План по самообразованию «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитании дошкольников»
материал

методическая разработка по развитию речи ( старший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2025-_2026.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                         «Детский сад №5 «Ромашка»

                  План по самообразованию на 2025 - 2026 гг.

«Сказка, как средство духовно – нравственного воспитании дошкольников»

Воспитатель высшей

                        квалификационной   категории:

Лобчикова Лариса Анатольевна

                         

                                 

                                                     Поспелиха, 2025 г.

Актуальность темы: 

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Этап работы над темой: 1 год 

Дата начала работы над темой: сентябрь 2025 г

Предполагаемая дата окончания работы: май 2026г

Задачи:

1. Побуждать у детей интерес к сказкам.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К. Чуковского).

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5. Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Форма отчѐтности:

         • Сделать консультацию для воспитателей по развитию «Сказка, как средство                                                                            духовно – нравственного воспитании дошкольников»

• Провести анкетирование родителей.

    • Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

Провести для педагогов мастер- класс.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

 • настольно – печатные игры;

 • прослушивание аудиозаписей сказок;

• пальчиковые игры со стихами;

• пальчиковый театр;

• беседы;

• заучивание наизусть;

• игры - инсценировки;

• заучивание наизусть;

 чтение русских народных сказок;

 игры-драматизации;

• раскраски;

• дидактические игры;

 • рассматривание иллюстраций;

 рисование иллюстраций к произведению; 

• групповые выставки; 

1 ЭТАП - теоретический

· определение темы;

· определение целей и задач;

· составление плана.

2 ЭТАП— подготовительный

· подбор народных сказок;

· подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

· подбор материала, пособий;

· составление перспективного плана мероприятий;

· проведение предварительной работы с родителями;

· подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

             3 ЭТАП — основной

· познакомить детей с русско-народными сказками и произведениями В. А.  Сухомлинского;

· формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

· обогащать и активизировать словарный запас;

· развивать связную речь;

· развивать интерес к сказкам;

· развивать творческие способности детей;

· развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

· воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

· воспитывать активность и самостоятельность;

· создать развивающую среду по данной теме.

4этап – заключительный

· Подведение итогов.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2025–2026 гг. по теме:

 «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

п/п

Содержание работы

Сроки

Результат

1

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитании дошкольников»: постановка целей и задач по данной теме.

Работа с родителями:

Консультация для родителей: тема «Как подружить ребёнка с книгой».

сентябрь

Анализ изученной литературы.  

Консультация для родителей.

2

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

2. Чтение и пересказ сказки: «Красивое слово и красивые дела».

3. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Работа с родителями: тема

Консультации для родителей:

«Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу».

октябрь

Рассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей.

3

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Пересказ сказки «Как Федя почувствовал в себе Человека »

3. Чтение сказок: «Легенда о материнской любви» В. Сухомлинский.

3. День матери «Маму очень я люблю»

Работа с родителями: 

Консультации для родителей: тема

«Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

ноябрь

Картотека сказок.

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Организация конкурса для мам.

Консультация для родителей.

4

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».

2.Чтение русской народной сказки «Всяк по - своему»

3.Чтение сказки «Стеклянный человек» В.Сухомлинский.

5.Чтение сказки «Девочка и ромашка» В. Сухомлинского

Работа с родителями:

Консультации для родителей: тема: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

декабрь

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

- Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Консультация для родителей.

5

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

2.Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

3.Чтение сказки «Семь дочерей» В. Сухомлинский.

4.Чтение детям сказки: «Белая уточка».

Работа с родителями:

Консультации для родителей: тема: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

«Как подружить ребёнка с книгой»

январь

Акция  «Дерево добрых дел»

Речевая игра «Говорим ласковые слова»

Консультация для родителей.

-Беседа индивидуальная с родителями

6

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

2.Чтение сказки В А. Сухомлинского «Куда муравьишки спешили»

3.Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

4.Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»

Работа с родителями: тема

Консультация для родителей: тема «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Мастер-класс для педагогов «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки»

февраль

Д. игра «Я начну, а ты продолжи»

Дидактическая игра: «Угадай предмет из сказки»

Уборка в игровых уголках.

Консультация для родителей.

7

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

2.Чтение сказки «Мальчик и колокольчики ландышей» В.А. Сухомлинский.

Работа с родителями: тема

 «Как выбрать полезную сказку для малыша».

 «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

март

- Мини-музей «Русские сказки»

- Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

- Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

Индивидуальные беседы с родителями.

8

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей».

2.Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

3.Драматизация русско-народной сказки «Репка»

Работа с родителями: тема

Консультация для родителей:

 «Какая прелесть – эти сказки».

апрель

Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Добавить материал в театральный уголок.

Консультация для родителей.

9

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2.Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

3.Драматизация русско-народной сказки «Колобок»

Работа с родителями:

 «Наши любимые сказки».

Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка»

май

Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Выставка работ детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание обучающихся, как средство успешной социализации"

Материалы данной презентации отражают работу педагогического коллектива общежития КГБ ПОУ № 11....

ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...

«Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов

laquo;Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

ВКР: Музыкальный центр как средство духовно-нравственного воспитания детей седьмого года жизни

Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 143группы Семеновой Виктории Васильевны на тему Музыкальный центр как средство духовно-нравственного в...