Нравственное воспитание
статья на тему

IШульга Алла Андреевна

         С статье рассматривается вечная проблема- нравственность  личности. Проведенный констатирующий эксперимент   

продемонстрировал существование данной проблемы.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание  

        «Из всех наук, которые должен  знать человек,

главнейшая есть наука  о том, как жить,

 делая как можно меньше зла

и как можно больше добра».

 Л. Н. Толстой

К сожалению,  сегодня  на современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые влияют на все сферы жизнедеятельности человека.

Демократизация и гуманизация осуществляются на фоне происходящих в обществе преобразований, в том числе и негативного характера: терроризм, межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма и наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, появление огромного количества беспризорных детей и сирот, в том числе при живых родителях.  Всё это  разрушает социальные связи и нравственные устои,  ведет к нетерпимости и ожесточению людей, обеднению  внутреннего мира  личности. Вышеперечисленные доводы свидетельствуют об актуальности проблемы нравственного воспитания  общества  в целом.   Поэтому перед нами, будущими учителями, встаёт вопрос:  почему накопленные веками труды  философов и  учёных  по проблеме формирования   нравственности не позволяют достичь высокой нравственной культуры среди подрастающего  поколения.  

Сегодня в ходе прохождения производственной практики в школах и дошкольных образовательных учреждениях  г. Воркуты наблюдаем некоторые проявления детской безнравственности по отношению  не только к взрослым, но и друг к другу: сквернословие, злоба, эгоизм, нежелание оказать  помощь.

Работа с детьми натолкнула нас студентов 3 курса ГОУ СПО ВПК на проведение интересного, на наш взгляд микроисследования среди студентов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования города Воркуты. Это исследование  позволило нам узнать, а сохранилось ли у молодых людей стремление к добру, справедливости, срабатывают ли в них нравственные защитные механизмы, которые помогают им даже в самых тяжёлых ситуациях не утратить веру в ДОБРО.

В исследовании приняли участие  100 студентов    ГОУ НПО и СПО города Воркуты.      

Для респондентов предлагалась анкета, включающая в себя 7 вопросов.

                  Прежде всего, студенты, исходя из своей точки зрения и опыта,    

раскрыли понимание  понятия «нравственный человек». 

В результате обработки данных было установлено, что все участники исследования правильно сформулировали понятие «нравственный человек».  И это нас не может не радовать.

Большинство студентов считают, что нравственный – это человек,  придерживающийся  в жизни   моральных устоев, которые являются   регулятором взаимоотношений между людьми, проникают во все сферы жизни, формируют сознание и определяют поведение людей.

Отвечая на следующий  вопрос « Изменился ли нравственный уровень общества за последние 10 лет?»    юношам   и девушкам следовало поразмыслить  над тем, стали ли окружающие их люди добрее, совестливее, отзывчивее. В итоге выяснилось, что большая часть опрошенных (80-80%) считает, что нравственный уровень общества ухудшился. Лишь очень небольшая часть студентов (10-10%) придерживается мнения, что нравы людей за последние 10 лет облагородились (повысились).  10% студентов полагают, что в нравственной жизни общества никаких изменений не произошло (ничего не изменилось).

А ведь общеизвестно, что падение нравственности означает смену  ценностных ориентаций людей под влиянием различных  обстоятельств,  –  в  том  числе  и экономической неустроенности.

Отвечая на 3-ий вопрос  «Каковы же, по  мнению студенческой  молодёжи   причины снижения  нравственного уровня     человека?» - студентам  следовало выбрать из предложенных  причин и отметить 5 (пять) основных, среди которых  были  следующие:

Причины

Количество

 студентов -%

раскол общества на  бедных и супербогатых

79-79%  

упадок культуры

74-74%

отсутствие справедливости

68-68%

плохое  материальное положение

63-63%

свобода, доведённая до вседозволенности

60-60%

влияние людей ближнего окружения

55-55%

спад экономики

36 -36 %

задержки с выплатой заработной платой

32 - 32%

     Следует отметить,  что большинство студентов  понимают, что одними мерами экономического характера (7 причина),  обеспечением сытой жизни (8 причина) не сделаешь всех добрыми и справедливыми.

   Также студентами были дополнены и указаны    свои причины снижения нравственного уровня человека такие, как: навязывание американизации 2 чел., специально спланированное разложение общества- 1 чел.,  ложная информация СМИ- 3 чел., развод родителей, смерть близкого человека неестественным путём -1 чел., люди думают только о себе- 2 чел., алкоголизм, наркомания, убийство -5 чел., разделение на моё и чужое- 2 чел.

                         Следующий вопрос  позволил выяснить    последовательность влияния на  нравственный уровень человека  различных субъектов   воспитания.

№ место

Субъекты

% студентов

1.

семья

55 %

2.

сама личность

41%

3.

общество, его строй

38%

4.

образовательные учреждения

31%

5.

СМИ

26%

6.

общественные организации

35%

7.

церковь

39%

Как видно на экране, наибольшее влияние на нравственный уровень развития человека оказывает семья (55%). Именно в ней закладываются основы моральных и духовных начал человека.   Именно в семье образ матери всегда связан с нежной лаской, добротой, состраданием; отец олицетворяет собой мужество, требовательность, душевную стойкость, принципиальность.

Немаловажное значение в   становлении нравственного человека  отводится  и самой личности (41%). Только осознанное понимание людьми  важности нравственных проявлений  может влиять не только на саму личность, но и её окружение. Именно проявление активной гражданской позиции определяет отношение человека к обществу, служит показателем  его способности реализовать усвоенные им принципы и нормы морали,  готовности руководствоваться ими в повседневной  деятельности.

