Индивидуальное задание к аттестации
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Елена Ивановна

Индивидуальное задание составлено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по МДК "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста" в рамках ПМ.01. "Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях". За  основу взята тема: "Слушание или восприятие музыки", в рамках которой студентам необходимо составить предварительную беседу о музыкальном произведении и композиторе по предложенному алгоритму. В работе указаны цель и задачи самостоятельной работы, ее значимость в подготовке будущих специалистов, обозначены критерии оценки, приведен пример создания беседы для  трех музыкальных занятий в системе дошкольного образовательного учреждения с учетом дидактических принципов и с опорой на общепедагогические и музыкальные методы и приемы работы с дошкольниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 8

« Самостоятельная работа студентов по МДК 01.01. «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях»

  ПМ.01 «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях»

для специальности  53.02.01. Музыкальное образование

Выполнил:

Кузнецова Елена Ивановна

преподаватель

Нижневартовский социально-гуманитарный колледж (БУ НСГК)

Пояснительная записка

В основных профессиональных образовательных программах самостоятельная работа обучаемых является важной формой организации процесса овладения профессиональными компетенциями (ПК 1.1-1.5.)

Самостоятельная работа  - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Работа на лекции. Составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. 2. Работа на практических занятиях. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. 3.Игровая форма проведения занятия («Что? Где? Когда?»).  Студенты заранее разделены на три группы, подготовлены домашние задания. Игра состоит из шести этапов. 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы. 3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и количество баллов за ответ. 4. Игра 5. Подведение итогов. 6. Заключительное слово преподавателя. 4.Деловые игры. Такое занятие удобнее проводить при повторении и обобщении темы. 5.Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. 6.Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, значимую для студента, для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план  действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Конспектирование. 2. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание. 3. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. 4. Доклад. Это – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. 5. Самостоятельная работа в Интернете.  Поиск информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами;  организации диалога в сети – использование электронной почты. Особую актуальность сегодня приобретает проблема организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (далее по тексту – СРС). Внеаудиторная СРС представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов по освоению учебных дисциплин и приобретению профессиональных навыков, осуществляемую за рамками аудиторной учебной работы студентов. СРС является, наряду с аудиторной учебной работой студентов, составной частью процесса подготовки педагогов профессионального обучения, где на нее, для очной формы обучения, отводится до 5о% общей учебной нагрузки.

Учебная дисциплина «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в дошкольных образовательных учреждениях» является профессионально значимой в подготовке музыкальных руководителей. Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с компетенциями педагога-музыканта в соответствии с ФГОС.

Целью дисциплины является подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности. Она соотносится с работой студентов в рамках практической деятельности в Дошкольных образовательных учреждениях, поэтому для сформированности ОК и ПК необходимо уделять достаточно внимания СРС. Успешное выполнение СР способствует положительному прохождению промежуточной аттестации студентами: сдаче квалификационного экзамена по ПМ.01. В ходе самостоятельной работы по дисциплине студенты должны решать следующие задачи: − закрепление полученных знаний;  получение новых знаний;  превращение полученных знаний в устойчивые умения и навыки.

Основная часть

Самостоятельная работа, согласно учебному плану предмета, включает 40 внеаудиторных и аудиторных часов. Студентам всей группы предлагается внеаудиторная самостоятельная работа, на которую отводится 4 часа.  Задание: Составить предварительную и общую беседу для старших дошкольников по слушанию музыки, как основного вида музыкальной деятельности детей, рассчитанную на 3-4 музыкальных занятия, с обязательной опорой на основные дидактические принципы: системности, систематичности, последовательности, научности, прочности формирования ЗУНов у детей. Использовать общепедагогические и музыкальные методы обучения. Музыкальный материал: цикл пьес «Времена года» П.И.Чайковского и цикл пьес «Времена года» А.Вивальди. СР должна иметь интегративный характер: учитывать при составлении беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством, литературой, народным творчеством, историей и географией. Выполнить самостоятельную работу по предложенному алгоритму. Возможно использование ИКТ: презентации по теме работы. Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр.

