«Причины подросткового одиночества»
проект на тему

Проект на тему: "Причины подросткового одиночества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект177.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРОЕКТ

«Причины подросткового одиночества»

Краснодар, 2014

1. Теоретико-методологические основы исследования влияния психологических особенностей подростков на возникновение состояния одиночества

1.1 Проблема исследования одиночества в зарубежной и отечественной психологии

Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Это заметно даже в поговорках, аккумуляторах народной мысли: от старорусской «на миру и смерть красна», до современной «каждый умирает в одиночку». Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» [Кошелева, 2008].

В древние времена, когда само существование людей было сугубо общинным, мы находим три основные формы одиночества:

· Обряды и ритуалы, так называемое воспитание одиночеством. Одиночество здесь - необходимое условие становления личности и не несёт в себе трагической окраски.

· Наказание одиночеством - изгнание. Собственно, на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем насильственная социальная изоляция. Причина особой тяжести наказания в том, что «подвергается отчуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность» [Обозов, 2007].

· Добровольное уединение - отшельничество. Цель такого уединения - самосовершенствование, преодоление плотского начала духовным.

В средневековье христианство вытеснило языческие верования и обряды. Основой средневекового менталитета стало христианское сознание. Одиночество принимает форму разговора с богом. Человек постепенно осознаёт свою связь с родом людским, а также всю катастрофичность для себя её утраты. Далеко не всегда эта катастрофа получает наименование «одиночество», но неизменно играет важную роль в духовном развитии человечества. То жизненно необходимое человеку общение, в котором ему отказывало общество, нередко обреталось в мире веры.

В свою очередь протестантизм фактически освящал одиночество как облегчающее путь к истинной вере.

Однако в средние века существовал и противоположный, светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы, радости. Эту линию развили романтики. Именно с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Романтики в XVIII веке делают одиночество своим программным лозунгом: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости окружающего мира. Ведущим мотивом творчества становится рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность. Таким образом, полная физическая изоляция человека перестаёт быть единственным условием возникновения одиночества.

Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» [Оди, 2007].

В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному. Трансцендентализм - философский принцип, утверждавший бесконечное духовное богатство человеческой личности, которой достаточно лишь замкнуться, сосредоточиться на себе, чтобы найти мощные силы, необходимые для противостояния внешнему, враждебному окружению «толпы». Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством - продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением - необходимой для самосовершенствования человека концентрации на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.

Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом [Вейс, 2009].

Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр превратил одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

Дж. Рэлф, продолжая глубокий анализ этого феномена, в своей работе «Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества» говорит о необходимости различия между периодами простого одиночества и его длительными состояниями. По Дж. Рэлф, периоды простого одиночества являются нормальными реакциями, если они не часты или непомерно интенсивны, а последние (то есть длительные состояния) - всегда психопатологичны. Периоды уединений необходимы человеку, и он будет их искать. Некоторые люди могут научиться уходить в себя и размышлять в присутствии других. Однако уединение должно уравновешиваться общением. Лимит общения, воспринимаемый как одиночество, означает не просто разобщение в среде людей, но нехватку близких отношений с ними. Присутствие людей, которые не способны дать ощущение близости и теплоты, усугубит одиночество вместо того, чтобы его облегчить. «Патологическое одиночество - добровольный разрыв с обществом, обычно трактуемый как исключение или изгнание, часто сопровождающийся жалостью к себе и ведущий к всевозрастающей жажде осмысленных человеческих взаимоотношений. Оно может выражаться в уходе в себя, в вялости, неактивности, индифферентности, депрессии и унынии».

Следует отметить, что приведенные выше авторы в своих работах склонны к рассмотрению данного феномена как отрицательного в жизни человека. Они объясняют его в большей степени эмоциональной и социальной изолированностью человека в связи с развитием определенных экономических отношений, когда человек вынужден приди к индивидуализму как типу мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление себя обществу.

Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатываемые в ХХ веке. В целом в ХХ веке на Западе осмысление человеческих отношений складывалось под влиянием развития индивидуализма. Индивидуализм порождал некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада многих социальных связей. Постоянное состояние одиночества может привести человека к аномии - общему состоянию бытия, что является само по себе разрушительной силой человеческой жизни. Поэтому этой серьезной проблемой заинтересовался ряд специалистов, пытавшихся реально разрешить ее, вследствие угрозы человеческой жизни. Многие ученые на Западе занимались исследованиями в этой области, анализируя этот феномен с разных позиций: от философско-религиозной до социально-психологической.

