Физкультурные минутки в начальной школе
материал на тему

Павлова Светлана Витальевна

Здоровье - не все, 

но все без здоровья - ничего. 

Сократ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturnye_minutki_v_nachalnoy_shkole.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на расширение зрительно – пространственной активности.

1. Верх-вниз, влево-вправо

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Покормим рожи

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

5. Рисование носом

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ        

6. Расширение поля зрения

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

7. Буратино

Предложить детям закрыть глаза и «посмотреть» на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

8. Часики

Развести пальчики. Начать вращать указательный палец левой руки по часовой стрелке, а указательный палец правой руки — против часовой стрелки. Потом вращение в обратную сторону. Поочередно проследить за движением указательного пальца левой руки, а, затем — правой.

Упражнения корректирующие осанку

В шестилетнем возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает формироваться.Осанка — это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях — это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы.

Упражнения 1-10 выполняются стоя:

1. Ходьба

а)        на месте;

б)        на носках, руки вверх;

в)        на пятках, руки за голову.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

2. Котик

Лучик котика коснулся.

Котик сладко потянулся.

 3. Елочки

«Ели» — стоя на носках, руки вверх.

«Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу. «Елочки» — присесть, руки вперед.

Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки.

Ели-елки-елочки.

Лежат на елях небеса,

На елках — птичьи голоса,

Внизу на елочках — роса.

I 4. Кузнечики

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

 Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

5. Аист

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И также плавно опускают. Следить за спиной.

  • Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

  • Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

6. Зимняя зарядка

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой — бросок!

Прямо в цель летит снежок.

7. В лесу

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед.

Мы шли, шли, шли.

Земляничку нашли.

Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод (черничка, голубичка, ежевичка и т. д.).

Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли.

8. Гуси шипят

Исходное положение (и. п.) — ноги врозь, руки за спину.

  • — наклон вперед, голову поднять, сказать: «Ш-ш-ш».
  • —и. п.
  • — снова наклон, руки в стороны — назад.
  • — и.п.

Упражнение повторить 5 раз.

9. Оглянись

И. п. — ноги слегка расставить, руки за голову.

1-2 — поворот вправо, хлопнуть полевой пятке правой рукой, сказать «хлоп».

3-4 — и.п.

То же в другую сторону. Повторить 4 раза.

 10. Равновесие

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя.

Ребенок садится прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

11. Аэробные упражнения

а)        И. п. — стоя, руки к плечам.

1-2 — подъем на носки, руки вверх, вдох.

3-4 — и. п., выдох.

При выполнении тянуться вверх.

б)        И. п. — стоя, руки на поясе.

1-2 — отвести руки назад, соединяя лопатки, вдох.

3-4 — и. п., выдох.

При выполнении напрягать мышцы спины.

в)        И. п. — стоя, руки в стороны, ладони вверх.

1        — поочередное сгибание ног, касаясь локтем противоположного колена, вдох.

2        —и. п., выдох.

Следить за сохранением прямого положения корпуса, руки не опускать, опорную ногу не сгибать.

12. Ехали

Упражнение выполняется сидя. Спина прижата к спинке стула. С помощью рук дети изображают транспорт, на котором едут.

На лошадке ехали,

До угла доехали.

 Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

 На реке — парод

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет. Самолет летит,

В нем мотор гудит: «У-у-у!»

Дыхательная гимнастика

 1. Чудо-нос

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание ...

Раз, два, три, четыре —

Снова дышим:

Глубже, шире.

 2. Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.

3. Паровоз

 ВАРИАНТ 1

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

ВАРИАНТ 2

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пх» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

4. Скороговорки

I МУЗЫКАЛЬНЫЕ

После глубокого вдоха поется любой слог, например бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.

I РЕЧИТАТИВ

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Учитель может использовать любую другую скороговорку в соответствии с темой урока.

5. Каша кипит

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых».

Повторить не менее 8 раз.

6. Ветерок

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).

I7. Музыкальный алфавит

Упражнение выполняется несколько раз:

  • — дыхание переводим после каждой строчки;
  • дыхание переводим через строчку.

Постепенно произносить алфавит на одном дыхании, желательно под музыку.

А, б, в, г, д, 6, ё,

Ж, з, и, й, к;

Л, м, н, о, п, р, с;

Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;

Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я!

Наизусть весь алфавит знаю я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

Физкультурные минутки для 3-4 классов

Школьники в последнее время ведут малоподвижный образ, поэтому очень важно проводить физкультурные минутки на уроках....

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные ка...

Передовой опыт учителей начальной школы – студентам педколледжа в период практики “Первые дни ребенка в школе”

За годы существования в педагогическом колледже изменилось многое. Но в одном колледж остался верным своему первоначальному назначению: он готовит учителей. Учителей, готовых к тяжёлой работе, не теря...

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»

Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме "Создание учебных ситуаций на уроках в начальной школе"....