Общеобразовательная программа. Специальность. 8 лет
рабочая программа на тему

Кунаккужин Фарит Нургалиевич

Общеобразовательная программа по специальности медные духовые инструменты, 8 лет обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheobrazovatelnaya_programma.spetsialnost.8let.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Нижнесортымская детская школа искусств»

Дополнительная предпрофессиональная

 общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Специальность»

(Медные духовые инструменты)

                           ПО. 01. УП. 01

                       Восьмилетний срок обучения

                                         с.п. Нижнесортымский

                                               2014 г.

                                         Пояснительная записка

        Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" и сроку обучения по этой программе, являются обязательными при ее реализации детскими школами искусств. 

     Огромную роль в образовательном процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди различных видов искусства, таких как: поэзия, литература, живопись, театр, музыке принадлежит одно из ведущих мест. Музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно-нравственного облика и мировоззрения человека в целом.

         Программа "Духовые и ударные инструменты" направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики (сольной, ансамблевой, оркестровой), самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

       Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным звеном в системе дополнительного образования, практически решают задачи эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных пропагандистов музыкальной культуры. Наиболее способные из выпускников ДМШ и ДШИ в дальнейшем обучаются в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах).

       ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на медных духовых инструментах (труба, тенор, баритон, тромбон);

приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового и  эстрадно-джазового оркестра;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы "Духовые и ударные инструменты" и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

     Срок освоения программы "Духовые и ударные инструменты" для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

       Данная образовательная рабочая программа разработана на основе существующих типовых программ и опирается на новые учебные планы.    

     Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом все возрастающих от класса к классу требований, предъявляемых к ученику в общеобразовательной школе; с учетом расположения школы в местности, где условия жизни приближенны к условиям Крайнего Севера и предполагает


использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, проживающих на данной местности.

    Основу данной программы составили методики обучения:

    на трубе, теноре и баритоне: Ж. Арбан, А. Баласанян,  Ю. Усов,  В.Щелоков;

    на тромбоне:  В. Блажевич,  А.Григорьев,  Е.Рейхе;

которые отражают традиционные и современные подходы в музыкальной педагогике и способствуют планомерному, систематическому, последовательному решению учебных, технических, художественно- исполнительских  задач.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

       выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

       создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

       приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых инструментах (труба, тромбон);

       приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

       приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового и (или) эстрадно-джазового оркестра;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Программа разработана с учетом:

      обеспечения преемственности программы "Духовые и ударные инструменты" и основных профессиональных образовательных программ      среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

      сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа ориентирована на:

     воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

     формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

     формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

     воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

     формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

     выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха / неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. результата.

       Педагогическая целесообразность программы связана с  направлением   образовательного процесса на  постепенное  развитие учащегося  соответствующее требованиям и уровню подготовки выпускника ДШИ.

Программа «Духовые и ударные инструменты» составлена на основе ФГТ и  разработана в образовательном учреждении самостоятельно.  В традиционных программах   выделяются такие учебные элементы как  самостоятельная работа над музыкальным произведением, работа над этюдами и упражнениями, гаммами, арпеджио с обращениями, чтение нот с листа, транспонирование, подбор по слуху, повторение и закрепление пройденного материала.

        Новизна  данной программы   заключается в обосновании содержания обучения игре на инструменте по каждому классу. Программа включает два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап – 1,2,3 классы направлен на освоение окружающего мира через призму музыкальных звуков, изучение основ элементарной теории музыки и обучение игре на  музыкальном инструменте – блокфлейта. Второй этап – 4,5,6,7,8 классы - выбор и обучение игре на профессиональных духовых музыкальных инструментах, как: – ТРУБА, ТРОМБОН (ТЕНОР, БАРИТОН). Начинать обучение можно как с подготовительного, так и с основного этапа. Зачисление в класс определяет педагог, исходя из возраста и физических возможностей ребенка.

