Обучающая игра «НЕ ДЛЯ ТОГО В ГОСТИ ИДУТ, ЧТО ДОМА НЕЧЕГО ОБЕДАТЬ»
план-конспект занятия на тему

Бажина (Разуваева) Наталья Владимировна

         Актуальность темы состоит в том, что знание этикета является одной из главных составляющих социализации личности.

          Занятие построено в форме обучающего урока-игры.

          Методы, использованные в ходе занятия:

1.    Игра – наилучший способ воспитания.

2.    Тестирование.

3.    Практическая деятельность.

4.    Обсуждение ситуаций.

5.    Одобрение.

6.    Коррекция.

       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_dlya_togo_v_gosti_idut_chto_doma_nechego_obedat2.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Обучающая игра:

«НЕ ДЛЯ ТОГО В ГОСТИ ИДУТ, ЧТО ДОМА НЕЧЕГО ОБЕДАТЬ»

                                       

                                             

Цель:  Ознакомить учащихся с правилами  приёма гостей,

            правилами поведения  в гостях и за столом.

Задачи: 1. Организовать детей на практическую деятельность.

               2. Воспитание навыков культурного поведения в гостях и за  

                   столом.

               3. Закрепление полученных знаний на основе жизненных

                   ситуаций.

               4. Корректировать поведение за столом в повседневной

                   жизни.

Оборудование:   1. Чайные пары – 2

                             2. Чайные ложки – 2

                             3. Тарелки для второго блюда – 2

                             4. Тарелочки для закуски и для десерта – 2

                             5. Вилки – 6

                             6. Нож – 2

                             7. Салфетки

  Предварительная работа: 1. Обучение сервировке стола.

                                                   2. Подбор методической литературы по

                                                        теме.

                                                   3. Составление конспекта урока-игры.

Участники:  1. Учащиеся, проживающие в общежитии.

                        2. Воспитатель.

                        3. Гости.

Литература: 1. Классный час играючи.

                         2. Читаем, учимся, играем. Выпуск 8, 2006г.

Ведущий (воспитатель): Сегодня, друзья, я предлагаю вам отправиться в гости. Вы, конечно, понимаете, что обычай ходить в гости возник на заре  человеческой истории. Не трудно себе представить, как наш далёкий первобытный, принарядившись в новую шкуру и вымазав для красоты лицо цветными глинами, отправляется в соседскую пещеру. А зачем? Не будем высказывать обидных предложений, что его влекла надежда на порцию мамонтого  филе … Уже тогда люди  испытывали потребность в том, чтобы пообщаться, поделиться горем и радостью, удостовериться в добром отношении друг к другу. И мы с вами тоже любим ходить в гости и приглашать к себе гостей.

- Вас пригласили в гости или вы собираетесь встречать гостей. Как вести себя,

   чтобы всем было удобно, чтобы никого не обидеть? Вот об этом и пойдёт наш

   разговор. Ведь принимать гостей – это искусство!

Существует очень много национальных обычаев приёмов гостей, но в них и много общего. Конечно, самое главное правило – это относиться к гостю с уважением и почётом. Умеете ли вы принимать гостей? Послушайте стихотворение Я.Енавихи в переводе Б.Заходера «Очень вежливый индюк»:

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый Индюк,

Раз 30 в день, не реже,

Он кричал: «Эй, вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости –

Поучиться вежливости.

Я и сам, – кричал Индюк, -

Доктор вежливых наук

И жена его - пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся, ты, Осёл!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо.»

Ты не будь свиньёй, Свинья,

Ждёт тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло».

Как бы ни бился он, однако,

К Индюку никто не шёл –

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осёл.

Посинел Индюк от злости:

«Не идут нахалы в гости!

Зря пропали все труды!

Все они – балды, балды!»

И добавил с высоты  

Своего величия:

«Не усвоили, скоты,

Правила приличия!»

Ведущий: Как вы думаете, почему же никто так и не захотел прийти в гости к очень «вежливому» Индюку?

 (ответы учащихся).

Ведущий:  (обобщая)  Индюк оказался неприветливым и нетактичным хозяином, всех успел обидеть, а себя не переставал нахваливать. Индюк оказался хозяином, не умеющим принимать гостей. А как быть хорошим гостем?  Ведь это только кажется, что это дело нехитрое. Помните, как неудачно сходил в гости к Кролику Вини Пух? Опустошил все сладкие запасы и еле-еле вылез из дверей дома Кролика.

- Как вы думаете, зачем люди ходят в гости?

Для этого, наверное, есть много причин.  