Цель самостоятельной работы по дисциплине - подготовить студента к профессиональной деятельности и сформировать навык работы над восприятием музыки у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Основные задачи самостоятельной работы по дисциплине – сформировать у студентов представление о сущности музыкального восприятия у дошкольников; умения и навыки самостоятельной работы; умения находить необходимый материал по теме, анализировать и обобщать его с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста; навыка составления беседы с учетом преемственной связи музыкальных занятий; умения ориентироваться в последовательности работы над составлением беседы; использовать  общепедагогические и музыкальные методы и приемы с опорой на дидактические принципы.

Критерии оценки: «отлично»- беседа составлена последовательно, с учетом преемственной связи занятий, возрастных особенностей детей, использованы межпредметные связи, четко продуманы вопросы; «хорошо»- неточная формулировка вопросов детям, нарушена взаимосвязь между этапами беседы; «удовлетворительно»- не поставлены задачи закрепления знаний детей в беседе, нарушена последовательность составления беседы от занятия к занятию, вопросы сформулированы не верно.

Алгоритм составления беседы по слушанию музыки для 1-го музыкального занятия (время проведения данного вида деятельности-10-12 минут, старшая возрастная группа).

1.Ознакомление дошкольников с творчеством русского композитора П.И.Чайковского (использовать интересные и занимательные моменты из творческой жизни композитора с показом портрета в доступном изложении 5-6 предложений).

2.Выбор пьес по календарному времени года, рассказ о месяцах времени года, подготовка наводящих вопросов, применение поэтического слова, загадок, пословиц, обязательный показ иллюстраций или репродукций картин выбранного времени года (н/р Осень, пьеса «Осенняя песнь»).

3.Первое прослушивание произведения, обязательна  четкая формулировка задания перед ним.

4.Анализ характера музыкального произведения (3-4 вопроса).

5.Повторное прослушивание с привлечением внимания дошкольников к средствам музыкальной выразительности.

6. Подведение итогов данного вида музыкальной деятельности: составление вопросов и предположительных ответов детей по ознакомлению с творчеством П.И.Чайковского, повторение названия музыкального произведения.

Алгоритм составления беседы по слушанию музыки для 2-го музыкального занятия (время проведения данного вида деятельности-10-12 минут, старшая возрастная группа).

1.Повторение пройденного с использованием проблемного метода изложения материала. Подготовка вопросов о композиторе и его музыкальном произведении.

2.Рассказ о средствах музыкальной выразительности с последующим заданием перед прослушиванием.

3.Беседа о музыкальных инструментах с использованием наглядных пособий.

4.Определение музыкальных инструментов в прозвучавшей музыке (повторное прослушивание).

5.Выводы о характере музыки, темпе, ритме. Узнавание композитора и выбор из двух предложенных портретов.

Алгоритм составления беседы по слушанию музыки для 3-го музыкального занятия (время проведения данного вида деятельности-10-12 минут, старшая возрастная группа).

1.Предварительная беседа (повторение) с вопросами (5-6) о цикле «Времена года» в целом и выбранной для знакомства пьесой.

2. Знакомство с творчеством А.Вивальди.

3.Сопоставление музыкального произведения П.И.Чайковского с циклом «Времена года» итальянского композитора А.Вивальди.

4.Сравнительный анализ произведений, привлечение к средствам музыкальной выразительности, определение характера, темпа и звучащих инструментов.

5.Подведение итогов: повторение, выводы, обобщения.

Пример выполненной самостоятельной работы студентом 2 курса 213А группы Городажевой Марией  по специальности «Музыкальное образование»:

Слушание или восприятие музыки, как один из основных видов музыкальной деятельности детей, требует устойчивости внимания, сосредоточенности, усидчивости. Он формирует навыки слушательской культуры дошкольников, умения анализировать и обобщать, поэтому проводится в начале музыкального занятия, сразу после входа детей в музыкальный зал и приветствия, когда их внимание еще не рассеянно.

Музыкальное занятие №1.

-Ребята, очень давно в России жил замечательный человек, он сочинял музыку, очень любил детей и много писал чудесных произведений для них. Как называется профессия человека, который пишет книги? (писатель), а стихи? (поэт), а картины? (художник). Верно. А как мы назовем человека, который пишет музыку? (композитор). Правильно. Сегодня мы познакомимся с русским композитором Петром Ильичом Чайковским (показ портрета).

