О пленэре. Из практики педагога дополнительного образования.
статья на тему

Харкевич Светлана Васильевна

Автор : Харкевич Светлана Васильевна.

Место работы: МАОУ ДОД художественная школа города Железнодорожного Московской области.

Должность: педагог дополнительного образования.

Актуальность работы. Данная тема актуальна для педагогов дополнительного образования художественных школ и школ искусств, учителей общеобразовательных школ по изобразительному искусству и мировой художественной культуре, так как в работе обсуждаются вопросы художественно-эстетического обучения, воспитания и развития.

Цель работы. Поделиться педагогическим опытом по проведению летней художественной практики – пленэру в детской художественной школе.

Научная и практическая значимость. Материалы работы могут использоваться для дальнейших практических разработок, учебных изданий по теории и методике обучения, для составления программ и методических пособий по пленэру, для продолжения теоретических исследований методики обучения и воспитания детей в системе дополнительного художественного и общего образования.

Рекомендации. Данную работу можно использовать при разработке методических пособий и  рекомендаций для преподавателей художественных школ и школ искусств по работе на пленэре для учащихся среднего звена обучения в возрасте 11-16 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plener.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

О пленэре. Из практики педагога дополнительного образования.

Художественной школе подмосковного города Железнодорожного в этом году исполняется 20 лет, хочется побольше рассказать о ней, поделиться впечатлениями, их так много.

Как и в других подобных детских учреждениях, юные художники здесь получают начальное  художественное образование. На уроках постепенно осваивают основы рисунка, живописи, изучают законы композиции, знакомятся с историей изобразительного искусства, изучают разные виды декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов и дизайна. И естественным образом обучение продолжает и дополняет летняя учебная практика – пленэр,  что в переводе с французского-то означает «вольный воздух».

Выход на пленэр — настоящий праздник для учащихся! Ребята получают новые впечатления и собирают материал для будущих композиций. Они не только хорошо отдыхают, но и приобретают новых друзей, получают знания и навыки пленэрной живописи, которые станут хорошей школой для дальнейшего развития творческих способностей. В процессе занятий обогащается внутренний мир учащихся, растёт интерес к истории нашей Родины. Они знакомятся  с новыми интересными объектами для изображения: живописной природой, городской и загородной архитектурой. На открытом воздухе закрепляются навыки работы с натуры, обостряется восприятие цветовых отношений, лучше понимается линейная и воздушная перспектива.

Летняя художественная практика – пленэр - это часть учебного процесса, необходимое звено в формировании качеств, необходимых юному художнику,  этап, завершающий  учебный год. Пленэр проходит в летнее время. В течение двух недель   учащиеся рисуют, выходя или выезжая группой на какое-то место, вне территории школы, а иногда и города. 

Летняя учебная практика бывает выездной частично или полностью.  Вдохновляют начинающих художников поездки в городское поселение Купавну на Бисерово озеро, или в живописную сельскую местность в Саввино, где могут быть интересны для зарисовок не только пейзаж - поля, луга, перелески, небо и простор, но и  деревянные постройки, домашние животные и птицы. Много сюжетов для творчества в Москве. Учащиеся неоднократно выезжали на Международный пленэр во Владимир, где получали призовые места. Такие поездки оставляют незабываемые впечатления.

Но практически все задания, предусмотренные программой, можно выполнить в городе Железнодорожном. Наш небольшой подмосковный город Железнодорожный имеют свои характерные особенности, близкие сердцу жителей. В последние годы здесь развернулась обширная стройка, повсеместно возводятся многоэтажные здания, что видно в зарисовках и этюдах учащихся. Однако сохранились и старинные дома, окраины, смыкающиеся с природной средой, где постройки, деревья, река или озеро образуют как бы небольшие заповедники - тихие места, привлекательные для юных художников.

Чтобы успешно провести летнюю учебную практику–пленэр - педагогу необходимо подготовиться и методически правильно организовать занятия. При составлении педагогами учебно-методического пособия по пленэру ставится задача раскрыть цели, содержание, а также методы работы на открытом воздухе. Прежде всего следует ознакомиться с программой по пленэру, где даются общие методические рекомендации и конкретные примеры выполнения отдельных заданий.

Работа на пленэре строится по принципу «от простого к сложному», начинается с изучения элементов пейзажа. Программа летней учебной практики,  имеет следующие  основные  разделы: 1. Растения. 2. Пейзаж. 3. Архитектура.

