План по самообразованию «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитании дошкольников»
материал
методическая разработка по развитию речи ( старший возраст)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»
План по самообразованию на 2025 - 2026 гг.
«Сказка, как средство духовно – нравственного воспитании дошкольников»
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Лобчикова Лариса Анатольевна
Поспелиха, 2025 г.
Актуальность темы:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
- В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
- Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Этап работы над темой: 1 год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2025 г
Предполагаемая дата окончания работы: май 2026г
Задачи:
1. Побуждать у детей интерес к сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К. Чуковского).
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Форма отчѐтности:
• Сделать консультацию для воспитателей по развитию «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитании дошкольников»
• Провести анкетирование родителей.
• Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
• Провести для педагогов мастер- класс.
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
• настольно – печатные игры;
• прослушивание аудиозаписей сказок;
• пальчиковые игры со стихами;
• пальчиковый театр;
• беседы;
• заучивание наизусть;
• игры - инсценировки;
• заучивание наизусть;
• чтение русских народных сказок;
• игры-драматизации;
• раскраски;
• дидактические игры;
• рассматривание иллюстраций;
• рисование иллюстраций к произведению;
• групповые выставки;
1 ЭТАП - теоретический
· определение темы;
· определение целей и задач;
· составление плана.
2 ЭТАП— подготовительный
· подбор народных сказок;
· подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;
· подбор материала, пособий;
· составление перспективного плана мероприятий;
· проведение предварительной работы с родителями;
· подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
3 ЭТАП — основной
· познакомить детей с русско-народными сказками и произведениями В. А. Сухомлинского;
· формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
· обогащать и активизировать словарный запас;
· развивать связную речь;
· развивать интерес к сказкам;
· развивать творческие способности детей;
· развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
· воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
· воспитывать активность и самостоятельность;
· создать развивающую среду по данной теме.
4этап – заключительный
· Подведение итогов.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2025–2026 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Результат |
1 | 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитании дошкольников»: постановка целей и задач по данной теме. Работа с родителями: Консультация для родителей: тема «Как подружить ребёнка с книгой». | сентябрь | Анализ изученной литературы. Консультация для родителей. |
2 | 1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей». 2. Чтение и пересказ сказки: «Красивое слово и красивые дела». 3. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Работа с родителями: тема Консультации для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу». | октябрь | Рассматривание иллюстрации. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. Консультация для родителей. |
3 | 1. Создание картотеки сказок для работы с детьми. 2. Пересказ сказки «Как Федя почувствовал в себе Человека » 3. Чтение сказок: «Легенда о материнской любви» В. Сухомлинский. 3. День матери «Маму очень я люблю» Работа с родителями: Консультации для родителей: тема «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» | ноябрь | Картотека сказок. Дидактическая игра: «Угадай сказку». Организация конкурса для мам. Консультация для родителей. |
4 | 1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми». 2.Чтение русской народной сказки «Всяк по - своему» 3.Чтение сказки «Стеклянный человек» В.Сухомлинский. 5.Чтение сказки «Девочка и ромашка» В. Сухомлинского Работа с родителями: Консультации для родителей: тема: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки». | декабрь | - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» - Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). Консультация для родителей. |
5 | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка». 2.Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» 3.Чтение сказки «Семь дочерей» В. Сухомлинский. 4.Чтение детям сказки: «Белая уточка». Работа с родителями: Консультации для родителей: тема: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека». «Как подружить ребёнка с книгой» | январь | Акция «Дерево добрых дел» Речевая игра «Говорим ласковые слова» Консультация для родителей. -Беседа индивидуальная с родителями |
6 | 1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». 2.Чтение сказки В А. Сухомлинского «Куда муравьишки спешили» 3.Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. 4.Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского 2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят» Работа с родителями: тема Консультация для родителей: тема «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». Мастер-класс для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки» | февраль | Д. игра «Я начну, а ты продолжи» Дидактическая игра: «Угадай предмет из сказки» Уборка в игровых уголках. Консультация для родителей. |
7 | 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка». 2.Чтение сказки «Мальчик и колокольчики ландышей» В.А. Сухомлинский. Работа с родителями: тема «Как выбрать полезную сказку для малыша». «О чем и как беседовать с детьми после чтения». | март | - Мини-музей «Русские сказки» - Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». - Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Индивидуальные беседы с родителями. |
8 | 1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей». 2.Учить детей обыгрывать знакомые сказки. 3.Драматизация русско-народной сказки «Репка» Работа с родителями: тема Консультация для родителей: «Какая прелесть – эти сказки». | апрель | Применение цитат из сказок в режимных моментах. Добавить материал в театральный уголок. Консультация для родителей. |
9 | 1. Самоанализ плана по самообразованию. 2.Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки. 3.Драматизация русско-народной сказки «Колобок» Работа с родителями: «Наши любимые сказки». Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка» | май | Применение цитат из сказок в режимных моментах. Выставка работ детей и родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.
Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...
Презентация "Духовно - нравственное воспитание обучающихся, как средство успешной социализации"
Материалы данной презентации отражают работу педагогического коллектива общежития КГБ ПОУ № 11....

ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
«Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов
laquo;Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

ВКР: Музыкальный центр как средство духовно-нравственного воспитания детей седьмого года жизни
Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 143группы Семеновой Виктории Васильевны на тему Музыкальный центр как средство духовно-нравственного в...