Внеклассное мероприятие "Хлеб-всей жизни основа"
методическая разработка на тему

Дорофеева Татьяна Анатольевна

Мероприятие позволяет воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Хлеб – всей жизни основа»

Цель: раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца, познакомить с сортами хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, «хлебные столы», уголок старой Руси: чугуны, рушник, каравай, лаваш и др. виды и сорта хлеба, пасхальные яйца, кулич, кувшины, серп, лапти, колосья хлеба.

Ход занятия.

 (Гостей встречает девушка в русском костюме с караваем на рушнике)

Преподаватель: Добрый день всем участникам сегодняшнего мероприятия! Представители профессий! Уважаемые гости!

   Существует много высоких, светлых и трепетных традиций, выработанных тысячелетним опытом человечества. Среди них: любовь к отцу-матери, верность друзьям-товарищам, преданность отечеству, уважение к труду.

   Однако на первом месте у всех народов - отношение человека к хлебу насущному, потому что «Хлеб – всей жизни основа».  Именно этой теме посвящена наша встреча.(слайд 1)

 Сегодня мы должны узнать много интересных фактов о хлебе, познакомиться с сортами хлеба, выяснить, какое отношение вы, как будущие специалисты, имеете к хлебу.

 Общаться по «хлебному вопросу» будут эксперты от профессий: повара, экологи, электрогазосварщики, продавцы, автомеханики, железнодорожники.

  Хлеб – основа жизни, источник существования, ему нет замены, не придумано дубликата, оттого исстари хлеб считается превыше всех богатств и сокровищ, золота и драгоценных каменьев. Недаром сложилась пословица: «И на золотой горе можно пропасть с голоду». (слайд 2)

  Хлеб дорог человеку не только потому, что без него не прожить. Еще больше его цена от того, что он требует к себе много труда, забот, мозолей и пота.(слайд3)

Чтец 1.   Что драгоценней хлеба на земле?

                Дороже он всего в любую пору.

                Изба красна, коль хлеб есть на столе.

                Он жизни нашей твердая опора.

Чтец 2.   Шумят хлеба – и значит, жизни цвесть.

                Шумят хлеба – и значит, все в порядке.

                И родина сильнее, если есть

                Хлеб драгоценный в закромах в достатке.

 Чтец 3.  Народная мудрость гласит: « Не проголодавшись, за стол не садись – дороже хлеба нет. Не вымыв руки, за стол не садись – чище хлеба нет. Не сняв шапку, за стол не садись – старше хлеба нет».

Преподаватель: Уважительным и бережливым должно быть наше отношение к хлебу. Воспитывать его нужно с раннего детства. Забота о хлебе – это всеобщее дело, от семьи до Совета Министров, это - дело государственное.

 Как обстоит дело с бережливостью к хлебу в нашей столовой? (слайд4:видеоролик)

(беседа, слово экспертам поварам ).

Преподаватель: Но, прежде чем появился хлеб на столе, нужно было засеять поле.(слайд5)

Сценка. ( Две девушки  в русских народных костюмах; одна с караваем, другая с горшочком каши.)

  1. Что это вы, соседушка, вроде сеять собрались?
  2. Да, пора уж. Но я гляжу и вы, соседушка, на поле идете, горшок ржаной каши несете?
  3. Верно, верно. Говорят, если закопать горшок каши в свежевспаханную землицу, всходы она даст ровные да сильные.
  4. Знаю такую примету. А я вот к первой борозде иду с поклоном – положу в поле каравай хлебушка. Буду тоже надеяться на хлеб обильный.
  5. Землю уважай, будет и урожай.

6.  Не ленись за плужком, вот и будешь с пирожком.

Преподаватель: Конечно, посевная 21 века проходит несколько иначе, но надежда на обильный урожай все та же. (слайд 6)

Не случайно наша сценка закончилась пословицами. Сейчас я объявляю конкурс: кто больше назовет пословиц и поговорок о хлебе (между экспертами и гостями). Вспоминайте, записывайте на лист, время работы – 2 минуты. (фоном музыка)

Послушаем пословицы. (Результат конкурса, жетоны – у кого больше, тому булка хлеба в подарок ).

Преподаватель: Есть ли такой человек на земле, который не имеет никакого отношения к хлебу?

