Методическая разработка на тему: «Эмоциональное воздействие речи преподавателя иностранного языка»
методическая разработка на тему

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Краснодарского края

 «Краснодарский Технический колледж»

 

 

 

 

Методическая разработка на тему:

 

«Эмоциональное воздействие речи

преподавателя иностранного языка»

 

 

 

 

Подготовила

Преподаватель иностранного

языка

Погосова Л.Н.

 

 

 

2015 г.

План:

 

1.Введение

2.Влияние эмоциональной речи на воспитание

3.Выразительностьречи

4.Прогнозирование воздействия

 

Введение.

 

         Повышение эффективности обучения иностранному языку, оптимизация управления учебно-познавательной деятельности учащихся тесно связано с системой современных психолого-педагогических воздействий. Основным среди таких воздействий  является речь учителя, и это особенно отчетливо обнаруживается  в практической работе учителя иностранного языка. В его работе речь представляет главное средство обучения и воспитания, поскольку она способствует коммуникативности урока, выступает полифункциональным фактором, активизирующим учащихся, стимулирующим их и, что важно подчеркнуть, обеспечивающим формирование социально активной личности.

Являясь средством педагогической оценки, речь представляет  не только ситуативное выражения позиции учителя и его авторитета, но также вызывает положительные изменения в мотивации, самооценки и уровне притязаний учащихся, повышает их интерес к изучаемому языку, воспитывает творческое отношение к его использованию. В психологии утвердилось положение о большом значении педагогической оценки для создания благоприятного эмоционального климата в учебной группе. Так, Б.Г.Ананьев отмечает, что  «в некоторых ситуациях интеллектуального напряжения учащегося и ожидания им оценки выполненной работы отсутствие педагогической оценки оказывает более репрессирующие влияние ,чем явное неодобрение учителя».

 

2. Влияние эмоциональной речи на воспитание.

 

            Обучающая  и  воспитательная  предназначенность  речи   учителя иностранного языка четко выявляется в ее эмоциональном воздействии, поскольку речь учителя воспринимается как своеобразный эталон выражения мысли и отношения человека к действительности иноязычными средствами. Таким образом, изучение эмоционального воздействия речи учителя иностранного языка представляет актуальную проблему.

 

         Исследования показывают,  что учитель отличной квалификации,  обладающий высокой культурной речи, характеризуется, как правило, следующими умениями: тонко дифференцировать экспрессивные речевые средства, использовать в своей речи разнообразные виды выразительности, адекватно применять эмоциональные особенности, присущие его личности.

 

         Экспрессивные  речевые средства усиливают значимость смыслового содержания высказываний; они обращены непосредственно к эмоционально-мотивационной сфере учащихся и, вызывая заинтересованность, обеспечивают включенность школьников в вербальное общение, необходимое для овладения речью на изучаемом языке. При этом эмоциональное воздействие речи учителя не ограничивается рамками установления такой включенности в «учебное» общение на отдельном уроке – его роль значительно шире, что объясняется тесной связью между эмоциями и познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением и др.), с одной стороны, и всем поведением в целом - с другой. Еще Л.С.Выготский утверждал, что «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией, и поэтому следует позаботиться об эмоциональном речевом воздействии на учащихся». Таким образом, применяя эмоциональное воздействие речи не единовременно и не эпизодически, учитель может оказывать влияние на складывающуюся личность.

 

3.Выразительность речи

 

     Выразительность речи раскрывает, уточняет и ярко иллюстрирует семантическую сторону высказываний; она в значительной степени определяет силу и продолжительность эмоционального воздействия речи. Следует отметить, что учащиеся непосредственно воспринимают, чутко оценивают и эмоционально реагируют именно на выразительность речи учителя, поэтому ее необходимо систематически развивать. И хотя осознанное придание выразительности речевым высказываниям является  искусством, все же истинную и неизменно впечатляющую артистичность речи учителя сообщает выразительность, обусловленная его искренней увлеченностью предметом (темой) общения, его заинтересованностью в успехах учащихся и в установлении и поддержании хороших деловых и эмоциональных взаимоотношений с ними. Доверие, а вместе с ним «открытость» общения учащихся с учителем возрастают, если в его речи выявляются как его индивидуальные особенности, свидетельствующие о профессионализме, так и интерес к учащимся, стремление им помочь, отражающие психологический облик его личности.