В контексте американской культуры, по словам американского психолога Маргарет Мид, отношение к проблеме одиночества необходимо рассматривать как одну из важных характерных особенностей. С самых первых дней появления младенца в американской семье принято оставлять его одного, так как ребенок, по мнению американцев, должен научиться независимости и самостоятельности, поэтому самому засыпать - это первый урок на пути к приобретению этих качеств. Следовательно, американские дети учатся переносить одиночество самостоятельно и радоваться обществу, как награде за их терпение и труд. «По мере взросления, ребенок начинает проявлять социальную активность и привыкает с недоверием относиться к уединенному времяпровождению, как к пустому и бесплодному, если не греховному». Тем не менее, став взрослым, и получив профессиональные навыки, молодой человек попадает в определенную социальную группу, где постоянно встречается с людьми, исходя из своих личных и профессиональных интересов. Необходимо отметить, что современная культура, модернизация ведет к тому, что у человека появляется чувство ролевой раздробленности, поэтому чаще всего возникает образ нескольких «я», которые могут реализовать себя в разных социальных сферах, и которые не могут быть определены единственной характеристикой. Если же обстоятельства складываются так, что человек не получает признания на социально-групповом уровне, и у него нет близких друзей, то такая ситуация порождает глубочайший психологический кризис личности, и способствует появлению чувства одиночества, которое приводит человека иногда к аномии (общему состоянию бытия).

В середине ХХ века в США становится популярной концепция «социального характера» Рисмена Д., которую он излагает в книге «Одинокая толпа». Рисмен описывает один из способов избежания человеком одиночества и определяет следующие симптомы социальной изолированности: «Первыми симптомами социальной изолированности являются скука, чувство аномии, оторванности, маргинальности».

Халмос П. в своей книге «Изолированность и уединение» объясняет человеческое одиночество следующим образом: «Человеческой природе с биологической точки зрения свойственно быть зависимой в первую очередь от отношения группы. Человеку присущ стадный инстинкт, побуждение как идентификация с родом - спасительным объединением или скорее воссоединением». Он использует термин «разобщение» (dissocialization), обозначающий уменьшение возможностей человека участвовать в социальных связях и значимых для него отношениях.

Наряду с осознанием трагического одиночества человека в XX веке многие гуманистические течения выразили свой протест против одиночества как состояния, чуждого человеческой природе. Одним из ярких «проповедников» «антиодиночества» стал философ и социальный психолог Эрих Фромм. Он указывал на свойство человеческой психики испытывать ужас перед изоляцией. В своей книге «Побег от одиночества» он пишет следующее: «Затруднительное положение человека является само по себе моментом, когда человек осознает, что он одинок и в то же время у него нет возможности создания новых эмоционально удовлетворяющих его социальных связей. У него возникает страх перед одиночеством: ощущение полной изолированности и одиночества ведет к психическому разрушению, так же, как голод к смерти». Он также перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству: потребность в общении, связях с людьми; потребность самоутверждения, привязанности, в объекте поклонения.

«Чувство одиночества, фрагментирующее личность, раскалывающее её на дискретные части, по мнению Фромма, ведёт подчас к агрессивности, насилию, терроризму, анархии» [Фромм, 2004].

Подходы к изучению проблемы одиночества

Поскольку проблема одиночества, как особого психологического переживания, существовала и существует на данный момент, то естественным является наличие концепций, теорий и исследований этого феномена почти в каждом из направлений психологии.

Психоаналитический подход

В рамках подхода одиночество оценивается как отрицательное состояние и связывается в своем причинном обусловливании с детством. Один из представителей психоаналитического подхода Зильбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное и преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного кого-то. Одиночество же - это непреодолимое, неприятное, константное ощущение. Зильбург в качестве причин одиночества выделяет следующие черты личности: нарциссизм, мания величия, враждебность, стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества.

Г. Салливан, рассматривая происхождение одиночества, считал, что потребность в человеческой близости, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте выражается в потребности наличия близкого друга, с которым возможен обмен интимно - личностными мыслями. В случае неудовлетворения подростком этой потребности развивается глубокое одиночество [Оди, 2007].

Фромм в своих работах подчеркивал пагубные последствия преждевременного отлучения ребенка от материнской ласки, поскольку такой разрыв в последующем становится причиной изоляции и отчуждения.

З. Фрейд слабо коснулся вопроса одиночества. «Первыми фобиями у детей, связанными с внешними условиями, являются боязнь темноты и одиночества. Первая из них зачастую сохраняется на протяжении всей жизни; обе вызваны у ребенка ощущением отсутствия любимого человека…». Дети не боятся смерти потому, что не понимают или не представляют себе, что может означать полное отсутствие сознания. Но темнота приводит их в ужас, так как символизирует одиночество. Следовательно, дети зачастую боятся идти спать не потому, что их пугает перспектива заснуть и не проснуться, но скорее потому, что они при этом сохранят сознание и будут одинокими. [Навайтис, 2006]

Таким образом, теоретический подход психоаналитиков включает определение одиночества как реакции на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях. Причинами же является недостаток или утрата человеческих взаимоотношений, которые формируются с развитием личности: потребность в контактах у младенца, страх остракизма в детском возрасте и потеря партнера во взрослом возрасте.

