Этическое воспитание как средство обогащения нравственной сферы жизнедеятельности школьника
методическая разработка на тему

Сухорукова Наталья Владимировна

Эффективности включения школьников в процесс этического воспитания способствует педагогическая технология системы воспитания основ этической культуры школьников с ее основополагающим принципом воспитательного влияния на учащихся — обеспечение единства целей и взаимосвязи мотивов, знания, чувства, поведения. Этот принцип воплощен в разнообразных приемах сочетания методических форм просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, психологическими тестами, экспериментами, педагогическими задачами, упражнениями и другими формами жизнедеятельности детей.

Психолого-педагогический комплекс методов и средств воспитательного влияния на личность позволяет обеспечить субъектный подход к воспитанию, вычленить динамику объектно-субъектной позиции ребенка в процессе его приобщения к этической культуре.

Результат включения системы воспитания основ этической культуры школьников в учебно-воспитательный процесс — нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, проявление доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпатии, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_eticheskomu_vospitaniyu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Этическое воспитание как средство обогащения нравственной сферы жизнедеятельности школьника».

                                                                Выполнила:

воспитатель Сухоруова Н.В.

Бутурлиновка 2015г.

Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в различных видах деятельности.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Поэтому характерной особенностью организации школьного нравственного воспитания в настоящее время является осуществление его в соответствии с научно разработанной программой.

Значение и функции школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Для достижения результатов в психическом и личностном развитии школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не просто в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его как личности, как субъекта, как индивидуальности.

Поэтому решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения: понимать ученика как субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира.

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н.В.Архангельского, Н.И. Болдырева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

На современном этапе плодотворно в этом направлении ведутся исследования В.А.Караковским, Н.М.Трофимовой, И.Хомяковым, А.И.Шемшуриной, Н.Е.Щурковой и др.

Теоретические основы этической культуры воспитания школьников – это нравственное становление личности в учебно-воспитательном процессе, особенности нравственного сознания младших школьников и специфика процесса нравственного воспитания.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек общественно ценного поведения.

В работах Выготского Л.С., Божович Л.И., Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Трофимовой Н.М., Вединяпиной В.А. большое значение уделяется рассмотрению этического и нравственного становления личности в учебно-воспитательном процессе. Анализ различных концепций нравственного формирования личности школьника показывает, что нравственное становление и развитие всегда связано с  изменениями,  происходящими в личности  школьника. В процессе нравственного воспитания ученик не сам вырабатывает нормы поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. В развитии и становлении личности младшего школьника важное значение имеет накопление нравственного опыта поведения. Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения как упрочившихся способов осознанных действий, доведенных до автоматического исполнения. В процессе формирования нравственного опыта следует учитывать ценность мотивов, результат поведения и характер самого действия. В процессе накопления опыта поведения следует формировать нравственное сознание, для того чтобы оно помогало правильно ориентироваться в выборе необходимых способов поведения и избавлять личность от груза старых привычек.

Нравственное сознание имеет два уровня: теоретический и обыденный. Если первый из них составляет система обобщенных взглядов, нравственных отношений, то второй уровень, являясь продуктом повседневной деятельности, отражает лишь отдельные стороны отношений и явлений. Наиболее важными элементами нравственного сознания следует считать идеи, взгляды, нормы, принципы и т.д.

Индивидуальное нравственное сознание ученика, определяемое общественным бытием и отражением в нем своего «я», в развитии проходит три стадии: переход от случайных к целенаправленным действиям, отделение себя от своих действий, переход осознания своих действий к сознанию своих личных качеств.

Признаком усвоения понятия является умение использовать его на практике. Система понятий образует необходимые нравственные знания, которые имеют общественное и личностное значение. Знания являются начальным звеном в процессе освоения учащимися нравственных ценностей.

Усвоение нравственных понятий не самоцель, и лишь ступенька к тому, чтобы сформировать у них на этой основе стойкие убеждения, которые и являются регулятором поведения. Нравственные убеждения - это твердые взгляды, в которых проявляется уверенность в истинности моральных идей и которым личность готова следовать.

