Игровые технологии обучения
статья на тему

Башкирова Ольга Александровна

Формирование общих компетенций у студента невозможно без применения новых педагогических технологий. Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием. 

Основными качествами современных педагогических технологий являются системность, научность, структурированность, процессуальность. Качество обучения студентов напрямую зависит от выбора преподавателем педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту студентов. Одной из самых востребованных технологий является игровая педагогическая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_obucheniya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

Сложность применения игровой технологии   определяется многообразием форм игры, способов участия в ней партнеров и алгоритмами проведения игры. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения студентов в социуме;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики студентов, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру студентами, преподавателями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

В МТК на учебных занятиях игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровая технология применима ко всем учебным дисциплинам. Игровые формы обучения  дают  возможность преподавателям оптимально использовать  все  уровни  усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к  творческо-поисковой   деятельности.  

Преподаватели колледжа выбирают разные формы игры. На учебных занятиях по экономике, обществознании, литературе, истории – игры творческие, сюжетно-ролевые, интеллектуальные («Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Прибыльное производство», «Деловой дозор», «Город 21 века», «Законы города», «Сказка наоборот», «Моя фирма»). Игровая модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.  Творческие   сюжетно-ролевые   игры   в   обучении   –   не   просто развлекательный прием  или  способ  организации  познавательного  материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она  разводит то, что по «видимости едино»,  и  сближает  то,  что  в  учении  и  в  жизни сопротивляется  сопоставлению  и   уравновешиванию.   Научное   предвидение, угадывание  будущего  можно  объяснить  «способностью  игрового  воображения представить в качестве систем целостности, которые,  с  точки  зрения  науки или здравого смысла системами не являются».

Особо выделяется среди форм игры – деловая игра. Деловая игра достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

Деловая игра является нестандартной для студента ситуацией, в которой он должен не только  применить полученные на занятиях знания, но и получить опыт решения профессиональных задач математическими методами. Возможность поиграть математическим аппаратом с учетом их профессиональной направленности и доказать себе: я могу освоить даже математику – является сильнейшим мотивирующим фактором, стимулирующим студентов  в изучении учебной дисциплины «Математика». При выборе модели деловой игры преподавателю необходимо учитывать профессиональную направленность студентов, предварительно изучив специфику специальности. Во время подготовки к игре студенты должны четко представлять, как и где будут в будущем использованы приобретенные профессиональные навыки. Например, деловую игру "Математика и бизнес" эффективно проводить для профессий и специальностей технического и социально-экономического профиля. Цели данной игры направлены на расширение кругозора студентов в области математики, объединение элементов двух наук – математики и экономики, усвоение студентами понятий капитал, стоимость, банк,  обучение студентов мыслить логически, распределение понятия “капитал” в соответствии со своими знаниями по курсу экономики.

 На учебных занятиях по географии, истории, литературе, биологии преподаватели активно используют игру-путешествие. Такой вид игры  носит  характер  географических,  исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций»,  совершаемых  по  книгам,  картам, документам. Все они совершаются студентами  в  воображаемых  условиях,  где все действия и переживания определяются игровыми ролями:  историка, литература, геолога,  зоолога, топографа и  т.д.  Студенты пишут  дневники,  пишут  письма  «с мест», собирают разнообразный материал  познавательного  характера.  Отличительная  черта  данной   игр –  активность   воображения,   создающая своеобразие этой формы деятельности. Стало быть,  в  результате игры у студентов рождается теоретическая деятельность  творческого  воображения, создающая  проект  чего-либо  и  реализующая  этот  проект   путем   внешних действий.   Происходит   сосуществование   игровой,   учебной   и   трудовой деятельности. Студенты много  и  упорно  трудятся,  изучая  по  теме  книги, карты, справочники и т.д.

Игровая технология актуальна в настоящее время из-за перенасыщенности современного студента информацией. Важной задачей колледжа становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на учебном занятии и во внеурочное время.

Как  правило,  дидактическая игра  требует  от   студента  умения   расшифровывать, распутывать,  разгадывать,  а  главное – знать   предмет.   Чем   искуснее оставляется дидактическая игра, тем  наиболее  умело  скрыта  дидактическая цель.   Оперировать   вложенными   в   игру   знаниями    студент   учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Дидактическая игра по истории («Путешествие в прошлое», «Экскурсия в 20 век», «Суд времени») является практической деятельностью, в которой студенты используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.

Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда студенты, например, совершая путешествие в страну «Химия», должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие – эрудиции и использования дополнительной информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре студенты получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения.

На учебных занятиях по физике преподаватели применяют разные дидактические игры: игра-лото, игра-теннис, игра-домино, игра-эстафета. Преимущества игры заключается в сочетании умственной деятельности с движением, легкости индивидуализации опроса (сложные вопросы – сильным ученикам, простые – слабым), обеспечении самостоятельности работы студентов.

В МТК дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; технический КВН, составление и решение кроссвордов по материалу предмета; тематические викторины и др.  Состязательность, смена видов занятий при проведении дидактических игр оживляют восприятие, интерес, способствуют более прочному запоминанию учебного материала, помогают преподавателю,  мастеру чередовать напряженную работу с непринужденными игровыми паузами, менять темп деятельности, предупреждать переутомление студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в процессе обучения правовым дисциплинам

Значение и применение игровых технологий в процессе обучения правовым дисциплинам ...

«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ».

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно...

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения

Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

Совершенствование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения МДК.03.01. Методики ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения как средство повышения успеваемости обучающихся среднего профессиональ

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС СПО содействует более высокому уровню качественной подготовки будущего специалиста. Поэтому сегодня каж...