Человеко - центрированный подход

К Роджерс считает, что одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причиной является несоответствие представлений индивида о собственном «Я». В рамках теории процесс возникновения одиночества делится на три этапа:

· Общество влияет на человека, тем самым, вынуждая его вести себя в соответствии с социально приемлемыми образцами, ограничивающими свободу действий.

· Подобное влияние приводит к тому, что в личности появляется противоречие между внутренним настоящим «Я» и проявляемым «Я» в отношениях с другими. Этот дисбаланс как раз и приводит к потере смысла существования.

· Индивид становится в том случае одиноким, когда, устранив защитные барьеры на пути к истинному «Я», думает, что ему будет отказано в контакте со стороны окружающих.

Такие тенденции могут привести к формированию так называемого «замкнутого круга», суть которого состоит в следующем: человек, веря в отвергнутость другими своего истинного «Я», замыкается в собственном одиночестве и, избегая отчуждения, продолжает придерживаться своих социальных фасадов, что ведет к опустошенности.

Сравнивая данный подход с психоаналитическим, следует указать на коренные отличия в трактовке происхождения одиночества. Если в психоанализе одиночество связано с ранним детством, то в человеко - центрированном подходе одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Таким образом, можно заключить, что этот подход в большей степени придает значение влиянию социального фактора, при этом, не нивелируя личностные характеристики [Роджерс, 1997].

Интеракционистский подход

Представитель данного подхода Вейс рассматривал одиночество, основываясь на таких социальных отношениях, как: привязанность, руководство и оценка. В качестве причин он выделял недостаток социального взаимодействия, а также взаимодействия, удовлетворяющего конкретные социальные запросы личности. Наряду с этим Вейс утверждал: «Тяжкое одиночество оказывается столь же распространенным, как и простуда зимой». Если одиночество - это болезнь, то оно - неестественное состояние, то есть состояние, которого можно и избежать. Подобные заявления вызвали достаточно яркий протест со стороны представителей других направлений, вызванный сведением одиночества к недостатку приятельских отношений [Вейс, 2009].

В рамках подхода в целом выделяется два типа одиночества:

· эмоциональное («чувство беспокойства покинутого ребенка»), когда отсутствует тесная интимная привязанность.

· социальное, являющееся следствием отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что выражается в переживании тоски и социальной маргинальности.

Основными причинами, провоцирующими одиночество, также являются личные обстоятельства (смена места жительства и т.д.), сосредоточенность на своем внутреннем мире, застенчивость, низкая самооценка. Таким образом, в интеракционизме одиночество выступает продуктом влияния, как фактора личности, так и фактора ситуации, что и является отличительной чертой от вышеописанных теорий.

Социальный подход

В качестве факторов, способствующих усилению одиночества, Боумен выделил следующие:

· Ослабление связей в первичной группе;

· Увеличение семейной и социальной лабильности.

Рисмен одной из главных причин одиночества считает ориентацию на других. Такие люди зачастую обособлены от своего истинного «Я», а, следовательно, и от своих чувств, ожиданий. Они хотят нравиться и поэтому постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, что в свою очередь приводит к полной зависимости от внимания окружающих к собственной персоне.

Для Слейтера современное общество индивидуалистично и изначально провоцирует одиночество, так как не дает возможности удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости. Таким образом, одиночество в социально - психологическом подходе выступает в качестве нормативного показателя, характеризующего общество и являющегося продуктом социальных сил. В отличие от двух предыдущих теорий, здесь полная ответственность за возникновение одиночества возлагается на общество.

Так как в рамках подхода внимание акцентируется на познании, то именно оно является основой, ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л.Э. Пепло причину одиночества определяет следующим образом: «оно возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов». Чем более одинок человек, тем труднее ему осознать свои чувства, а поэтому он в меньшей мере способен спонтанно выражать свои мысли, что приводит к нетерпимости, гневу и агрессивности по отношению к окружающим. Подобная ситуация затрудняет установление личных близких отношений или контактов с другими людьми.

Помимо этого определение собственного одиночества является результатом длительного когнитивного процесса, в ходе которого личность осознает и наделяет смыслом свои уникальные личные переживания и обобщает их в целостную категорию или концепцию. К выводу «Я одинок» человек обычно приходит с помощью аффективных (эмоциональных), поведенческих (бихевиористских) и когнитивных доказательств. Аффективные признаки одиночества во многих случаях являются размытыми. Одиночество - это тяжелое эмоциональное переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны. Однако одних лишь аффективных доказательств недостаточно, поскольку не существует уникального набора эмоций в полной мере, отражающего конкретно состояние одиночества. Хотя переживание негативных эмоций и наталкивает людей на мысль о том, что что-то не в порядке в их жизни, оно не приводит к самодиагностике именно изоляции, а не какого-либо другого состояния - депрессии, недомогания.