Во-первых, очень приятно, когда увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло

улыбнётся.

Во-вторых, в гостях собираются разные люди: поговорят о разном, и всем

польза – узнали новости, обсудили события, обменялись мнениями. Все стали

немножко богаче знаниями и умнее.

И ещё привыкли люди делиться друг с другом чем-то хорошим.

Родился, например, в семье ребёнок – зовут друзей разделить радость. А если

случится горе – звать друзей не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут

разделить и горе. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в

гости. Разумеется, что за долгое время выработались очень ясные и

определённые представления о том, как вести себя хозяину и как гостю.

Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно знают.

Только почему же так часто это знание и поступки не совпадают даже в мелочах? Прибегаете вы к товарищу домой – на прогулку его позвать. Открывает его мама. У многих первые слова такие: «Юра дома?» А надо бы сказать совсем другое – «Здравствуйте!» и только потом спросить о Юре. Но ведь часто нарушаются и другие правила поведения. Какие именно? Не станем их перечислять – ведь это всегда достаточно скучно. Предлагаю вам рассказ о том, как один мальчик пришёл в гости к другу.  Он оказался не очень хорошим гостем. Найдите, посчитайте ошибки в его поведении, только будьте внимательны – ошибок много, не меньше десяти, а может и больше.

РАССКАЗ

          После соревнований Игорь сказал Виктору:

- Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть, новый фильм посмотрим.

- Ладно, - ответил Виктор – Приду.

          В шесть Виктор не пришёл, в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь открывал дверь, гость несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

- Привет, -  сказал Виктор. – Это я.

          Он прошёл в комнату, сбросил мокрые куртку и шапку в кресло и огляделся:

- А у вас ничего. Подходяще. А это что? – он схватил модель парусника с письменного стола.

- Это отцу подарили. На память.

- Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?

         Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

         Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочерёдно нажимая яркие кнопки каждый цвет на  полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе.

Потом Виктор отправился бродить по комнатам.

- Сколько стоит? А это где купили? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, весёлого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.

- Зачем барахло всякое в доме держите? – На лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяев.

      Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой до тех пор, пока не вылил почти

половину содержимого. Потом Виктор ткнул своим грязным пальцем в баночку с кремом, понюхал крем и, сказав что пахнет земляникой, лизнул.

Затем он дунул в пудру, и душистое  облако разлетелось по  комнате, медленно оседая на ковёр и маленький полированный столик.

         Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем,  сахарницу и потянул к себе ручку холодильника:

- Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю!

           Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку:

- Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. А ножик твой пирочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

          И, гремя ботинками, он помчался по лестнице.

Ведущий: А у вас не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь? (ответы учащихся). Таких людей стараются не приглашать в гости, а если они всё же пришли, то хозяева стараются найти любой предлог, чтобы подобные гости побыстрее покинули их дом. Да, не просто быть хорошим гостем, но и непросто быть хорошим хозяином. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим ситуацию.

        Алёша возвращался из школы с друзьями. По дороге друзья спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил, что антилопа. Доспорить они не успели, как подошли к дому Алёши. Расставаться друзьям не хотелось. Алёша предложил:

- Пошли к нам, ребята. У меня «Жизнь животных» Брема есть. И поедим, а то здорово есть хочется.

- А мама ругаться не будет? – спросил Витя.

- Ну что ты! Она у меня добрая!

       Мальчикам открыла дверь мама Алёши. Она была в стареньком платье и фартуке. Из-под косынки выбились растрёпанные волосы. В руках была мокрая тряпка. В ванной  работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Было видно, что в квартире началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я вам сейчас приготовлю что-нибудь перекусить, - сказала Алёшина мама.

      Мальчики стали отказываться, порываясь уйти. Алёша и его мама уговорили их остаться. Всем было неловко.

Ведущий: Кто виноват в этом? (Ответы учащихся.)  Больше всех виноват Алёша. В данной ситуации он всех поставил в неловкое положение, хотя, и сделал это не преднамеренно. А вот его друзья поступили правильно. Поняв, что их приход оказался не ко времени, они постарались уйти. Именно так и поступают воспитанные люди, если видят, что своим неожиданным приходом ставят в неловкое положение.

 (обобщение) Знайте, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство, поэтому он допустим только в случае крайней необходимости. Не обманывайтесь вежливостью хозяина – у него нет другого выхода. В этом случае зайдите, поговорите и быстро попрощайтесь. Помните поговорку: «Гостям дважды радуются – встречая и провожая». А вот французы,  знатоки этикета, придумали интересную поговорку: «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают». Как вы объясните эту поговорку. (Ответы учащихся).