     Учитель как личность всегда вызывает интерес и эмоциональное отношение учеников, и его педагогическое воздействие эффективно, если он является субъективно (и положительно) значимым человеком для учащихся. Субъективно значимая личность учителя оказывает решающее влияние на становление личности самих учащихся, ибо его «слова, поступки, дела… оказывают на восприятие и понимание человеком мира, себя самого в этом мире, на строй его переживаний, наконец, на его поведение несравненно большее воздействие, чем слова и дела субъективно нейтральной личности». Итак, эмоциональное воздействие речи, которое обусловлено рассмотренными выше характеристиками, служит целям непосредственного включения школьников в учебную деятельность и, что особенно существенно, выступает важным фактором в системе педагогических речевых воздействий, направленных  на формирование ученика как активного субъекта учебной деятельности.

 

4.Прогнозирования воздействия

    

      Поскольку эмоциональное воздействие речи является необходимым звеном профессиональной подготовки учителя иностранного языка, важным представляется «измерение» и прогнозирование этого воздействия с помощью специальных психологических приемов. В настоящей статье рассматриваются два приема, которые могут быть использованы психологами и методистами, работающими с учителями иностранного языка в период педагогической практики. Эти приемы взаимосвязаны, направлены на выявление индивидуальных особенностей эмоционального воздействия речи учителя.

       Первый прием – «психологический портрет» группы учащихся (в которой проводятся подробные уроки) – применяются совместно с фиксированием степени и характера эмоциональной выразительности речи учителя на уроках и позволяет определить представление учителя о группе учащихся. Данный прием достаточно «портативен», так как реализуется в оперативном отборе пятнадцати слов-определителей, выражающих оценочное отношение в группе учащихся. В качестве примеров приведем два контрастных «психологических портрета», составленных преподавателем.

         А: 1) активные; 2)недостаточно организованные; 3)заинтересованные;

4) некоторые учащиеся настороженные; 5) веселые; 6)непоседливые; 7) недостаточный уровень логического мышления; 8) «несобранные»; 9) группа иногда трудно управляема; 10) сложность прогнозирования поведения группы; 11) инициативные в диалогах; 12) «обаятельные»; 13) двое «развязных» вызывают досаду; 14) доброжелательность к учителю; 15) группа очень общительна и вне уроков.

       Б: 1) группа неровная (и по подготовленности, и по учебной активности); 2) «несплоченная»; 3) преобладание слабо мотивированных  (по отношению к изучению иностранного языка); 4)дисциплинированная; 5)легко включающаяся в работу; 6) радостное оживление при использование ТСО; 7)быстро, но непрочно запоминают материалы; 8)неустойчивость внимания и интереса к заданию; 9)ожидание повторов вопросов и заданий учителя; 10) неуверенность в себе; 11) часто – беспомощность в индивидуальной работе; 12)опасения низких оценок; 13) вялость при отработке чтения; 14) эмоциональное реагирование на новые формы работы; 15) радостные в игривых ситуациях.

 

      Как показали результаты применения данного методического приема, в среднем свыше 50% слов-определителей являются эмоционально окрашенными (см. слова, выделенные в примерах курсивом). Это свидетельствует о доминирование эмоционального отношения к работе с конкретной группой учащихся, от которого во многом зависит проявление эмоционального воздействия речи в управлении учебным процессом. Представляет интерес, что особенности «психологических портретов», составленных учителем, соотносятся с тенденциями к так называемому авторитетному, уравновешенному или либеральному стилю профессионального общения, а также с характером выразительности речи преподавателя на уроке. Таким образом, первый прием определения эмоционального воздействия речи имеет прогностическую силу и для учителя, и для руководителя практики: выявляются основные «ориентиры», согласно которым учитель выполняет пробную педагогическую работу и открывается реальная возможность наметить пути коррекции эмоционального воздействия его речи.

