Методическая разработка урока.
методическая разработка на тему

Любавина Тамара Ивановна

Методическая разработка урока.

Учебная дисциплина: Обществознание (включая экономику и право).

Тема «Индивид. Индивидуальность. Личность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Охтинский колледж»

СПБ ГБ ПОУ «Охтинский колледж»

Использование интерактивных методов обучения в преподавании учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)».

Методическая разработка урока.

Учебная дисциплина: Обществознание (включая экономику и право)

Тема:

 «Индивид. Индивидуальность. Личность».

Разработчик:

Т. И. Любавина,

преподаватель общественных дисциплин.

Санкт- Петербург

2015

Тема урока:

Индивид. Индивидуальность. Личность.

Учебная дисциплина: «Обществознание (включая экономику и право)».

Раздел  программы: Общество и человек.

Тема программы: Человек.

Цель урока: 

формирование общих компетенций  по теме «Человек».

Задачи урока:

Обучающие:

─ создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной   

    информации;

─ формирование основных  понятий и знаний по изучаемой теме: индивид,  

    индивидуальность, личность, социализация личности;

─ формирование понимания уникальности человеческой личности;

формирование умения определять уровень своей социальной зрелости.

 Развивающие:

─ формирование коммуникативной компетенции обучающихся;  

 ─ развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;

─ развитие мотивации и интереса к получению новых знаний.

Воспитательные:

─ ориентирование обучающихся на положительную, зрелую личность, понимание  

    необходимости самопознания и самообразования;

─ способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.

Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:

▪ знать сущность понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность,

  социализация личности;

▪ различать понятия: индивид, индивидуальность, личность;

▪ уметь давать определение понятий, выделять основные признаки личности,

  объяснять, в каких сферах происходит социализация личности, правильно

  употреблять основные понятия;

▪ уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные  

  вопросы, делать выводы;

▪ понимать, какое влияние оказывают природа и общество на становление личности;

▪ формировать толерантное отношение к любой личности;

▪ анализировать учебную ситуацию, осуществлять оценку своей работы.

Ключевые слова и понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность,

                                                     социализация личности.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока: урок теоретического обучения.

Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (презентация Power Point), интерактивные упражнения; методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.

Межпредметные связи: основные подходы к трактовке личности: антропологический, социологический, персоналистический; влияние природных и социальных условий на формирование личности.

Оборудование и материалы: 

Учебник: Обществознание. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н.Боголюбов.- М.: Просвещение, 2012,

мультимедийная установка,

авторская презентация преподавателя по данной теме,

лист ватмана.

Рекомендуемая литература:

1. А.Г.Важенин. Обществознание. Для профессий и специальностей технического,  

   естественно – научного, гуманитарного профилей. – М.: «Академия», 2012.

2. П.А.Баранов. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание».  

    М.: АСТ «Астрель», 2008.

3. Школьный словарь по обществознанию.10-11 классы: пособие для учащихся / под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение,2012.

Ход урока

Этапы урока

Время

Дидактические средства, наглядность, ТСО

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационная часть урока.

5 мин.

Тема на экране мультимедийной установки

Приветствие обучающихся. Фиксация отсутствующих Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Определение целей и задач урока.

Доклад об отсутствующих.

Слуховое восприятие информации. Запись даты и темы урока в тетрадях для конспектов.

2.Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний.

10 мин.

Интерактивное упражнение с мячом.

Инструкция по выполнению упражнения. Руководство действиями учащихся. Подведение итогов.

Выполнение интерактивного упражнения: вопросы – ответы учащихся.                      

3.Основная часть. Изложение нового материала.

20 мин.

Показ слайдов презентации.

Изложение учебного материала. Постановка вопросов обучающимся. Ответы на вопросы обучающихся.

Слуховое и зрительное восприятие и осмысление изучаемого материала. Продумывание ответов. Выполнение заданий на сравнение, сопоставление, анализ. Вопросы к преподавателю.