Поведенческие доказательства также не в полной мере способствуют выявлению переживания одиночества. Человек, как правило, использует целый ряд поведенческих характеристик для идентификации своего состояния, включая прекращение социальных контактов. Но уединение не всегда связано с одиночеством; люди могут быть счастливыми и в затворничестве. В том случае, если человек чувствует себя несчастным потому, что все время оказывается один, то вероятнее всего он испытывает истинное одиночество. Личность зачастую стремится каким-то образом объяснить свои переживания, прибегая к когнитивному аспекту. Именно такие когнитивные индикаторы одиночества выводятся из представления об определенном типе социальных отношений, недостающих в данный момент.

Роль мыслительных процессов в переживании одиночества выделяется в моделях когнитивного диссонанса. Эти модели определяют одиночество, как реакцию на восприятие того факта, что социальные связи индивида не соизмеряются с определенным внутренним стандартом. На одиночество влияют не только действительные социальные связи индивида, но также и образец социальных отношений, к которому он стремится. И хотя два человека «объективно» могут иметь сходные образцы социальных отношений, возможно также, что один будет чувствовать себя одиноким, а другой - нет. Чувство одиночества усиливается или ослабевает в зависимости от изменений в субъективных стандартах личности, касающихся ее взаимоотношений. На основании стандартов человек оценивает количественные и качественные стороны межличностных связей. Во многих случаях стандарты не всегда ясны и осознанны в силу двоякого формирования:

· прошлый опыт, приводящий к представлениям о социальных отношениях, доставляющих удовольствие;

· сравнение социальных отношений с таковыми у других людей.

Обобщение вышесказанного определяет появление закономерного вопроса: если одиночество берет свое начало от желания человека иметь обширные и удовлетворяющие социальные взаимоотношения, то не является ли более приемлемым путем избавления от одиночества понижение личных стандартов индивида? Как отмечает Пепло, «многим людям решение о снижении личных стандартов уже само по себе рассматривается как признание своей неудачи и собственной неполноценности». В любом случае личности, переживающие изоляцию, подвержены неадекватному, нереалистичному оцениванию собственных контактов и социального положения, поэтому наиболее целесообразным для них является тщательная проверка своих личных стандартов взаимоотношений. Опасаясь того, что открытые сравнения выявят их неудачи, одинокие люди «вуалируют» свое чувство неудовлетворенности и избегают обсуждения социальных вопросов. В результате они никогда не осознают тех социальных затруднений, которые испытывают окружающие и поэтому ошибочно предполагают, что у окружающих нет проблем в социальной жизни [Бейкер, 2004].

Когнитивная переоценка не является универсальным средством от одиночества. Многие одинокие люди имеют вполне адекватные стандарты социальных взаимоотношений, выводимые из их социальных потребностей и включающие их прошлый опыт, а также культурные нормы. Для таких индивидов преодоление одиночества скорее требует совершенствования социальных взаимоотношений, а не изменение субъективных стандартов.

Проводя аналогию с уже рассмотренными подходами нужно подчеркнуть выделение нового компонента в личности, во многом определяющего ее состояние. Если в вышеперечисленных теориях причинами были либо ситуация, либо личность, либо их «симбиоз», то в данном подходе акцент делается на мыслительный компонент, что немаловажно, поскольку дает в определенной степени возможность регулирования эмоционально-чувственной сферы личности посредством активизации когнитивных ресурсов и тем самым обеспечение профилактики одиночества.

Экзистенциальная психология

В рамках экзистенциальной психологии человек рассматривается, как изначально одинокое существо. Одиночество может быть болезненным, но оно является продуктивным, творческим состоянием. Человек, переживающий одиночество испытывает страх, раздражение, комплекс вины. Единственным выходом для него является признание основных данностей существования и построение адекватных отношений с окружающим миром.

Таким образом, несмотря на то, что рассмотренные психологические подходы выражают разное понимание такого феномена как одиночество, она призваны дополнять и расширять наше представление о нем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует множество различных подходов к изучению состояния одиночества: психоаналитический подход, человеко-центрированный подход, интеракционистский подход, социальный подход, экзистенциальная психология. Каждый из них изучает состояние одиночества основываясь на особенностях присущих данному направлению в психологии.

В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью.

Проблема одиночества рассматривалась сначала исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Затем стало очевидным, что одиночество связано не столько с особенностями общения, сколько со свойствами личности. Т.е. человек чувствует себя одиноким независимо от наличия рядом других людей.

Можно выделить две точки зрения на проблему одиночества в современной психологической литературе.

Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека». Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе - антагонист этому общению, его враг номер один» [Хорицкая, 1990].

Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной души человек осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество - тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости» [Кон, 1989]. Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества - наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их - чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу» [Кузнецов, 1997].

