаренности и  наличия определенных способностей (исследовательские, академические, художественные, спортивные и т.д.).

2.

Проведение диагностики интересов, склонностей и потенциала студентов для выявления одарённости в процессе урочной и внеурочной деятельности.

Сентябрь

Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты с использованием шкалы социально-психологической адаптированности (Т.В.Снегиревой), тестирование, наблюдение, обработка полученного материала, составление карт познавательных интересов и культурно-досуговых потребностей обучающихся

3.

Организация работы объединений дополнительного образования по направлениям

Сентябрь-октябрь

Составление списков студентов входящих в кружковые объединения в соответствии с разной целевой направленностью, разработка календарно-тематического плана проведения мероприятий.

4.

Организация работы творческих групп по разработке проектов и апробацией элементов проектов в практической работе

В течении учебного года

Комплектация групп студентов для участия в проектной деятельности

5.

Организация исследовательской работы одарённых студентов

В течении учебного года

Комплектация групп студентов для участия в исследовательской деятельности

6.

Организация и подготовка талантливых студентов для участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах, конференциях на разных уровнях (внутриколледжный, муниципальный, региональный, межрегиональный, всероссийский)

В течении учебного года

Составление плана конкурсных мероприятий различного уровня и привлечения одарённых студентов для участия

7.

Организация работы по психолого –педагогическому сопровождению и адресной поддержке одарённых студентов в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

В течение учебного года

План индивидуальной беседы с одарёнными студентами

8.

Размещение информации по работе с одаренными студентами на личном сайте и сайте колледжа

В течение учебного года

Работа с личным сайтом и публикация материала на сайте колледжа

https://nsportal.ru/elena-litvinenko-0 и  http://ptk.68edu.ru/ (раздел воспитательная работа/ новости/)

9.

Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными студентами

В течение учебного года

Работа педагога с литературой, участие в вебинарах   (Адрес ссылки на профиль: https://preemstvennost.ru/lichnyj-kabinet//profile litvinenko-elena-nikolaevna) 

10.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными студентами

В течение учебного года

Разработка программы работы с одарёнными детьми

11.

Организация трансляции опыта работы педагогов с одаренными студентами в научных сборниках, СМИ, конференциях, методических объединениях разного уровня

В течение учебного года

Участие в педсоветах, городских, областных конференциях, публикация статей

12.

Проведение диагностики показателей эффективности реализации программы

Май-июнь

Опрос, анкетирование, тестирование студентов, обработка полученного материала, результативность участия студентов с разной целевой направленностью в мероприятиях на различных уровнях

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными студентами:

1. Удовлетворенность студентов своей деятельностью и увеличение числа таких студентов.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений студентов в различных направлениях, к которым у них есть способности.

3. Адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышения уровня владения студентами общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких студентов.

Методическое обеспечение

Психолого-педагогическая литература МБУК «ЦБС г. Мичуринска», библиотека ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж», методические источники в интернете.

Список литературы

  1. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников / Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
  2. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  3. Венгер, Л. Программа «Одаренный ребенок» / Л. Венгер. - М., 1995.
  4. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
  5. Доровский, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  6. Доровский, А.И. 100 советов по развитию одаренности детей / А.И. Доровский. - М., 2001.
  7. Карне, М. Дифференцированный подход к составлению учебных программ / М. Карне и др. // Одаренные дети. - М., 1991. - С. 12-15.
  8. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.34-41.
  9. Кулемзина, А. В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. - М., 2004.
  10. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Мастер-класс. - М., 2006. - С. 4-7. - ( Прил. к журн. «Методист» ; №9 ).
  11. Работа с одаренными детьми: теория и практика : Учеб.-метод. пособие / [ Т.М. Чурекова [и др.]. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. - 107 с.
  12. Рабочая концепция одаренности / Ю.Д. Бабаева и др.; научн. ред. В.Д. Шадриков. - 2-е изд., доп.. и перераб. - М., 2003. - 90 с.
  13. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» // Одаренный ребенок. - М., 2003. - № 4. - С.3-6.
  14. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. - М.: Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 204. - 336 с.
  15. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е.Л. Яковлева ; под ред. В.И. Панова. - М.: Мол. гвардия, 1997. - 78 с.