«Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»
статья на тему

Цикловая комиссия классных руководителей

ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_po_kraevedeniyu.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цикловая комиссия классных руководителей

ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»

Ткачева Е. Д.

Есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который взрастил и вскормил тебя.

Какими вырастут будущие граждане России, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей вступят они в самостоятельную жизнь, насколько проникнутся чувством уважения, ответственности и гордости за все то, что досталось им в наследство, во многом зависит от того, что они услышат и увидят на уроках и внеклассных занятиях по литературе.

Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является литературное краеведение. Для многих учителей стали путеводными слова К.Г.Паустовского: «Нет такого уголка в нашей стране – даже самого отдаленного и малоизвестного – где бы не было людей, любящих свой родной уголок и досконально знающих его историю, все его особенности…»

В литературном краеведении заключены огромные возможности для расширения общеобразовательного и мировоззренческого кругозора школьников, для повышения их общей и эстетической культуры. Разнообразная и интересная литературно-краеведческая работа способствует формированию высоких патриотических и нравственных принципов у школьников, воспитанию любви к литературе, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова, воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину.

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения литературы в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятий.

Литературным краеведением я занимаюсь уже много лет. Начиналось все с эпизодических рассказов о поэтах и писателях – земляках, а спустя некоторое время дети под моим руководством писали рефераты, проводили исследовательские работы, готовили проекты.

Прав был М.В.Ломоносов, говоря, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Эти строки можно отнести по праву и к воронежской земле, которая родила многих известных людей, прославивших ее. Хочется с гордостью назвать имена поэтов и писателей курского края края: Е. И. Носов, К. Д. Воробьев, А. А. Фет и другие. Каждое из этих имен заслуживает и внимания и уважения.

Сегодня на уроках литературы и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. 

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народовМногое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. У каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, село, деревня, где мы родились – и они не сравнимы ни с чем. Это наш порог жизни, наша малая родина.

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее.

Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с литературой и культурой Курского края и Обоянского района, вызывает гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.

Краеведение тесно связано с преподаванием литературы, русского языка, с туризмом, очными или заочными экскурсиями, походами по родному краю.

Цели и задачи литературного краеведения:

  • воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
  • развивать культуру чтения школьников;
  • развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
  • способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • развивать речевую культуру школьников;
  • учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
  • формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание…

Педагогическая значимость краеведческой деятельности велика, так как использование ее материалов позволяет учителю сделать свои занятия более живыми, конкретно-наглядными, содержательными, а это открывает новые возможности для творческой, исследовательской работы учителя и учащихся.

Многие преподаватели  занимаются литературным краеведением в учебных заведениях.  Сначала это были литературные краеведческие кружки, потом   это большая  внеклассная работа. Так, например, можно создать свою эмблему, отражающую наше обращение к литературному краеведению.

Рекомендуется  чёткое распределить обязанности обучающихся на целый учебный год:

– Председатель Совета краеведов. 
– Заместитель председателя Совета краеведов.
– Руководитель лекторской группы.
– Редактор «Литературной газеты» (оформления заметок, стендов…)
– Экскурсоводы.
– Корреспонденты.
– Художники-оформители.

При такой организации преподавателю легче заинтересовать обучающихся.

 Основными направлениями в моей работе на сегодняшний день является использование краеведческого материала на уроках литературы, а именно: на уроках литературы  и во внеурочной деятельности.

 Литературное краеведение позволяет обучающимся  ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры своей малой родины – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы.

Поэтому мы сначала обращаемся к фольклору, потом к литературе различных веков, обязательно останавливаемся на литературе Курского края с прошлых времён до настоящего времени.       

Формы и методы работы преподавателя и обучающихся  разнообразны:

– Выступления на различные темы.
– Участие в районных и областных конкурсах.
– Работа с архивными материалами.
– Проведение вечеров, утренников, поэтических часов.
– Выпуск газет, оформление стендов, альбомов…
– Подготовка презентаций.
– Фотосъёмка. 
– Использование текстов краеведческого материала при подготовке к экзаменам и мн. др.

Остановлюсь подробнее на использовании краеведческого материала на современных уроках литературы. Преподавание её в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому, начиная работать по программе  С. А. Зинина, В. А. Чалмаева (10-11 классы),  я увидела прекрасную возможность использовать литературное краеведение, применяя различные формы работы с учениками. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо  проводить указанные творческие мероприятия, либо разработать свою программу.

 Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на литературном краеведении, наиболее значимую для определённого края. Какую ещё даёт возможность программа этих авторов? Это особый подход к изучению различных этапов жизни и творчества писателя, его отношения к искусству, творчеству, людям. Например:

детство писателя -  годы учения -  творческая лаборатория писателя - своеобразие личности - основные вехи творческой биографии -  книга – писатель.

Как показывает практика, внеурочная деятельность, планирование уроков литературы  с использованием краеведческой литературы даёт оптимальный результат.

Главное, чтобы это было правильно спланировано и отвечало всем требованиям программы по литературе и государственному стандарту. Пришлось развернуть огромную творческую мастерскую. Что у меня получилось, когда я работала над составлением рабочей программы по предмету, я попробую продемонстрировать. Хочу сказать, эти мероприятия в начале учебного года обговариваются с учениками и готовятся.

1. Поэзия 19 века

Конкурс стихов. Презентация.

Родная природа в поэзии А. А. Фета.

2. Родная природа в произведениях писателей 20 века

Произведения Е. И. Носова о природе.

3. А.А.Фет

Заочная экскурсия в Воробьевку

4. Из поэзии Серебряного века

Поэзия Н. Асеева

5. Литература Великой Отечественной войны

Фронтовые страницы К. Д. Воробьева, Е. И. Носова. Военная поэзия Н. Корнеева, С. А. Коновалова

6. Новейшая современная проза и поэзия

Устный журнал

«С чего начинается Родина?»

Современные писатели и поэты Курского края.

 7. Краткий рассказ о достижениях в работе по литературному краеведению в техникуме.

 Человеку присуща любовь к Родине. С чего она начинается? Один скажет: «С маленькой деревеньки». Другой добавит: «С большого города». Третий скажет: «С великих людей края», а четвёртый: «С бескрайних степных просторов» и т. д. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это тропинка, ведущая в берёзовую рощу, это и родная улица, где мы живём, это дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами.

Родины себе не выбираем,
Имени себе мы не даём.
Землю, где родились и живём,
С детства называем отчим краем.

 Хочется сделать некоторые выводы:

1. Для успешного обучения и воспитания обучающихся  словеснику необходимо знать, умело использовать в педагогической деятельности материалы литературного краеведения.
2. Учебным заведениям по мере возможности способствовать преподаванию литературного краеведения.
3. Организовать изучение литературы края на уровне района (конференции, круглые столы, мастер – классы, творческие мастерские, презентации по тем или иным темам…).

Подводя итоги своего выступления, хочу процитировать слова Д. С. Лихачёва: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в школьниках положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни.

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.

Краеведение, помогает реализовать концептуальные положения Закона РФ об образовании (1992), в частности его ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь для того, чтобы стать гражданином страны, надо знать ее прошлое, традиции, жить ее заботами.

 Выделяется  три уровня краеведческой познавательной работы обучающихся.

  1. Получение обучающимися  “готовых” знаний о крае со слов преподавателя.
  2. Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев.
  3. Изучение обучающимися  истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов. Изучать исторический материал на уроках, прошлое родного края, оценить огромные преобразования, которые произошли в нем за годы его существования, приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой книгой, архивными материалами, периодической печатью, заняться поиском материалов о знатных земляках.

В основе авторской модели исторического краеведения лежит принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний:

  • мой дом, родословная семьи;
  • родная школа, ее история и традиции;
  • село - прошлое, настоящее, перспективы развития;
  • история района, области:  родная школа, техникум ,  история их развития  и традиции;
  • село - прошлое, настоящее, перспективы развития;
  • история района, области.

Девизом краеведческих поисков для меня стали слова В.Бианки: “Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь”.

Свою поисковую работу я начала,  когда стала работать над проблемой расширения самостоятельной работы учащихся на уроках.

Для достижения поставленных задач нужно было овладеть методикой краеведческого поиска, изучить источники по истории родного края.

  • Имея навыки работы с книгой и текстом,  одна группа начала изучать вопрос по материалам,  имеющимся в книгах и газетах. Собранный материал из периодической печати послужил основой создания газеты по исследуемому вопросу.
  • Вторая группа установила участников  войны,  проживающих в селе (из оказалось два человека) и начали собирать материал – воспоминания, стихи, песни о войне.

- Была составлена анкета для участников ВОВ (для интервью).