Таким образом, можно сделать вывод о том, чторазвитие представлений об одиночестве имеет глубокую историю, в которой запечатлены все вехи становления данного феномена, особенности развития и влияния на людей.

Существует множество различных подходов к изучению состояния одиночества: психоаналитический подход, человеко-центрированный подход, интеракционистский подход, социальный подход, экзистенциальная психология. Каждый из них изучает состояние одиночества основываясь на особенностях присущих данному направлению в психологии.

1.2 Сущностные характеристики состояния одиночества

Типы одиночества

В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, типа испытуемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.

Выделены следующие типы чувства одиночества:

1. Безнадежно одинокие, неудовлетворенные своими отношениями люди с чувством опустошенности, покинутости, обездоленности.

2. Периодически и временно одинокие люди с наибольшей социальной активностью.

3. Пассивно и устойчиво одинокие люди, которые смирились с одиночеством и изнемогли от него.

4. Люди не одинокие (не испытывающие этого чувства), у которых встречаются отдельные случаи социальной изоляции в качестве добровольного и не угнетающего уединения.

Вейс выделил два типа одиночества:

1. Эмоциональное.

2. Социальное

Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности [Вейс, 2009].

Карл Роджерс выделяет два типа одиночества. Первый связан с отчуждением человека от самого себя, от своего опыта, от функционирования своего организма. Это является следствием сбоя в восприятии или усвоении стимулов, способствующих развитию организма и его самосохранению. Второй тип связан с оценкой качества взаимоотношений с другими людьми или принятием (непринятием) человеком самого себя на физиологическом и психологическом уровнях. Эти представления Роджерса еще раз показывают, насколько неоднозначно понимается феномен одиночества, что является следствием и неоднозначного понимания общения [Роджерс, 1997].

У. Колбел различает 4 типа одиночества.

1. Позитивный внутренний тип одиночества или «гордое» одиночество, рассматриваемое индивидом как способ раскрытия новых форм свободы, моделей общения с другими людьми.

2. Негативный внутренний тип одиночества, субъективно переживаемый как отчуждение от собственного Я и других людей, сохраняющийся даже в окружении последних.

3. Позитивный внешний тип одиночества, возникающий в ситуации физического уединения, но при этом активно осуществляется поиск нового позитивного опыта.

4. Негативный внешний тип одиночества, возникающий при утрате привычных и близких партнёров по общению (например, смерти близких людей, друзей).

Виды одиночества

Можно выделить 3 вида одиночества:

1. Ситуативное одиночество - иногда испытываемое чувство одиночества, которое большинство мужчин и женщин переживают время от времени. Ситуативное одиночество может быть следствием крушения сложившейся модели межличностных отношений.

2. Хроническое одиночество - следствие длительной неспособности человека установить отношения с женщинами и мужчинами.

3. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

На основе исследований Е.Е. Роговой, направленных на поиск связей между чувством одиночества и асоциальным поведением подростков были выявлены виды одиночества:

1. Временное одиночество - кратковременные приступы одиночества;

2. Постоянное одиночество развивается тогда, когда индивид в течение длительного времени не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи;

3. Эмоциональное одиночество - результат отсутствия тесной привязанности к какому-либо лицу или разрыва подобных эмоциональных связей.

4. Поведенческое одиночество проявляется при конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения. Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную форму.

5. Когнитивное одиночество - состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности) [Рогова, 2007].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют различные классификации типов и видов одиночества, которые складывают общее представление о данном состоянии.

1.3 Проблема одиночества в подростковом возрасте

В последнее время проблеме одиночества посвящаются все новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на различные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество.

Можно говорить о данной проблеме в совершенно разных плоскостях - от состояния одиночества, возникающего лишь в периоды изоляции и одиночества как разговора с Богом или возможности духовного самосовершенствования до пессимистического понимания одиночества как единственно возможной формы бытия человека и негативного к этому состоянию отношения как противоречащего природе человека.

Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте, когда происходит поиск собственной идентичности и связей сокружающем миром. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. К тому же переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на ровесников делает проблему взаимоотношений с подростками весьма актуальной, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Существует несколько взглядов не подростковое одиночество.

Первый из них - отрицание самого факта наличия этого состояния у подростков как особенности возраста. С этой точкой зрения трудно согласиться. Следующий взгляд на одиночество подростков признает его как явление социальное по своей сути и поверхностное, несерьезное по природе (якобы обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни). Третья точка зрения, наиболее нам близкая, принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее этому возрасту, отмечает серьезность, даже драматичность этого переживания. «Вмести с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» еще неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность в нем, потребность в уединении» [Кон, 1978].

А также: «в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность» [Кон, 1978].

Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что каким бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует.