                                          Объем учебного времени

 При реализации программы, продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели.

Максимальная учебная нагрузка составляет 1316 часов. В I и II семестрах проводятся контрольные уроки; в III, V, VII, IX, XI, XIII семестрах – академические прослушивания; в IV – XIV семестрах проводятся зачёты. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года: VI, VIII, X, XII и XIV семестров. Экзамен проводится в XVI семестре.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего  образования.

Объём аудиторной учебной  нагрузки по данному учебному предмету составляет 559 часов. 

     Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической  целесообразности и составляет – 757 часов.

     При планировании самостоятельной работы обучающихся в программе учебного предмета указываются виды внеурочной работы, в число которых входит выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности. Согласно ФГТ в программах отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.

     Домашняя работа обучающегося состоит из:

   - самостоятельного разбора музыкальных произведений;

   - работы над инструктивным материалом;

   - выучивания репертуара наизусть;

   - чтение с листа и других творческих видов работ.

    Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и концертным материалом.

    Методические рекомендации по самостоятельной работе:

  1.Систематическая подготовка домашних заданий учащимся.

  2.Участие родителей в организации домашней работы учащегося и контроля успеваемости по дневнику.

  3.Умение гибко распределять свое время между различными объектами работы.

  4.Четко оформленная и понятная ученику запись домашнего задания преподавателем.

  5.Выставление преподавателем в дневник ученика оценок за выполнение домашнего задания за каждый урок.

  6.Поиск и отбор информации об исполняемых произведениях и аудиозаписей.

  7.Учитывать тот факт, что ребенок может удерживать внимание в течении 30 минут.

      Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальные занятия. Основным методом обучения при реализации программы учебного предмета «Духовые и ударные инструменты» является метод интенсивного обучения. При использовании данного метода учащемуся практически сразу даётся весь блок необходимых для этого знаний, умений и навыков. Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности, можно выделить такой метод как: подбор увлекательных и посильных ребёнку музыкальных фрагментов. Интерес к этим заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, особой художественной направленностью музыкального материала, отвечающий музыкальному вкусу ребёнка. Также используется создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому исполнению произведения, индивидуальный подход.

      На музыкальном материале данной программы осуществляется межпредметная связь с программами: по слушанию музыки, музыкальной литературе, сольфеджио, ансамблевому музицированию.

      Основной формой  учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Занятия проводятся в следующем объеме: с 1 по 4 классы – 2 часа в неделю, с 5 по 8  - 2,5 часа в неделю.

  Методы обучения.

- метод интенсивного обучения;

- комплексный метод;

- придание обучению проблемного характера;

- методика опережающего развития;

- система усложняющихся творческих заданий (методический принцип);

- методические приемы критики и самокритики;

- методы, направленные на стимулирование музыкально-творческой деятельности;

- внутренние методы, направленные на содержание деятельности (подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий);

- внешние методы (разнообразие форм урочной деятельности;

- здоровье сберегающие технологии (зарядка, смена вида деятельности).

                                      Цели и задачи учебного предмета

           Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности     обучающихся и направлены на:

    -выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем     детском возрасте;

    -создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

    -приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте (флейте, саксофоне), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

    -приобретение детьми умений и навыков сольного исполнительства;

    -приобретение детьми опыта творческой деятельности;

    -овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

    -подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

                        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                        ПРОГРАММА ПО КЛАССУ БЛОКФЛЕЙТЫ

                                                      I класс

На первых уроках очень важно объяснить ученику природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Научить ученика правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая – внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте  штрихом  «деташе»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «деташе», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по-возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ученику должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ученика на знак цезуры, указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си»,

«ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

    Годовые требования.

    В течение учебного года проработать с учеником:

мажорные гаммы, в тональностях до 1 знака включительно (в медленном движении),

   3—5 этюдов и упражнений;

   4—6 пьес.