       Сущность второго приема заключатся в составлении преподавателем непосредственно после проведения урока развернутых описаний эмоциогенных ситуаций (т.е. ситуации, вызвавших эмоции, которые «насыщали» урок) и в обозначении модальности эмоциональных переживаний в этих ситуациях – радости (Р), страха (С), печали (П), гнева (Г). Применение данного приема, во-первых, позволяет выявить субъективно значимые для каждого преподавателя педагогические ситуации ,во-вторых, обеспечивает вербальный материал, который уточняет представление о выразительности речи ( в дополнение к фиксируемой на уроках). В качестве примера приведем описание таких ситуаций; описание было сделано преподавателем поведения урока (см. таблица 1).

Субъективно значимые ситуации

возникавшие на уроке

 

Эмоции, пережитые учителем в

этих ситуациях

 

1.Возникла такая ситуация, когда плохо звучала магнитофонная запись текста.

2. Мне никак не удавалось четко объяснить употребление новых слов.

Ребята, с которыми я накануне занимался дополнительно, стали отвлекаться и мешать другим…

3. Собственный урок казался мне иногда скучноватым, главным образом из-за его построения, но ребята с огромной увлеченностью участвовали в дискуссии: живо и остроумно раскрывали тему… В классе работать радостно, сами дети помогают создавать ситуации, делающие уроки интересными…

4 . Когда я замечал свои ошибки,… а также в ситуациях недобросовестного выполнения учащимися домашнего задания, их отказов и т.п., мне было трудно.

1.Сомнение,неуверенность,даже боязнь (С).

2.Сильное недовольство собой, досада на учащихся (Г).

 

 

3)Радость, эмоциональный подъем (Р).

 

 

 

 

4.Огорчение,соединяющееся с неудовлетворенностью (П).

 

Анализ данного материала позволяет получить информацию о профессионально существенных педагогических ситуациях, обычно вызывающих положительные или отрицательные эмоции, от которых в определенный степени зависит успешность управления учебным процессом.

Результаты сопоставительного анализа полученных данных о значимых ситуациях на уроке и переживаемых эмоциях показали существование сложной связи между особенностями эмоциогенных ситуаций (фиксируемых самим учителем) и выразительностью его речи, обеспечивающей эффективность регуляции речевого воздействия (см. таблицу 2).

 

Средний диапазон

эмоциогенных ситуаций на уроке

Характер эмоциогенных ситуаций на уроке

Степень выразительности речи учителя

Оценка эффективности педагогического речевого воздействия на учителя

6…9

Радостные,

тревожные

средняя

высокая

4…14

Тревожные,

Вызывающие огорчения

высокая и низкая

средняя

3…16

Вызывающие недовольства,

радостные

низкая

низкая

 

       Данные таблицы 2 свидетельствуют о следующем.

       Учитель в первом случае характеризующийся небольшим разбросом числа эмоциогенных ситуаций и их преимущественно радостным или вызывающим некоторое сомнение характером, обладает средней   (оптимальной) степенью выразительности речи. В его педагогическом речевом воздействии на первом плане находятся эмоциональная увлеченность деятельностью, стремление к активному общению с учащимися, что определяет большую инициативность в организации эмоционально положительных ситуаций на уроках. Склонность преподавателя к переживанию тревожности проявляется в « активном» варианте эмоций этой модальности, и он не только успешно находит выход из объективно сложных ситуаций, но может и намеренно «строить» разнообразные педагогические ситуации, способствующие созданию благоприятного психологического климата на уроках и успешности усвоения иностранного языка.

Большой разброс эмоциогенных ситуаций у преподавателя во 2-ом случае свидетельствует о том, что фактором, затрудняющим осуществление эмоционально окрашенного воздействия на учащихся, является собственное ктуальное состояние, а не какие-либо внешние условия. Переживаемые им

тревожные эмоции вызывают главным образом снижение активности и некоторую неуверенность в своих педагогических способностях. Тревога особенно заметно проявляется в стереотипности речевых действий при обращении к учащимся, в контрастах чрезмерно ускоренного или замедленного темпа, в неровности интонационного  рисунка речи, а также в применение почти исключительно положительных педагогических оценок. Если же преподавателю удается отвлечься от попыток изменить и скрыть, замаскировать свое тревожное состояние и ситуативное огорчение, а также

неудовлетворенность качеством выполняемой работы, эмоциональное воздействие его речи приближается к оптимальному.

