«Взаимосвязь групповой совместимости и психологической устойчивости у девочек в возрасте 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой»
опыты и эксперименты по теме

Солодовникова Наталья Константиновна

Исследование  автора по проблеме психологической устойчивости. все материалы собраны и проанализированы на детях, которые в настоящее время тренируются под руководством автора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_2.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь групповой совместимости и психологической устойчивости у девочек в возрасте 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой»

                                                                   

Тренер-преподаватель

первой категории

Солодовникова Н.К.

Завоевание российскими спортсменками золота на Олимпийских играх и вся история российской художественной гимнастики предопределили высокую популярность данного вида спорта в нашей стране.

Современная художественная гимнастика предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, не только физической, но и психологической и характеризуется  напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса. Поэтому требуется еще более качественный подход к специальной подготовке гимнасток, основывающийся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционируют гимнастки.

Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием.

Отсюда целью нашего исследования стало  определение  взаимосвязи  групповой совместимости и психологической устойчивости у девочек занимающихся художественной гимнастикой в возрасте11-12 лет.

Объект исследования: девочки в возрасте 11-12 лет, занимающиеся художественной гимнастикой.

Предмет исследования - групповая совместимости и психологическая устойчивость у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

Мы предположили, что у девочек, занимающихся художественной гимнастикой по индивидуальной программе и в групповых упражнениях,  уровень групповой совместимости  и психологической устойчивости имеют разный уровень выраженности.

Исследование проводилось на базе детской спортивной школы г. Мурома Владимирской области и в исследовании приняло участие  40 человек.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими. Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

И.С. Кон пишет: «Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика, владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок» [5, с.36].

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток, тем не менее, нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу [5].

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует подростка к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах [6].

Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим проблемам. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества [6].

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое подросток производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности, тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В.С. Мухина отмечает: «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции» [6, с.177].

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

«Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей» [6, с.43].

И.С.Кон считает главным психологическим приобретением данного этапа онтогенеза открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается подростками как ценность.

Художественная гимнастика – это, прежде всего, работа с предметами под музыку. В художественную гимнастику входит и хореография, и акробатика, и виртуозное владение такими предметами как скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. В этом спорте присутствует жёсткая конкуренция между гимнастками и командами, а также немаловажно, что не только мастерство гимнастки в целом, но и её настроение во время выступления может повлиять на судейскую оценку.

Настоящая художественная гимнастика  начинается с того момента, когда гимнастка  начинает чувствовать свое тело и предмет, когда она может и телом, и предметом выразить музыку.

Сам момент выступления, то есть выполнение упражнения на соревнованиях, в этом виде спорта требует высокой концентрации, выносливости, эмоциональной стабильности, чувства ритма, точности, координации и высокий уровень самоконтроля [2]. В течение 1,5-2,5 минут  гимнастка должна продемонстрировать свои лучшие спортивные качества, артистизм, эмоции, высочайший уровень хореографии и безупречное владение предметом.

Всё это требует не только хорошей физической формы, но и специальной психологической подготовки, которая основывается на следующих принципах [3]:

  • Психологическая подготовка гимнастки – часть общей тренировочной программы, которая связана с физической, технической и тактической подготовками.
  • Внимание, мышечное расслабление, внутренняя речь (внутренняя речь – это внутренний план, команды самой себе во время исполнения: «стоять, ловить, до конца, внимательно, улыбаться»), различные мысленные представления своего упражнения или его элементов на тренировках и другие.
  • Психологические качества подобно физическим и техническим, могут совершенствоваться и развиваться.

Для тренировки психологических качеств требуется специальная подготовка с определённым содержанием и временной длительностью.

 «В специальных психологических характеристиках предусмотрено  нескольких разделов:

1. Оценка степени развития психических функций, качеств, значимых психомоторных способностей и морально- волевых качеств.

2. Индивидуально-психологические особенности:

а) особенности нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности);

б) темперамент (динамиканервных процессов); сензитивность (чувствительность), реактивность (впечатлительность), пластичность (приспособляемость), темп реакций, экстраинтровертность;

в) характер (устойчивые привычки и типичное поведение);
г) характеристика типичных психических состояний: предстартового, психической готовности, стрессового, утомления и др.

3. Наличие специальных психологических знаний и умений: знание типичных предстартовых состояний, методики формирования состояния боевой готовности, умения регулировать психологическое состояние, наличие индивидуальной системы подготовки к соревновательному старту» [8].

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Групповая совместимость – это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности [1].

Нижний уровень групповой совместимости составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, сенсомоторная согласованность при выполнении ими совместных действий, интенсивность коммуникативных внутригрупповых связей, взаимность социометрических выборов [7]. На более высоком уровне групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий — представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при реализации общей для всех цели. Высший уровень групповой совместимости находит свое отражение в предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, групповой идентификации, адекватности возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга, во взаимной референтности членов группы.

Групповая совместимость может быть физиологической и психологической. Однородная (по полу и возрасту) группа может резко ухудшить свой общий результат из-за различной натренированности ее членов. Различие навыков и умений совместно обучающихся или работающих, различная их выносливость, а также разные отношения к учебе или производственной работе приводят к психологической несовместимости.

