Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"
рабочая программа на тему

Ершова Анна Юрьевна

Психокоррекционная программа "Основы коммуникаций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_g_osnovy_kom.docx42.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА

Методическим объединением

протокол от «     »            20     года №    

Председатель МО______________

ПРИНЯТА

решением Совета

ГБСКОУ школы № 13

Приморского района Санкт-Петербурга

протокол от «  »              20        года №  

Председатель Совета _______________

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «   »              20      года  №     -д

Директор_________Д.В.Бухаров

Рабочая программа на 2014   - 2015    учебный год

(РП №     /2014)

Ступень образования - основное общее образование

Предмет – “Основы коммуникации”

Форма обучения - очная

Класс/обучающийся 5-7 «г»

Программа обучения основная общеобразовательная программа начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид)

 

Учитель  – Евглевская Анна Юрьевна

Санкт-Петербург

2014   год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начальногр общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 06ю10.2009 № 373

- Психокоррекционная программа образовательного учреждения, утвержденной приказом от        на 2013-2014

- планируемых результатов обучения по основной общеобразовательной программе программа начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид)

 Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание обучения (перечень форм контроля результативности, требования к уровню подготовки обучающихся, тематическое распределение часов), описание минимальной материально-технической базы, список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по психокоррекционным занятиям, возрастных и психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) сочетанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Учебно-методический комплект, реализующий программу включает:

• Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)
• Практические материалы для психологической работы в школе.
• Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).
•Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
• Библиотека практического психолога.
• Раздаточный материал для детей, родителей.

Целью рабочей программы является развитие личностных и деятельностых особенностей детей.

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
  • формирование образа «Я», навыков самопознания;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • освоение навыков работы в коллективе;
  • развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

        Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью сочетанной с нарушениями опроно-двигательного аппарата. Компенсация особенностей развития достигается путем личносто - ориентированного подхода к обучению, доступности изложенного материала,за счет разнообразия видов деятельности на занятии.

        На реализацию психокоррекционной программы  отводится в год 35 часов.

Содержание обучения

        Реализация рабочей программы осуществляется в 5-7 классе. Обучающиеся по программе – это дети в возрасте 10-13 лет, уровень компетенции которых должен соответствовать возрастным психофизическим особенностям детей с задержкой психического развития в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Учебный материал в ходе реализации программы изучается тематическими разделами. Изучение каждого раздела осуществляется посредством применения различных методик и технологий, обеспечивающих достижением требуемого результата, на изучение каждого раздела отводится определенное количество часов.

 

Материально-техническая база

        Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

-  Отдельное учебное помещение 25-26 кв.м с окнами, имеющее искусственное освещение; помещение соответствующее требованиям СанПиН,охраны труда и пожарной безопасности;

- мебель по количеству соответствующая контингенту: регулируемые в соответствии с ростом парты и стулья, меловая доска, освещение над доской, письменный стол,стул, шкафы для хранения методической литературы и пособий.

- технические средства обучения: ноутбук, магнитофон.

- Методический комплект включает в себя: мягкие игрушки, фломастеры, карандаши, бумага, краски; кубики,пирамиды; диагностический материал : тесты, анкеты, обучающие карточки; «100 и одна игра для развития ребенка»,плакаты, стенды.

Список литературы :

  1. Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с.
  3. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
  5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  7. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  –СПб.: Речь, 2006. – 144с.
  8. Практикум по психологическим играм  с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
  9. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
  10. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа  с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
  11. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
  12. Сучкова А.Н. Арт  - терапия в работе с  детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.

Тематическое планирование 5 класс

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Содержание деятельности по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности

Предполагаемый результат

1

«В начале пути»

2

-Становление правил поведения в группе;

-Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

Наблюдение,беседы.

Социализация и адаптация в современном обществе.

Гармонизация психоэмоционального состояния;

Развитие коммуникативных умений и навыков;

Развитие навыков совместной деятельности;

2

«САМоценность»

2

-установление контактов между участниками;

-снятие эмоционального и телесного напряжения;

-развитие навыков совместной игры.

3

«Мое тело»

1

-закрепление знаний о своем теле; 

-формирование и закрепление представлений о гендерных различиях.

4

«Волшебные рисунки»

1

-Гармонизация эмоционального состояния;

-Развитие и познание внутреннего мира ребенка;

-Снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций;

-Осознание и отреагирование чувств.

5

«Мой волшебный мир»

2

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развитие навыков самопознания;

-Познание внутреннего мира ребенка.