Формированию нравственных убеждений присущ ряд стадий.
Первоначально ученик усваивает необходимые знания, затем он использует их в практике поведении, в ходе которой могут возникнуть противоречия между имеющимися представлениями и результатами действий. Анализ и оценка противоречий и служит базисом в формировании убеждений.

Организация работы по формированию нравственных понятий и убеждений строится с учетом того, что в структуре убеждений младших школьников доминирующую роль играет эмоциональная сфера. Эмоции, возникающие в процессе активного отношения ученика к окружающей действительности и к самому себе, содействуют активизации различных психических процессов и становятся побудительной силой к волевым действиям и поступкам.

В процессе овладения нравственным опытом школьники проявляют активность, источником которой служат различные общественные, личные потребности и интерес как отношение, определяемое объективными условиями.

В нравственном развитии учащихся важное место занимает совокупность установок ориентаций, с помощью которых ученик оценивает ситуацию и избирает в связи с этим необходимый образ действий.

В нравственном воспитании важную роль играют не только источники, но и стимулы как побудительные причины, обусловливающие активизацию и ускорение нравственного развития личности. В числе стимулов можно назвать педагогические требования, оценки и общественное мнение.

В младшем школьном возрасте наибольшее влияние на развитие нравственного сознания оказывает учение, общение и совместная деятельность со взрослыми. Характерной особенностью учащихся начальных классов является стремление соблюдать нравственные требования коллектива. Школьники этого возраста проявляют положительное отношение к необходимости сочетать личные и общественные интересы во всех сферах деятельности и общения.

В основе особенностей формирования нравственного сознания младшего школьника лежит объем знаний и навыки мышления, которые ограничены его возрастным опытом. Формирование полноценных нравственных понятий требует того, чтобы сознание школьника было обеспечено достаточно широкой системой моральных фактов-представлений и поддержано чувствами, а также того, чтобы нравственные правила были закреплены в действиях.

Нравственное становление ребенка не сводится к простому закреплению внешних форм поведения, а заключается в сложном процессе их трансформации - в обобщении, видоизменении и сокращении при переходе во внутренние формы поведения.

О.С.Богданова, В.И.Петрова считают, что в формировании нравственного сознания младших школьников в процессе педагогического руководства можно условно выделить в несколько этапов: усвоение нравственных норм под воздействием требований к их выполнению и контроля за этим процессом; осознание нравственных категорий на основе восприятия требований; постоянное перерастание сознания в самосознание в результате самостоятельной аналитико-синкретической деятельности личности; выход сознания из области личного опыта на уровень обобщения социального нравственного опыта; становление нравственной позиции личности, определяющей акты нравственного поведения.

А.И.Шемшурина считает, что процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности.

С развитием нравственного сознания тесно связано развитие самосознания ребенка. Оно представляет собой своеобразную форму сознания, которая заключается в познании человеком самого себя. Дети, показывающие высокий уровень развития нравственного самосознания, как правило, лучше развиты в интеллектуальном отношении.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.

Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности.

В нравственном потенциале личности А.И.Шемшурина выделяет такие ее нравственные основания, в которых заключена сущность отношений человека с окружающим миром и которые интегрируют в себе важнейшие качества: гуманность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. С точки зрения педагогической теории, процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов.

Качественная сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование, эффективность процесса воспитания.

Нравственное воспитание и развитие личности школьника может эффективно осуществляться в процессе этического образования и воспитания учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса школы средствам прикладной этики. Система воспитания основ этической культуры школьников как органичная часть учебно-воспитательного процесса школьного учреждения позволяет осуществлять этическое образование и воспитание учащихся, аккумулируя и развивая нравственные знания, объединяя в единый воспитательный процесс этического влияния на учеников все структурные компоненты жизнедеятельности школы: урок, социальное пространство, внеурочную деятельность.

Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям обеспечено содержанием и педагогической технологией системы воспитания основ этической культуры школьников. Все компоненты системы позволяют педагогу последовательно, через сферу эмоционально-чувственного и рационально осознанного восприятия в их единстве и взаимосвязи погружать школьников в сферу этических проблем жизнедеятельности человека и в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальным нравственным опытом детей формировать и развивать их этическую культуру.