Наиболее сложным для осмысления был вопрос:  «Каким образом нравственно «оздоровить» общество?».  Ответы дали 88 студентов (88%), не сумели отразить свою точку зрения -12 человек. Рекомендации,  которые дали студенты, как правило, вытекают из анализа причин сегодняшнего морального неблагополучия. Приведём некоторые из них.

 Заметная часть  студентов (30%) считают, что оздоровление надо начинать с себя, с  самосовершенствования, с попыток самому делать добро окружающим людям.  К тому  же  само развитие экономики (10 % студентов  отметили как меру оздоровления)   зависит в немалой степени от   нравственной атмосферы в государстве, от элементарной справедливости и порядочности.  

 25%   студенческой молодёжи считает,  что  особое внимание следует отвести СМИ: вернуть СМИ государству, вводить больше нравственно обогащающих  программ  для детей и молодёжи,  прекратить  показ  насильственных сцен,  больше информировать население страны о здоровье  и  вреде негативных действий человека,  информировать  население о людях, которые несут в мир добро и справедливость, для которых главная ценность в жизни- помогать людям.    

22% студентов подчёркивали необходимость  улучшения и активизации  воспитательной работы во всей системе образования, так как успех  в воспитании в немалой степени зависит от  культурного «фона».  Поэтому вполне естественно, что 10%  опрошенных отмечали особую значимость школы и ДОУ   в повышении    внутренней и духовной  культуры общества.

5% студентов предлагают, не только навести порядок    во всех сферах жизнедеятельности, но и  ввести цензуру со стороны общественных организаций. Возможно,  тем самым мы сможем  остановить коррупцию в стране, о которой говорят тоже 5% опрошенных.

5% студентов считают, что необходимо оздоровить как государство, так и его правительство. Скорее всего, они имели  в виду повышение роли государства  в процессе нравственного воспитания детей и молодёжи.   Мыслитель античности Аристотель отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб». А Н. Бердяев  отметил, что, «государство должно поддерживать минимум добра  и справедливости, ибо без этого минимума  оно не может быть сильным и  устойчивым».

Таким образом, большинство студенческой молодёжи признаёт наличие весьма неблагоприятной тенденции  в нравственной жизни российского общества, которое осложняет формирование  нравственных чувств, представлений, создаёт предпосылки для нигилизма.  

Однако вряд ли стоит впадать в уныние или панику, ибо не всё так однозначно плохо.  О том, что в душах опрошенных  юношей и девушек не исчез свет Добра, свидетельствуют ответы студентов   двух вопросов, где следовало выбрать пять для них  наиболее значимых   нравственных качеств и записать отрицательные качества, которые не приемлемы для них.

60% студентов выделили такое обобщённое качество как доброта.  Это свидетельствует о том, что,  несмотря на  все сложности нашего времени, у людей не остыла тяга к святому-Добру, к высоким нравственным ценностям.

На второе место вышли такие положительные нравственные  качества, как: ответственность и  честность (по 58%), на  третье место - справедливость (54%). На четвёртое место - дружба (49%) и порядочность (49%), на пятое- любовь (46%).

Студентами были названы 50 отрицательных   качеств личности.         Среди пороков студентов в большей степени отталкивают: лживость (60%),  скупость (45%),  злобность (43%), эгоизм (34%), лицемерие (30%),  безответственность (25%), предательство (24%), высокомерие (15%) и другие.

Рассматривая результаты данного социологического  исследования, нельзя не учитывать юношеский максимализм, житейскую неопытность молодых людей, их пока недостаточно сформированную общую культуру и вследствие этого  зависимость от различных авторитетов, от СМИ и т.д.

И всё же, как нам  представляется, студенчество отражает настроение не только значительной части  молодежи, но и старшего окружения (родственников, соседей, учительства и т.д.). И нам всем есть над чем подумать в этом смысле.

Анализируя  результаты проведённого исследования, пришли  к выводу,  что    проблема нравственного воспитания относится сегодня к   острым и актуальным не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с  которым  встретилось  наше общество  в  результате  так  называемых  «реформ»,   оказывают   негативное воздействие, прежде всего, на детей,  подростков  и  молодёжь,  не  обладающих определенной культурой.

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в  нравственном  воспитании  наносят обществу такой невозвратимый  и  невосполнимый  урон,  что  при  недостатках другого  характера  (например,  телесного  или  этического)  большего  вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим   главная  роль  в  нравственном воспитании отводится педагогу. Мы, как будущие учителя начальных классов и воспитатели, должны сформировать у маленького человека убеждения, которые в дальнейшем обеспечат им солидарность с людьми и выработают такие  вечные ценности как: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др.

 Важно, чтобы свободное развитие каждого явилось условием свободного развития всех. Об этом должен помнить каждый, кто посвятил себя быть Настоящим человеком на земле.

И в заключение   обратитимся к словам Ж.Ж. Руссо «Вся нравственность человека заключается в его намерениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание на уроках математики

Основная моя задача, как и любого другого учителя – способствовать развитию личности, воспитать Человека...

Опрос учащихся о духовно-нравственном воспитании молодёжи

Опрос  о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Нужны ли в современном мире духовно-нравственные ценности?–нужны...

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    -    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...

Технология нравственного воспитания учащихся инвалидов в ГАОУ НПО СО "Саратовском профессиональном училище--интернате для инвалидов"

В данной работе освещены аспекты  нравственного воспитания обучающихся инвалидов в Саратовскоим профессиональном училище-интернате...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...