       Преподаватель в 3-ем случае отличается еще большим разбросом эмоциогенных ситуаций. Доминирование, в которых выражается состояние недовольства, проявляется в преобладании «наступательного» характера  речевого обращения, в категоричности и безапелляционности содержания речевых высказываний, в стандартности их языкового оформления. В общении отражается стремление к самоутверждению при недостаточном внимании и уважении к личности учащихся. Вместе с тем в организации учебной деятельности может появляться почти радостная беспечность по отношению к целям урока и это ведении. Все это свидетельствует о безразличном или даже отрицательном отношении к будущей профессиональной деятельности и об отсутствии заинтересованности в контактах с учащимися. Очевидно, что серьезная коррекция речи, в особенности ее эмоционального воздействия на учащихся, осуществима через перестройку направленности личности учителя отношения к труду, к профессии учителя.

Рассмотрение эмоционального воздействия речи учителя иностранного языка позволяет заключить, что оно действительно занимает важное место

 

в системе педагогических, в частности речевых, воздействий. Обусловленное психологическими качествами личности и проявляющееся во взаимосвязи с речевой выразительностью, эмоциональное воздействие речи является необходимым компонентом педагогического мастерства.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,

     2003,-С.219

2.     Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вести. Моск. Ун-та.- Сер.14,Психология.-

      2001.-№2.-С.16

3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах

     //Психологический журнал.-2004.-Т.7.-№3.-С.52-61

4.     Выготский Л.С. Мышление и речь // Сбор. соч.-2000.-Т.2.-С.5-361

5.     Леонтьев А.А. Педагогические общение. - М.,2002.-С.11-12

6.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,2005.-С.371

7.     Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,2004.-С345

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение

Краснодарского края

 «Краснодарский Технический колледж»

Методическая разработка на тему:

«Эмоциональное воздействие речи

преподавателя иностранного языка»

Подготовила

Преподаватель иностранного

языка

Погосова Л.Н.

2015 г.

План:

1.Введение

2.Влияние эмоциональной речи на воспитание

3.Выразительностьречи

4.Прогнозирование воздействия

Введение.

         Повышение эффективности обучения иностранному языку, оптимизация управления учебно-познавательной деятельности учащихся тесно связано с системой современных психолого-педагогических воздействий. Основным среди таких воздействий  является речь учителя, и это особенно отчетливо обнаруживается  в практической работе учителя иностранного языка. В его работе речь представляет главное средство обучения и воспитания, поскольку она способствует коммуникативности урока, выступает полифункциональным фактором, активизирующим учащихся, стимулирующим их и, что важно подчеркнуть, обеспечивающим формирование социально активной личности.

Являясь средством педагогической оценки, речь представляет  не только ситуативное выражения позиции учителя и его авторитета, но также вызывает положительные изменения в мотивации, самооценки и уровне притязаний учащихся, повышает их интерес к изучаемому языку, воспитывает творческое отношение к его использованию. В психологии утвердилось положение о большом значении педагогической оценки для создания благоприятного эмоционального климата в учебной группе. Так, Б.Г.Ананьев отмечает, что  «в некоторых ситуациях интеллектуального напряжения учащегося и ожидания им оценки выполненной работы отсутствие педагогической оценки оказывает более репрессирующие влияние ,чем явное неодобрение учителя». 

2. Влияние эмоциональной речи на воспитание.

            Обучающая  и  воспитательная  предназначенность  речи   учителя иностранного языка четко выявляется в ее эмоциональном воздействии, поскольку речь учителя воспринимается как своеобразный эталон выражения мысли и отношения человека к действительности иноязычными средствами. Таким образом, изучение эмоционального воздействия речи учителя иностранного языка представляет актуальную проблему.

 

         Исследования показывают,  что учитель отличной квалификации,  обладающий высокой культурной речи, характеризуется, как правило, следующими умениями: тонко дифференцировать экспрессивные речевые средства, использовать в своей речи разнообразные виды выразительности, адекватно применять эмоциональные особенности, присущие его личности.