- Далее нужно было научить учащихся грамотно оформлять разысканные материалы (газетные и журнальные статьи). Для этого выработали памятку, как составить аннотированную карточку на каждую газетную или журнальную статью:

  1. Указать фамилию автора
  2. Название статьи
  3. Название газеты
  4. Дата публикации.
  • Третья группа ребят изготовили схему карты военных действий, где отметили места прохождения службы наших односельчан в ВОВ.

Сбор материалов был сложной и кропотливой работой. Готовясь к семинарскому занятию, они производили поиск, сбор, накопление материала, подвергали его анализу, систематизировали, обобщали, делали первичные выводы. Более подготовленные писали доклады, рефераты, а остальные разрабатывали отдельные вопросы и выступали в качестве содокладчиков. Для подведения итогов этой работы и систематизации знаний мы провели урок – конференцию с участием воинов  в форме телепередачи “Как это было».

Результат урока показал, что такой способ (исследовательно-поисковый) позволяет глубже изучить тему, понять её и сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, учащиеся начали проводить причинно-следственную связь с другими событиями и современностью. Активная познавательная деятельность учащихся в процессе самостоятельной работы оказали воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Практикуются лабораторные занятия. На них обучающиеся  приобретают определенные умения и навыки, учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками школьного музея, правилам записи и оформления воспоминаний.

  • Показывается образец оформления воспоминания
  • Сами записывают воспоминания очевидцев
  • Анализируют эти записи
  • Запись воспоминаний ветеранов войны и труда нашего села (в этом случае они составляют план, краткий вопросник, производится запись по определенной теме).
  • Оформление и предоставление в качестве зачетной работы

Интересным видом самостоятельной работы учащихся является составление летописи истории села.

Для выполнения этой работы были созданы поисковые группы учащихся по конкретным заданиям (темам):

  • Географическое положение села.
  • История создания села.
  • Состав населения.
  • Образование колхозов.
  • Открытие школы.
  • Обряды и праздники.
  • По военным дорогам односельчан:

- Советско-финская война.

- Вторая мировая война.

- Афганская война.

- Чеченская война.

Источниками для изучения этих тем послужили воспоминания старожилов: участников войны,  очевидцев,  участников военных конфликтов.  Помогают периодическая печать, документальные материалы, личные наблюдения учеников.

Самые благоприятные условия для организации самостоятельной работы обучающихся создают краеведческие факультативы, знакомя их с методами исторической науки и вырабатывая у них умения и навыки исторического исследования.

Особенностью методики факультатива является построение работы в основном на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся под руководством учителя. Постепенно старшеклассники приобщаются к самостоятельным исследованиям, что говорит о наличии хорошо развитых навыков самообразования у учащихся.

Исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную задачу, ученики сами намечают план поиска, строят предположение, определяют способ ее проверки. Проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, квалифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигнута наибольшая самостоятельность мысли учащихся.

На факультативах чтобы исключить перегрузку учащихся и развивая умения самостоятельной работы у них, мы подходим к одному из основных видов – написанию рефератов. Здесь мы соблюдаем следующие требования:

  • Добровольность,
  • Глубокий интерес к теме,
  • Максимальная самостоятельность.

Начинается работа над рефератом таким образом:

- вместе с обучающимся  определяем тему реферата;

- преподаватель  знакомит с литературой;

- обучающийся изучает документальный материал, воспоминания участников событий;

- обрабатывает, записывает полученную информацию.

К написанию реферата предъявляются следующие требования:

  1. наличие самостоятельного критического анализа собранной литературы и других источников, а также высказана своя точка зрения по тому или иному вопросу;
  2. логическое изложение;
  3. кроме библиографии,  необходимо иметь наличие ссылок на используемые источники.

Таким образом, работа над рефератом сводится к определению темы, составлению плана реферата, библиографии, непосредственному исследованию темы: сбору материала, обработке, систематизации; написанию, оформлению и защиты реферата.

Подготовка реферата учит критически подходить к источникам, всесторонние обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать оценку, делать выводы и, таким образом, прививает интерес к исследованию

Обычно реферат состоит из:

  • введения (указывается связь местного материала с общеисторическим, дается характеристика эпохи, когда происходило, то или иное событие в крае);
  • основной части (изложение главного содержания в соответствии с планом реферата);
  • заключения (раскрывается значение того или иного исторического события для края и страны).