Необходимо отметить, что виды одиночества вообще и подросткового - в частности могут быть различны. Временное одиночество - наиболее распространенный вид этого состояния, относящийся к кратковременным приступам чувства одиночества. Оно наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу или разрыва подобных эмоциональных отношений. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей, отвержения со стороны взрослых.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликтах потери связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности), не включенности подростка в референтную для него группу сверстников. Такое одиночество может иметь как активную (избегание), так и пассивную формы.

Когнитивное одиночество рассматривается как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннего ощущения одиночества, опустошенности); оно может быть следствием непонимания проблем подростка со стороны взрослых, резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях со сверстниками, несовпадения интересов, взглядов.

Переживание одиночества подростками сопровождается развитием ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональных реакций в ситуациях конфликта; в некоторых личностных процессах одиночество служит психологическим стабилизатором или дестабилизатором эмоциональных реакций. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления. В то же время одиночество затрудняет общение, препятствует установлению интимно-личностных отношений, полноценных доверительных контактов, формирует негативный тип самовосприятия и может привести к ощущению психологического надрыва, душевного нездоровья. Состояние одиночества у подростка часто сопровождается чувством собственной некомпетентности, ненужности, неуверенности в себе, низким уровнем самоуважения, склонностью к психической изоляции, уходом от действительности в мир мечты, повышенной конфликтностью.

Исследователи выделяют ряд личностных, социальных, ситуативных факторов, способствующих возникновению одиночества. Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность и низкий уровень развития коммуникативных умений, а также некоторым характерологическим особенностям (эгоизм, агрессивность). К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, т.е. неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие «своего» круга общения.

Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п. [Долгинова, 2000]/

Ряд авторов отмечает, что возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой дефицитное и дефектное общение, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что следствием. У подростков может сформироваться поведение, которое приведет к школьным прогулам или отказу от обучения, лжи, субкультурным девиациям (употреблению сленга, нанесению татуировки и т.п.). Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и сверстников подросток может попасть в асоциальную группу, где попытается реализовать свое стремление к самостоятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

1.4 Личностные особенности подростков, как фактор, влияющий на возникновение явления одиночества

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто у подростков возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Невозможность принять себя приводит подростков к выводу, что вряд ли кто-либо еще сможет понять и оценить всю глубину внутреннего мира. Переход на новый уровень самосознания позволяет осознать себя как уникальную личность, отличную от окружающих людей. А переживание собственной непохожести на других в сочетании с уверенностью в том, что другие не смогут понять и оценить их уникальность, и порождает одиночество подростка.

Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения. Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки. Первый проявляется в том, что подростку сложно уравновесить два противоположных на первый взгляд фактора формирование идентичности - идентификацию (отождествление) и обособление. В случае если идентификация преобладает над обособлением, происходит потеря своего «я», что сопровождается переживанием собственной никчемности и потерей самоуважения, (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то и уважения окружающих). Если же преобладает механизм обособления, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения. Кризис самооценки, проявляющийся в ее неустойчивости, повышенной критичности подростков по отношению к себе и частом переживании недовольства собой, лежит в основе того, что подростки приписывают себе различные недостатки и отрицательные качества, а также проецируют на других подобное негативное отношение к себе. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.

Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью включая знакомства, представления другим людям, соучастие в разных делах, рискованность и открытость в общении.

Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.

Самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая неудача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредованно личным объяснением причины этой неудачи.

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и, соответственно, им достается львиная доля, предоставляемых обществом благ [Хараш, 2000].

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественная; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-либо проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи [Покровский, 1989].

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество - депрессия или агрессия - зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем - агрессия.

Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует повышенная самокритичность.

Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.

Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышено враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышено осторожны.

В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием, как личностных особенностей подростка, так и результатов влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства, смены школы, потери близкого друга и т.п.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

В отдельные группу можно вынести факторы, связанные с семьей подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональное отвержение), недостаток родительского внимания и заботы о ребенке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие личностные особенности подростков, как застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п. влияют на возникновение состояния одиночества.

В теоретической части нашей работы мы изучили историю развития представлений об одиночестве, произвели сравнительный анализ таких подходов к изучению проблемы одиночества как: психоаналитический подход, человеко-центрированный подход К. Роджерса, интеракционистский подход Вейса, социальный подход Боумена, Слейтера, Пепло, экзистенциальная психология. Выделили различные классификации типов и видов одиночества, которые складывают общее представление о данном состоянии. Проанализировали проблемы одиночества в подростковом возрасте, выяснили, что подростки, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкиваются с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает им в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности. Выдели наиболее важные личностные особенности подростков (застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.) влияющие на возникновение состояния одиночества.

В следующей главе мы рассмотрим и проведем эмпирическое исследование, посвященное изучению влияние психологических особенностей подростков на возникновение состояния одиночества.

2. Эмпирическое исследование особенностей подросткового одиночества

2.1 Организация и структур исследования особенностей подросткового одиночества

Эмпирическая часть включает в себя организацию и процедуру исследования особенностей подросткового одиночества, анализ и результаты эмпирического исследования.