Правильно, нет. Буханка хлеба впитала в себя не только хлеборобский труд, но и труд металлурга, нефтяника, конструктора, эколога, сварщика, повара, железнодорожника, продавца. Какое отношение к хлебу имеете вы, как будущие профессионалы?

 Повара: мы имеем отношение к процессу производства хлеба. Его можно разделить на следующие этапы:

  - подготовка сырья ( просеивание муки, смешивание соли, дрожжей, сахара и т.д.)

  - замес теста;

  - разрыхление и брожение теста;

  - деление теста;

  - формирование тестовых заготовок;

  - выпечка;

  - охлаждение;

  - хранение (слайд7)

Автомеханики: мы, как водители, перевозим хлеб с полей, развозим его по магазинам, доставляем муку в районы, где был неурожай.(слайд 8)

Экологи: мы, экологи, изучаем хлеб с точки зрения его структуры. Одной из главных проблем в хлебопекарном деле является замедление процесса черствления хлеба. Для этого используют различные добавки, природные компоненты; замедляют выход влаги, изменяют структуру белка. Все это в конечном итоге влияет на качество хлеба.

 Некоторые крупы подвергаются воздействию инфракрасных лучей. Микронизация – это термическая обработка продуктов, при которой происходит процесс нагревания инфракрасными лучами, то есть варка зерна за счет его собственной структуры.

  Существует еще одна технология, позволяющая сохранить максимум полезных веществ – экструзия. Зерновую массу увлажняют и помещают в специальный аппарат – экструдер.  В нем при высоком давлении и температуре зерно быстро разваривается. Когда зерновая масса покидает аппарат, влага моментально испаряется, в результате крупа быстро затвердевает. (слайд 9)

Железнодорожники: мы перевозим муку, зерно по железной дороге на далекие расстояния.(слайд 10)

Сварщики: мы, сварщики, принимаем участие в строительстве элеваторных комплексов, зерносушилок, крупозаводов. Свариваем зерноочистительное и пекарное оборудование.(слайд 11)

Продавцы: а мы продаем хлеб, муку, хлебобулочные изделия.(слайд 12)

Преподаватель: Спасибо. Как же появился первый хлеб?

Повара: Ученые полагают, что первый хлеб появился на нашей земле более 15 тысяч лет тому назад. Зерна растирались в муку и варилась каша-болтушка. Вероятно, однажды она «убежала» и полилась на огонь, запеклась и превратилась в лепешку. Так появился первый печеный хлеб.

Преподаватель:  На Руси в старину говорили: «Худ обед, коли хлеба нет». Так приятель Пушкина, Шереметев, в своем письме поэту писал: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься». Сам же Пушкин однажды сказал: «В армянской деревне, выстроенной в горах, не берегу речки, вместо обеда съел я чурек – армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золой. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был так противен армянам».

 

Преподаватель: Продолжат историю хлеба эксперты-повара.

  В старину в хлебном производстве на Руси была занята значительная часть ремесленного люда, владеющего пекарными хитростями, секретами. Их называли «ситниками», «калашниками». Постепенно эти одиночные хлебные производители стали объединяться и открывать небольшие пекарни – «хлебные избы». При Петре 1 существовал «государев хлебный дворец», который состоял из 26 палат. В каждой палате выпекался определенный сорт хлеба. В настоящее время наша индустрия выпекает более 120 наименований хлеба. Мы их подразделяем на три основных сорта: ржаной, ржано-пшеничный, пшеничный сорта.

Преподаватель:  А кто такие «ситники» и «калашники»?

Ситный хлеб появился в России в начале 18в. Ситный означает – просеянный сквозь сито (ситная мука). Из муки, просеянной через сито (пшеничной), пекли ситный хлеб. Он был намного нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Ситный хлеб – продукт высокого качества. Его ели за обедом и ужином, подавали к чаю с медом и творогом. Есть крылатое выражение: «Друг мой ситный» - есть ситный хлеб считалось удовольствием, поэтому и ситный друг изначально - человек, при общении с которым испытываешь удовольствие. Ситники – люди, выпекающие ситный хлеб. Калашники – это те, кто выпекал калачи.(слайды13,14)

Преподаватель:  А что вы скажете о ржаном хлебе?