В данной работе использовались методы косвенного и прямого наблюдения, экспериментальный метод.  Предложенный мною метод применения самостоятельной работы с использованием краеведческого материала позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать навыки самообразования. А также делает процесс обучения интересным и занимательным создает у обучающихся  рабочее настроение, облегчает преодолевать трудности в усвоение учебного материала. Активизирует мыслительную деятельность, развивает образное и логическое мышление, внимание, повышает интеллект каждого учащегося; идет развитие самостоятельности, отработка умений и навыков в работе с документами, таблицами, схемами, научно –популярной литературой, справочниками, словарями; вырабатывается умение правильного чтения учебника; идет рост и развитие индивидуальных способностей и стремление к самообразованию; расширяется способность оценивать исторические события, правильно оперировать фактами и историческими понятиями, идет развитие речи.

Правильная организация труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности обучающихся.

 Краеведческая работа -  средство совершенствования навыков и умений обучающихся  при условии,  если:

  • осуществляется учет возрастных особенностей;
  • используются разнообразные виды деятельности;
  • правильно планируется работа.

Самостоятельная работа может рассматриваться как путь повышения новых и совершенствование имеющихся знаний и навыков самообразования.

Исходя из цели, объекта, гипотезы исследования мы определили задачи:

  • с помощью краеведческой работы увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными творцами урока;
  • сделать процесс обучения интересным, занимательным, создать у детей рабочее настроение;
  • развивать навыки самообразования на всех уроках.

Занимаясь этой проблемой, я обратила внимание, что уже намечаются первые положительные результаты. Активность ребят на уроках возрастает, стали интересоваться историей и литературой  даже те ученики, которым с самого начала изучение предмета всё было безразлично. Изменился рабочий настрой класса, ребята стали уверенно чувствовать себя на уроках. Активность сказалась на накопляемости оценок. Учащиеся не только учатся пользоваться литературой, но и проявляют активность в сборе материала по нужным темам.

Полученный результат позволяет сделать ряд выводов о возможности и необходимости проведения самостоятельной работы и использование краеведческого материала, как основного пути развития навыков самообразования.

Происходит развитие умственных способностей учащихся, дальнейшая активизация их самостоятельного творческого мышления, растет стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

 При постоянном проведение на уроках самостоятельной работы с использованием краеведческого материала результаты усвоения учебного материала значительно выше, чем при обычном преднамеренном заучивании. Постоянное усложнение самостоятельной работы с опорой на ранние полученные знания, соблюдения определенной этапности вырабатывает способность к анализу, синтезу, обобщению.

Серия работ с использованием местного материала позволила установить, что прочны лишь знания, добытые собственным трудом с приложением мыслительных усилий. Активный творческий поиск, который создается при проведении самостоятельных работ, позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе навыки самообразования.

Самостоятельное мышление, умение учиться не приходит само собой. Задача учителя организовать самостоятельную работу класса, оказать помощь в формирование знаний, умений и навыков, избегая при этом каких бы-то ни было проявлений, шаблона, формализма. Взаимосвязь между различными видами педагогической деятельности способствуют воспитанию у школьников интереса к осмыслению современной политической жизни, учит их самостоятельно оценивать текущие события, а так же обеспечивает качественную подготовку всесторонне развитых молодых людей для нашего общества.

Формирование истинного патриота своей Родины – это дело благодатное, значимое и серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от своей работы! Сколько интересного и важного открываешь для себя и своих воспитанников! А главное – убеждаешься и веришь в то, что дело, которому отдаешь силы и творчество, не пропадет даром. Детская душа чутко прикасается к тому волшебному источнику, из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы Классного руководителя группы Ст 11 на 1семестр 2015– 2016учебного года КИРЕЕВОЙ Р.В.

Цели и задачи деятельности классного руководителя : - Создание социально – психологического микроклимата в группе, способствующего получению теоретических знаний и практических навыков по специально...

П Л А Н воспитательной работы классного руководителя

План воспитательной работы классного руководителя...

Модель воспитательной работы классного руководителя

Материал  раскрывает основные направления воспитательной работы классного руководителя с обучающимися, которые составляют модель...

План воспитательной работы классного руководителя (куратора) на 2016 – 2017 уч. год

План воспитательной  работы классного руководителя (куратора) на 2016 – 2017 уч. годгруппы 3 ДСпециальность - лечебное делоПрофессия  - фельдшер...

Рекомендации классным руководителям и учителям – предметникам по работе со студентами с высоким и повышенным уровнем тревожности

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания благополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате ...

Модель воспитательной работы классного руководителя 2016-2019

Рассмотрены цели, задачи и направления работы классного руководителя в группе по этапно. Также представлены мониторинг и достижения обучающихся...