         Экспрессивные  речевые средства усиливают значимость смыслового содержания высказываний; они обращены непосредственно к эмоционально-мотивационной сфере учащихся и, вызывая заинтересованность, обеспечивают включенность школьников в вербальное общение, необходимое для овладения речью на изучаемом языке. При этом эмоциональное воздействие речи учителя не ограничивается рамками установления такой включенности в «учебное» общение на отдельном уроке – его роль значительно шире, что объясняется тесной связью между эмоциями и познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением и др.), с одной стороны, и всем поведением в целом - с другой. Еще Л.С.Выготский утверждал, что «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией, и поэтому следует позаботиться об эмоциональном речевом воздействии на учащихся». Таким образом, применяя эмоциональное воздействие речи не единовременно и не эпизодически, учитель может оказывать влияние на складывающуюся личность.

3.Выразительность речи

     Выразительность речи раскрывает, уточняет и ярко иллюстрирует семантическую сторону высказываний; она в значительной степени определяет силу и продолжительность эмоционального воздействия речи. Следует отметить, что учащиеся непосредственно воспринимают, чутко оценивают и эмоционально реагируют именно на выразительность речи учителя, поэтому ее необходимо систематически развивать. И хотя осознанное придание выразительности речевым высказываниям является  искусством, все же истинную и неизменно впечатляющую артистичность речи учителя сообщает выразительность, обусловленная его искренней увлеченностью предметом (темой) общения, его заинтересованностью в успехах учащихся и в установлении и поддержании хороших деловых и эмоциональных взаимоотношений с ними. Доверие, а вместе с ним «открытость» общения учащихся с учителем возрастают, если в его речи выявляются как его индивидуальные особенности, свидетельствующие о профессионализме, так и интерес к учащимся, стремление им помочь, отражающие психологический облик его личности.

     Учитель как личность всегда вызывает интерес и эмоциональное отношение учеников, и его педагогическое воздействие эффективно, если он является субъективно (и положительно) значимым человеком для учащихся. Субъективно значимая личность учителя оказывает решающее влияние на становление личности самих учащихся, ибо его «слова, поступки, дела… оказывают на восприятие и понимание человеком мира, себя самого в этом мире, на строй его переживаний, наконец, на его поведение несравненно большее воздействие, чем слова и дела субъективно нейтральной личности». Итак, эмоциональное воздействие речи, которое обусловлено рассмотренными выше характеристиками, служит целям непосредственного включения школьников в учебную деятельность и, что особенно существенно, выступает важным фактором в системе педагогических речевых воздействий, направленных  на формирование ученика как активного субъекта учебной деятельности.

4.Прогнозирования воздействия

     

      Поскольку эмоциональное воздействие речи является необходимым звеном профессиональной подготовки учителя иностранного языка, важным представляется «измерение» и прогнозирование этого воздействия с помощью специальных психологических приемов. В настоящей статье рассматриваются два приема, которые могут быть использованы психологами и методистами, работающими с учителями иностранного языка в период педагогической практики. Эти приемы взаимосвязаны, направлены на выявление индивидуальных особенностей эмоционального воздействия речи учителя.

       Первый прием – «психологический портрет» группы учащихся (в которой проводятся подробные уроки) – применяются совместно с фиксированием степени и характера эмоциональной выразительности речи учителя на уроках и позволяет определить представление учителя о группе учащихся. Данный прием достаточно «портативен», так как реализуется в оперативном отборе пятнадцати слов-определителей, выражающих оценочное отношение в группе учащихся. В качестве примеров приведем два контрастных «психологических портрета», составленных преподавателем.

         А: 1) активные; 2)недостаточно организованные; 3)заинтересованные;

4) некоторые учащиеся настороженные; 5) веселые; 6)непоседливые; 7) недостаточный уровень логического мышления; 8) «несобранные»; 9) группа иногда трудно управляема; 10) сложность прогнозирования поведения группы; 11) инициативные в диалогах; 12) «обаятельные»; 13) двое «развязных» вызывают досаду; 14) доброжелательность к учителю; 15) группа очень общительна и вне уроков.

