Мастер-класс для педагогических работников
учебно-методический материал на тему

Орденарцева Елена Владимировна

Предлагаю материалы мастер-класса для педагогических работников "Уверенный оратор: простые способы управления своими эмоциями". Будет полезен и педагогам и детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области

«Областной Центр развития творчества детей и юношества»

Мастер-класс

«Уверенный оратор: простые способы управления своими эмоциями».

Предназначен для методистов, педагогов-организаторов, учителей и всех, интересующихся данной проблемой.

Автор-составитель: методист Орденарцева Е.В.

Тула 2014

Цель мастер-класса: развить способность уверенного владения своими ораторскими способностями, способствовать раскрепощению творческих сил, научиться стабилизировать свой эмоциональный фон при критике.

План

  1. Описание конструктивной и деструктивной критики. Способы конструктивного реагирования на критику.
  2. Упражнения на выработку уверенности в своих ораторских способностях.
  3. Упражнения на стабилизацию эмоционального фона (о роли улыбки).

Задачи мастер-класса: 

1. Научиться отличать конструктивную критику от деструктивной. Способы конструктивного реагирования на критику.

2.  Провести упражнения на выработку уверенности, в том числе при выступлении перед аудиторией

3.  Провести упражнения на выработку уверенности в своих ораторских способностях.

4.  Провести упражнение на стабилизацию эмоционального фона (о роли улыбки).

Процесс выработки уверенности в себе занимает всю жизнь. Человек начинает сомневаться в себе под воздействием каких-либо внешних факторов либо внутренних причин. Сомнения и размышления над проблемной ситуацией – это естественное состояние человека, однако неуверенность в себе и своих силах не должна «отравлять» жизнь, мешать в развитии и самосовершенствовании каких-либо полезных способностей, ставить преграды на пути творчества и общения с другими людьми. Наиболее болезненной и травмирующей для большинства детей является критика со стороны одноклассников, учителей, знакомых взрослых людей. Детям школьного возраста просто жизненно необходимо научиться отличать конструктивную критику от деструктивной, поскольку последняя не имеет никакого смысла, и не заслуживает того, чтобы обращать на нее хоть какое-то малейшее внимание.

Конструктивная критика очень полезна, потому что, по сути, конструктивная критика– это разбор ошибок и того, что делается неправильно, а также уже готовые решения, показывающие, как сделать это лучше.

В чем отличие деструктивной критики от конструктивной?

Это очень просто, когда ребенку говорят – это плохо, или, это ужасно, тебе не стоит этим заниматься, и при этом больше ничего не говорят и не объясняют, что плохо и почему. Когда на ребенка просто выливают негатив, говорят, что что-то плохо, не объясняя конкретных причин, то это деструктивная критика.

Такой вид критики не несет в себе для вас никакой ценности, поскольку не дает никакой информации о том, что надо исправить и как лучше это сделать.

Может, у кого-то сегодня плохое настроение или день не сложился, и попытка свалить свой негатив на других, это его способ прийти в себя, вернуть себе расположение духа. А может кто-то просто завидует, поэтому человек делает попытку обесценить сделанное вами, например, сказав:   «это плохо». 

Конструктивная реакция на критику. Специалисты пришли к выводам, что около 90% людей не умеют правильно реагировать на критику и замечания. Правильно – это, в первую очередь, достойно, не унижая себя и собеседника, не провоцируя конфликт. Большинство привычных нам способов реагирования на критику и замечания специалисты считают ошибочными.

Оказывается, ключевым различием между людьми, хорошо переносящими критику, и теми, кто чувствует себя после нее опустошенным, является то, каким они видят значение критики. Для людей, остающихся спокойными, критика где-то «вне настоящего», где-то «вдалеке». Поэтому им легче спокойно оценить критику, решить, есть ли в ней рациональное зерно и определиться, как вести себя дальше. Те же, кого критика приводит в отчаяние, принимают ее слишком «близко к сердцу». Многие из них утверждают, что отрицательный смысл критики «вонзается им прямо в грудь, как стрела или темный луч».

Психологи также разработали ряд советов, полезных для тех, кто хочет научиться правильно реагировать на критические замечания. По мнению психологов, самое главное – удерживать дистанцию между собой и критикой.

Когда человека критикуют, очень важно сохранить самооценку, для этого нужно вспомнить что-то, что послужило бы мощным источником уверенности в себе. Это может быть профессиональный успех, восхищение со стороны коллег, комплименты в свой адрес и тому подобное. И только после этого надо решать, с чем в критике можно согласиться, а с чем – нет. Реакция на критику, таким образом, будет полностью зависеть от личных целей человека, его ценностей, его взаимоотношений с оппонентом и т.д. Человеку гораздо легче выбрать правильную реакцию, когда он одухотворен, чем когда он чувствует себя неуверенно.

Упражнения для детей на выработку уверенности, в том числе при выступлении перед аудиторией.