                   Примерный репертуарный список переводного зачета

                                 Вариант – I

-   Этюд(по выбору)                                            
-   Р.Н.П. Ходила младешенька по борочку
-   Моцарт В.А. Аллегретто
                               
Вариант – II

-   Этюд (по выбору)
-   Ч.Н.П. Аннушка
-   Шуман Р. Мелодия

                                    Знания, умения, навыки:  

- постановки и функционирования губного аппарата (амбушюра);

- исполнительского дыхания, двигательного аппарата и языка

- развивать первичные навыки самоконтроля, необходимые для самостоятельной работы в домашних условиях.

                                                      II класс

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук

Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата (fermata) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.

 Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы. Обратить внимание ученика на точное закрытие отверстия мизинцем правой руки.

 Звукоизвлечение на блокфлейте  штрихом  «легато»:

При приеме «легато» язык участвует только при звукоизвлечении первой ноты, исполнение последующих нот выполняется связно на одном дыхании.

 Совместное музицирование ученика и учителя (ученика и ученика) способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Легкие дуэты для блокфлейты. Ученик должен исполнять партии как 1-й, так и 2-й блокфлейты.

    Годовые требования.

    В течение учебного года проработать с учеником:

мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 1 знака включительно (в медленном движении);
   3—5 этюдов и упражнений;

    4—6 пьес.

    Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения нот с листа легких этюдов и пьес.
                         Примерный репертуарный список переводного зачета

                                Вариант – I

-  Этюд (по выбору)
-  Моцарт В.А. Майская песня
-  Дунаевский И  Колыбельная

                                Вариант - II
-  Этюд (по выбору)
-  Л Бетховен. Экосез
-  Корелли А. Гавот

                                         Знания, умения, навыки:

- добиваться координации работы губ, языка и пальцев в подвижном темпе.

- развитие и закрепление исполнительского дыхания.

 

                                                     III класс

     Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук, исполнение приемов игры штрихами «детеше» и «легато», подбор пройденных мелодий по слуху. Продолжение привития навыков совместного музицирования (игра в ансамбле), а также дальнейшая работа при исполнении пьес с концертмейстером.

Повторение пьес, изученных во II классе

Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы.

Синкопа, точное её исполнение. Синкопа – перенесение акцента с метрически более сильной доли на слабую.

Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.

     Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Годовые требования

      В течение учебного года проработать с учеником:

мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно;

рекомендуется начать изучение исполнительского приема «двойное стаккато» (в медленном движении);
3—5 этюдов и упражнений;

4—6 пьес. 
   Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес (в умеренном движении).
                                 Вариант – I

-  Этюд (по выбору)
-  Шостакович Д. Шарманка
-  Чайковский П. Сладкая грёза

                               Вариант – II

-  Этюд (по выбору)
-  Данкла Ш. Романс

-  Бонончини Д. Рондо

                                        Знания, умения, навыки:  

-  формировать музыкально – образное мышление учащегося с учетом уровня развития при обучении игре на блокфлейте;

-  умение воспринимать и передавать жанровые особенности песни, танца, марша.

                                             Класс  Т Р У Б Ы

                                                    IV класс

      Занятия проводятся на корнете или трубе (зависит от физических данных). Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей,   устройством, правилами ухода за ним. Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания.

       Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от «соль» малой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.

       В течение учебного года проработать с учеником:

          *   Гаммы: «Соль» мажор и «ми» минор, « До» мажор и «ля» минор. Целыми, половинными и четвертными длительностями в медленном движении, тонические трезвучия в прямом движении;

          *   10 – 12 упражнений и этюдов;

          *   6 -   8 пьес.      

                                          Знания, умения, навыки:

    -   привитие навыков по уходу за инструментом;

    -   добиться устойчивого звучания звуков первой октавы;

    - заложить основы постановки и функционирования губного аппарата и исполнительского дыхания, двигательного аппарата и языка.