Ведущая: Приглашая, в гости друзей, мы нередко устраиваем для них праздничное застолье, и это требует, пожалуй, самой большой подготовки. Стол накрывается с особой тщательностью. Необходимо учитывать правила сервировки стола, особенности расстановки приборов и уметь правильно этими приборами пользоваться. Я предлагаю вам сервировать стол для званого обеда! Перед вами находится посуда. Все столовые приборы нужно правильно расположить. Кто желает это сделать?

(2-е уч-ся накрывают на стол).

 Ведущая:  Вот это стул –

                       На нём сидят –

                       Вот это стол –

                       За ним едят.

            Поговорим о правилах поведения за столом во время обеда. Вспомним так же, как нарушаются эти правила и как нас раздражает, когда люди не умеют красиво или просто аккуратно есть. В этом вопросе, как и во всяком другом,  нужна мера. Нас в равной степени может раздражать и громкое чавканье, и чрезмерная чопорность,  и навязчивое следование сухому набору правил поведения за столом. Существует много тонкостей и особенностей гостеприимства и поведения в гостях. Попробуем все вместе ещё раз в них разобраться, ведь говорят о хороших манерах, но в первую очередь вспоминают поведение за столом.

      Давайте вместе найдём ошибки, послушав некоторые вредные и полезные советы:

- Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует опираться на его край

   только запястьями. Женщина может ненадолго опереться на край стола

   локтями.

- Вы наконец-то за столом. Быстренько растолкайте соседей, освободив себе

  место получше.

- Если суп очень горячий, подуйте на него и, громко причмокивая для аппетита,

   начинайте есть.

- Во время еды вилку держите в левой руке, а нож в правой.

- Нужно свесить голову в тарелку, целиком погрузившись в еду, поднимая

    взгляд только на блюдо на столе для того, чтобы подложить себе ещё

   понравившегося вам угощения, ведь хозяевам будет приятно, что вам так

   нравится приготовленное ими кушанье.

- Выбирайте самую лучшую порцию из предлагаемых, иначе кто-то другой её

   съест.

- Если соус оказался очень вкусным, надо  вытереть тарелку куском хлеба и

   съесть его.

- Когда запивают еду каким-либо напитком, следует проглотить то, что уже

   находится во рту, а только потом запивать. Хорошо для этого промокнуть

   губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных следов от губ.

- Когда вы будете пить кофе или чай, не забудьте, что чашку следует держать за

   ушко, не продевая сквозь него палец.

- Очень приятно пить прохладительный напиток через соломку, высасывая его

    до последней капли. Хрюкающий звук, возникаемый при этом, развеселит

    гостей.

 - Ну вот, наконец-то вы сыты. Теперь пришло время и поразвлечься за столом;

    можно скатывать хлебные крошки; можно поиграть приборами, ловко вертя

    их в пальцах, пусть все оценят уместность вашего увлечения; лучше поиграть

    вилкой или ножом, поочерёдно перекладывая из одной руки в другую. Так

    развлечёте гостей и сами потренируетесь. Не беда если вилка или нож упадут

    на нас, ведь есть вы больше не хотите, а эти предметы всё равно придётся

     помыть.

- Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами и вытягивать ноги

   под столом.

- Теперь самое время начинать сворачивать край скатерти в трубочку. Это

   хорошее занятие для развития ловкости пальцев. Также пропадает

   необходимость мыть руки после еды.

Ведущий:

- Итак, вы готовы идти в гости? (ответы)

- Сейчас мы это проверим. Вы должны ответить на «хитрые вопросы этикета».

«Хитрые» вопросы этикета.

  1. Можно ли класть локти на стол и как надо держать руки во время еды?

а) Если позволяет место за столом, то локти можно поставить около

 тарелки.

б) Можно поставить локоть одной руки, другая рука должна лежать на

коленях.

в) Локти надо прижимать к телу. *

     2. Вас пригласили в гости к определённому времени. Когда вы должны прийти, чтобы не нарушить этикет?

          а) Прийти заранее.

          б) Можно опоздать на час – тем радостнее вас встретят, ведь уже и ждать перестали.

          в) Прийти вовремя. *

          г) Опаздывать более чем на десять минут неприлично. *

     3. Как быть, если вы, находясь в гостях, разбили что-нибудь?

         в) Не беспокойтесь, хозяева должны быть готовы к тому, что кто-то обязательно что-то разобьёт.

         б) Отдать деньги за испорченную вещь.

          в) Компенсировать это равным. *

     4. Кто должен первым садиться за стол?

         а) Гости, ведь стол накрывали для них.