Повара: В России исстари основным продуктом питания был ржаной хлеб, без него не обходилась ни одна трапеза. Ржаной хлеб имеет не только непревзойденный вкус, но и очень полезен. Он является замечательным диетическим продуктом. Черный хлеб ели даже на космической орбите. Там «Бородинский» и «Рижский» был величиной в половину спичечного коробка и весил около 4,5 гр.

 Рожь пришла к нам на поля вместе с пшеницей в качестве…сорняка. Вскоре она выделилась в самостоятельную культуру – так появился черный хлеб. Ржаной хлеб – король русского стола.(слайды15)

Улучшенными считаются ржано-пшеничные сорта хлеба, которые выпекаются с добавлением пряностей, солода, патоки: «Рижский», «Столовый», «Минский», «Бородинский».

Преподаватель:  Спасибо за интересные сведения. Как вы думаете, почему «Бородинский» хлеб получил такое громкое название?

                    Легенда о «Бородинском» хлебе

Бывало, что о хлебе складывались даже легенды. Народная молва уверяет, что перед Бородинским сражением тянулась к знаменитому полю подвода с мукой, разнообразными специями, пряностями, другим провиантом, чтобы накормить защитников земли русской прямо перед решающей схваткой. Шальной снаряд попал в обоз, и смешалась ржаная мука с солодом, тмином, кориандром… Вот и пришлось хлебопекам выпечь хлеб с этими добавками. С тех давних пор знаем мы хлеб с героическим названием «Бородинский».(слайд16)

Преподаватель: Какой хлеб вы предпочитаете? Белый? Серый? Черный? С добавками? Почему? Какой хлеб полезнее?

Преподаватель: В старину пшеничный хлеб ели по праздникам, а сейчас без него не садятся за стол. «Забайкальский», «Краснодарский», «Горчичный», «Городской», «Целинный» - вот неполный ассортимент пшеничного хлеба. Сюда же относятся батоны, булки, сайки, калачи, плетенки, плюшки и т.д.(слайд17)

 Эксперты-экологи расскажут о хлебе с добавками.

Экологи: В 15 веке была разработана рецептура хлеба с добавками, которым пользовались в неурожайные годы (ячмень, овес, кукуруза, бобы, желуди…)

К хлебу, как к лекарству, обращаются и медики. Институт питания Академии наук занимается разработкой сортов хлебобулочных изделий, обладающих лечебными и профилактическими достоинствами. Существует и диетический хлеб: «Здоровье», «Геркулес», белково-пшеничный, бессолевой, с повышенным содержанием йода и др. Свой хлеб есть и у малышей: «Колобок», «Зарница», «Солнышко», «Орленок» - эти сорта хлеба обогащены белками, витаминами, минеральными солями.(слайд18)

Преподаватель: Сегодня мы будем говорить не только о сортах хлеба, но и познакомимся с обычаями и традициями разных стран, связанные с хлебом.(подготовили студенты)

  1. На Руси Пасха – главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, иногда называемый Господень день. В этот день полагается поутру  святить в храме куличи. Кулич – это пасхальный хлеб, сдобренный сладостями, яблоками, изюмом, орехами, ягодами. Кулич круглой формы. Осветив его, женщина скорее шла в избу: было поверье, что хлеб будет так же быстро расти, как хозяйка возвращается домой. Кулич берегли, сушили, хранили. А в самую тяжелую жизненную минуту давали его кусочек на здоровье, на силу, на веру.
  2. На Украине издавна существует обычай: невеста, приглашая на свадьбу, дарит калач всем гостям и почему-то через открытое окно.
  3. В Австралии национальное блюдо для уважаемых гостей – паштет из попугая с жиром – всегда намазывается на толстый кусок свежего, испеченного к приходу гостя, хлеба.
  4.  В Швейцарии еще с 15 века существует обычай: в предпраздничную новогоднюю ночь тот, кто считает себя твоим истинным другом, должен принести к твоему порогу свежий, украшенный хлеб. Он оставляет хлеб на пороге, стучит в дверь и быстро убегает, чтоб остаться неузнанным. Обычай гласит: такой поступок дарит счастье и ему, и тебе, и всем твоим друзьям.
  5. В Индии влюбленные клянутся: «Если я разлюблю тебя, пусть я никогда в жизни не увижу хлеба…»
  6. В Нидерландах существует старинный обычай. В праздничный хлеб запекают боб или монетку. Тот, в чьем куске оказывается сюрприз, провозглашается «бобовым королем». Его власть длится до конца обеда.