4. Первичное усвоение учебного материала.

5 мин.

Слайды презентации с заданиями.

Проверка уровня усвоения знаний.

Осознание и осмысление учебного материала под руководством преподавателя.

5.Домашнее задание.

4 мин.

Слайд презентации с заданием: эссе на тему высказывания И.Ефремова.

Вопросы домашнего задания для записи в тетрадях с объяснением выполнения.

Слуховое и зрительное восприятие. Вопросы преподавателю.

6.Рефлексия, подведение итогов.

1 мин.

Слайд презентации.

Подведение итогов урока, объявление оценок, благодарность за урок, пожелание успехов в учебе и в становлении личности.

Слуховое и зрительное восприятие.

Ход урока.

1. Организационно – мотивационный этап.

      Мы продолжаем изучать материал учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» и начинаем следующую тему. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, давайте повторим основные понятия пройденного раздела «Общество как сложная динамическая система».  Для этого предлагаю вам выполнить интерактивное упражнение – игру с мячом.

Учащиеся встают в круг, бросают друг другу мяч, задают вопрос и дают на него ответ. Например:

 Что такое общество?

Страна, государство, человечество в целом, круг людей, объединенных общими интересами и т.д.

Последний вопрос игры: «Из кого состоит общество?». Из людей.

─ Какие же люди составляют общество?

     Чтобы определить тему нашего урока, послушайте исторический анекдот.

Древнегреческий философ Платон спрашивал своих учеников: «Что такое человек?»

Ученики затруднялись с ответом, и тогда Платон ответил сам, что «человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, животных без перьев».

Мимо проходил другой философ, он услышал слова Платона, взял общипанного цыпленка и бросил его перед Платоном, сказав: «Вот, Платон, твой человек!».

─ А вы можете сказать, что такое человек?

─ Что станет темой нашего урока? Человек.

─ Что собой представляет человек, и каковы его основные характеристики?

Тема урока:

«Индивид. Индивидуальность. Личность».

( слайд 1)

     Мы должны определить, с каких сторон можно рассматривать человека, и что он собой представляет.

План урока (слайд 2):

  1. Понятие «индивид».
  2. Понятие «индивидуальность».
  3. Понятие «личность».

2. Изучение нового материала.

     Над вопросом о том, что такое человек, размышляли философы всех времен, но к единому мнению так и не пришли.

Немецкий поэт XIX века Генрих Гейне назвал человека «аристократом среди животных». Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин говорил, что «человек – это животное, которое отличается от обезьяны – терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами».

Русский мыслитель В.Г. Белинский утверждал, что «человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для самого человека».

Не случайно, немецкий философ И.Кант назвал вопрос о том, «что такое человек?» основным вопросом философии, а такие вопросы однозначно легкими быть не могут.

─ Давайте и мы поразмышляем на эту тему.

И начнем с первого понятия – «индивид» (слайд 3).

Это самая общая характеристика человека.

Индивид – (от лат. individuum – неделимый) – отдельный, единичный.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон.

В переводе с греческого  индивид – “атом”.

Индивид:

1. отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Один из нас. Причем, не просто один, а всегда один из нас (один из учащихся, один из преподавателей, один из врачей и т.п.).

─ Младенец является индивидом? Да. Почему?

Таким образом, мы все приходим в этот мир индивидами.

─ А индивиды отличаются друг от друга? Чем?

Внешностью, характером, мышлением, поведением.

Даже близнецы, внешне очень похожие, будут отличаться, например, темпераментом, поведением.

     Еще одна характеристика человека – индивидуальность (слайд 4).

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей.

─ Младенец является индивидуальностью? Да. Почему?

Каждый человек уникален, даже при рождении индивид получает индивидуальные особенности.

─ А вы отличаетесь друг от друга?

─ Подумайте, что есть у каждого из вас такого особенного?