       Б: 1) группа неровная (и по подготовленности, и по учебной активности); 2) «несплоченная»; 3) преобладание слабо мотивированных  (по отношению к изучению иностранного языка); 4)дисциплинированная; 5)легко включающаяся в работу; 6) радостное оживление при использование ТСО; 7)быстро, но непрочно запоминают материалы; 8)неустойчивость внимания и интереса к заданию; 9)ожидание повторов вопросов и заданий учителя; 10) неуверенность в себе; 11) часто – беспомощность в индивидуальной работе; 12)опасения низких оценок; 13) вялость при отработке чтения; 14) эмоциональное реагирование на новые формы работы; 15) радостные в игривых ситуациях.

      Как показали результаты применения данного методического приема, в среднем свыше 50% слов-определителей являются эмоционально окрашенными (см. слова, выделенные в примерах курсивом). Это свидетельствует о доминирование эмоционального отношения к работе с конкретной группой учащихся, от которого во многом зависит проявление эмоционального воздействия речи в управлении учебным процессом. Представляет интерес, что особенности «психологических портретов», составленных учителем, соотносятся с тенденциями к так называемому авторитетному, уравновешенному или либеральному стилю профессионального общения, а также с характером выразительности речи преподавателя на уроке. Таким образом, первый прием определения эмоционального воздействия речи имеет прогностическую силу и для учителя, и для руководителя практики: выявляются основные «ориентиры», согласно которым учитель выполняет пробную педагогическую работу и открывается реальная возможность наметить пути коррекции эмоционального воздействия его речи.

       Сущность второго приема заключатся в составлении преподавателем непосредственно после проведения урока развернутых описаний эмоциогенных ситуаций (т.е. ситуации, вызвавших эмоции, которые «насыщали» урок) и в обозначении модальности эмоциональных переживаний в этих ситуациях – радости (Р), страха (С), печали (П), гнева (Г). Применение данного приема, во-первых, позволяет выявить субъективно значимые для каждого преподавателя педагогические ситуации ,во-вторых, обеспечивает вербальный материал, который уточняет представление о выразительности речи ( в дополнение к фиксируемой на уроках). В качестве примера приведем описание таких ситуаций; описание было сделано преподавателем поведения урока (см. таблица 1).

Субъективно значимые ситуации

возникавшие на уроке

Эмоции, пережитые учителем в

этих ситуациях

1.Возникла такая ситуация, когда плохо звучала магнитофонная запись текста.

2. Мне никак не удавалось четко объяснить употребление новых слов.

Ребята, с которыми я накануне занимался дополнительно, стали отвлекаться и мешать другим…

3. Собственный урок казался мне иногда скучноватым, главным образом из-за его построения, но ребята с огромной увлеченностью участвовали в дискуссии: живо и остроумно раскрывали тему… В классе работать радостно, сами дети помогают создавать ситуации, делающие уроки интересными…

4 . Когда я замечал свои ошибки,… а также в ситуациях недобросовестного выполнения учащимися домашнего задания, их отказов и т.п., мне было трудно.

1.Сомнение,неуверенность,даже боязнь (С).

2.Сильное недовольство собой, досада на учащихся (Г).

3)Радость, эмоциональный подъем (Р).

4.Огорчение,соединяющееся с неудовлетворенностью (П).

Анализ данного материала позволяет получить информацию о профессионально существенных педагогических ситуациях, обычно вызывающих положительные или отрицательные эмоции, от которых в определенный степени зависит успешность управления учебным процессом.

Результаты сопоставительного анализа полученных данных о значимых ситуациях на уроке и переживаемых эмоциях показали существование сложной связи между особенностями эмоциогенных ситуаций (фиксируемых самим учителем) и выразительностью его речи, обеспечивающей эффективность регуляции речевого воздействия (см. таблицу 2).

Средний диапазон

эмоциогенных ситуаций на уроке

Характер эмоциогенных ситуаций на уроке

Степень выразительности речи учителя

Оценка эффективности педагогического речевого воздействия на учителя

6…9

Радостные,

тревожные

средняя

высокая

4…14

Тревожные,

Вызывающие огорчения

высокая и низкая

средняя

3…16

Вызывающие недовольства,

радостные

низкая

низкая

       Данные таблицы 2 свидетельствуют о следующем.