Петр Ильич Чайковский

П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла в элиту мировой классики. Чайковский оставил нам прекраснуюмузыку.
Петр Ильич Чайковский родился в 1840года в городе Воткинске, где его отец служил горным инженером. Петя рос очень ранимым и впечатлительным мальчиком, его легко мог расстроить любой пустяк. За эти черты характера называли его “стеклянным ребенком”. Музыкальные способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на фортепиано разные мелодии и импровизировал.

'Времена года', 12 характеристических пьес для фортепиано (1876). Издание М. Бернарда - кликните по картинке!

Когда Пете исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург, где он поступил в Училище правоведения. К занятиям Чайковский относился серьезно, но без увлечения. Единственной отдушиной по-прежнему была музыка. Музыкальные занятия  входили  в курс обучения, считалось, что любой образованный человек должен уметь музицировать.

Вспоминались Петру Ильичу тихие летние вечера в Воткинске, когда он вместе с сестрой Сашей, братьями (Коля старший, Ипполит на три года моложе), любуясь изумительно красивым заходом солнца, слушал нежные и грустные народные напевы. Первые уроки музыки с горячо и нежно любимой «мамашечкой», показавшей ему ноты и научившей играть на рояле. Петр Ильич уже сам с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Ему казалось, что сочинять он стал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда никто другой их не слышал. Однажды после какого-то праздника, когда все уже легли спать, няня застала его в слезах: «О, эта музыка, музыка!.. Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь,— рыдая и указывая на голову, говорил мальчик,— она не дает мне покоя!»

Композитор сочинил фортепианный цикл под названием «Времена года». Это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. 12 пьес цикла отражают все месяцы времен года. (перечисление детьми месяцев). А какое сейчас время года? (осень). Назовите признаки осени (дети рассказвают). Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья желтые по ветру летят..."А.К.Толстой. (показ иллюстрации картины осени). И. И. Левитан (1860-1900). Осень - кликните по картинке!

 У Чайковского пьеса Октябрь имеет название «Осенняя песнь». Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор. Определите какой характер имеет музыка. (после прослушивания дошкольники характеризуют характер звучания музыки). В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи, как будто природа готовится к зиме: желтеют и опадают листья с деревьев, солнышко уже не светит ярко и не греет. Послушайте на каком инструменте исполняется музыкальное произведение и в каком темпе? (повторное прослушивание) дети определяют темп (медленный, неторопливый) и инструмент (фортепиано). Итог занятия. Ребята, с каким композитором мы познакомились на занятии? Какое музыкальное произведение он написал? Как называется пьеса из цикла "Времена года" Чайковского, которую мы прослушали?  

Музыкальное занятие №2.

Осень – прекрасная и яркая пора года. Ребята, сейчас будем с вами отгадывать  загадки про осень.  (Используя загадки про осень в игре с детьми, мы поможем ребенку больше узнать о ее особенностях, о ее красоте и о том, какие явления природы происходят в эту пору. Разгадывая загадки,  дети становятся умнее). Проговариваем с детьми названия трех осенних месяцев.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет. (ветер)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — …

- осень -

Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
- листья -

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(Октябрь)

Сентябрев внук,
октябрев сын,
зиме родной брат
(Ноябрь)

Лист последний на заре
Сбросил лес наш в ...
(октябре)

А теперь прослушайте музыкальное произведение и вспомните его название (пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года»). Кто написал эту музыку? (русский композитор П.И.Чайковский). Показ портрета. Перед повторным прослушиванием определите характер произведения и его темп (привлечение детей к средствам музыкальной выразительности). Итог занятия.

Музыкальное занятие №3.

Ребята, на прошлом музыкальном занятии мы отгадывали загадки про время года – осень, слушали музыкальное произведение (дети называют автора и название произведения). Сегодня мы узнаем, какие народ слагал пословицы и поговорки про осень (пояснение содержания пословиц, разъяснение новых слов: «красна», «снопы», «урожай»).




Осень - время собирать урожай

У зайцев шерсть побелела - зима близко

Весна красна цветами, а осень снопами

Про времена года писал музыку и другой композитор, и жил он  давно,  в далекой красивой стране Италии. Имя этого композитора Антонио Вивальди (показ портрета)

В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио.

