Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ
рабочая программа на тему
Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дисциплины Биология интегративно с ОБЖ | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Технологический колледж №28
Рабочая учебная программа
дисциплины «Биология интегративно с ОБЖ»
для группы 9-2
Разработала преподаватель биологии Чахоян О.В.
Москва, 2012 год
Тема 2.4. Обмен веществ – основа существования клетки.
Учащийся должен знать:
Обмен веществ и превращение энергии в клетке- основа её жизнедеятельности. Пластический и энергетический обмен. Этапы.
Тема 2.5. Биосинтез углеводов – фотосинтез.
Учащийся должен знать:
Авто -и гетеротрофные организмы. Фотосинтез. Хемосинтез.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Тема 3.1. Формы размножения организмов.
Учащийся должен знать:
этапы митотического цикла и митоза; основные положения клеточной теории Шванна и Шлейдена, строение вирусов и бактерий;
строение клетки; терминологию темы.
Тема 3.2. Образование половых клеток. Мейоз.
Учащийся должен знать:
формы и способы бесполого и полового размножения; строение и функции половых клеток, биологическое значение кроссинговера, оплодотворение у животных и растений;
наследственную однородность потомства при бесполом размножении.
Половое и бесполое размножение. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование. Образование половых клеток (гамет). Оплодотворение. Развитие половых клеток. Двойное оплодотворение у растений.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости.
Тема 4.1. Основные понятия генетики.
Учащийся должен знать:
учение о генах как элементах наследственной информации; основные положения теории наследственности;
Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Доминантные рецессивные гены. Множественный аллелизм. Гомо- и гетерозиготные организмы по наследуемому признаку. Генотип и фенотип.
Тема 4.2. Дигибридное скрещивание.
Учащийся должен знать:
гибридологический метод: законы Г.Менделя, ТМоргана; генетику пола;.
Гибридологический метод изучения наследственности. Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. 1-й закон Менделя- закон доминирования. 2-й закон Менделя-закон расщепления. Закон чистых гамет и его цитологическое обоснование. 3-й закон Менделя- закон независимого комбинирования признаков. Анализирующее скрещивание. Закон Т.Моргана.
Тема 4.3. Генетика пола.
Учащийся должен знать:
Сцепленное наследование. Генетика пола.
Тема 4.4. Наследственные и другие типы изменчивости.
Учащийся должен знать:
основные закономерности изменчивости; взаимодействие гена, белка, признака; взаимодействие генотипа, среды, фенотипа;
уметь: построить вариационную кривую, использовать навыки генетической терминологии.
Генотипическая изменчивость- мутационная и комбинативная. Механизмы возникновения различных комбинаций генов и их роль в. создании
генотипического разнообразия особей в пределах вида.Мутации, причины возникновения, классификация, ст. частоты возникновения. Влияние внешней среды и производных условий на частоту мутации у человека.
Практическая работа №1.
Тема 4.5. Наследственные болезни, сцепленные с полом.
Учащийся должен знать:
Наследственные болезни, сцепленные с полом.
уметь:
решение генетических задач и составление родословных.
Практическая работа №2.
Раздел 5. Основы селекции растений, животных, микроорганизмов.
Тема 5.1. Генетические основы селекции организмов.
Учащийся должен знать:
основные методы селекции; значение гетерозиса и полиплоидии; понятия сорт, порода; области использования, методов селекции; влияние внешних факторов на проявление признака. Задачи современной селекции, достижения медицины, микробиологии, с/хозяйства.
Тема 5.2 Особенности селекции растений. Центры происхождения культурных растений.
Учащийся должен знать:
центры многообразия и происхождения культурных растений (Н.И. Вавилов). Селекция растений. Основные методы: гибридизация, отбор. Формы искусственного отбора. Гетерозис. Полиплоидия и отдалённая гибридизация.
Тема 5.3. Особенности селекции животных.
Учащийся должен знать:
особенности селекции животных.
Раздел 6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема 6.1. Сохранение и укрепление здоровья. Классификация
инфекционных болезней.
Учащийся должен знать:
что сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и юношей к военной службе.