Групповая психологическая совместимость зависит чаще всего — от особенностей характера личности каждого из входящих в группу. Причем их характерологические черты должны быть не тождественными, но обязательно совместимыми. В создании психологического климата большое значение имеет и общественное настроение, также часто зависящее от групповой совместимости [7]. Оно непосредственно создает в группе положительный или отрицательный психологический климат. Нередко случается так, что почти вся группа дружна, деятельна и оптимистически настроена, а один ее член, только что появившись в группе или находясь в ней малозаметным, обостряет отношения с кем-либо сначала каким-нибудь одним аморальным поступком, а потом начинает грубить и вредить всему коллективу. Такой аффект неадекватности — бурное проявление несовместимости с утратой волевого контроля обычно вызревает постепенно, начиная с замкнутости, отчужденности от коллектива и безразличного, а чаще всего халатного отношения к делу, затем происходит вспышка аффекта неадекватности. Таких людей обычно называют дезорганизаторами, но эта дезорганизация начинается, прежде всего, с симптомов психологической несовместимости — значит, при умелом управлении учащимися, в частности их межличностными отношениями, дезорганизацию можно предотвратить.

Самооценка имеет большое значение в поведении и отношении к группе и к делу. Она зависит от соотношения уровня притязаний и реальных достижений. Чем большего хочет человек и чем меньшего достигает, тем конфликтнее его личность, тем вероятнее возникновение аффекта неадекватности и нарушения групповой совместимости. И, наоборот, чем ниже уровень личных притязаний и чем значительнее достижения, тем больше человек доволен окружающими его людьми и тем делом, которым вместе с ними занимается.

Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности [1].

Критерии оценки совместимости: результаты совместной деятельности; эмоционально-энергетические затраты участников деятельности; удовлетворенность участников этой деятельностью.

Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других. В итоге это приводит к взаимодополняемости при совместном решении задач, так что конкретная производственная группа представляет собою определенною целостность.Уровни совместимости: социально-психологический;  психологический ;психофизиологический.Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы; индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку; приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов; коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Отличительной особенностью спорта по сравнению со многими другими видами деятельности является то, что спорт – это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей. Поэтому воспитание качеств спортсмена составляет органическую часть его общей психологической подготовки [3].

Основной задачей общей психологической подготовки гимнасток является развитие и совершенствование следующих качеств: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности,  инициативности, самостоятельности, смелости (мужества), настойчивости (упорства), решительности, самообладания, стойкости (силы воли) [8].

Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности [5]. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.

Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости.

На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости: стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность;  сопротивляемость (резистентность).

Способность сохранять постоянный уровень настроения и активности, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать упрощенности в ценностях, целях и стремлениях — также важная составляющая психологической устойчивости.

Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой — сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие. Для психологической устойчивости необходима способность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям [4].

Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость важная составляющая психологической устойчивости-позитивный образ Я, в котором в свою очередь существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты.

Мы провели эмпирическое исследование в котором, проследили взаимосвязи групповой совместимости и психологической устойчивости у девочек, в возрасте 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Всю  выборку испытуемых мы разделили  на две группы: 1 группа – девочки, занимающиеся индивидуальными упражнениям                               в художественной гимнастике; 2 группа – девочки, занимающиеся групповыми упражнениям   в художественной гимнастике.

В результате проведённого исследования были сформулированы следующие выводы:

1. У девочек 1 и 2 групп адекватный уровень самооценки и уровень притязаний. Незначительная степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний испытуемых позволяет предположить, что девочки 1 и 2 групп       в ситуации не только успеха, но и неудачи испытывают небольшой внутренний дискомфорт (фрустрационная толерантность) и характеризуются средней  личностной тревожностью.  

2. Высокий уровень ситуативной тревожности у девочек , занимающихся групповыми упражнениями может свидетельствовать о выраженном психоэмоциональном напряжении в стрессовой ситуации, также высокий уровень личностной тревожности                 у испытуемых 2 группы может свидетельствовать о высокой вероятности появления состояния тревожности у испытуемых в ситуациях, где речь идёт об оценке их компетентности, подготовленности.

3. Полученные результаты исследования типа фрустрационных реакций у девочек выступающих на соревнованиях  с индидуальными упраженениями и с групповыми с фиксацией на самозащиту, а это может свидетельствовать об активности субъекта в форме порицания, осуждения кого – либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту  своего «Я».

        По направленности  у всех экстрапунитивные реакции во взаимодействии, это свидетельствует о том, что доминируют ответы, содержащие обвинения, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта.  

4. Общее состояние девочек 1 и 2 группы по категориям самочувствие, активность и настроение – благоприятное, однако средние показатели самочувствия и активности ниже у девочек занимающихся групповыми упражнениями.

5. Из результатов исследования межличностных отношений испытуемых в группе видно, что положительное значение результата у девочек 2 группы, полученного по фактору «доминирование», свидетельствует о более выраженном стремлении к лидерству в общении, к доминированию, чем у девочек 1 группы.

Положительный результат по фактору «дружелюбие» у девочек 1 группы является показателем стремления к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат у девочек 2 группы указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности.

Данные , полученные в нашем исследовании, активно используются нами в процессе подготовки  юных спортсменок, не только тренером –преподавателем, но и психологом, работающим с данной категорией гтиимнасток.

В результате комплексного взаимодействия всего педагогического коллектива, спортивные результаты и достиженияспортсменок выросли, в сравнении с предыдущим годом. Данные эмпирического исслдеования взяты на вооружение и ипользуются другими тренерами в тренировочном процессе.

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 249 с.    
  2. Быстрова, И.В. Синтез гимнастики и танца / И.В. Быстрова // Гимнастический мир Санкт- Петербурга СПб.: 1999. с. 13.    
  3. Ванаев, Г.В., Влияние свойств личности спортсменов на их деятельность / Г.П. Ванаев, С.П.Фролов, H.A. Худадов // Психология- спортивной деятельности.- М.: ФИС, 1978.- С. 32-36  
  4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: «Знание», 1976.
  5. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. – М., 1984. – 329 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для  вузов. - 5-е изд. – М.: «Стереотип», 2000.-295 с.    
  7. Оллпорт Г. Личность в психологии. М.–СПб., 1998.    26
  8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.