Дополнительная образовательная программа ФОРТЕПИАНО для учащихся подготовительного отделения
рабочая программа на тему

Шарова Елена Юрьевна

Программа предназначена для обучения детей 6-7 лет. Срок обучения 1 год. Направленность программы художественно-эстетическая.Представлены следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, варианты программ итогового зачета для поступления в 1 класс, репертуарные сборники, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ФОРТЕПИАНО

Для учащихся подготовительного отделения

Срок реализации программы – 1 год

Возраст учащихся 6-7 лет

Составитель:

преподаватель класса фортепиано

Шарова Е.Ю.

Санкт-Петербург

2011



Предварительный просмотр:

Содержание

 Пояснительная записка……………………………………………..………2

Содержание изучаемого курса………………………………………………6

Учебно –тематический план…………………….………..…………………7

Варианты программ для поступления в школу…………………..………...8

Репертуарные сборники……………….……………………………………..9

Литература……………………………………………………………………11

                        



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность данной программы – художественно-эстетическая.

Вид: модифицированная, образовательная. Создана на основе Примерной программы  к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство. Фортепиано» (Издательство «Композитор Санкт –Петербург» 2009), разработанной ГОУ ДПО «Санкт –Петербургский учебно –методический центр по образованию Комитета по культуре.                                                                                                  Актуальность программы -  в необходимости организации начального этапа обучения с целью выявления индивидуальных природных возможностей ученика, определения динамики их развития, ранней диагностики музыкальных способностей и перспектив дальнейшего обучения. Подготовительный класс помогает дошкольнику плавно и постепенно перейти от игровой  к учебной деятельности и совместно с родителями утвердиться в правильности выбора инструмента и рода занятий.                              Отличительные особенности: демократичный подход в системе контроля и учета успеваемости (отсутствие промежуточной аттестации и традиционных оценок на текущих уроках); гибкий индивидуальный подход в режиме занятий; дробная структура урока, сочетающая разные виды деятельности ученика и учитывающая его возрастные особенности. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, включает русскую, зарубежную, советскую классику, музыку современных композиторов для детей, дает варианты репертуарных комплексов, позволяющих учесть индивидуальность учащегося и тип  его музыкально-исполнительского дарования.                                                                 Цель программы – выявление и развитие природных индивидуальных возможностей, музыкальных и творческих способностей ученика, создание условий для формирования у дошкольника интереса к музыке, к музыкальной культуре и к фортепианной игре, формирование способностей к дальнейшему обучению. В предлагаемую программу включены методические рекомендации по основным направлениям работы, репертуарные списки, варианты разноуровневых программ итогового зачета.

Задачи программы

Обучающие:

Формировать практические навыки игры  по нотам и наизусть, навыки музицирования и игры в ансамбле с педагогом, изучать нотную грамоту, организовать игровой двигательный аппарат и освоить начальные навыки звукоизвлечения для формирования музыкально-исполнительских  умений игры на фортепиано и навыков концертного выступления.

Развивающие:

Развивать интерес и желание играть на фортепиано, обогащать музыкальные впечатления ученика, необходимые для формирования музыкальных представлений, развивать комплекс исполнительских и слуховых навыков, мышление, память, музыкальную фантазию, зачатки самостоятельного творчества, эмоциональную отзывчивость и детскую одаренность, формировать музыкальный кругозор.

Воспитательные:

Воспитывать организованность, осмысленное отношение к занятиям, усидчивость, дисциплину, внимательность, коммуникабельность, положительные нравственные качества; интерес к творческому труду, исполнительскую культуру, эстетический вкус, артистизм; прививать навыки самостоятельности, повышать общий уровень культуры.

     

Форма занятий:

-урок (индивидуальный) продолжительностью 1 академический час два раза в неделю

-концертные выступления учащихся

     

Контроль и учет успеваемости:

-итоговый зачет (вступительный экзамен в 1 класс)

-концертные выступления учащихся (по желанию и возможностям)

Исходя из возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников контрольные уроки (промежуточная аттестация) по итогам каждой четверти не проводятся и оценки не выставляются. Своеобразной аттестационной формой, демонстрирующей уровень успеваемости учащихся, могут быть их концертные выступления: классные, тематические, агитационные, культурно-просветительские и другие. Итоговый зачет (итоговая аттестация) проводится в конце учебного года и предполагает исполнение наизусть не менее трех произведений, одно из которых – этюд. Преподаватели анализируют результаты развития учащихся, оценивают их игру по пятибалльной системе. Успешно выполнивших программные требования  зачисляют в школу и  распределяют по специальностям.

