Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ
рабочая программа на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

Рабочая учебная программа

дисциплины «Биология интегративно с ОБЖ»

для группы 9-2

 

Разработала преподаватель биологии Чахоян О.В.

Москва, 2012 год


Тема 2.4. Обмен веществ – основа существования клетки.

Учащийся должен знать: 

 Обмен веществ и превращение энергии в клетке- основа её жизнедеятельности. Пластический и энергетический  обмен. Этапы.  

Тема 2.5. Биосинтез углеводов – фотосинтез. 

Учащийся должен знать: 

Авто -и  гетеротрофные  организмы.   Фотосинтез. Хемосинтез.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

 Тема 3.1. Формы размножения организмов.

Учащийся должен знать: 

этапы митотического цикла и митоза; основные положения клеточной теории Шванна и Шлейдена, строение вирусов и бактерий;

строение клетки;  терминологию темы.

Тема 3.2. Образование половых клеток. Мейоз.

Учащийся должен знать: 

формы и способы бесполого и полового размножения; строение и функции половых клеток, биологическое значение кроссинговера, оплодотворение у животных и растений;

наследственную однородность потомства при бесполом размножении.

Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование. Образование половых клеток (гамет). Оплодотворение. Развитие половых клеток. Двойное оплодотворение у растений.

Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.

Тема 4.1. Основные понятия генетики.

Учащийся должен знать:

 учение о генах как элементах наследственной информации; основные положения теории наследственности;

Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомо- и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип и фенотип.

 Тема 4.2. Дигибридное скрещивание.

Учащийся должен знать: 

гибридологический метод: законы Г.Менделя, ТМоргана; генетику пола;.

 Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. 1-й закон Менделя- закон доминирования. 2-й закон Менделя-закон расщепления. Закон чистых гамет и его цитологическое обоснование. 3-й закон Менделя- закон независимого комбинирования признаков. Анализирующее скрещивание. Закон Т.Моргана.

Тема 4.3.  Генетика пола.

Учащийся должен знать:

Сцепленное наследование. Генетика пола.

Тема 4.4. Наследственные и другие типы изменчивости.

Учащийся должен знать:

 основные закономерности изменчивости; взаимодействие гена, белка, признака; взаимодействие генотипа, среды, фенотипа;

уметь: построить вариационную кривую, использовать навыки генетической терминологии.

Генотипическая изменчивость- мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в.  создании

генотипического разнообразия особей в пределах вида.Мутации, причины возникновения, классификация, ст. частоты возникновения. Влияние внешней среды и производных условий на частоту мутации у человека.

Практическая работа №1.

Тема 4.5. Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Учащийся должен знать:

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

уметь:

 решение генетических задач и составление родословных.

Практическая работа №2.

Раздел 5. Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.

Тема 5.1.  Генетические основы селекции организмов.

Учащийся должен знать:

 основные методы селекции; значение гетерозиса и полиплоидии; понятия сорт, порода; области использования, методов селекции;  влияние внешних факторов на проявление признака. Задачи современной селекции, достижения медицины, микробиологии, с/хозяйства.

Тема 5.2 Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.

Учащийся должен знать: 

центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И. Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора. Гетерозис. Полиплоидия и отдалённая гибридизация.

Тема 5.3. Особенности селекции животных.

Учащийся должен знать:

особенности селекции животных.

Раздел 6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Тема 6.1. Сохранение и укрепление здоровья. Классификация

инфекционных болезней.

Учащийся должен знать:

что сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и юношей к военной службе.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика

Тема 6.2.  Здоровый образ жизни и его составляющие

Биологические ритмы.

Учащийся должен знать:

Здоровый образ жизни и его составляющие

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Тема 6.3. Значение физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

 Учащийся должен знать:

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Раздел 7.Происхождение жизни и развитие органического мира. 

Тема 7.1. Представления о возникновении жизни на Земле.

Учащийся должен знать:

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 Современные представления о возникновении жизни на Земле.

Тема 7.2. Значение биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Учащийся должен знать:

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 Этапы развития на Земле.

Раздел 8. Учение об эволюции.

Тема 8.1. Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции.

Учащийся должен знать:

Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира, формы борьбы за существование; формы естественного отбора; виды приспособленности организмов к окружающей среде;

Тема 8.2. Современные представления об эволюции органического мира.

Учащийся должен знать:

Современные представления об эволюции органического мира.

 Вид, его критерии и структура.

Тема 8.3. Макроэволюция – результат микроэволюций.

Учащийся должен знать:

суть процесса дивергенции, конвергенции, параллелизма; главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию, биологический прогресс и биологический регресс;

Причину относительного характера целесообразности и изменения генетики популяции как предпосылку эволюционного процесса.

Тема 8.4. Изучение изменчивости у организмов.

Учащийся должен знать:

Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идеоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (А.Н.Северцев). Систематические группы как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции.

уметь: На основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окруж.среды( на сортах культурных растений, как результат искусств отбора).

Лабораторная работа №2.