В соответствии с данным планом, были проведены и обработаны:

· Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;

· Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка»)

Цель данной работы - изучить особенности подросткового одиночества.

Предмет исследования - уровень субъективного одиночества и личностные факторы.

Гипотеза исследования: подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными, которые вызывают данное состояние.

Задачи эмпирической части исследования:

· провести диагностику особенности особенностей подросткового одиночества;

· подсчитать результаты по проведенной диагностике;

· сделать выводы по полученным результатам.

В исследовании особенности подросткового одиночества приняли участие подростки 12 - 13 лет. Общее количество участников составило 50 человек. Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

Первый этап проходил в марте 2012 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.

Второй этап исследования проходил в апреле 2012 года. Проводился сбор фактического материала, обработка фактического материала.

На третьем этапе (май 2012 года) проводилось оформление материалов курсовой работы.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Назначение и содержание.

Методика помогает определить, насколько человек ощущает себя одиноким.

Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка»)

Назначение и содержание.

С помощью данной методики можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов личности (экстраверсия - интроверсия; привязанность - обособленность; самоконтроль - импульсивность; эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; экспрессивность - практичность).

2.2 Результаты, обработка и интерпретация исследования особенностей подросткового одиночества

Проведя эмпирическое исследование и изучив особенности подросткового одиночества, были получены следующие результаты:

1. По методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Всего в исследовании приняли участие 50 школьников 12 - 13 лет. Положительный результат по тесту (то есть наличие высокого уровня состояния одиночества) был выявлен у 15 (30%) испытуемых. Эта группа подростков составила экспериментальную группу.

Средний уровень состояния одиночества был выявлен у 20 (40%) испытуемых.

Низкий уровень состояния одиночества был выявлен у 15 (30%) испытуемых. Эта группа подростков составила контрольную группу.

Уровень субъективного ощущения одиночества

Группы подростков (%)

Высокий

30

Средний

40

Низкий

30

В соответствии с данными таблицы была построена следующая диаграмма:

2. По Пятифакторному личностному опроснику МакКрае - Коста («Большая пятерка»).

По данной методике была проведена математико-статистическая обработка полученных данных при помощи U - критерия Манна - Уитни, используемого для оценки различий между двумя независимыми выборками.

В таблице представлены результаты по 5 основным факторам.

Шкалы

Высокий уровень одиночества

Низкий уровень одиночества

U-критерий Манна-Уитни

P - уровень

Среднее значение

1. Экстраверсия - интроверсия

10,00

21,00

30,0

0,000

2. Привязанность - обособленность

12,76

18,23

71,5

0,087

3. Самоконтроль - импульсивность

9,26

21,73

19,0

0,000

4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость

11,33

19,66

50,0

0,009

5. Экспрессивность - практичность

9,76

21,23

26,5

0,000

В соответствии с данными таблицы были построены следующие диаграммы и матрица:

В данной матрице приведены статистические уровни значимости (p-уровень) полученных результатов при сравнительном анализе двух выборок:

· Подростки с высоким уровнем одиночества

Подростки с низким уровнем одиночества

1

2

3

4

5

1

0,000

2

0,087

3

0,000

4

0,009

5

0,000


Интерпретируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что различия являются значимыми по шкалам:

· 1 - Экстраверсия - интроверсия

· 3 - Самоконтроль - импульсивность

· 4 - Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость

· 5 - Экспрессивность - практичность

Различия по 2 шкале (привязанность - обособленность) значимыми не являются.

Подростки, испытывающие состояние одиночества являются интровертами, им присуще импульсивность, эмоциональная неустойчивость, практичность.

Интроверты обычно застенчивы, недоверчивы, трудно приспособляются к внешнему миру, держатся в стороне от событий, пессимистичны. Необщительны, стремятся к уединению, ограничивают круг общения наиболее близкими людьми.

Проявляется исключительная сосредоточенность на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора.

Присущая им импульсивность и эмоциональная неустойчивость говорит о легкой раздражаемости в присутствии других, повышенной агрессивности, склонности к излишней, не всегда оправданной критике окружающих людей. Одинокие подростки отличаются повышенной впечатлительностью, живостью воображения, восприимчивостью к собственным неудачам. При этом все события воспринимаются гиперболазированно, что приводит к частым стрессам.

Одинокие подростки не любят резких перемен в своей жизни, они предпочитают постоянство и надежность во всем, что их окружает.

Подростки, испытывающие состояние одиночества являются пассивными, замкнутыми, легко подчиняются, у них отсутствует настойчивость.

Одинокие избегают социальных контактов, сами изолируют себя от других людей, им более чем другим, присуще так называемое параноидальное чувство, которое включает повышенную подозрительность, страх, ощущение разбитости и фрустрированности, они мало доверяют людям, скрывают свое мнение.