        Условия реализации:

Возраст детей, обучающихся по данной программе, 6 – 7 лет. Срок реализации – 1 год. Важным фактором реализации программы является индивидуальный подбор и использование художественно-педагогического репертуара, музыкальных пособий, красочных сборников, вспомогательного материала (видео, аудио, художественной литературы и др.)

        Планируемые результаты освоения программы

По окончании подготовительного класса ученик должен уметь: спеть и подобрать по слуху на фортепиано простейшую мелодию, выполнить простое творческое задание, освоить упражнения на организацию игрового аппарата, познакомиться с основными принципами ансамблевого музицирования, уверенно знать начальную нотную грамоту, играть разными штрихами, выразительно исполнять программу итогового зачета.  

                     



Предварительный просмотр:

Содержание изучаемого курса

Раздел 1.

1.1.Знакомство с фортепиано. Звуковысотные и темброводинамические возможности фортепианного звука. Инструмент и исполнитель. Ориентир в высотном расположении клавиатуры, запоминание названий клавиш - звуков.

1.2.Слушание доступного и разнообразного музыкального материала в исполнении педагога. Определение характера, знакомство с мелодией, ладом, основными жанрами.

1.3.Пение простых попевок, знакомых мелодий, популярных детских и народных песен и подбор их по слуху от любого звука.

1.4.Организация игрового аппарата: естественное ощущение клавиатуры, правильная посадка за инструментом, свобода корпуса и рук, ощущение целостности всех звеньев аппарата, организация пальца, ладони и запястья, формирование свода кисти. Первые упражнения на подготовку к игре. Понятие аппликатурных принципов. Выработка естественного звукоизвлечения и организация слухового контроля. Игра non legato, portamento.

Раздел 2.

2.1.  Освоение нотной грамоты: нотная запись, высота звука,

длительности, размеры, паузы, знаки альтерации. Запись нотами

знакомых мелодий и, наоборот, узнавание мелодий по записи нотами.

 Чтение ритмических композиций.

2.2.  Чтение нот с листа. Налаживание связи между зрительным и

слуховым восприятием. Распределение внимания между руками.

Свободный ориентир в нотной записи. Выработка умения «смотреть

вперед». Беглое чтение ритмической записи с помощью ритмослогов.

Выработка привычки регулярного чтения с листа.

2.3. Игра в ансамбле с педагогом. Понятия «мелодия», «аккомпанемент».

Воспитание слухового внимания, умения следить за синхронностью

звучания. Общее дыхание, цезуры, пульс, пианистические движения.

                               

Раздел 3.

3.1.  Освоение штрихов. Знакомство со штрихами и освоение  их роли, как основных средств выразительности. Штрихи и характер произведения. Освоение non legato, portamento, legato, staccato руками попеременно, затем – двумя руками вместе. Подготовительные упражнения к игре legato. Пение голосом и пение фортепианным звуком. Развитие слухового внимания. Воспитание культуры звукоизвлечения.

3.2. Выполнение творческих заданий. Формирование умений подбора аккомпанемента к знакомым песенкам, транспонирование простейших мелодий, первоначальные опыты сочинения (продолжить начатую педагогом мелодию, к «вопросительному» предложению сочинить «ответное», варьировать знакомую мелодию и т.д.), подбор к картинкам или словесным портретам соответствующих музыкальных произведений, исполняемых педагогом, легкие домашние оранжировки  на синтезаторе и т.д.

3.3.  Практические навыки игры по нотам и наизусть. Формирование навыков грамотного разбора текста.  Воспитание внимательности, сосредоточенности, правильной домашней подготовки к урокам; освоение способов работы над трудностями. Поэтапная работа над произведением. Умение находить и петь мелодию, понимать ее развитие, кульминацию, вычленять детали; осмысленно запоминать нотный текст. Исполнение произведения в нужном темпе.  