Раздел 9. Происхождение человека (антропогенез)

Тема 9.1. Доказательства эволюционного происхождения человека.

Учащийся должен знать: 

Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества.

Тема 9.2. Ранние и поздние этапы эволюции человека.

Учащийся должен знать: 

Положение человека в системе животного мира. 3 Ранние этапы эволюции человека.

 Поздние этапы эволюции человека.

Тема 9.3. Человеческие расы, их родство и происхождение.

Учащийся должен знать:

положение человека в системе животного мира;  единство человеческих рас. Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

 Раздел 10. Основы экологии.

Тема 10.1. Условия жизни на земле. Среды жизни и экологические факторы. Учащийся должен знать:

 абиотические, биотические и антропогенные факторы; биоценозы и их св-ва, их смену и восстановление;

результаты воздействия человека на биоценозы и предвидеть их последствия.

Экология наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы и биотические. Цепи питания. Взаимодействия в экосистемах.

Тема 10.2. Приспособленность организмов к среде обитания.

Учащийся должен знать: 

приспособленность организмов к среде обитания. Биотические связи в природе.

уметь: 

анализировать видовой состав биогеоценозов.

Лабораторная работа №3.

Тема 10.3. Популяции.

Учащийся должен знать:

 Популяции.

Функционирование популяции во времени.

Тема 10.4. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

Учащийся должен знать: 

природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды;

Труды В.И. Вернадского.  Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз. Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды.

Тема 10.5. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Учащийся должен знать:

последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды., рациональность конструкции машин и механизмов, используя

их сходства с живыми организмами.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы;

учение о биосфере, её структура и функции;

 признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистемах. Биосфера и её границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере.

№ урока

Раздел. Тема урока

Количество часов

Задания для учащихся

Введение в основы общей биологии.

4

И.Н.Поно-

марева.

«Биология»

1

Введение. Основные понятия общей биологии.

Живое вещество и его признаки.

1

1

Стр. 3-8

2

Многообразие форм живых организмов.

Краткая характеристика вирусов и их биологическая роль

1

1

8-12

Основы учения о клетке.

10

3

Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток

Химический состав клетки.

1

1

Оформление отчёта

13-20

4

Неорганические вещества и их биологическая роль.

Органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, жиры. Их биологическая роль.

1

1

20-24

5

Строение клетки.

Органоиды клетки и их функции.

1

1

24-28

6

Обмен веществ–основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке.

1

1

30-35

7

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Обеспечение клеток энергией.

Контрольная работа.

1

1

35-39

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

4

8

Размножение живых организмов.

Деление клетки. Митоз.

1

1

44-50

9

Образование половых клеток. Мейоз.

Индивидуальное развитие организмов -онтогенез.

1

1

52-58

Основы учения о наследственности и изменчивости.

10

10

Основные понятия генетики.

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

1

1

60-66

11

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

1

1

71-77

12

Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

1

77-80

13

Наследственная и другие типы изменчивости.

Практическая работа №1. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов.

1

1

84-92 Оформление отчёта

14

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Практическая работа №2. Решение генетических задач.

1

1

92-98

Оформление отчёта

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.

6

15

Генетические основы селекции организмов

Контрольная работа

1

1

99-103

16

Особенности селекции растений

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

1

105-109

109

17

Особенности селекции животных

Основные направления селекции микроорганизмов

1

1

113-115

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

6

СмирновА.Т

ОБЖ

18

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и юношей к военной службе

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика

1

1

56-57

57-62

19

Здоровый образ жизни и его составляющие

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1

1

62-67

67-70

20

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек

1

1

70-73

73-79

Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

И.Н.Поно-

марева.

«Биология»

21

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

 Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1

1

118-121

121-124

22

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 Этапы развития на Земле.

1

1

124-128

128-133

                Учение об эволюции.

8

23

Идея развития органического мира в биологии.

 Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира.

1

1

133-136

136-140

24

Современные представления об эволюции органического мира.

 Вид, его критерии и структура.

1

1

140-143

143-146

25

Прогрессы видообразования.

Макроэволюция – результат микроэволюций.

1

1

146-149

149-151                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

26

Лабораторная работа №2. Изучение изменчивости у организмов.

Контрольная работа.

1

1

Оформление отчёта

Происхождение человека (антропогенез)

6

27

Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

1

1

162-166

166-170

28

Ранние этапы эволюции человека.

 Поздние этапы эволюции человека.

1

1

170-173

173-176

29

Человеческие расы, их родство и происхождение.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

1

1

176-180

180-185

        Основы экологии.

10

30

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

Общие законы действия факторов среды на организмы.

1

1

185-189

189-193

31

Лабораторная работа №3. Приспособленность организмов к среде обитания.

Биотические связи в природе.

1

1

Оформление отчёта

196-199

32

Популяции.

Функционирование популяции во времени.

1

1

199-203

203-207

33

Сообщества.

 Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

1

1

207-210

210-216

34

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Контрольная работа.

1

1

222-227

                                                                 Всего:

68