Каналетто. Вид на герцогский дворец в Венеции. Ок. 1755

Бурный характер города передался юному Антонио, вот только проявлять его не получалось: от рождения у него был серьезный недуг — сдавленная грудь, всю жизнь его мучила астма, и он задыхался при ходьбе. Но зато от отца вместе с огненным цветом волос и столь, же огненным темпераментом мальчик унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах.

Антонио все свои мечты он передал музыке. Скрипка сделала его свободным. Он просто жил он в музыке. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Вивальди в основном известен,  благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года», названия которых, в отличие от произведения Чайковского, не по месяцам, а по временам года: весна, лето, осень, зима. Прослушаем концерт из цикла под названием: «Осень» и определим, какой характер музыки и темп. При повторном прослушивании сравним: 1.  по характеру звучания музыку Вивальди и Чайковского; 2. какие инструменты звучат в данных произведениях; 3. к какой группе инструментов относится скрипка.

Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель.

Итог занятия: Мы познакомились с музыкой двух великих композиторов, которые написали чудесные произведения о природе и явлениях времен года с красивой мелодикой, с глубоким внутренним содержанием, живущие до сих пор,  и,  радующие наш слух и душу своим очарованием и красотой. Эта музыка будет сопровождать нас в течение всего года, меняясь по месяцам и временам года, показывая нам цикличность жизни: как идут часы, стучит сердце, день сменяется ночью, весна-летом, осень-зимою, так и музыка будет рядом с нами показывать и рисовать нам изменения и характер природы своими средствами музыкальной выразительности: тембрами инструментов, ветиеватостью ритмического рисунка, гармонией, мелодией, динамикой, темпом, характером.

Список источников

  1. Гончарова О.В. Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников. – Волгоград: Перемена, 2010.

2.    Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: «Академия», 2012 – 256 с.

дополнительные источники:

  1. Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. – ЛАДА, 2009.
  2. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. –АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
  3. Сычева М.А. Первые уроки музыки. – ФЕНИКС, 2009.
  4. Елена Пирязева, научный сотрудник ИХО РАО. «Литература и музыка – диалог искусств», 2009. http://orpheusmusic.ru 
  5. И. А. Тихонова. «Музыка и я», 2009. http://www.musicandi.ru 
  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание музыки, 2011. http://festival.1september.ru/ 

Интернет-ресурсы

Закон о дошкольном образовании (ст. 64):

http://www.zakonrf.info/

Обучающиеся и их родители (законные представители) (гл.4)

http://base.garant.ru/

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении:

http://ppt.ru/news/103444

http://www.cromon.ru/

http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html

Декларация о правах ребенка:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/42.php

Конвенция о правах ребенка:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Сайты о творчестве П.И. Чайковского:

http://www.portal-slovo.ru/

http://www.rulex.ru/rpg/portraits/29/29022.htm

http://www.tchaikov.ru/bio004.html

https://ru.wikipedia.org

Сайты с загадками для детей:

http://zagadka.yaxy.ru/

http://tsvetyzhizni.ru/

http://eti-deti.com/

Сайты с пословицами и поговорками для детей:

http://kidwelcome.ru/

http://ped-kopilka.ru/

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/

сайты о творчестве А.Вивальди:

 http://www.vseportrety.ru/

http://www.aveclassics.net/

http://the-biografii.ru/muzykanty/

http://www.liveinternet.ru/

 __________________________                                          ____________________________

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

                 

   «_____»_____________________20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания по физике.

Материал содержит задания на соответствие....

Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...

Дифференцированный зачет в форме представления презентации индивидуального задания

Дифференцированный зачёт - это форма итогового (промежуточного) контроля, указанная в учебном плане, которая предусматривает оценивание усвоения студентами обучающего материала по определённой учебной...

Индивидуальные задания для допуска к дифзачету по информатике

Индивидуальны задания для допуска студентов к дифференцированному зачету по информатике...

Файл для генерации индивидуальных заданий по построению гистограмм

Файл позволяет по заданным значениям номинального размера и предельных отклонений смоделировать ряд значений фактического размера для последующей статистической обработки. Позволяет получить как естес...