Положение о самостоятельной работе
материал на тему

Положение о самостоятельной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Принято
на заседании Совета техникума
протокол № __ от «__» ________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «СПЭТ»
___________ А.В. Лемдяев

«__» ______________ 2014 г.

  1. ПОЛОЖЕНИЕ

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» (далее техникум), обучающихся по основным профессиональным программам среднего профессионального образования.

Положение разработано на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» Федеральных государственных стандартов СПО по специальностям.

  1. Самостоятельная работа студентов (СРС) может рассматриваться как форма организации обучения – система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и исследовательской деятельности без посторонней помощи.
  2. Самостоятельная работа проводится с целью:
  • систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • формирования практических (общенаучных и профессиональных) умений и навыков;
  • развития исследовательских умений;
  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.
  1. В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
  • аудиторная;
  • внеаудиторная.
  1. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине или междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
  2. Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
  1. Планирование самостоятельной работы студентов
  1. Самостоятельная работа студентов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами должна составлять не менее 50% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.
  2. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу находит отражение:
  • в рабочем плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов, по каждой дисциплине (профессиональному модулю);
  • в рабочих программах учебных дисциплин (профессиональных модулей) с распределением по разделам или конкретным темам;
  • в календарно-тематических планах.
  1. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
  • Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио-и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготов4ка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
  • Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов); упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.
  1. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности студента.
  2. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:
  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
  1. Организация и руководство самостоятельной работой студентов
  1. Перед выполнением студентами самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает:
  • цель задания,
  • его содержание,
  • сроки выполнения,
  • ориентировочный объем работы,
  • приемы и методы выполнения задания,
  • основные требования к результатам работы,
  • критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

  1. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, online и на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
  2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
  1. Контроль результатов самостоятельной работы студентов
  1. Контроль СРС предусматривает проверку и оценивание результатов самостоятельной работы.
  2. Может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине (междисциплинарному курсу) или в специально отведенное время (зачет, экзамен).
  3. Может проходить в
  • письменной,
  • устной,
  • смешанной форме,

с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

  1. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:
  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада, реферата и т.п. (на учебных занятиях);
  • решение ситуационных задач по практикоориентированным учебным дисциплинам;
  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
  • представленный текст контрольной работы;
  • отчет, дневник и т.п.;
  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
  • рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного цикла, профессионального модуля, циклам дисциплин.
  • отчет об учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
  • статья, тезисы выступления и др.публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы.
  1. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы:
  • семинарские занятия,
  • зачеты,
  • тестирование,
  • самоотчеты,
  • контрольные работы,
  • защита творческих работ,
  • защита проектов и др.
  1. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы на сайте техникума, в специализированных студенческих или научно-методических изданиях, представлены на научно-практических студенческих конференциях.
  2. Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформления материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Приложение 1

ФОРМА БЛАНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебная дисциплина, МДК (ПМ) ___________________________________________________________________

(название учебной дисциплины или междисциплинарного курса (ПМ))

Учебный год ___________________

Специальность __________________________________________________________________________________

(код и наименование специальности)

Группа ________________________

(наименование группы)

(Данные для заполнения формы бланка берутся из КТП)

№ п/п

Месяц

Число

Фамилия ИО студента

№ занятия

Дата проведения занятия

Темы (задания) для самостоятельного изучения

Количество часов

Формы и методы контроля СР


Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ БЛАНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебная дисциплина, МДК (ПМ)        МДК 01.05. Компьютерная обработка документов

ПМ 01. Организация документационного обеспечения управления и функционирование организации

(название учебной дисциплины или междисциплинарного курса (ПМ)

Учебный год 2014-2015

Специальность 034702 (46.02.01) Документационное обеспечение управления и архивоведение

(код и наименование специальности)

Группа ОД-1201

(наименование группы)

(Данные для заполнения формы бланка берутся из КТП)

№ п/п

Месяц

Число

Фамилия ИО студента

сентябрь

№ занятия

Дата проведения занятия

Темы (задания) для самостоятельного изучения

Количество часов

Формы и методы контроля СР

04

21

Иванова Е.С.

+

+

2

04.09.2014

Операционная система Windows XP. История развития

2

Письменное сообщение в тетради

Петрова Л.Д.

-

+

9

21.09.2014

Классификация документов

6

Защита реферата

Сидоров И.О.

+

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПОЛОЖЕНИЕо самостоятельной работе студентов...

ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ...

Положение о социальной работе ГБПОУ «МССУОР №1»

. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу социальной работы ГБПОУ «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум)» Департамента физической культуры...

Положение о самостоятельной работе студентов

Положение цикловой комиссии экономики и перевозок ОГБ ПОУ "Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына о самостоятельной работе студентов...

Самостоятельная работа на уроке как способ развития познавательной самостоятельности младших школьников

Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех классификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение – обучение, выполнение учебных заданий ...

Положение о социальной работе ГБПОУ «МССУОР №1»

Социальная работа училища - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах всех участников образовательного процесса...

Положение о самостоятельной работе студентов ГАПОУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум»

Положение о самостоятельной работе студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум» (далее...