Развитие учебно-познавательных умений, как педагогическая проблема
статья на тему

Никонова Наталья Олеговна

Развитие учебно-познавательных умений

Скачать:


Предварительный просмотр:


Развитие учебно-познавательных умений, как педагогическая проблема

Мы попытались показать, что развитие учебно-познавательных умений ведет к повышению качества учебной деятельности студента и раскрытию его творческого потенциала.

Непрерывно и стремительно растущие темпы научно-технического прогресса, современные экономические отношения приводят к появлению новых видов и типов деятельности. Это процесс ведет к изменению требований к специалисту на рынке труда, который должен стать профессионально и социально мобильным, иметь мотивированное стремление непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

Высшее образование должно учитывать в своей деятельности эти новые требования. «Учитывать означает не просто и не столько адаптироваться, сколько предвидеть, предвосхищать, влиять, направлять»[1]. Требования предъявляемые к профессиональному образованию, следующие: эффективно работать в избранной специальности; уметь быстро усваивать новую информацию в больших объемах; проявлять необходимую мобильность при пересмотре воззрений в области избранной специальности; иметь возможность при необходимости перехода в другую область достаточно быстро и эффективно освоить ее»[2].

Первостепенно для этой задачи требуется педагогический корпус, целью которого станет разработка, апробирование, внедрение методик по формированию интеллектуального инструментария, необходимого студентам для развития творческой деятельности. Свободной творческой личности свойственны самостоятельность мышления и критическое отношение к получаемой информации. Это подтверждают и многие психологи, говоря о том, что «готовые» знания и факты не формируют самостоятельность студентов, а напротив, ослабляя внутреннюю мотивацию, ведут к невостребованности личности, сводя на нет их творческий потенциал.

В оценке достижений студента должен доминировать не столько результат экзамена, сколько изучение его деятельности в течение определенного периода. «При этом важно не выяснение того, какую массу фактов сумел он запомнить, а насколько развиты его «сила ума», склонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике, переносить известные ему способы действия в новые для него ситуации и открывать новые способы деятельности»[3].

На самом же деле картина следующая: студенты жалуются на большую перегрузку в занятиях, а преподаватели на недобросовестное отношение к учебе слушателей. Такая ситуация складывается по причине противоречия между оценкой преподавателями работы студентов и неумением студентов продуктивно организовывать свою учебную деятельность. Причину этой неспособности мы видим в отсутствии учебно-познавательных умений.

Таким образом, следует обогатить традиционное образование, где по ряду причин предпочтение отдается изложению фактов и ценится быстрое и объемное запоминание, креативным, в котором "центр тяжести" будет смещен в сторону изучения и включения в деятельность студентов способов познания и способов действия, способствующих повышению познавательного и творческого потенциала.

Рассмотрим значимость умения в учебно-познавательной деятельности студентов с позиции теории деятельности.

М.С. Каган определяет человеческую деятельность как историческое явление, она возникает, меняется, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обнаруживает и которые она же постоянно изменяет. Тремя ее основными элементами являются: субъект, наделенный активностью; объект, на который этот активность направлена; сама активность. Выделяя следующие виды человеческой деятельности: преобразовательная, познавательная, материально-практическая, практически-духовная, отраженно-духовная, производительная (выступает в форме опредмечивания); потребительская (выступает в форме распредмечивания) - М.С. Каган отмечает, что все они удваиваются еще в одном отношении, представая в качестве творческой, продуктивной деятельности и репродуктивной, механической [4].

А.Н.Леонтьев рассматривает человеческую деятельность как реальный процесс, состоявший из совокупности действий и операций [5].

Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев ж определяют ее как совокупность видов форм, необходимых в реальной жизни каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе [6].

К.А.Абульханова-Славская определяет деятельность как "изменение, преобразование объекта", отмечая что главными из них в психологическом аспекте являются изменяющиеся соотношение субъекта и объекта, а так же изменение и совершенствование субъекта [7].

Не смотря на степень правомерности и продуктивности исследований вышеуказанных авторов, каждый из них осуществляет лишь срез человеческой деятельности, так как рассмотренная эмпирически человеческая деятельность представляет собой сложную совокупность различных конкретных форм, которые переплетаются самым причудливым образом.

Н.Ф.Талызина рассматривая новые проблемы, связанные с разными аспектами учения, разработку которых начинает деятельностная теория учения, обращает внимание на четыре главных аспекта. Один из аспектов предполагает "при организации учения организовать движение от потребностно-мотивационной сферы к целям, на необходимость которого указывал А.Н.Леонтьев еще в 40-е годы" [8].

Педагогический аспект исследования Г.И.Щукиной дает нам основания полагать что учебно-познавательные умения представляют собой акт действий в структуре учебно-познавательной деятельности [9].

Существуют множество неоднозначных определений "умения": умение - возможность эффективно выполнить действия; умение - это способы выполнения действий, но предполагающие обязательно упражнения; умения - знания в действии; умения - вид деятельности, выполняемый после определенного продумывания; умения - владение сложной системой психических и практических действий; умение - это элементарное действие идущее вслед за знаниями (умение1); существует умение - мастерство (умение2) [10].

Мы согласны с позицией А.В.Усовой, которая предлагает рассматривать понятие "умения" как готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью на основе имеющихся знаний и навыков [11].

Основными видами учебных умений являются: познавательные умения, практические, организационные, самоконтроля, оценочные.

На наш взгляд, первостепенное значение в обучении имеют познавательные умения (умения самостоятельно приобретать знания), так как вооружение учащихся познавательными умениями- важное средство против перегрузки учащихся и необходимое условие для повышения эффективности учебных занятий.

Многие из вышеуказанных исследований проводились в рамках школьного образования, однако нет сомнений в том, что при изучении педагогических проблем вузовского обучения они представляются столь же актуальными.

Примечания

1.Таганян С.А. Высшее образование в перспективе 21 столетия //Педагогика. 2000.№2.

2.Антошина Л.Г., Неделько В.И., Струков Б.А. Фундаментализация физического образования...// Физическое образование в  вузах. 2001. №1.

3.Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1.

4.Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,1974.

5.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность.М.,1977.

6.Рубинштейнн С.Л.Основы общей психологии. Спб.,1998.

7.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

8.Талызина Н.Ф. Деятельностная теория учения и проблемы ее дальнейшего развития // Теория деятельности и социальная практика: Сборник тезисов. М., 1995.

9.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

10.Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. 1997. №2.

11.Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла. Челябинск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние уровня творческого развития студентов как педагогическая проблема

Как показывает практика, формирование креативности и развитие творческой индивидуальности специалиста способствуют повышению его компетентности и профессионализма. Социальная значимость изучения пробл...

Развитие речи учащихся как психолого-лингвистическая и педагогическая проблема.

В  статье раскрывается психолого-лингвистическая и педагогическая проблема развития речи учащихся, различные подходы к осмыслению этой темы различными исследователями....

Развитие личности как психолого-педагогическая проблема

Развитие личности как психолого-педагогическая проблема В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркиваются, что: «Целью образования является всестороннее развитие т...

РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ И УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...

ВКР "Психолого-педагогические условия развития коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы исследования определяется рядом теоретических и практических требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом: в настоящее время по данным психологических, педаг...