Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.
методическая разработка на тему

Долматова Наталия Владимировна

Современное  образование готовит детей, подростков, студентов  к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив  необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых  для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них  культуру здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_19545.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование  и   применение  в образовательном  процессе  здоровьесберегающих  технологий, методик и приёмов.

           

        Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь.  А для нас, родителей и педагогов, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

        Современное  образование готовит детей, подростков, студентов  к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив  необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых  для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них  культуру здоровья.

       Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся  устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

      Задачи:

- воспитание у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

- создание и внедрение в УВП колледжа эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития подростков;

- переход от массового образования к образованию дифференцированному,  личностно - ориентированному  с  учетом  функциональных возможностей студентов, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

- увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

         Проанализировав всю деятельность учителя физической культуры по  здоровьесбережению  обучающихся, мною была разработана определённая система  этой деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты колледжа и все участники учебно-воспитательного процесса. Технология обучения и воспитания на основе системного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.

        Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим  направлениям:

-  оздоровительная  деятельность;

-  учебная здоровьесберегающая деятельность;

-  физкультурно-массовая и спортивная работа;

-  социально-психологическая деятельность;

-  диагностика.

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня - не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление студентов, предупреждение роста заболеваемости .

       Остановимся на такой важной для нас – учителей  физической культуры  задаче - увеличение объема двигательной активности студентов.

        Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем  движений,  установлено  следующее:

- движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

- недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении учебной программы;

- знание  взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет мне использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.   

       Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане мероприятий по организации двигательной активности обучающихся колледжа.  Большую помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся,  активно участвующие с спортивной жизни нашего колледжа. Вместе с этими студентами мы внесли  все мероприятия  нашего колледжа  по  организации двигательной активности  обучающихся  в  план проведения  спортивных мероприятий, который символизирует движение человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни.  Все  эти  мероприятия  можно  разделить  на  2  больших  блока:

1) -   учебная   деятельность   и   мероприятия   в  режиме   учебного   дня;  

2) -   внеклассная   физкультурно-оздоровительная  и  спортивная   работа.

        Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет.  Выявляю уровень физической и двигательной  подготовленности студентов,  состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья. Эти карты  хранятся в портфолио обучающихся в разделе «Мои достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы  ребёнка. С учётом полученных данных,  планирую и осуществляю свою работу

        Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий - неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

1.    Соблюдение  правильной  структуры  урока.

2.  Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.

3.  Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

4.  Соблюдение  правил  техники  безопасности.

5.  Использование упражнений для профилактики различных заболеваний

6.  Соответствие учебного материала программе и особенностям  контингента  занимающихся.

7.  Оптимизация  учебного  процесса (выделение медицинских групп).

                                                                                                                               

        Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим  и  необходимым  продолжением  урочного  процесса.  Внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования  - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. В колледже  работают несколько объединений двигательной спортивно-оздоровительной направленности..     

       На своих занятиях так же я даю упражнения   для  укрепления дыхательной  системы  организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), это общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика  заболеваний сердечно-сосудистой  системы,  зрения и простудных заболеваний.

        И здесь необходимо остановиться на здоровьесберегающей технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО), которую  я использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировала всю свою деятельность по следующим разделам:

        Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое. Даю разные учебные задания студентам  разной подготовленности.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные параметры движения, их сочетания и  условия  выполнения. Для обучающихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям  и многократному выполнению в стандартных условиях.                      

        Дифференцированное  развитие физических качеств. Для разных групп мною разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения и  дозировки. На занятиях применяю спортивное оборудование и инвентарь. Систематически применяю метод пульсометрии. Для  менее подготовленных студентов с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья, где они могут выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, студентов подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения,  используя  карточки  с заданиями  и  со схемами упражнений.

Формирование знаний и умений студентов предполагает:

1)  выявление уровней обученности студентов с помощью тестов;

2) "разведение" задач изучения темы по уровням  обученности;

3) "разведение" содержания программы.

       Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, проектная деятельность (презентации),  составление  и проведение  комплекса  утренней гимнастики  или  разминки.  

         Достаточно времени отводится  на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом «Наша традиция - быть здоровым». Это следующие блоки:

         -   знай свое тело;                              -  скажи «нет» вредным привычкам;

         -   соблюдай правила гигиены;        -  соблюдай  режим дня;

         -   не забывай о закаливании;           -  занимайся  физкультурой;

         -   правильно питайся;                      -   следи  за  датчиком  настроения.

На занятиях стараюсь  использовать музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный психологический климат и ситуацию успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения. . Вот некоторые замечательные советы нашей педагогики:

  • Обучающиеся должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к любому занятию;
  • Каждый урок или занятие должны оставлять в душе обучающегося только положительные эмоции;
  • Обучающийся  должен постоянно ощущать себя счастливым - помогите ему в этом.                                                                                                            

        Студенты  нашего колледжа с удовольствием включаются и в проектную деятельность.

 В практике своей работы  широко применяю соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития  обучающихся,  но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых студентов распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. В эстафетах  более подготовленные студенты начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

        Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий - один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния подростка , формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

        Чтобы у них появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися .

         Цель: организация физкультурно-оздоровительной работы студентов путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности.   Задачи:

  • создание комфортных условий для обучающихся в системе физкультурно-оздоровительной работы колледжа;
  • укрепление здоровья  и приобщение  к занятиям физической культурой, привитие навыков ЗОЖ;
  • развитие творческих способностей у обучающихся и чувства ответственности в процессе коллективных соревновательных действий.

       В ходе этой работы  активно реализуется технология коллективного творчества и сотрудничества.

       

       Применение здоровьесберегающих  технологий  положительно влияет  и на  становление мотивационной сферы  обучающихся в реализации усвоенных знаний и представлений в области физической культуры.

        Основным показателем эффективности  работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся коллежда является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья.      

ВЫВОДЫ.

          Благодаря  наличию в моей работе системы здоровьесбережения  удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся колледжа регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности студентов;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность  в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффек...

Формирование ИКТ - компетенции студентов педагогического колледжа через работу с немецкоязычными видеоматериалами

В данной статье рассматриваются вопросы развития ИКТ - компетенции студентов через работу с немецоязычными видеоматериалами. Статья дополнена конкретным практическим материалом из опыта работы препода...

Самостоятельная работа студентов колледжа с использованием кейс-технологии

Самостоятельная работа студентов колледжа с использованием кейс-технологии...

Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа

Выпускник колледжа должен адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, быть контактным в различных социальных группах, что создает н...

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов колледжа

Целью моего исследования стало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов специальностей 23.02.01. «Организация и управление перевозками на транспорте (по видам транспорта)&r...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...