         б) Хозяин, и он должен первым начинать есть, показывая пример гостям.

        в) Хозяин, но не начинает есть раньше гостей. *

    5. К вам пришли гости, и вдруг неожиданно зазвонил телефон. Что вы сделаете?

         а) Возьмёте трубку и немного поболтаете по телефону. Гости в это время спокойно разденутся и оглядятся.

         б) Тактично извинитесь перед звонившим, пообещав перезвонить ему в ближайшее врем. *

         в) Не будете снимать телефонную трубку вообще.

    6. Что делать с салфеткой, когда вы сели за стол?

         а) Салфетку следует заткнуть за воротник и аккуратно разложить на груди.

         б) Салфетку следует положить на колени*

         в) Салфетку надо оставить там, где она лежит.

__________

 1Правильные ответы отмечены знаком *.

      7. К столу подали блюдо, которое по состоянию здоровья вам есть нельзя. Что делать?

          а) Подробно рассказать за столом о своих болезнях, объяснив, почему вам нельзя есть это блюдо.

          б) Сослаться на то, что оно вам не нравиться.

          в) Лучше всего отказаться без объяснения причин. *

      8. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали ею чай или кофе?

           а) Ложечку надо оставить в стакане.

           б) Ложечку нужно положить на стол.

           в) Ложечку нужно положить на блюдце. *

      9. Надо ли доедать последнюю ложку супа?

          а) Надо стараться не доедать последнюю ложку супа. *

          б) Можно доесть, если суп вам по вкусу.

          в) Обязательно надо доесть, даже если суп вам не очень понравился. Надо съесть все, чтобы не обидеть хозяев.

     10. Можно ли выплёвывать кости и фруктовые косточки на тарелку?

           а) Да, конечно, куда же их ещё выплёвывать?

           б) Можно не только на тарелку, но и на салфетку.

           в) Нет, нельзя. Кости следует извлекать изо рта с помощью вилки или ложки, прислонённой к губам, а уже затем класть их на тарелку. Фруктовые косточки следует извлекать изо рта на ложечку и класть на блюдечко. *

     11. С какой стороны надо забирать использованную посуду?

            а) Всё равно, лишь бы было удобно.

            б) Слева.

            в) Справа. *

      12. Можно ли рыбу резать ножом?

            а) Да, если куски большие.

            б) Нет. Рыбный нож служит только для отделения костей. *

            в) Можно, только специальным ножом.

      13. Чем едят варёный рис?

             а) Только специальными палочками (специальными палочками едят в Китае любую пищу).

             б) Ложкой.

             в) Вилкой. *

      14. Как едят печенье?

             а) Едят целиком.

             б) Отламывают по кусочку. *

             в) Едят, обмакивая в чай или кофе, чтобы не крошилось.  

Ведущий:  Вот и закончился наш урок-игра, и я уверена, что вы готовы идти в гости. Вы узнали много нового и интересного из этикета поведения в гостях и за столом. Думаю, что вы будете уверенно чувствовать себя в гостях. Желаю успеха!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому.

Статья на тему:"Организация деятельности по патронажу семей, воспитывающих детей инвалидов, обучающихся на дому."...

Сюжетно-ролевая игра: "Семья. Ждем гостей. Магазин".

В данном приложении представлены методические разработки сценариев сюжетно – ролевых игр. Основными задачами разработанных сюжетно – ролевых игр являются: - создание условий для развития и...

Речевые игры "ИГРАЕМ ДОМА"

данные игры можно использовать в кругу семьи, что бы наладить с ребенком доверительные отношения....

речевые игры для занятий дома

в данном материале представлены игры, которые можно организовать дома...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДОМА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДОМА:15 ИДЕЙ, КАК ЗАНЯТЬ ДЕТЕЙ НА КАРАНТИНЕПостарайтесь найти время, чтобы поиграть с сыном или дочкой, придумайте ему увлекательное занятие. Совместная игра — это очень поле...

Игры с детьми дома

В эру процветания технологий, бесконечных мультфильмов и таких же бесконечных лент в соцсетях и дети, и родители стали забывать о простом общении, взгляде в глаза друг другу, а не в экран телевизора, ...


 

Комментарии

Матушкина Татьяна Ивановна

Наталья Владимировна! Спасибо за такую замечательную разработку. Вот поистине тот самый случай, когда читаешь разработку, а сама уже как будто в роли учителя и вместе с детьми. Всё так живо, интересно! Спасибо большое. ОБЯЗАТЕЛЬНО включу в план воспитательной работы Ваше мероприятие на след учебный год.