─ Назовите эпитет, который подчеркивает вашу индивидуальность.

Будет интересно, если вы свяжете это с вашими именами.

Учащийся называет свое имя, затем эпитет, подчеркивающий его индивидуальность. Например: Ольга – оригинальная, Людмила – любознательная, Дарья – доверчивая.

Слайд 5. Отличия между людьми могут быть самыми разными:

▪ внешние (биологические) – цвет кожи, тип лица, строение тела;

▪ психологические (темперамент, характер, интеллект, потребности, способности, интересы);

▪ социальные (социальный статус);

▪ духовные (мировоззрение, культура, вероисповедание).

Вот такие мы все разные. И мы имеем право на эти отличия.

─ Каждый человек индивидуален? Да, но у каждого индивидуальность проявляется по-своему.

     Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

─ Чем отличаются понятия «индивид» и «индивидуальность»?

Ответы учащихся.

Задание:

Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют человека.

1группа – индивид.

2группа – индивидуальность.

Признаки: глаза, потребности, интересуется танцами, карие глаза, характер, остроумный, рост, активный, интересы, высокий интеллект.

Проверка выполнения задания.

Учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу оценки.

Критерии оценки:

Все признаки разделены на 2 группы верно – 5 («отлично»),

1 ошибка – 4 («хорошо»),

2 ошибки – 3 («удовлетворительно»).

Таким образом, характеристика индивида – то, что есть у всех (внешние и внутренние признаки).

     Но есть еще одна важная характеристика человека.

Сайд 6. В одной притче рассказывается, что однажды знаменитый греческий философ Диоген 2500  лет назад ярким солнечным днем расхаживал по улицам Афин, высоко подняв над головой фонарь, и пристально вглядывался в людей.

На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Горожане изумлялись, ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные… И каждый из них был человек.

─ Кого же искал Диоген, окруженный людьми?

─ Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (ответы учеников).

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей.

Слайд 7. Слово «личность» от латинского «persona» - особа – первоначально обозначало маску - «личину», которую надевал актер античного театра и играл соответствующую ей роль. Отсюда произошло слово «персонаж».

─ Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? ( Он не считал их личностями).

─ Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны?  Да, не каждый человек личность.

Когда о человеке говорят: «Перед нами – личность!» - это звучит, как похвала.

Или можно услышать: «Темная личность, подозрительная личность…» - и это явно не похвала.

─ Какими качествами надо обладать, чтобы быть личностью?

Задание: составьте словесный портрет личности.

Можно вспомнить любых выдающихся личностей в истории, литературе, искусстве.

(Учащиеся записывают качества личности на листе ватмана).

Обсуждение этих качеств.

─ Какие из этих качеств являются наиболее важными? Почему?

─ Младенец является личностью? Нет. Почему?

«Ребенок в момент рождения – не человек, а только кандидат в человека».

     Личность – человек с социально значимыми качествами.

Это общественная значимость человека как члена общества.

Значит, личностью не рождаются, личностью становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать.

     Личность – это характеристика социальной сущности человека.

Это то самое главное, что есть в человеке. И имеется в виду, конечно, не цвет волос, не длина ног или объем бицепсов. Речь идет о том, что человек любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, есть ли у него свое личное мнение, может ли он его отстаивать, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Личность – это функции и роль человека в обществе.

Слайд 8.

─ Легко ли быть личностью? Трудно.

И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится к любой личности.

Осознавать себя как личность человек может только в обществе,

во взаимоотношениях с другими людьми и в сравнении.

Гитлер, заливший кровью всю Европу, был личностью? Да.

Наполеон Бонапарт, который пытался завоевать Россию, был выдающейся

личностью? Да.

─ Но можем ли мы уважать этих людей и восхищаться ими?

Когда мы используем словосочетание «наполеоновские планы», то произносим его не иначе, как с иронией, насмешкой.

Задание:

─ Кого Вы можете назвать выдающейся личностью, достойной восхищения?