Эффективности включения школьников в процесс этического воспитания способствует педагогическая технология системы воспитания основ этической культуры школьников с ее основополагающим принципом воспитательного влияния на учащихся — обеспечение единства целей и взаимосвязи мотивов, знания, чувства, поведения. Этот принцип воплощен в разнообразных приемах сочетания методических форм просвещения с деятельностью, игрой, творчеством, психологическими тестами, экспериментами, педагогическими задачами, упражнениями и другими формами жизнедеятельности детей.

Психолого-педагогический комплекс методов и средств воспитательного влияния на личность позволяет обеспечить субъектный подход к воспитанию, вычленить динамику объектно-субъектной позиции ребенка в процессе его приобщения к этической культуре.

Результат включения системы воспитания основ этической культуры школьников в учебно-воспитательный процесс — нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, проявление доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпатии, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства.

Процесс нравственного развития личности школьника в системе воспитания основ этической культуры рассматривается в поэтапном движении, имеющем свои особенности:

а) нравственное ориентирование личности через широкий спектр насыщения школьников этическими знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами включения учеников в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учетом возрастных особенностей детей, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность;

б) эмоционально-образное сосредоточение школьников на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности;

в) концентрация развивавшихся нравственных представлений, чувств школьников на нравственном выборе через стимулирование внутренних усилий ребенка в различных ситуациях, включенных в этические занятия и естественно возникающих в повседневной жизни;

г) создание педагогических условий для нравственного самоопределения школьника, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности;

д) развитие у школьника формирующейся потребности в нравственном самосовершенствовании через создание условий для рефлексии относительно проявленного им нравственного выбора, личностной позиции.

Система нравственного воспитания основывается на осуществлении согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся, на использовании приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием, на взаимосвязи и взаимовлиянии воспитываемых моральных качеств у детей и последовательности развития этих качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Основная цель этического воспитания – это формирование нравственного поведения, которое реализуется через систему этических воспитательных дел, и организуются с учетом индивидуальности каждого воспитанника и особенностей конкретной ситуации. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях и дают возможность свободного нравственного выбора для личности.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985
  2. Артюхова Е.Ю. Нравственный императив в социализации личности //Мир психологии. - 1988. - №1. - с. 66-77.
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М., 1979.
  4. Бездетко Т.М. О нравственном воспитании //Начальная школа. -1990. -№7.-с. 18.
  5. Битинас Б. П. Введение в философию воспитания. - М., 1996.
  6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М. – Р/на Д, 1999.
  7. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. – М., 1984.
  8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М, 1979.
  9. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М., 1978.
  10. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. - Минск: Высшая школа, 1982. - 176 с.
  1. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М., 1990.
  2. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. - М., 1984. -80 с.
  3. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? //Начальная школа. - 2004. - №3.
  4. Гребенникова Т.П.   О  воспитании  нравственных  чувств.- М., 1992.
  5. Гессен С. И. Основы педагогики. -  М., 1995.
  6. Гриценко Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика: Учеб. пособие. – Волгоград, 2001.
  7. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977.        
  9. Духовность России: современный этап. Материалы научно-практической конференции. – Тюмень, 2002.
  10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.
  11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование описательных загадок как средства обогащения лексики старших дошкольников"

Методическая разработка использования описательных загадок состоит из трёх этапов работы с детьми. Каждый этап подробно описан, даются приемы работы сдетьми, игры, литература и работа с родителя...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное,  патриотическое  развитие  и  воспитание  обучающихся  является  первостепенной  задачей  современной  образовательной  сис...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.

Статья, раскрывающая формы и методы воспитания детей средствами культуры....

Курсовой проект Фестиваль по сказам П.П. Бажова как средство формирования нравственных ценностей у младших школьников

Вопросы духовно – нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к с...

ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Произведения духовно-нравственной тематики как средство формирования личностных качеств младших школьников...

ВКР: Музыкальный центр как средство духовно-нравственного воспитания детей седьмого года жизни

Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 143группы Семеновой Виктории Васильевны на тему Музыкальный центр как средство духовно-нравственного в...