                                 Примерные переводные требования

     При переходе в следующий класс учащийся должен исполнить:    

* гамму и этюд  на техническом зачете (в  первом и втором полугодии);

* две пьесы на академическом концерте (в конце первого и второго полугодия).

                                                         V класс

      Продолжение занятий на корнете (трубе). Совершенствование исполнительского аппарата  учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков: от «соль» малой октавы до «фа», «соль» второй октавы.

      Совершенствование качества звучания инструмента и исполнение штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато.

      Привитие элементарных навыков чтения нот с листа и игры в ансамбле духовых инструментов.

        За время обучения во 2-ом классе учащийся должен выучить:

  • гаммы и арпеджио трезвучий: С, F, G   мажор и a,d,g минор ( в умеренном движении);
  • 10 – 12 упражнений и этюдов;
  • 6 – 8 пьес.

                                           Знания, умения, навыки:

   -  сформировать губные и лицевые мышцы, организовать действия языка, развивать четкую и ясную атаку звука в процессе звукоизвлечения.

                                            Переводные требования

      Во время технического зачета исполняются гаммы и арпеджио трезвучий, один  или два этюда;

      Во время академического концерта исполняется 2 пьесы различного характера.

                                                    VI класс

       Возможен перевод учащегося на инструмент - трубу. Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания.

       Расширение диапазона звучания инструмента от «фа – диез» малой октавы до «соль», «ля» второй октавы. Совершенствование навыков исполнения штрихов: деташе, легато, стаккато. Знакомство штрихом маркато. Работа над улучшением качества звука. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах  терции, кварты и квинты, в медленном темпе.

        Совершенствование навыков чтения с листа. Изучение партий корнетов, труб по программе оркестрового класса.  За время обучения в 3-ем классе учащийся должен выучить:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно в умеренном движении;
  • 10 – 12 упражнений и этюдов;
  • 8 – 10 пьес.

                          Знания, умения, навыки:

    -  добиться расширения диапазона и устойчивого звучания извлекаемых звуков: от «фа» диез малой октавы и вверх до «фа», «соль» второй октавы;

    -  не допускать мышечных напряжений и зажимов в исполнительском аппарате и в плечевом поясе учащегося.

                                   Переводные требования

               В первом и втором полугодии исполняется:

       На техническом зачете  гаммы и  один (два)  этюда;

       На  академическом концерте -  2 пьесы различного характера.

                                      VII класс

      Дальнейшая работа по совершенствованию исполнительского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания.

      Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до «ля», «си – бемоль» второй  октавы. Дальнейшая работа над улучшением качества звука. Развитие  навыков исполнения интервалов: септима, октава в медленном темпе. Знакомство с хроматической гаммой.

      Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. В течение учебного года необходимо проработать с учеником:  

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в II октавы

     до 3-х знаков включительно;

  • 10 – 12 упражнений и этюдов;
  • 8 – 10 пьес.

                           Знания, умения, навыки:

    -   умение играть выразительно простые музыкальные построения, мотивы, фразы, предложения.

    -  добиваться устойчивого звучания инструмента, чистого по интонации, полного и яркого по тембру, разнообразного по громкости от ноты «фа#» малой октавы до ноты «ля», «си-бемоль» второй октавы.

                                        Переводные требования

                                    В первом и втором полугодии:

       во время  технического зачета  исполняются гаммы и арпеджио по выбору экзаменационной комиссии и один из 3 – 5 этюдов, представленных к зачету;

       на  академическом концерте -  2 пьесы различного характера.

 

                                            VIII класс

      Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента.

       Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до «си» второй и «до» третьей октавы, вниз исполнение  педальных звуков.

       Дальнейшее совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато.

       Изучение оркестровых партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков исполнения чтения с листа.

