Развитие личности как психолого-педагогическая проблема
статья

Развитие личности как психолого-педагогическая проблема

 

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркиваются, что: «Целью образования является всестороннее развитие талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, обеспечение квалифицированными работниками, специалистами »[8, с. 2].

Теоретические аспекты воспитания и развития личности, определение его содержания, интересовали как исследователей прошлого (А. Макаренко, В. Сухомлинский), так и современных ученых (Д. Белухин, А. Бойко, В. Рыбак и др.). Концептуальным положением о формировании личности посвящены работы таких ученых, как А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, В. Асеев, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник.

Несмотря на значительное количество исследований и большой объем опубликованных работ, проблема формирования и развития личности нельзя считать решенной. Она всегда актуальна и чрезвычайно важна, учитывая объективную потребность общества в формировании гармоничной, целостной, всесторонне развитой личности.

Формирование и развитие личности - непрерывный и исключительно сложный процесс, в котором действуют многие факторы, как стихийных, так и целеустремленных. Главные из них - социализация, воспитание и саморазвитие. [6, с. 4]

Социализация - это двусторонний процесс, предполагает усвоение социального опыта общества и участие воспитания в системе социальных связей.

Социализация осуществляется под воздействием объективных и субъективных факторов жизненных обстоятельств. Условно они делятся на такие группы, как макрофакторы (общество, государство, мир, планета, космос), микрофакторы (семья, учебно-воспитательные заведения, общественные организации, объединения сверстников, средства массовой коммуникации, другие воспитательные институты), мезафакторы (этнокультурные условия и тип населения, в которых живет и развивается человек).

Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание находится под полным социальным и педагогическим контролем и осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитанников. Именно в нем осуществляется взаимодействие объективных и субъективных факторов в развитии личности [5, с. 3].

Рассматривая процесс воспитания как двусторонний, необходимо отметить, что именно в этом осуществляется взаимодействие объективных и субъективных факторов в развитии личности.

Формирование и развитие личности определяется не только воспитанием, но и самовоспитанием. Эти два процесса имеют глубокую взаимную связь и решают единую задачу. Их различие состоит в том, что если воспитание означает воздействие на личность со стороны других людей, то самовоспитания исходит от самой личности. Самовоспитание начинается немного позже, чем воспитание. Если воспитание начинается с момента рождения человека, то самовоспитания - с момента созревания его сознания. Эта граница очень подвижная и различна для разных людей.

Целенаправленное самовоспитания представляет собой сложную борьбу человека с самим собой и требует эффективных приемов и методов. Одним из ведущих методов самовоспитания является самообразование. Современный специалист должен обладать способностью, добывать самостоятельно новые знания. Самовоспитание исходит от самой личности и регулируется самой личностью [2, с. 147].

Опираясь на труды психологов Б.Г. Ананьева [1] и В.С. Мерлина [17] можно утверждать, что развитие личности - это совокупность процессов качественных изменений психологической целостности человека, совершенствования его функциональной готовности, формирование операционных систем, а также таких психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что теоретическое и практическое значение проблемы всестороннего гармоничного развития личности, достижения им соответствующего уровня развития как необходимого условия осуществления усовершенствования общества ставит задачу единства интеллектуальной и волевой сфер духовной жизни человека.

Педагогика в состоянии успешно решения связывать поставленные перед ней задачи, только опираясь на знание закономерностей развития личности, учитывая психологические особенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lichnosti_kak_psihologo-pedagogicheskaya_problema.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Выбор профиля обучения подростком как психолого-педагогическая проблема

В данной статье размещён материал о проблемах выбора профиля обучения в современном образовании, о возможных ошибках подростков на данном этапе и возможные последствия этих ошибок....

Психолого-педагогические проблемы взаимодействия исполнителя и концертмейстера при работе над современными оригинальными произведениями для домры и переложениями

В работе рассматривается история концертмейстерства, особенности сопровождения народным инструментам, современные сочинения и переложения для струнных народных инструментов....

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

«Психолого-педагогическое сопровождение и формирование профессиональной направленности личности обучающихся»

Открытие новой профессии требует разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы не просто поддержать учащегося в его профессиональном выборе, а обеспечить формировани...

Отношения семьи и подростка как психолого-педагогическая проблема.

В данной статье расматривются отношения родителей и подростка, причины возниковения девиантного поведения подростка....

Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа

В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...