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика
Тема 6.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Биологические ритмы.
Учащийся должен знать:
Здоровый образ жизни и его составляющие
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Тема 6.3. Значение физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Учащийся должен знать:
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.
Раздел 7.Происхождение жизни и развитие органического мира.
Тема 7.1. Представления о возникновении жизни на Земле.
Учащийся должен знать:
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
Современные представления о возникновении жизни на Земле.
Тема 7.2. Значение биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Учащийся должен знать:
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
Этапы развития на Земле.
Раздел 8. Учение об эволюции.
Тема 8.1. Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции.
Учащийся должен знать:
Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира, формы борьбы за существование; формы естественного отбора; виды приспособленности организмов к окружающей среде;
Тема 8.2. Современные представления об эволюции органического мира.
Учащийся должен знать:
Современные представления об эволюции органического мира.
Вид, его критерии и структура.
Тема 8.3. Макроэволюция – результат микроэволюций.
Учащийся должен знать:
суть процесса дивергенции, конвергенции, параллелизма; главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптацию, биологический прогресс и биологический регресс;
Причину относительного характера целесообразности и изменения генетики популяции как предпосылку эволюционного процесса.
Тема 8.4. Изучение изменчивости у организмов.
Учащийся должен знать:
Главные направления биологической эволюции: ароморфоз, идеоадаптация, общая дегенерация. Биологический прогресс и пути его достижения. Биологический регресс (А.Н.Северцев). Систематические группы как отражение эволюции. Основные закономерности эволюции.
уметь: На основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окруж.среды( на сортах культурных растений, как результат искусств отбора).
Лабораторная работа №2.
Раздел 9. Происхождение человека (антропогенез)
Тема 9.1. Доказательства эволюционного происхождения человека.
Учащийся должен знать:
Эволюция приматов.
Доказательства эволюционного происхождения человека.
Краткая характеристика палеонтологических находок, относящихся к представителям человечества. Биологические и социальные факторы совершенствования человечества.
Тема 9.2. Ранние и поздние этапы эволюции человека.
Учащийся должен знать:
Положение человека в системе животного мира. 3 Ранние этапы эволюции человека.
Поздние этапы эволюции человека.
Тема 9.3. Человеческие расы, их родство и происхождение.
Учащийся должен знать:
положение человека в системе животного мира; единство человеческих рас. Человеческие расы, их родство и происхождение.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Раздел 10. Основы экологии.
Тема 10.1. Условия жизни на земле. Среды жизни и экологические факторы. Учащийся должен знать:
абиотические, биотические и антропогенные факторы; биоценозы и их св-ва, их смену и восстановление;
результаты воздействия человека на биоценозы и предвидеть их последствия.
Экология наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Абиотические факторы и биотические. Цепи питания. Взаимодействия в экосистемах.
Тема 10.2. Приспособленность организмов к среде обитания.
Учащийся должен знать:
приспособленность организмов к среде обитания. Биотические связи в природе.
уметь:
анализировать видовой состав биогеоценозов.
Лабораторная работа №3.
Тема 10.3. Популяции.
Учащийся должен знать:
Популяции.
Функционирование популяции во времени.
Тема 10.4. Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
Учащийся должен знать:
природные ресурсы и их использование; последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды;
Труды В.И. Вернадского. Ноосфера. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные факторы, влияющие на биогеоценоз. Рациональное природопользование. Охрана окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды.
Тема 10.5. Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.
Учащийся должен знать:
последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды., рациональность конструкции машин и механизмов, используя
их сходства с живыми организмами.
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы;
учение о биосфере, её структура и функции;
признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистемах. Биосфера и её границы. Биомасса поверхности суши и Мирового океана. Круговорот веществ в природе и превращение энергии в биосфере.
