Оздоровительные упражнения на уроках
методическая разработка на тему

О важном значении проведения минут отдыха для умственного и физического развития обучающихся много писали и пишут врачи, педагоги, психологи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_uprazhneniya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

            ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

                                  НА  УРОКАХ

О важном значении проведения минут отдыха для умственного и физического развития обучающихся много писали и пишут врачи, педагоги, психологи.

Я хочу поделиться опытом проведения на уроках разнообразных по содержанию упражнений, которые способствуют активному отдыху.

На уроках образовательных дисциплин они могут проводиться в течение одной-двух минут в начале урока – перед объяснением нового материала, после объяснения, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя. При длительной работе работе ручкой, карандашом пальцы рук детей нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения послужат отдыхом уставшим пальцам и увеличат их подвижность.

  • Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью сначала вправо, затем влево.
  • С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.
  • Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала вправо, затем влево.
  • Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца поочередно сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.
  • Выпрямить пальцы. Одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.

      Упражнения выполняются сидя, поставив локти на парту,каждое повторить 10 – 15 раз.

Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение хорошо использовать аффирмации. Дети повторяют за учителем предложения:

Я способен! Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться! Я – хороший ученик!

Я хочу много знать! Я буду много знать!

Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но  подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.

В наши дни по данным ученых-гигиенистов каждый пятый человек страдает различными заболеваниями глаз. Специалист по охране зрения детей профессор Э.С. Аветисов со своими сотрудниками предложил специальную гимнастику для глаз.

  • Крепко зажмурить глаза. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз.
  • Быстро моргать в течение 1-2 минут.
  • Для облегчения работы на близком расстоянии смотреть перед собой 2-3 секунды. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 секунд.

               Прекрасный отдых, оживляющий внимание – хоровое чтение. Во время такого чтения важно приучать детей держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что дает возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

     Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. С этой целью очень полезно выполнение следующего упражнения. Учитель предупреждает, что когда на доске появится слово «тишина», то все должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.

Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких тренировок достаточно слову «тишина» появиться на доске, они буквально «замирают».

Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

Прекрасное средство для борьбы с переутомлением – музыка. На занятиях по технологии постоянно использую методику музыкотерапии. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы работы. Затем включается специально подобранная музыка определенной громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20 минут. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 минут, которая является сигналом к окончанию работы.

Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья детей.

         

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе

Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....

«Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» ( приложение к программе педагогической практики «Воспитательно-оздоровительная работа в ДОУ»)

Дорогие друзья!Эта тетрадь поможет Вам в подготовке к урокам, в проведении разных форм работы по оздоровлению и физическому воспитанию на педагогической практике с детьми разного дошкольного возраста....

Влияние оздоровительно - корригирующих упражнений на физическую подготовку студентов.

Коррекция их осуществлялась с использованием форм оздоровительной физкультуры, элементов спорта, внеурочной деятельности. Таким образом, применение специальных упражнений по коррекции телосложения и ф...

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства

Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства  Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью кото...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...