Педагогам предоставлено право согласовать предлагаемые задания с конкретными местными условиями и возможностями. В нашем городе имеются исторические памятники архитектуры: церковь в Саввино, Троицкий храм в Павлино, значит больше времени можно отвести рисунку и живописи пейзажа с архитектурой. Но есть и парки с различными деревьями и кустарниками, с посадками красиво цветущих садовых растений, можно отдать должное и богатству флоры.

Рекомендуется познакомить учащихся с работами великих художников, таких как: И. Левитан, А.Саврасов, В.Серов, А.Васнецов, С.Щедрин, Ф.Васильев, К.Моне, Ван Гог и др. используя репродукции пейзажей и специальную учебную литературу. Необходимо так же показать работы учащихся предыдущих курсов по пленэру из методического фонда школы.

В процессе подготовки и проведения летней художественной практики в художественной школе ставятся и решаются следующие задачи:

педагогические:

  • разработка методик работы с детьми;
  • создание пространства, формирующего творческий потенциал ребенка;

учебные:

  • обучение профессиональным навыкам работы на пленэре как части начального художественного образования;
  • обучение рисунку с натуры элементов пейзажа (природы, видов местности и пр.), элементов архитектуры, архитектурных сооружений;
  • обучение использованию знаний линейной и световоздушной перспектив в изображении городского и сельского пейзажей;
  • обучение передаче естественного освещения, воздушной среды, пространства (перспективы);
  • обучение воспроизведению реальных предметов, оттенков цвета, непосредственно наблюдаемых в природе;
  • обучение грамотному и выразительному рисунку, чувству гармонии линий, штрихов, красок, колорита, тонкому видению и убедительной передаче различных состояний природы, красоты пейзажа;
  • обучение учащихся организовывать своё рабочее время, самостоятельно вести и завершать работу;
  • расширение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся в естественных природных условиях;

воспитательные:

  • воспитание любви к родному краю, малой родине, Отчизне;
  • воспитание будущего художника как человека высокой культуры, специалиста с хорошим вкусом;
  • воспитание аккуратности, бережного отношения к природе, труду художника, к экологии;
  • воспитание личности в коллективе, сплочение группы в единый коллектив;

развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей личности через творческую деятельность, расширение кругозора через знакомство с природными и культурными памятниками;
  • развитие умения рисовать с натуры пейзаж (элементы растительного мира, элементы архитектуры, архитектурные сооружения);
  • развитие у учащихся таких главных качеств художника, как воображение, умение осознано анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительной форме;
  • развитие знаний, умений и навыков в рисунке, живописи, композиции, полученные на занятиях в мастерской;
  • развитие знаний о краеведении, природе, особенностях родного края, малой родины.

На пленэре появляется возможность применить полученные на уроках знания в новой обстановке. Обогащаются представления о природных явлениях и формах. Воспитывается интерес к живой природе. Приобщаясь в практической работе к миру природы, изучая каждый изгиб стебелька, травинки,  движение ветки, прожилки на листиках, будущий художник сознаёт красоту и ценность жизни, учится бережно относиться ко всему живому. Происходит становление эстетических и нравственных критериев.

Пленэр дает учащимся также возможность творческого самовыражения в тех видах изобразительного искусства, в которых они особенно сильны, в живописи или графике. Пленэрные работы являются бесценным рабочим материалом для выполнения последующих композиций, а также итоговой аттестационной работы, тему которой, отражающую внутренний мир подростка, его представления о своем будущем, своей профессии, учащиеся выбирают сами. В ходе работы юные художники пользуется не только этюдами, но и всем своим запасом наблюдений и впечатлений от природы.

Список литературы

 

1. Базанова М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественном училище: Учеб.пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1994. -160 с.: ил. ISBN 5-85200-166 –X «С».

2. М а с л о в Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству.— М., 1984.

3. Смирнов Г. Б., Унковский А. А. Рисунок и живопись пейзажа. – М., Просвещение, 1965 – 54 с.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: Основы живописи. - Обнинск, Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил. – ISBN 5-86866-068-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Пособия и рекомендации для педагогов дополнительного образования

Материалы подготовлены для  занятий в системе дополнительного образования...

Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.

Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность кол...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.

Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....