         В течение учебного года проработать с учеником :

  • мажорные и минорные гаммы  до 4-х знаков включительно, их тонические трезвучия и доминантсептаккорды в прямом движении с обращениями четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе, хроматическую гамму;
  • 10 – 12 упражнений и этюдов;
  • 3 – 4 пьесы различного характера, в том числе 1-но произведение крупной формы.

                           Знания, умения, навыки:

     -  в течение учебного года необходимо профессионально освоить высокий регистр инструмента ( до ноты «До» третьей октавы).

     -  формировать и развивать музыкальное образное мышление, умение чувствовать и передавать строение музыкальных фраз и предложений;

     - развивать музыкальное мышление, уметь чувствовать и эмоционально переживать структуру произведений;

                               Примерная экзаменационная программа  

                   На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

                                            I

    *   Асафьев Б.   Скерцо

    *   Арбан. Ж.     Романс

    *   Чайковский П.   Ариозо воина.

                                            II

              *    Коган Л.   Концерт.

              *    Кюи Ц.     Восточная мелодия.

                  Класс   Т Е Н О Р А,  Б А Р И Т О Н А,  Т Р О М Б О Н А

                                                      IV класс

       В течение первых двух – трех лет учащихся можно обучать на теноре или баритоне.

       Учащиеся должны ознакомиться с инструментом, его историей,   устройством, правилами ухода за ним. Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания.

        Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от «соль» малой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.

        В течение учебного года необходимо проработать с учеником:

         * Гаммы « До» мажор и «ля» минор, «Соль» мажор и «ми» минор целыми, половинными и четвертными длительностями в медленном движении, а также тонические трезвучия в прямом движении;

         *  10 – 12 упражнений и этюдов;

         *   6 -   8 пьес.  

                                    Знания, умения, навыки:

    -   привитие навыков по уходу за инструментом;

    - заложить основы постановки и функционирования губного аппарата и исполнительского дыхания, двигательного аппарата и языка.

                                Примерные переводные требования

     При переходе в следующий класс учащийся должен исполнить:    

         * гаму и этюд  по выбору преподавателя (в первом и втором полугодии);

         * две пьесы, на академическом концерте (в конце первого и второго полугодия).

                                                        V класс

     Совершенствование исполнительского аппарата  учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев.        

      Расширение диапазона звучания инструмента от «фа – диез» малой октавы до «фа», «соль» второй октавы. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах терции и кварты в медленном темпе.

     Кроме того, преподаватель должен работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа этюдов и упражнений.

     В течение учебного года необходимо проработать с учеником:

        *  Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до одного знака включительно в медленном движении в две октавы, штрихами: деташе, легато и  стаккато.

        *  10 – 12 этюдов и упражнений;

        *   6 – 8 пьес.

                                        Знания, умения, навыки:

     -  умение играть выразительно простые музыкальные построения, мотивы, фразы, предложения.

     -  не допускать мышечных напряжений и зажимов в исполнительском аппарате, гортани и в плечевом поясе учащегося.

                                Примерные переводные требования

      При переходе в следующий класс учащийся должен исполнить:    

         * гаму и этюд  по выбору преподавателя (в первом и втором полугодии);

         *две пьесы, на академическом концерте (в конце первого и второго полугодия).

                                                     VI класс

      Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие дыхания. Совершенствование навыков исполнения штрихов: деташе, легато, стаккато. Знакомство штрихом маркато. Работа над улучшением качества звука. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах квинты и сексты, в умеренном движении.

     Кроме того, преподаватель должен работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа этюдов и упражнений. Изучение партий по программе оркестрового класса.

          В течение учебного года необходимо проработать с учеником:

           *   Мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х  знаков включительно в медленном движении в две октавы, штрихами: деташе, стаккато, маркато, легато.

           *   10 – 12 этюдов и упражнений;

           *    6 – 8 пьес.

                       Знания, умения, навыки:

   -  сформировать губные и лицевые мышцы, организовать действия языка, развивать четкую и ясную атаку звука в процессе звукоизвлечения.