       Учитель в первом случае характеризующийся небольшим разбросом числа эмоциогенных ситуаций и их преимущественно радостным или вызывающим некоторое сомнение характером, обладает средней   (оптимальной) степенью выразительности речи. В его педагогическом речевом воздействии на первом плане находятся эмоциональная увлеченность деятельностью, стремление к активному общению с учащимися, что определяет большую инициативность в организации эмоционально положительных ситуаций на уроках. Склонность преподавателя к переживанию тревожности проявляется в « активном» варианте эмоций этой модальности, и он не только успешно находит выход из объективно сложных ситуаций, но может и намеренно «строить» разнообразные педагогические ситуации, способствующие созданию благоприятного психологического климата на уроках и успешности усвоения иностранного языка.

Большой разброс эмоциогенных ситуаций у преподавателя во 2-ом случае свидетельствует о том, что фактором, затрудняющим осуществление эмоционально окрашенного воздействия на учащихся, является собственное ктуальное состояние, а не какие-либо внешние условия. Переживаемые им

тревожные эмоции вызывают главным образом снижение активности и некоторую неуверенность в своих педагогических способностях. Тревога особенно заметно проявляется в стереотипности речевых действий при обращении к учащимся, в контрастах чрезмерно ускоренного или замедленного темпа, в неровности интонационного  рисунка речи, а также в применение почти исключительно положительных педагогических оценок. Если же преподавателю удается отвлечься от попыток изменить и скрыть, замаскировать свое тревожное состояние и ситуативное огорчение, а также

неудовлетворенность качеством выполняемой работы, эмоциональное воздействие его речи приближается к оптимальному.

       Преподаватель в 3-ем случае отличается еще большим разбросом эмоциогенных ситуаций. Доминирование, в которых выражается состояние недовольства, проявляется в преобладании «наступательного» характера  речевого обращения, в категоричности и безапелляционности содержания речевых высказываний, в стандартности их языкового оформления. В общении отражается стремление к самоутверждению при недостаточном внимании и уважении к личности учащихся. Вместе с тем в организации учебной деятельности может появляться почти радостная беспечность по отношению к целям урока и это ведении. Все это свидетельствует о безразличном или даже отрицательном отношении к будущей профессиональной деятельности и об отсутствии заинтересованности в контактах с учащимися. Очевидно, что серьезная коррекция речи, в особенности ее эмоционального воздействия на учащихся, осуществима через перестройку направленности личности учителя отношения к труду, к профессии учителя.

Рассмотрение эмоционального воздействия речи учителя иностранного языка позволяет заключить, что оно действительно занимает важное место

в системе педагогических, в частности речевых, воздействий. Обусловленное психологическими качествами личности и проявляющееся во взаимосвязи с речевой выразительностью, эмоциональное воздействие речи является необходимым компонентом педагогического мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.,

     2003,-С.219

  1. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вести. Моск. Ун-та.- Сер.14,Психология.-

      2001.-№2.-С.16

3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах

     //Психологический журнал.-2004.-Т.7.-№3.-С.52-61

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Сбор. соч.-2000.-Т.2.-С.5-361
  2. Леонтьев А.А. Педагогические общение. - М.,2002.-С.11-12
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.,2005.-С.371
  4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,2004.-С345

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Компетентностный подход на занятиях иностранного языка»

Методическая разработка на тему: «Компетентностный подход на занятиях иностранного языка»...

Методическая разработка на тему: «Эмоциональное воздействие речи преподавателя иностранного языка»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеКраснодарского края «Краснодарский Технический колледж»      Методическая разработка на тем...

Методическая разработка для проведения олимпиады по учебной дисциплине Иностранный язык специальностей 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

В данной методической разработке представлен материал для проведения олимпиады по английскому языку среди студентов 3-х курсов, как одна из форм внеклассной работы.С целью оптимизации выполнения...

Методическая разработка по теме: "Взаимосвязь движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в классе домры"

На основе выявленных особенностей восприятия и мышления в детском возрасте разрабатывается методика развития взаимосвязи движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в клас...

Методическая разработка "Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ 03 Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ 03 Иностранный язык в профессиональной деятельнсоти составлена в соотвествии с требованиями ФГОС СПО по специальности 43.02.14 Гостиничное дело...

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов 2 курса СПО по теме: «Командировка»

В методической разработке учебного занятия основное внимание уделяется упражнениям, направленных на достижение взаимодействия между студентами. Выполняя их, студенты должны осознавать, когда и при как...