Преподаватель: А знаете ли вы, что в мире существуют музеи хлеба?(подготовили студенты)

  1. На Украине такой музей расположен в г.Переславль-Хмельницком. Самый главный экспонат в нем – хлеб. Здесь есть хлеб 1918 года. Интересна его история. В некоторых украинских селах был такой обычай. Когда девушка выходит замуж, она печет каравай и дарит его потом своим детям, чтобы жизнь их была в достатке. Однажды старая женщина принесла директору музея хлеб, который хранила 67 лет. Мужа ее убили на гражданской войне, детьми обзавестись не успели, но хлеб, испеченный в день свадьбы, женщина берегла.
  2. В Новгородской области саму свадьбу называют караваем.
  3. В Закарпатье музей хлеба расположен в Великих Луках. В нем находятся разные экспонаты: орудия труда крестьян, хлеб блокадного Ленинграда, черствый хлеб закарпатских крестьян, хлеб, подаренный космонавтами, а также коллекция хлебных изделий. Хлеб блокадного Ленинграда даже свежеиспеченный употреблять было опасно – в нем лишь 50% муки, остальное – жмых, листва и бумага.
  4. А в Нью-Йорке в музее искусств сохранился круглый хлеб, испеченный 3400 лет назад.
  5. В Швейцарском городке Цюрихе в местном музее под стеклянным колпаком находится хлеб, которому 6 тысяч лет. Его нашли недавно на дне высохшего озера, где археологи проводили раскопки.

Преподаватель: Видите, как много интересного можно узнать о хлебе. Но самый главный музей – это магазин. А самая устойчивая традиция – покупать хлеб.

Сценка (подготовили студенты)

1 покупатель:

 - Девушка, мне булку черного (хлеб в пакете). (Взяла, выходит из кабинета, одевает домашний халат; пустота в хлебе)

2 покупатель:

 - Скажите, хлеб свежий?

Продавец:

 - Да.

 - Тогда мне булку белого. (Берет в пакете).

3 покупатель:

 - Девушка, мне половину серого.

Продавец:

Мы вообще-то не режем… Но уж ладно. Знаете, у меня пакеты закончились, я вам в газету заверну.

( 2 и 3 покупатель садятся на места, вбегает первый покупатель. В руке полбулки хлеба, демонстрирует всем дефект).

Продавцу:

 - Девушка, что это такое? Только что купила у вас этот хлеб. Хотела пообедать, разрезаю, а тут пустота. Как это можно есть? Поменяйте мне хлеб.

Продавец:

 - А я тут причем? Я его не пекла? Ничем не могу вам помочь.

Покупатель: Позовите заведующую!

Преподаватель: Мы заведующую звать не будем, лучше разберем эту ситуацию, чтобы знать, как правильно поступать.

Беседа

- Где располагаются хлебные отделы в магазинах? ( В глубине магазина. Пока покупатель идет за хлебом, купит еще что-нибудь.)

- Правильно ли производился отпуск хлеба? ( Не совсем. Продажа велась через прилавок, хлеб должен продаваться только в упакованном виде (полиэтиленовый пакет).

- Можно заворачивать хлеб в бумагу или газету, как это сделал наш «продавец»? ( Ни в коем случае).

- По просьбе покупателя хлеб разрезают на половинки и четвертинки, не взвешивая. В случае продажи недоброкачественного хлеба, продавец безоговорочно должен поменять на доброкачественный хлеб или возвратить деньги. Хлеб вчерашний не должен продаваться, он идет на переработку. Срок хранения пшеничного хлеба – 24 часа, ржаного – 36 часов.

Преподаватель: Какие вы знаете дефекты хлеба? Слово экспертам.

Повара:

А) Дефекты внешнего вида – неправильная форма хлеба, трещины, надрывы на корке, горелая или бледная корка, отсутствие глянца на корке, механические загрязнения.

Б) Дефекты мякиша, скрытые дефекты – непромес, пустота, отставание корки от мякиша, крошливость, непропеченность, неравномерная пористость.

В) Дефекты вкуса – излишне пресный, кислый, соленый, горький, посторонние запахи; затхлый, плесневелый.