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

Всего часов: 72

Раздел 1

1.1. Знакомство с фортепиано…………………………………………...1ч.

      1.2. Слушание музыки, определение характера, жанра……..................4ч.

      1.3. Пение и подбор по слуху……………………………………………4ч.

      1.4. Организация игрового аппарата. Первоначальные навыки                            звукоизвлечения……………………………………………………..4ч.

    Раздел 2

      2.1. Освоение нотной грамоты…………………………………………..3ч.

      2.2. Чтение нот с листа…………………………………………………...1ч.

      2.3. Игра в ансамбле с педагогом………………………………………..2ч.        

Раздел 3

      3.1. Освоение штрихов…………………………………………………..10ч.

      3.2. Выполнение творческих заданий……………………………………1ч.

      3.3. Практические навыки игры по нотам. Исполнение пьес, этюдов,

             ансамблей, упражнений……………………………………………..42ч.

     

                                                                                 



Предварительный просмотр:

Варианты программ для поступления в школу

                            (по возрастающей степени сложности)

1. Е.Гнесина Этюд №19 (Фортепианная азбука)

     И.Кореневская Дождик

    А.Филипп Колыбельная

2. И.Беркович Этюд Соль мажор (Маленькие этюды)

 В.Моцарт Менуэт ре минор

    А.Александров Новогодняя полька

      3. К.Черни ред.Г.Гермера ч.1 Этюд №1

          Г.Перселл Ария

Ф.Шпиндлер Сонатина



Предварительный просмотр:

Репертуарные сборники

  1. Альбом юного музыканта. Сост. Л.Костромитина, Е.Борисова. СПб.: Композитор, 1997. Вып.1.                                                                 
  2. Альбом юного музыканта для фортепиано. Пед. репертуар музыкальной школы 1 – 2 год обучения. Сост. М.Андреева, В.Ермаков. М.: «Культура - детям», 1997.
  3. В музыку с радостью. Сост. О.Геталова, И.Визная. СПб.: Композитор, 1999.
  4. Виват, Санкт-Петербург: 12 пьес для фортепиано в 4 руки. А.Смелков. СПб.: «Vt»,2003.
  5. Дом с колокольчиком. Ж.Металлиди. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. СПб.: Композитор, 1994.
  6. Играем вдвоем. Сост. А.Борзенков. Л.: Музыка, 1990.
  7. Играем с удовольствием. О.Сотникова. Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки. СПб.: Композитор, 2005.
  8. Крохе-музыканту 1, 2 ч. Ансамбли по выбору. И.Королькова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  9. Маленькому пианисту. Сост. Б.Милич. Киев: Музична Украiна, 1977.
  10. Музыкальная азбука. Для детей дошкольного возраста. Сост. Н.Перунова. Л.: Советский композитор, 1990.
  11. Музыкальные картинки. Сост. Л.Хересько. Л.: Советский композитор, 1983.
  12. Музыкальные картинки. Первое знакомство ребенка с музыкой. Н.Дьяченко. М.: Музыка, 1992.
  13. Музыкальный сюрприз. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. Ж.Металлиди. СПб.: Композитор, 1999.
  14. Музыкальная страна. Легкие ансамбли для начинающих пианистов. Сост. А.Веселова. СПб.: Союз художников, 2008.
  15. «Начинаю играть на рояле». Учебное пособие, 1 и 2 ч. Сост. Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая. СПб.: Композитор,1999.
  16. Один + один. Сборник ансамблей для начинающих пианистов (пьесы по выбору). Обработка Ю.Литовко. СПб.: Союз художников, 2005.
  17. Первая встреча с музыкой. Сост. А.Артоболевская. М.: Советский композитор, 1986.
  18. Пьесы, сонатины и ансамбли. Сост. С.Барсукова. Л.: Советский композитор.
  19. Пьесы для маленьких и самых маленьких. Сост. Л.Костромитина, Е.Борисова. СПб.: Союз художников, 1999.
  20. Приключения Красной Шапочки. (Для самых маленьких) Е.Соркина. СПб.: НОТА, 2006.
  21. Путь к музыке. Л.Баренбойм, Н.Перунова. Л.: Советский композитор, 1988. Вып.1.
  22. Ребенок за роялем. Сост. Н.Соколова. Л.: Музыка, 1983.
  23. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. 1 ч. Сост. С.Ляховицкая. Л.: Музыка, 1982.
  24. Сборник ансамблей для фортепиано 1 – 3 кл. ДМШ. В переложении и обработке И.Зубченко. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  25. Сонатины для маленьких и самых маленьких. Сост. Л.Костромитина. СПб.: Союз художников, 2002.
  26. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 1. О.Булаева, О.Геталова. СПб.: Композитор,1999.
  27. Фортепиано. 1 класс. Ред. Б.Милич. Киев: Музична Украiна, 1986.
  28. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Сост. М.Глушенко. Л.: Музыка, 1982.
  29. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано 1 класс. Сост. Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян. М.: Музыка,1984.
  30. Хрестоматия маленького пианиста. Ч.1. Сост. А.Артоболевская. М.: Советский композитор, 1986.
  31. Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаев. М.: Советский композитор, 2004.
  32. Школа игры в фортепианном ансамбле. Часть первая. Сост.Л.Салтыкова. М.: Композитор.
  33. Этюды для маленьких и самых маленьких. Сост. Л.Костромитина. СПб.: Союз художников, 1999.
  34. Юный пианист. Вып. 1. Сост. и ред. Л.Ройзман и В.Натансон. М.: Советский композитор, 1974.
  35. «Я музыкантом стать хочу»: Альбом начинающих пианистов, 1 и 2 ч. Сост. В.Игнатьев, Л.Игнатьева. Л.: Советский композитор, 1986, 1989.
  36. «Я учусь играть». Учебное пособие для начинающих пианистов. Сост. О.Сотникова. СПб,: Союз художников, 1999.