                                 Примерные переводные требования

 При переходе в следующий класс учащийся должен исполнить:    

         * гаму и этюд  по выбору преподавателя (в первом и втором полугодии);

         * две пьесы, на академическом концерте (в конце первого и второго полугодия).

                                                        VII класс

        После трех лет обучения на теноре или баритоне учащийся может быть переведен на тромбон.

        За первый год обучения по классу тромбона преподаватель должен: научить ученика читать нотный текст в басовом ключе, исполнять натуральные звуки на каждой позиции; играть гаммы «фа», «си бемоль», «соль мажор», а также выучить с учеником:

          *  3- 4 упражнения;

          *  8 – 10 этюдов (в басовом ключе);

          *  6 – 8 пьес.

         В течение четвертого  года обучения по классу тенора (баритона) необходимо проработать с учеником:

         *  мажорные и минорные гаммы, в различных штрихах, в умеренном движении, хроматическую гамму в медленном движении, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно.

         *  продолжать работу над развитием у учащихся навыков чтения с листа этюдов и упражнений, а также изучение оркестровых партий по программе оркестрового класса.

                                         Знания, умения, навыки:

     -  в течение учебного года необходимо профессионально освоить высокий регистр инструмента;

     -  формировать и развивать музыкальное образное мышление, умение чувствовать и передавать строение музыкальных фраз и предложений.

                                    Примерные переводные требования

      При переходе в следующий класс учащийся должен исполнить:    

         * гаму и этюд  по выбору преподавателя (в первом и втором полугодии);

         * две пьесы, на академическом концерте (в конце первого и второго полугодия).

                                                     VIII класс

       Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента.  Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато.

       Продолжать работу над развитием у учащихся навыков чтения с листа этюдов и упражнений, а также изучение оркестровых партий по программе оркестрового класса.  С учащимися, обучающимися по специальности тромбон, в течение учебного года необходимо проработать:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио до 3-х знаков влючительно, в умеренном движении;
  • 10 – 12 упражнений и этюдов;
  • 6 – 8 пьес.

       С учащимися, обучающимися по специальности тенор, баритон, в течение учебного года необходимо проработать:

  • мажорные и минорные гаммы, арпеджио до 4-х знаков влючительтельно, в медленном темпе;
  • 10 – 12 упражнений и этюдов;
  • 6 – 8 пьес.    

                           Знания, умения, навыки:

      - выпускной год обучения игре на тромбоне (теноре, баритоне) следует считать контрольным, прежде всего с позиций профессионализма. В художественном плане учащийся переходит к освоению музыкально-образного мышления на уровне эмоциональной отзывчивости. Исполнитель эмоционально окрашивает отдельные ноты, фразы и предложения, периоды.

                                     Экзаменационные требования

                   На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

     Три пьесы различного характера или одно произведение крупной формы и одну пьесу.

                      Примерная экзаменационная программа ( тромбон)

                                                I

  • Бах – Гуно.    Прелюдия
  • Васильев А.   Концертная пьеса
  • Кожевников А.  Скерцо

                                                          II

  • Блажевич В.  Концерт № 9
  • Раков Н.   Вокализ

                Примерная экзаменационная программа (тенор или баритон)

 

                                                           I

  • Бах И.С.     Сицилиана
  • Гинецинский Д.  Скерцино.
  • Миллер Г.  Серенада солнечной долины.

                                           II

  • Бердыев Н.   Концерт №3.
  • Коган Л.        Романс.

                 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими умениями  и навыками:

- знание художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

- знание музыкальной терминологии;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле/оркестре на духовом инструменте;

- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на духовом или ударном инструменте;

- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;

- умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на духовом или ударном инструменте;

- навыки игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- навыки импровизации на духовом или ударном инструменте, чтение с листа несложных музыкальных произведений на духовом или ударном инструменте и на фортепиано;

- навыки подбора по слуху;

- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыки публичных выступлений сольных, ансамблевых, оркестровых (в составе духового или эстрадно-джазового оркестра, а также, при наличии, симфонического);

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

     Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды аттестации по предмету специальность (Труба, тромбон): текущая, промежуточная, итоговая.

