Использование интерактивных методов в работе педагога дополнительного образования.
статья на тему

Белкина  Оксана Александровна

В настоящее время  понятие «интерактивный»  широко вошло в нашу жизнь. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего.  Этот подход  весьма эффективен и  в ходе образовательного процесса, способствует формированию стойкой мотивации детей к обучению и творчеству, повышает качество образования. Некоторые  принципы  построения  интерактивного занятия или урока, особая роль педагога освещаются в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_metody.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов в работе педагога  дополнительного образования.

       В настоящее время  понятие «интерактивный»  широко вошло в нашу жизнь. Мы

имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах.  Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего.  Этот подход  весьма эффективен и  в ходе образовательного процесса.  В современной классификации  педагогических методов выделяют интерактивные методы. Методический отдел дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» города Москвы на протяжении  последних лет работает над внедрением  интерактивной модели обучения  в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно,  благотворная почва для развития интерактивного обучения.

Определим понятия.

Интерактивный -  inter (взаимный), act (действовать) - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.  
Интерактивное обучение  - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется
взаимодействие  педагога и воспитанника, воспитанников друг с другом.

Представим в сравнении основные модели обучения:

- пассивная – ученик выступает в роли объекта обучения (слушает и смотрит)
-
активная - ученик выступает  субъектом обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
-
интерактивная - ученик и  педагог являются равноправными субъектами обучения, процесс   осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.

Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной.  Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация - поддержка, облегчение).     

Он  выступает партнером ученика,  поддерживает активность участников,  старается выявить  многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения,   взаимопонимания участников образовательного процесса.  

Выделим основные составляющие интерактивного занятия.

 1-я часть — вводная. 

Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы.

Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.  

 Игра  «Импульс».

Дети встают в круг, взявшись за руки.  Педагог пожатием посылает импульс. Который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра заканчивается.    

 Игра  «Фруктовый салат».

Дети стоят в кругу.  Педагог распределяет фрукты.  Апельсины – 1 группа, яблоки – 2 группа,  сливы – 3 группа.  По команде –  апельсин, местами меняются. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами меняются все.

 Игра  «Пожелания».

 Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.

2-я часть   — основная.

Взаимодействие в разных модификациях,

 деятельность в  группах.

Здесь могут быть использованы такие методы  и формы интерактивного обучения,  как ролевые игры,   системы упражнений на взаимодействие в группе, викторины, круглые столы,  дебаты, диспуты, мини-проекты. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи  дающий  и  принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия. Так же продуктивно работает  метод ролевого и имитационного моделирования, способствующий поиску и определению  подростками собственных личностных смыслов и ценностей,  открывающий возможности   творчески осваивать новый опыт и применять полученные знания в жизни.

Целевыми ориентациями педагога в данном случае являются:

  • активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
  • возбуждение внутреннего диалога ученика;
  • обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
  • индивидуализация педагогического взаимодействия;
  • вывод ученика на позицию субъекта обучения;
  • достижение двухсторонней связи  педагога  и ученика.

3-я часть  — итоговая.

Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством  предложенных педагогом  способов. Можно предложить «оценить» каждому участнику себя или группу в целом, выбрав цветной квадратик.  В этом случае итогом будет «палитра» - лист с разноцветными квадратиками.  В  другом  варианте  это  может быть  коллаж  из  предложенных на выбор символов.  

Анализируя  результаты  образовательной  деятельности педагогов нашего дворца, можно утверждать, что использование  интерактивных форм и методов работы повышают качество образовательного процесса, способствуют формированию стойкой мотивации детей к обучению и творчеству.  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.

При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...

Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов обучения в группе профподготовки по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», учебная дисциплина: Программное обеспечение ЭВМ.

В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов, интерактивных методов обучения при проведении современного занятия профессиональной подготовки специалистов по пр...

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме определения сути одаренности, путей ее выявления, обучения и воспитания одаренных студентов. Нами проанализированы особенности проявления одаренности в студенческо...

Дипломная работа ВКР "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...