    Объясните, почему.

─ Представьте, что философ Диоген оказался рядом с Вами. Заметил бы Вас Диоген?

─ Давайте проследим путь от рождения человека до формирования личности.

I этап. Человек.

«Родился человек» - и мы имеем в виду человеческое существо, не выделяя определенных особенностей.

II этап. Индивид.

Конкретный представитель человеческого рода.

III этап. Индивидуальность.

Отличительные особенности индивида.

IV этап. Личность.

Социальная сущность человека.

Основные выводы (слайд 9).

Человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

─ Устали?

    Для снятия напряжения я предлагаю вам выполнить интерактивное упражнение. Учащиеся встают в круг. Преподаватель дает инструкцию:

«Я буду хлопать в ладони, сначала медленно, затем быстрее, затем еще быстрее, затем совсем быстро и т.д. Вы будете хлопать вместе со мной, с точно такой же скоростью и ритмом. С возрастанием скорости будет возрастать ваше возбуждение, нарастать чувство тревоги и усталости, старайтесь, как бы, концентрировать все это между ладонями, наращивая по мере нарастания скорости. Когда скорость достигнет апогея, я подниму руку и резко, как бы потянув за веревку, опущу ее вниз. В этот момент вы должны «загудеть»,  вложив в звук все то, что в этот момент будет внутри вас». Преподаватель начинает хлопать, одновременно говорить инструкцию, как бы наращивая то возбуждение, которое должно быть. Все больше скорость, все громче говорит преподаватель, все больше «заводятся» участники и вот, наконец, преподаватель поднимает руку и резко бросает вниз. Учащиеся издают звук, похожий на гудок паровоза, выбрасывая из себя всю накопленную за день усталость.

3. Закрепление изученного материала.

     Повторяем понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» (слайд 10).

Тестовые вопросы на слайдах11,12,13 выполняем самостоятельно, затем поменялись тетрадями, разбираем задания, проверяем и оцениваем.

Критерии оценки:

Задания выполнены верно – 5 («отлично») ,

1 – 2  ошибки – 4 («хорошо»),

3 ошибки – 3 («удовлетворительно).

─ Сегодня достаточно популярными стали различные «Реалити-шоу», в которых участники, попадая в искусственные условия («за стеклом», в изоляции на необитаемом острове, в замкнутом пространстве, в африканском племени и т. п.), стремятся добиться жизненного успеха, одержать победу в борьбе за главный приз. Можно ли считать, что эти реалити-шоу позволяют участникам проявить свою индивидуальность? Есть ли основания утверждать, что в этих условиях поведение участников зависит от особенностей их личности? Ответ аргументируйте.

─ В одной древней притче рассказывается, как один японский полководец решил атаковать противника, превосходящего его по численности в 10 раз. Он знал, что победит, но солдаты чувствовали неуверенность. Полководец остановился у храма и сказал: «Сейчас я помолюсь, а когда выйду, брошу монету. Если выпадет «орел», мы победим, «решка» - проиграем». Выйдя из храма, он бросил монету. Выпал «орел». Солдаты ринулись в бой и одолели врага. «Судьбу не изменить», - сказал военачальнику его адъютант. «Верно, не изменить», - согласился полководец и показал адъютанту монету.

─ Как вы думаете, что было примечательным в этой монете?

На обеих сторонах монеты был «орел».

Все, что происходит в нашей жизни, зависит от нас.

4. Домашнее задание: § 7, вопросы 1-4, с.76-77.

Напишите мини – рассуждение (слайд 14):

«Человек – та же Вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая».

                                             И. Ефремов (советский писатель – фантаст)

     И, заканчивая урок, мне бы хотелось, чтобы уходя с урока, каждый из вас составил мнение о том, кем вы воспринимаете себя в свете изученных понятий.

Большое спасибо всем за урок. Успехов в учебе и в становлении вашей личности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"

Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...