6

«Необыкновенная

скорлупа»

2

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развитие умения работать в коллективе;

-Развитие навыков самопознания;

-Познание внутреннего мира ребенка.

7

«Мои достижения»

2

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развития самопознания;

-Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков.

8

«Взаимодействие»

2

-Снятие психоэмоционального напряжения;

-Развитие самопознания;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

9

«Вместе»

2

-Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему;

-Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

-Развитие самопознания;

-Гармонизация психоэмоционального состояния.

10

«На пути»

2

-Повышение активности и самооценки детей;

-Принятие  и отреагирование своих негативных качеств.

11

«Я и другие»

2

Изучение мотивов негативного поведения;

-Изучение агрессивного поведения других людей;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

12

«Все мы люди»

2

-установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга;

-формирование навыков рассказывать о себе; 

-развитие мелкой моторики, координации.

13

«Транспорт»

2

-познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль); 

-обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков.

14

«Магазин»

2

-обучение навыкам самостоятельного посещения магазина; 

-формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог; 

15

«Идем в гости»

2

-формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета;

-умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе.

16

«Выплеск»

1

-Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций;

-Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

17

«Договор – уговор»

2

-Обучение методам саморегуляции.

18

«Солнышко и туча»

1

снижение уровня личностной тревожности;

-формирование положительной мотивации к занятиям

19

«Завершение»

1

-Гармонизация эмоционального состояния;

-Развитие самопознания;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

20

«Итог»

1

Завершение работы группы

Итого:

34

Тематическое планирование 6 класс

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Содержание деятельности по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности

Предполагаемый результат

1

Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке)

4

- Беседа (вводная, аналитическая, итоговая);
- объяснение, инструктаж;
- демонстрация, наблюдение;
- коммуникативный тренинг (подборка упражнений);
- моделирование коммуникативных ситуаций;
- рисование, графические задания; - игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий.
Обратная связь, рефлексия.
Анкетирование и собеседование с родителями детей.

Социализация и адаптация в современном обществе.

Гармонизация психоэмоционального состояния;

Развитие коммуникативных умений и навыков;

Развитие навыков совместной деятельности;

2

Понимание базовых коммуникативных умений: оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ

4

3

Понимание базовых коммуникативных умений: слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать.

4

4

Обучение умению говорить о своих чувствах.

4

5

Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности.

4

6

Обучение детей пониманию эмоционального состояния других.

4

7

Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам

4

8

Развитие любознательности

2

9

Развитие наблюдательности.

2

10

Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия

2

11

Итого

35 ч

Тематическое планирование 7 класс

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Содержание деятельности по изучению материала

Формы и периодичность контроля результативности

Предполагаемый результат

1

Развитие эмоционально-чувственного восприятия, сотрудничества

3

- Беседа (вводная, аналитическая, итоговая);
- объяснение, инструктаж;
- демонстрация, наблюдение;
- коммуникативный тренинг (подборка упражнений);
- моделирование коммуникативных ситуаций;
- рисование, графические задания; - игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий.

Обратная связь, рефлексия.

Анкетирование и собеседование с родителями детей.

Социализация и адаптация в современном обществе.

Гармонизация психоэмоционального состояния;

Развитие коммуникативных умений и навыков;

Развитие навыков совместной деятельности;

2

Развитие чувства единства, умение действовать согласованно

3

3

Развитие адекватного восприятия обучающимися действительности и самого себя

3

4

Развитие адаптивности поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других

3

5

Развитие сочувствия другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру

3

6

Развитие самоконтроля, умение находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять

4

7

Развитие познавательной активности

3

8

Развитие творческих способностей, снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии.

3

9

Хорошие качества людей

2

10

Я умею быть доброжелательным

2

11

В каждом человеке есть темные и светлые

качества

3

12

Я и окружающие

3

13

Итого

35 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

Психокоррекционная работа с детьми СДВГ

Полезный материал для учителей при работе с детьми СДВГ...

Повышение мотивации для межкультурной коммуникации

Повышение мотивации  для межкультурной коммуникации при изучении "делового английского"....

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации"

Комплект контрольно- оценочных средств предназначен для   студентов по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"...

Психокоррекционная программа "Развитие положительной Я-концепции"

Психокоррекционная программа "Развитие положительной Я-концепции"...

Алгоритм составления психокоррекционных программ.

Представлены рекомендации для студентов по составлению психокоррекционных программ....