Люди данной группы малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально, у них наблюдается чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В эмпирической части нашей работы мы провели:

· методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. С ее помощью была составлена экспериментальная группа, в которую входили подростки с высоким показателем одиночества и контрольная группа - с низким показателем.

· методику пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка»). При помощи которой были выявлены личностные особенности подростков, испытывающих одиночество.

Была проведена математико-статистическая обработка полученных данных при помощи U - критерия Манна - Уитни, которая позволила дать оценку различиям между двумя выборками (подростки испытывающие одиночество, подростки, не испытывающие одиночества).

В результате полученных данным, нами были выявлены различия в следующих качествах:

1. По данным основных факторов:

· Экстраверсия - интроверсия

· Самоконтроль - импульсивность

· Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость

· Экспрессивность - практичность

2. По данным первичных факторов:

· Активность - пассивность

· Доминирование - подчиненность

· Общительность - замкнутость

· Настойчивость - отсутствие настойчивости.

Заключение

В заключение данной курсовой, хотелось бы сделать выводы о проделанной работе в целом.

В теоретической части нашей работы мы изучили историю развития представлений об одиночестве, произвели сравнительный анализ таких подходов к изучению проблемы одиночества как: психоаналитический подход, человеко-центрированный подход К. Роджерса, интеракционистский подход Вейса, социальный подход Боумена, Слейтера, Пепло, экзистенциальная психология, выделили различные классификации типов и видов одиночества, которые складывают общее представление о данном состоянии. Проанализировали проблемы одиночества в подростковом возрасте, выяснили, что подростки, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкиваются с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает им в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности. Выдели наиболее важные личностные особенности подростков (застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.) влияющие на возникновение состояния одиночества.

В эмпирической части нашей работы мы провели:

· методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. С ее помощью была составлена экспериментальная группа, в которую входили подростки с высоким показателем одиночества и контрольная группа - с низким показателем.

· методику пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка»). При помощи которой были выявлены личностные особенности подростков, испытывающих одиночество.

Была проведена математико-статистическая обработка полученных данных при помощи U - критерия Манна - Уитни, которая позволила дать оценку различиям между двумя выборками (подростки испытывающие одиночество, подростки не испытывающие одиночества).

В результате исследования, нами были сделаны выводы о том, что на возникновение состояния одиночества влияют следующие психологические особенности: интроверсияимпульсивностьэмоциональная неустойчивость, практичностьпассивностьподчиненностьзамкнутостьотсутствие настойчивости.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями, которые вызывают данное состояние.

одиночество подросток ощущение

Список литературы

1. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена / К. Бейкер // Вопросы социологии. - 2004. - №6.

2. В журнале «Вопросы психологии» №5 за 2007 год опубликовано исследование Е.Е. Роговой на данную тему.

3. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества. // Лабиринты одиночества / Р.С. Вейс / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 2009.

4. Долгинова, О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена [Текст]/ О.Б. Долгинова // Прикладная психология. - 2000. - №4.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

6. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М., 1978.

7. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М., 1989.

8. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений/ Ю.П. Кошелева // Вопросы психологии. - 2008.

9. Кузнецов А. «Я одинока сама с собой» // Воспитание школьников. 1997.

10. Лабиринты одиночества. Сборник / Под ред. Покровского Н.Е. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1989.

11. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования конфликтов / Г.А. Навайтис // Психологический журнал. - 2006. - Т.4, №3.

12. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения / Н.Н. Обозов // Психология межличностных отношений. - К.: Медиа, 2007.

13. Оди Р. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества/ Р. Оди // Лабиринты одиночества. - 2007.

14. Роджерс К. Теория личности /К. Роджерс.-К.: Ваклер, 1997.

15. Фромм Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм. М.: Университетская книга, 2004.

16. Хараш А.У. Психология одиночества / / Педология. - Новый век, №4, 2000

17. Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового периода.

Материал содержит информацию о развитии ребенка на разных стадиях становления личности....

Одиночество подростка.

Статья о подростках, которые испытывают одиночество в семье....

проект "Причины подросткового одиночества"

Исследование причин тревожного состояния подростка и установить следствия подросткового одиночества...

Урок обществознания 7 класс "Проблема одиночества"

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану.Тема урока по учебно-методическому плану: "Образ жизни подростка"Номер урока по теме:   2Форма урока: комб...

Как одиночество искажает наше сознание: последствия социальной изоляции

Мозг изолированного от контакта с другими людьми человека способен совершать странные метаморфозы с его сознанием.Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали...

Подростковый вандализм. Причины и способы недопущения

Статья рассказывает почему происходят акты вандализма и описывает пути предотвращения подобного поведения подростков....

Введение. А.С. Пушкин. Тема одиночества человека в творчестве М.Ю. Лермонтова, 2024

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружие...