Программа по логоритмике «Ладушки» (для детей с ОВЗ (инвалидностью) раннего возраста)
рабочая программа на тему

Гуменная Светлана Владимировна

    Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмика – мощное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей с ОВЗ (инвалидностью).

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ladushki.docx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Заведующий ОРдДиПсОУиФВ «Надежда»

________________Л.П. Шагина

«_____»___________2011г

ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»

Программа  по логоритмике

«Ладушки»

(для детей с ОВЗ (инвалидностью) раннего возраста)

Разработчики:

Гуменная С.В.

логопед  I категории

Маркова Е.И.

музыкальный

  руководитель I категории

                                           

                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмика – мощное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей с ОВЗ (инвалидностью).

Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Программа «Ладушки» рассчитана на 2 года обучения для детей раннего возраста и содержит:

  • задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
  • тематические планы,
  • учебно-тематические планы,
  • ожидаемые результаты на каждый учебный год.

 Логоритмические занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 30 мин музыкальным руководителем, логопедом.

Цель данной программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Основные задачи программы:

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с ОВЗ раннего возраста ;
  • создать оптимальные условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений;
  • развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющие достичь  более высоких результатов развития речи, музыкальных способностей детей;

Базис данной программы.

Модифицированная программа «Ладушки» базируется на основных положениях программ и методических пособий:

  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
  • «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева,                    Б.Б. Егорова;

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

        

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
  • Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся под музыку – тексты пропеваются.
  • Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.  

ЗАДАЧИ

  • Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
  • Проведение активной работы по организации детского коллектива.
  • Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память.

  • Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Неделя

Лексико-грамматическая тема

Название занятия

Количество занятий

Сентябрь

1

Осень

«Осень»

1

2

Овощи

«Овощи»

1

3

Овощи и фрукты

«Богатый урожай»

1

4

Хлеб

«Каравай»

1

5

Мои игрушки

«Городок игрушек»

1

Октябрь

6

Осенний лес

«Прогулка в осенний лес»

1

7

Домашние животные

«У кошки новоселье»

1

8

Профессии

«Кем быть?»

1

9

Перелетные птицы

«До свидания, птицы!»

1

Ноябрь

10

Одежда

«Одежда»

1

11

Дикие животные

«Лесные звери осенью»

1

12

Посуда

«Посуда»

1

13

Животные севера и юга

«В зоопарке»

1

Декабрь

14

Мебель

«Домик куклы Маши»

1

15

Зимующие птицы

«Снегири»

1

16

Зима

« В гости к Снегурочке»

1

17

Новый год

«Карнавал»

1

Январь

18

19

Каникулы

1

1

20

Комнатные растения

«Уголок природы»

1

21

Библиотека

«Наши любимые сказки»

1

22

Пожарная безопасность

«Кошкин дом»

1

Февраль

23

Наш край – Коми Республика

«Родной край»

1

24

ЗОЖ

«Мишкина малина»

1

25

Рыбы  

«Рыболовы»

1

26

Армия

«Российская Армия»

1

Март

27

Весна

«Весна идёт!»

1

28

8 марта. Семья

«Самая любимая мама»

1

29

Домашние птицы

«Петушок и его семья»

1

30

ОБЖ

«На лесном перекрестке»

1

31

Строители

«Мы юные строители»

1

Апрель

32

Космос

«Полетим на ракете»

1

33

Транспорт

«Поиграем в поезд»

1

34

Лес, парк

«В гости к радуге»

1

35

Насекомые

«Муха-Цокотуха»

1

Май

36

Огород

«Посадим огород»

1

37

День Победы

«День Победы»

1

38

Времена года

«Времена года»

1

39

 Лето

«Здравствуй, лето!»

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. «Осень»

  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.

2. «Овощи»

  • Закрепить знания по теме.
  • Закрепить представление о звуке [У] в пении вокализов.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
  • Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа.

3. «Богатый урожай»

  • Закрепить знания детей об овощах и фруктах в дидактической игре.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
  • Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
  • Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

4. «Каравай»

  • Углубить знания детей о том, как пекут хлеб, о многообразии хлебобулочных изделий.
  • Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

5. «Городок игрушек»

  • Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки.
  • Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
  • Развивать слуховое внимание.

6.«Прогулка в осенний лес»

  • Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

7. «У кошки новоселье»

  • Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.

8. «Кем быть?»

  • Закрепить знания детей о различных профессиях.
  • Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

9.«До свидания, птицы!»

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах.
  • Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
  • Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.

10.«Одежда»

  • Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.

11. «Лесные звери осенью»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  • Учить детей выделять звуки [Ы - И]  из ряда гласных звуков.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

12. «Посуда»

  • Систематизировать знания детей о различных видах посуды.
  • Уточнить артикуляцию звуков [М – м’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

13. «В зоопарке»

  • Расширить знания детей об обитателях зоопарка.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
  • Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.

14. «Домик куклы Маши» 

  • Закрепить знания детей по теме «Мебель».
  • Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
  • Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

15. «Снегири»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

 16. « В гости к Снегурочке»

  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
  • Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.

17. «Карнавал» 

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

18. 19. Каникулы

20. «Уголок природы»

  • Расширить знания детей о комнатных растениях и о правилах ухода за ними.
  • Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У],  [И],  [О].
  • Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.
  • Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, зеленым комнатным растениям.

21. «Наши любимые сказки»

  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
  • Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
  • Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
  • Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.

22. «Кошкин дом»

  • Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации «Пожарные».
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги. 
  • Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
  • Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.

23. «Родной край»

  • Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
  • Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
  • Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
  • Формирование длительного плавного ротового выдоха.
  • Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.

24. «Полезные витамины»

  • Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
  • Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
  • Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
  • Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

25. «Рыболовы»

  • Систематизировать знания детей о рыбах рек и морей.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в речевой игре «Самовар».
  • Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях.

26. « Российская Армия»

  • Закреплять знания детей по данной теме.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
  • Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.

27. «Весная идёт!»

  • Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
  • Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
  • Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
  • Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.

28. «Самая любимая мама»

  • Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
  • Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

29. «Петушок и его семья»

  • Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
  • Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
  • Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.

30. «На лесном перекрестке»

  • Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый год».
  • Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
  • Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.

31. «Мы юные строители»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

32. «Полетим на ракете»

  • Расширить знания детей о первом космонавте.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
  • Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
  • Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
  • Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.

33. «Поиграем в поезд»

  • Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
  • Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
  • Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
  • Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.

34. «В гости к радуге»

  • Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх.
  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
  • Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.

35. «Муха-Цокотуха»

  • Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
  • Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
  • Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
  • Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.

36. «Посадим огород»

  • Закрепить знания детей о весенних работах на огороде.
  • Закрепить артикуляцию звуков [П - Б] в речевых и пальчиковых играх.
  • Формировать правильное речевое и диафрагмальное дыхание.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.

37. «День Победы»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

38. «Времена года»

  • Закрепить знания детей о временах года, их особенностях.
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [С - З] в речевых играх, играх на развитие прослеживающей функции глаза.
  • Закрепить умение детей выполнять различные виды ходьбы с перестроениями в 1, 2, 3 колонны.
  • Развивать слуховое внимание и слуховую память.
  • Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.

39. «Здравствуй, лето!»

  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках.
  • Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
  • Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
  • Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность знаний по лексическим темам.
  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Улучшение результатов диагностик развития речи.
  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ЗАДАЧИ

  • Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков  в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

-   развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую  и пальцевую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.

  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Неделя

Лексико-грамматическая тема

Название занятия

Количество занятий

Сентябрь

1

Осень

«Путешествие в осенний лес»

1

2

Родина

«Наша страна»

1

3

Овощи и фрукты

«У бабушки в деревне»

1

4

Хлеб

«Хлеб всему голова»

1

5

Любимые игрушки

«Магазин игрушек»

1

Октябрь

6

Осенний лес

«Прогулка в осенний лес»

1

7

Домашние животные

«Поездка в Простоквашино»

1

8

Профессии

«А что у вас?»

1

9

Перелетные птицы

«Наши пернатые друзья»

1

Ноябрь

10

Одежда

«Сказка о Маше-растеряше»

1

11

Дикие животные

«Дикие животные наших лесов»

1

12

Посуда

«Встреча с Федорой»

1

13

Животные севера и юга

«Зоопарк»

1

Декабрь

14

Мебель

«В магазине мебели»

1

15

Зимующие птицы

«Птицы у кормушки»

1

16

Зима

«В зимнем лесу»

1

17

Новый год

«Новогодняя ярмарка»

1

Январь

18

19

Каникулы

1

1

20

Комнатные растения

«Зеленый уголок»

1

21

Библиотека

«Путешествие по сказкам»

1

22

Пожарная безопасность

«Мы пожарные»

1

Февраль

23

Наш край

«Коми край»

1

24

ЗОЖ

«Витаминная семья»

1

25

Рыбы

«Аквариумные рыбки»

1

26

Армия Спорт

«Крокодил Гена идет в Армию»

1

Март

27

Весна

«Прогулка по лесу»

1

28

8 марта. Семья

«Мамины помощники»

1

29

Домашние птицы

«Колечко»

1

30

ОБЖ

«Спортсмены»

1

31

Строители

 «Строим дом»

1

Апрель

32

Космос

«Будем космонавтами»

1

33

День города

«Экскурсия по городу»

1

34

Лес, парк

«Мир цветов»

1

35

Насекомые

«Приключения Жука»

1

Май

36

Огородники

«Огородники»

1

37

День Победы

«День Победы»

1

38

Времена года

«Ох и Ах!»

1

39

Лето

«Здравствуй, лето!»

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. «Путешествие в осенний лес»

  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
  • Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами.
  • Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

2. «Наша страна»

  • Учить детей выполнять игровой самомассаж.
  • Учить образовывать имена существительные в форме родит падежа единственного числа.
  • Развивать память, умение размышлять, анализировать.
  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3. «Овощи и фрукты»

  • Закрепить знания об овощах и фруктах.
  • Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
  • Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
  • Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

4. «Хлеб всему голова»

  • Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
  • Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к труду.

5. «Магазин игрушек»

  • Закреплять артикуляции звуков [А - У] в звуковых играх.
  • Развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
  • Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
  • Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений.
  • Воспитывать у детей бережное отношение  к своим игрушкам.

6. «Прогулка в осенний лес»

  • Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах.
  • Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
  • Развивать зрительное внимание  и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.

7. «Поездка в Простоквашино»

  • Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
  • Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
  • Развивать зрительное внимание.
  • Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».

8. «А что у вас?»

  • Закреплять знания детей о профессиях.
  • Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
  • Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
  • Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево.
  • Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.

9. «Наши пернатые друзья»

  • Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в занятие дидактических игр.
  • Тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание.
  • Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.

10. «Сказка о Маше-растеряше»

  • Дать детям знания классификации одежды по сезону.
  • Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
  • Уточнить артикуляцию звука [О], работать над пропеванием звука на вдохе.
  • Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание.
  •  Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

11. «Дикие животные наших лесов»

  • Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко.
  • Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
  • Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях,  координировать слово с движением.
  • Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

12. «Встреча с Федорой»

  • Закрепить знания детей о классификации посуды.
  • Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических рапевок.
  • Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
  • Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.

13. «Зоопарк»

  • Закрепить у детей представление о животных разных стран.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
  • Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
  • Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
  • Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.

14. «В магазине мебели»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

15. «Птицы у кормушки»

  • Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
  • Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
  • Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

16. «В зимнем лесу»

  • Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
  • Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
  • Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
  • Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.

17. «Новогодний поезд»

  • Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
  • Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
  • Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
  • Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.

18, 19. Каникулы

 20. «Зеленый уголок»

  • Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
  • Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков         [А – У – О - Ы]  с помощью фонопедических упражнений.
  • Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние.

21. «Путешествие по сказкам»

  • Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
  • Развивать навыки правильного речевого дыхания.
  • Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
  • Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.

22. «Мы пожарные»

  • Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
  • Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
  • Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
  • Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.

23. «Коми край!»

  • Дать детям знания по данной теме.
  • Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
  • Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
  • Развивать коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.

24. «Витаминная семья»

  • Закрепить знания детей о ягодах и их пользе.
  • Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни.

25. «Аквариумные рыбки»

  • Дать детям представление о многообразии обитателей аквариума.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и читоговорках.
  • Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
  • Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.

26. «Крокодил Гена»

  • Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках.
  • Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

27. Прогулка по весеннему лесу.

  • Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и читоговорках.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

28. Мамины помощники.

  • Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – с’] в дыхательных упражнениях.
  • Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
  • Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим представительницам прекрасного пола.

29. «Колечко»

  • Закрепить знания детей о  домашних птицах.
  • Тренировать автоматизацию звуков [З - С] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
  • Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
  • Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных инструментах.

30. «Спортсмены»

  • Закрепить знания детей о различных видах спорта.
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - З] в слоговых рядах и чистоговорках.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
  • Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий спортсменов в различных видах спорта). 

31. «Будем космонавтами»

  • Закреплять знания детей по теме.
  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
  • Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
  • Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.

32. «Экскурсия по городу»

  • Закреплять знания детей о родном городе.
  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.
  • Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
  • Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.

33. «Строим дом»

  • Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
  • Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах и логопедических распевках.
  • Развивать двигательное внимание детей.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.

34. «Волшебный мир цветов»

  • Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.
  • Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
  • Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
  • Развивать чувство ритма, метра, такта.
  • Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.

35. «Приключения Жука»

  • Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
  • Закрепить умение дифференцировать [З - Ж] в слоговых рядах.
  • Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
  • Развивать координацию движений под музыку. 

36. «Огородники»

  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках.
  • Научить детей правильно сажать семена огородных растений.
  • Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
  • Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. 

37. «День Победы»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
  • Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.

38. «Ох и Ах!»

  • Систематизировать знания детей о временах года.
  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни

39. «Здравствуй, лето!»

  • Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках.
  • Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала.
  • Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
  • Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

ЛИТЕРАТУРА

  • Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  • Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  • Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  • Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  • Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  • Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»

АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...

Образовательная деятельность детей раннего возраста

Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста.               "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Информация об  опыте Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, ...

КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КУРСОВАЯ  РАБОТА  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В  РАЗВИТИИ         РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО   ВОЗРАСТА...

Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у белочки»

· Психологические особенности детей данного возраста: ситуативность поведения (для них важно то, что происходит именно в данную минуту), предметный фетишизм (потрогать, повертеть, полизать и...