(демонстрация дефектного хлеба)

Экологи: Жизнь хлеба вызывают микроорганизмы. После выхода из печи хлеб «живет», «дышит», «стареет» и даже «болеет»:

  1. Картофельная болезнь – мякиш с неприятным запахом, темная, тягучая масса.
  2. Лиловая болезнь – в мякише хлеба образуются белые пятна, которые преобразуются в порошок, похожий на мел.
  3. Плесневение хлеба – при длительном и неправильном хранении на хлебе появляется белая, черная или зеленоватая плесень, которая придает неприятный запах и вкус.

(демонстрация дефектного хлеба)

Преподаватель:  Еще в 17 веке в Московском княжестве был установлен контроль за качеством продаваемых хлебных изделий. Сотрудники Госторгинспекции и налоговой инспекции того времени именовались хлебными приставами или целовальниками. Им вверялось в обязанность взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые. Если обнаруживалась нехватка веса или завышение цены, или какой-либо дефект, виновных подвергали штрафам, а при злостных нарушениях – телесным наказаниям.

- Вы услышали незнакомое слово – целовальники. Как вы думаете, откуда оно произошло?

Вступая в должность хлебного пристава, человек приносил присягу, целуя крест. Отсюда и название – целовальник.

Мы с вами выступим сейчас в роли целовальников и проверим качество хлеба. Как мы это сделаем? Порежем хлеб. Для гостей.

 (от каждой профессии по одному человеку режут хлеб на приготовленных столах)

(Проверить толщину нарезки. Как правильно? Мнение экспертов-поваров).

Преподаватель:  Говорите чаще о бережном отношении к хлебу. Заставляйте задуматься: какое это богатство – хлеб, ведь хлеб – понятие нравственное.

Послушайте, как пишет о хлебе татарский поэт Ринат Харис:

            Прошло немало через руки наши,

            Немало побывало в них добра.

            Но чистотой великой, настоящей

            Нам души хлеб насущный озарял.

            Мы можем вознестись над чем угодно,

            Но непреложно в жизни лишь одно:

            Как чище чистоты стать невозможно,

            Так выше хлеба стать не суждено.

Так хлеб стал рациональным блюдом многих народов. Татары пекут кумэч, лепешки-кульча, армяне – лаваш, азербайджане – чурек, русские – каравай. (слайд19)

Хочется верить, что когда-нибудь именно хлеб спасет человечество от вражды и непонимания.(слайд20)

 Гимном хлебу хочется закончить нашу встречу

 (стихи в стиле рэп читает Федотов Артур ).

 (Фоном песня – «Хлеб всему голова»).

Спасибо за внимание.

Пословицы о хлебе.

Чья земля, того и хлеб.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Пока есть хлеб да вода – все не беда.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо – за хлебом.

Хлеб-соль кушай да добрых людей слушай.

Бог на стене, хлеб на столе.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Будет хлеб, будет и обед.

Презентация:

№ слайда

изображение

1

Название занятия «Хлеб – всей жизни основа»

2

Хлебобулочные изделия

3

Колосья (поле)

4

Видеоролик: в столовой БСТК

5

Посевная в 18 века

6

Посевная в 21 веке

7

Хлеб - повара

8

Хлеб - автомеханики

9

Хлеб - экологи

10

Хлеб - железнодорожники

11

Хлеб  - электрогазосварщики

12

Хлеб - продавцы

13

ситники

14

калашники

15

Ржаной хлеб

16

Бородинское сражение

17

Пшеничный хлеб

18

Хлеб с добавками

19

Виды национального хлеба

20

Колосья (поле)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)

Тема: «Цена жизни» (по рассказу М.А. Булгакова «Морфий»)                      Тип внекласс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Ценности жизни»

Мыслители говорили, что человек  - это самое простое и самое сложное. Как научиться  понимать самого себя?  Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по ...

Тезисы к конференции. Здоровый образ жизни – основа профилактики онкологических заболеваний. Воскобойник Т.О., Беженарь О.И., руководитель Усольцева С.Р.

Тезисы к региональной научно-практической конференции обучающихся «Наука. Здоровье. Культура», г. Тюмень, апрель 2017 г. Опубликованы в сборнике материалов конференции....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине Основы права на тему: День Конституции РФ.

Конституция – это высший нормативно-правовой акт, который закрепляет государственное устройство нашей страны, регулирует образование всех органов власти и систему государственного управления, а ...

Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.

Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.Цель :выявить эффективность влияния туристско-краеведческой работы на формирование  здорового образа жизни об...