    Текущая аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, устных опросов, тестирований, академических концертов.

    Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года. По решению образовательного учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.

    Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок.

    Зачеты и экзамены в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

    Промежуточная аттестация по предмету специальность обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

  -качества реализации образовательного процесса;

  -степени теоретической и практической подготовки;

  -сформированных у обучающегося умений и навыков на определенном этапе обучения.

График проведения промежуточной аттестации:

  -контрольные уроки: 1 полугодие;

  -зачеты: 3-14 полугодия;

  -академические прослушивания: 3,5,7,9,11,13;

  -промежуточная аттестация: 2,4,6,8,10,12,14;

Итоговая аттестация: 16 полугодие.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

     На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм.

     На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

     К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, реализуемые в соответствующем учебном году.

     Программы экзаменационных экзаменов разрабатывается преподавателем, обсуждается на заседании отдела и утверждается заместителем директора по учебно-воспитательной  работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

     В начале соответствующего учебного полугодия до сведения учащихся доводится информация о форме проведения экзамена.

     Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе и  преподавателем, который вел данный предмет.

     Качество подготовки учащегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

     Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

     По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

 

                                                   Критерии оценок

      Критерии оценок качества подготовки обучающегося по предмету должны позволить:

  - определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;

  - определить сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

  - оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  - оценить обоснованность изложения ответа;

  -оценить знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

  - оценить знание профессиональной терминологии;

  - умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

  - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  - навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  - наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

  - наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Контрольные требования на разных этапах обучения

     За время обучения обучающиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:

  - знания музыкальной терминологии;

  - умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло;

  - умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на инструменте;

  - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на  инструменте;

  - умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на инструменте;

  - навыков подбора по слуху;

  - первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

  - навыков публичных выступлений

                                   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   Дидактический материал:  фотографии инструментов, ведущих исполнителей на духовых инструментах, рисунки и таблицы,  набор  открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.

   Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки  внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных  конкурсов  и др.

   Оборудование класса: музыкальные инструменты, стулья, пульты методический фонд.,

   Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия, записи произведений и программ ведущих исполнителей на духовых инструментах, видеоматериал.

                                            Подбор репертуара

     Игра на  музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

    1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в часы отдыха);

     2) способствовать формированию у них художественного вкуса и интересов;

     3) воспитать интерес к игре в оркестре; различать тембры инструментов, чувствовать гармонию их звучания;

     4) активизировать развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, музыкальной формы, тембровый, гармонический, мелодический слух);

     5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

     При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала — его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учащегося и преподавателя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески.

    Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности.         Технические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

     Помимо инструктивного материала, необходимого для развития тех или иных технических навыков, следует изучать  больше  художественных пьес, всячески поощряя внешкольные выступления.

     Репертуар должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в экзаменационные программы, следует включать произведения русских, советских, зарубежных, современных композиторов, классические произведения, обработки популярных мелодий,  произведения эстрадно – джазового направления.

     Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

     Репертуарные списки, приводимые  в программе, не являются исчерпывающими. Преподаватель может пополнять индивидуальные планы учащегося по своему усмотрению и другими произведениями, отвечающими необходимым музыкальным требованиям и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

     Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними, не требуя обязательного выучивания наизусть.

                                              Организация урока

     Каждый отдельный вид работы не может быть главным. Необходим комплексный подход к обучению – нужно и качественно выучивать новые пьесы, и развивать технику на гаммах и упражнениях. Регулярный повтор выученных пьес также необходим, т. к. на готовых пьесах ученик может проверить уровень развития исполнительского аппарата и техники, кроме этого, данный вид работы приучает играть произведения без ошибок и остановок. Результат такого подхода виден не сразу, а где-то на 2-3 год обучения.