Упражнения по риторике выполняют важную роль – они снимают зажимы, страх публичных выступлений, который есть у большинства начинающих ораторов. Один из главных секретов уверенности в себе – правильная осанка. Заметьте, все ораторы и другие успешные, уверенные в себе люди имеют прямую осанку. Обратите внимание и на жесты уверенности в себе: открытые ладони, крепкое рукопожатие, не скрещенные руки, свободная поза.
Также невозможно казаться уверенным в себе человеком, если ты употребляешь выражения «наверное», «может быть», «кажется», «не знаю» и т.п. Еще одним аспектом выработки уверенности является прием наблюдения со стороны, просто понаблюдайте за собой как бы со стороны, как сторонний наблюдатель, отрешившись от ситуации и просто наблюдая. Применив данный метод, каждый откроет для себя нечто новое. 

Упражнения для детей на развитие навыка жестикуляции.

Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4-5 человек, чтобы все успели потренироваться Если участнику сложно сформулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему известный текст, например: «В лесу родилась елочка…»

Задание: Для эмоциональной окраски своего голоса, произнеси вслух несколько раз фразу перед зеркалом «Джим Браун и Роберт Джонс прибыли в город», придавая ей каждый раз выражение: фактической справки; любопытства; отвращения; гнева; умиротворенности; утомления; утешения; тревоги; угрозы.
Условия:
1. Используй мимику соответствующую выражению чувству.
2.         Примени правильный тембр и тональность звучания своего голоса.

Задание: Для тренировки речевого мышления, в течение 1 минуты без остановки и пауз говори на свободную тему, выбрав наугад опорное слово из списка.
Условия:
1. Выпиши слова на отдельных листочках: солнце, труд, банк, компьютер, огонь, земля, радость, ручка, собака, цветок, человек, путешествие, страна, музыка.
2. Говори обдуманно, прояви свою компетентность по выбранной теме.

Улыбка - универсальное средство невербального общения

Улыбка, как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний: существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Достаточно вспомнить "Джоконду" Леонардо да Винчи. Впрочем, сейчас речь идет об улыбке, выражающей дружеское расположение. Но и она может быть многозначительной. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Наконец, существует еще широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеской вечеринки, при шутках между друзьями, но никогда не используется при знакомстве. В целом же не стоит улыбаться по любому поводу, необходимо знать, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не должна вызывать раздражения собеседника. В русском сознании улыбка как бы требует определенного времени для своего осуществления. Вспомните русскую поговорку: делу время, потехе час.

Россияне в большинстве своем, не умеют улыбаться. Чаще всего видишь улыбки с плотно сжатыми губами. Это говорит о "закрытости" человека, о его напряженном состоянии. Возможно, такое явление, как «russian smile» - наследие советского прошлого. Откуда тут взяться радостным улыбкам, если человек не может провести свет в свой внутренний мир? Открытая, радостная улыбка - редкость. Чаще люди заняты обдумыванием своих бесконечных проблем, поэтому им не до улыбок, а зря, ведь приветливая улыбка - это наше послание миру о том, что мы открыты и дружелюбны. В ответ на нашу улыбку и мир улыбнется нам. Кроме того, наша мимика влияет на наше подсознание. Если даже улыбнуться просто так, без повода, можно заметить, как начинает меняться в лучшую сторону настроение.

Самое главное в этом вопросе - чтобы улыбка была искренней и шла непосредственно из души.

От улыбающегося человека исходит тепло и свет. Приятно видеть улыбающихся счастливых людей на улице. Хочется пожелать, чтобы  люди больше улыбались и дарили тепло окружающему миру.

Самое простое упражнение: улыбка самому себе, смотрясь в зеркало.

Информация для педагогов. Занятие с детьми можно начать именно с этого упражнения. Подойти к каждому ребенку с зеркальцем и попросить улыбнуться. Улучшение настроения и позитивный настрой на работу гарантирован!

                                        Форум Точек.нет - общение без границ ! Что случилось с вами сегодня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Имитационные игровые и неигровые методы обучения в нестандартных учебно-педагогических ситуациях"

Мастер-класс содержит обоснование применения игровых методов обучения. В мастер-классе изложена технология проведения игр, реализованых при обучении студентов второго курса СПО дисциплинам "Инженерная...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)

Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем  ТОГБПОУ  "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...

Мастер - класс "Милосердие в деятельности социального работника"

Мастер-класс – это особая форма обучающего занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи при осуществл...

Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом  обучения и воспитания,  центральным  звеном  которой  является демонстрация  оригинальных...

Мастер-класс «Коммуникативные сеансы» в рамках сетевого методического взаимодействияпедагогических работников дошкольного образования

Статья рассматривает вопросы оптимального использования языковых возможностей в конкретных условиях общения. Рекомендовано для педагогов  и учителей-логопедов дошкольных организаций....

Мастер класс для педагогических работников «Рисование иллюстрации с переносом на кружку с детьми»

Методическая разработка посвящена проблеме проведения мастер класса, который способствует повышению профессиональной компетентности, личностного и профессионального потенциала педа...