Предварительный просмотр:

Литература

  1. Азаров Ю. Искусство воспитывать. М., 1985.
  2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский композитор, 1978.
  3. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. Сб.: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
  4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1973.
  5. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
  6. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, №1. М., 1980.
  7. Гусинская Л. Урок по специальности – основная форма художественного воспитания детей. Л., 1959.
  8. Достал Ян. Ребенок за роялем. Прага, 1977.
  9. Коган Г. О работе музыканта- педагога. Сб.: Вопросы музыкальной педагогики, №1. М., 1979.
  10. Кон И. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  11. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.
  12. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Сост. С.Грохотов. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009.
  13. Леонтьев А. Психологические вопросы сознательности учения - известия АПН РСФСР, вып.7. М., 1962.
  14. Маккенон Л. Игра наизусть. Л., 1967.
  15. Маркевич Ф. Психологические факторы в фортепианном обучении. Сб.: Ребенок за роялем. М., 1981.
  16. Москаленко Л. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения. Новосибирск, 1999.
  17. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
  18. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музыка, 1980.
  19. Руденко В., Натансон В. Вопросы методики начального музыкального образования. Сб. М., 1981.
  20. Савшинский С. Пианист и его работа.
  21. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений (доинструментальный период). Екатеринбург, 1994.
  22. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. М., 1985.
  23. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.: Советский композитор, 1984.
  24. Фридман Л. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
  25. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
  26. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. М., 1986.
  27. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб.: Спутник учителя музыки. М., 1993.
  28. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. М., 1986.
  29. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1986.
  30. Шмит-Шкловская. О воспитании пианистических навыков.
  31. Эльконин Д. Психология игры. М., 1978.  
  32. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез. СПб., 1996.
  33. Якобсон П. Психология художественного восприятия. М., 1964.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Образовательная рабочая программа по общему фортепиано для учащихся музыкального отделения (5 лет обучения)

Музыкальное воспитание осуществляется как в специальных классах, так и в классе общего фортепиано. В процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть техническими приемами игры на фортеп...

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа в классе специального фортепиано"

Программа отражает требования класса специального фортепиано, задачи по развитию творческих навыков. в нее включены годовые требования, требования по гаммам. Репертуарные списки (этюды, полифонические...

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся подготовительного отделения Детской школы искусств с.Култаево

Зиму провожаем,Масленицу встречаем.Масленица-кривошейка.Встретим тебя хорошенько!...

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

2019 год Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО"

Дополнительная образовательная программа объединения дополнительного образования " КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО" направлена на формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; рас...