    Учитывая психологические особенности учащихся необходимо использовать различные формы работы на протяжении урока:

  - разучивание упражнений для развития определенных видов техники;

  - повторение пройденного материала (по слуху и по нотам),

  - усвоение нового материала (по слуху и по нотам),

  - знакомство с новым музыкальным материалом (разбор, чтение с листа, слушание музыки),

  - транспонирование ранее усвоенного.

    Все виды творческой работы взаимосвязаны и дополняют друг друга - транспонируются только хорошо выученные произведения, т. е. то, что уже сдано на экзамене. Из пройденного репертуара за полугодие отбираются наиболее удачные пьесы для повторения на уроке. Записываются в конце дневника, туда же заносятся номера прочитанных с листа пьес. Как правило, все творческие задания делаются в классе.

                      ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Арбан Ж. Школа игры на корнет – а – пистоне и трубе. М., 1958

2.   Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972

3.   Баласанян С. Школа игры на трубе. М.,1999

4.   Баласанян С. 25 легких этюдов. М., 1954

5.   Болотин С. Пьесы для трубы и фортепиано. Л.1978

6.   Весенние воды. Альбом популярных пьес для трубы и фортепиано.              

      М., 2005

7.   Виртуозные пьесы для трубы и фортепиано. М., 2005

8.   Вурм В. Избранные этюды. С – П.,1995

9.   Гинецинский Д. Пьесы и этюды для трубы и фортепиано. Л.,1989

10. Гинецинский Д. Легкие этюды для трубы. Л.,1990

11. Докшицер Т. Система комплексных упражнений трубача. М., 1985

12. Ивукин В.П. Обучение игре на трубе в начальных классах ДМШ и

      ДШИ. М.,1988

13. Легкие этюды для трубы. Л., 1990

14. Музыка русских композиторов для трубы и фортепиано. Переложение

      Марголина В. С.-П., 2003

15. Пьесы  советских композиторов. Составитель  Болотин  С., М. 1980

16. Попутная песня. Альбом популярных пьес для трубы и фортепиано.

      М.,2002

17.Старинные концерты для трубы и фортепиано. Составитель Докшицер

      Т.М.,1976

18. Степурко О. Джаз на трубе. М., 2001

19. Учебный репертуар ДМШ для трубы. Киев, 1978

20. Усов Ю.Школа игры на трубе. М., 1985

21. Хрестоматия для трубы. Часть 1,2. М., 2005

22. Чаканов Б. Этюды для трубы. М., 1980

23. Альбом ученика – тромбониста / Ред.- сост. Андрезен В. Вып. 3 –          

      Киев, 1974

24. Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля медных духовых

       инструментов. Л.,1986                        

25. Григорьев Б. Начальная школа игры на тромбоне. М., 1963

26. Зейналов М., Седракян А. Школа игры на тромбоне. М., 2001

27. Нестеренко Г. Этюды для тромбона. Киев, 1980

28. Страутман Г. 100 этюдов для тромбона. Тетрадь 1. С – П., 1996

29. Страутман Г. 100 этюдов для тромбона. Тетрадь 2. С -  П., 1996

«Одобрено»                                                                         «Утверждаю»

Методическим советом                                                      Директор МБОУ ДО                                          

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»                      «Нижнесортымская ДШИ»

______________________                                              Лобазов Л.М.

                                                                                              _____________________                                                  «____»___________2014г.                                                «____»___________2014г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                             

Разработчик: _______________ Кунаккужин Ф.Н., преподаватель

Рецензент: _______________    Фокеев В.В., заведующий ПЦК отдела духовых

и  ударных инструментов  ГОУ «Сургутский музыкальный  колледж»


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

Дополнительная общеобразовательная программа подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненная группа специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная программа  подготовки участников к участию  во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессиональног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...