№ урока | Раздел. Тема урока | Количество часов | Задания для учащихся |
Введение в основы общей биологии. | 4 | И.Н.Поно- марева. «Биология» | |
1 | Введение. Основные понятия общей биологии. Живое вещество и его признаки. | 1 1 | Стр. 3-8 |
2 | Многообразие форм живых организмов. Краткая характеристика вирусов и их биологическая роль | 1 1 | 8-12 |
Основы учения о клетке. | 10 | ||
3 | Лабораторная работа №1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток Химический состав клетки. | 1 1 | Оформление отчёта 13-20 |
4 | Неорганические вещества и их биологическая роль. Органические вещества: белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, жиры. Их биологическая роль. | 1 1 | 20-24 |
5 | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. | 1 1 | 24-28 |
6 | Обмен веществ–основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. | 1 1 | 30-35 |
7 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клеток энергией. Контрольная работа. | 1 1 | 35-39 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 4 | ||
8 | Размножение живых организмов. Деление клетки. Митоз. | 1 1 | 44-50 |
9 | Образование половых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов -онтогенез. | 1 1 | 52-58 |
Основы учения о наследственности и изменчивости. | 10 | ||
10 | Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | 1 1 | 60-66 |
11 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 1 | 71-77 |
12 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 1 | 77-80 |
13 | Наследственная и другие типы изменчивости. Практическая работа №1. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов. | 1 1 | 84-92 Оформление отчёта |
14 | Наследственные болезни, сцепленные с полом. Практическая работа №2. Решение генетических задач. | 1 1 | 92-98 Оформление отчёта |
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 6 | ||
15 | Генетические основы селекции организмов Контрольная работа | 1 1 | 99-103 |
16 | Особенности селекции растений Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 1 | 105-109 109 |
17 | Особенности селекции животных Основные направления селекции микроорганизмов | 1 1 | 113-115 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 6 | СмирновА.Т ОБЖ | |
18 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к трудовой деятельности и юношей к военной службе Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | 1 1 | 56-57 57-62 |
19 | Здоровый образ жизни и его составляющие Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека | 1 1 | 62-67 67-70 |
20 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек | 1 1 | 70-73 73-79 |
Происхождение жизни и развитие органического мира. | 4 | И.Н.Поно- марева. «Биология» | |
21 | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 1 | 118-121 121-124 |
22 | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития на Земле. | 1 1 | 124-128 128-133 |
Учение об эволюции. | 8 | ||
23 | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира. | 1 1 | 133-136 136-140 |
24 | Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. | 1 1 | 140-143 143-146 |
25 | Прогрессы видообразования. Макроэволюция – результат микроэволюций. | 1 1 | 146-149 149-151 |
26 | Лабораторная работа №2. Изучение изменчивости у организмов. Контрольная работа. | 1 1 | Оформление отчёта |
Происхождение человека (антропогенез) | 6 | ||
27 | Эволюция приматов. Доказательства эволюционного происхождения человека. | 1 1 | 162-166 166-170 |
28 | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. | 1 1 | 170-173 173-176 |
29 | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | 1 1 | 176-180 180-185 |
Основы экологии. | 10 | ||
30 | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия факторов среды на организмы. | 1 1 | 185-189 189-193 |
31 | Лабораторная работа №3. Приспособленность организмов к среде обитания. Биотические связи в природе. | 1 1 | Оформление отчёта 196-199 |
32 | Популяции. Функционирование популяции во времени. | 1 1 | 199-203 203-207 |
33 | Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. | 1 1 | 207-210 210-216 |
34 | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Контрольная работа. | 1 1 | 222-227 |
Всего: | 68 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС-3
Программа по биологии ФГОС-3...
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины биология составлена на основании ФГОС 3. Содержит в себе следующие разделы: паспорт рабочей программы, где указаны место учебной дисциплины в структуре основной пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ «БИОЛОГИЯ»
гОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФ...
Рабочая программа по биологии для СПО
Рабочая программа по биологии для СПО....
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:262019«Конструирование, моделирование и те...
рабочие программы по биологии
Рабочие программы, биология 5 класс "Русское слово", ФГОС "Вектор", 6 класс "Русское слово", ФГОС "Ракурс", 7-11 класс УМК Сонин Н.И.. и Проектная деятельность 5 класс...
Рабочая программа по биологии для подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подго...