Экспедиционный туризм в системе средств социально-психологической адаптации подростков
статья на тему

Бураков Александр Викторович

В этой статье рассматривается роль экспедиционного туризма в психологической и социальной адаптации подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspeditsionnyy_turizm_v_sisteme_sredstv_sotsialno.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Экспедиционный туризм в системе средств социально-психологической адаптации подростков.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

В связи с утратой старых социальных институтов необходима выработка новых технологий социализации, внедрение которых способствовало бы, во-первых, удовлетворению потребностей личности, группы, общества в целом; во-вторых, обучению человека осмысленно «обрабатывать» механизм реализации своего поведения, адекватного общим социальным условиям или конкретной социальной ситуации, в которой человек находится. Представляется, что наиболее эффективно применение этих технологий к такому институту социализации как школа и система дополнительного образования.

Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства.

Участие в жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления – подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности.

Таким образом, основная идея педагогической деятельности в системе дополнительного образования на сегодняшний день – это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации личного опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельности.

В условиях детского объединения туристкой направленности перед подростками может выдвигаться большое разнообразие перспектив.

Неспроста сегодня в школе обеспечением воспитательной деятельности является программа не только воспитания, а воспитания и социализации обучающихся.

Основными направлениям воспитательной деятельности подростковых туристских клубов становится формирование социальной компетентности обучающихся для обеспечения условий активной социализации школьников, развития самоуправления.

В этой связи, детское объединение экспедиционного туризма является особым воспитательным пространством социально-психологической адаптации подростков. Предоставляемая в нем каждому ребенку возможность осознать себя реальной частью конкретной туристской группы  со своими правами, обязанностями, и их реальным, активным проявлением; наличие многообразной по содержанию социально-ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению поведенческого опыта; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей позволяют рассматривать детское общественное объединение в качестве воспитательного пространства и социально-психологической адаптации подростков.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное социализацию подростков, являются:

а) вовлечение подростков специально организованную деятельность, направленную на приобретение личного опыта;

б) использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования, которая обеспечивает каждому подростку возможность реализовать различные позиции членов объединения (от исполнителя до организатора);

в) осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития личных качеств.

На сегодняшний день, существует достаточно много разновидностей туризма, классифицируемых по различным признакам. Среди них и такой вид как экспедиционный туризм. При условии соответствующей организации к экспедиционному туризму подростков можно отнести довольно широкий спектр деятельности:

  • научные и познавательные туры (орнитологические, ботанические, ландшафтно-географические, археологические, этнографические и др.);
  • приключенческие туры (пешие, водные, конные, горные), включающие попутные исследования региона;
  • летние студенческие практики;
  • летние лагеря и программы для школьников с исследовательской составляющей;
  • поездки выходного дня с исследовательской составляющей;
  • туризм, связанный с посещением конференций и др.

              Врожденная тяга человека к природе, положительное восприятие им природной среды, любознательность, стремление к достижениям органично сочетаются в занятиях экспедиционным туризмом, в том числе развиваемым в рамках дополнительного образования школьников.

 Экспедиционный туризм обычно трактуется как разновидность детскоюношеского туризма, в которой основное внимание уделяется не спортивным достижениям, а основам научных исследований, развитию познавательных склонностей, гармоничному сосуществованию с природой.

Разностороннее развитие школьников в процессе занятий экспедиционным туризмом обусловлено изучением широкого круга смежных вопросов (физической культуры, географии, геологии, биологии, экологии, истории края) во внешкольной обстановке.

Можно отметить, что, несмотря на объективную потребность общества в успешно адаптирующейся в современных условиях личности, образовательные учреждения вследствие их инертности не способны в полной мере обеспечить развитие лидерских качеств подростка.

В связи с этим возрастают потребности системы дополнительного образования в совершенствовании процесса социализации подростков и научнометодическом обеспечении этого процесса различными средствами. Решение последней задачи требует поиска и обоснования педагогических условий, форм, методов и средств развития личности подростка.        

В теоретических исследованиях, подтвержденных практикой, обоснован и экспериментально проверен комплекс мер для социально-психологической адаптации подростка средствами экспедиционного (исследовательского туризма).

Для рассматриваемого в настоящем исследовании подросткового периода, ведущей деятельностью является общение в системе общественно-полезной и учебно-профессиональной деятельности.

Особый научный интерес представляет туристско-экспедиционная деятельность в рамках системы дополнительного образования. Широкие возможности данного вида деятельности для стимуляции активности субъекта воспитания, межличностного и конвенциального общения, коллективного взаимодействия, профориентации позволяют сделать вывод об эффективности использования туристско-экспедиционной деятельности для развития личности ребенка и адаптации его к современным условиям.

Исследования влияния туристско-экспедиционной деятельности на формирование личности были начаты в 60-е годы Н. Н. Бескаравайньм, К. Н. Волховом, И. П. Ивановым, И. Н. Пилат, А. Д. Солдатенковым.

В 70-е годы исследования П. И. Истомина, И. Н. Пилат, М. Н. Ямницкого, продолжили и углубили представления о роли туристско-экспедиционной деятельности в воспитании детей и подростков; дальнейшее развитие проблема получила в 80-90-е годы в работах И. А. Беккер, Н. В. Бушмановой, Ю. А. Грабовского, И. А. Дрогова, В. В. Дранишникова, А. П. Климова, Ю. С. Константинова, А. А. Остапца-Свешникова, С. А. Сергеевой, Л. Ю. Юркиной.

В данных исследованиях было последовательно доказано, что успеху социально-психологической адаптации подростков способствуют [18].

  • актуализация мотивационной сферы подростка за счет наполнения социальнозначимой деятельности личностным смыслом;
  • грамотное педагогическое сопровождение развития личностных качеств подростка.

Подчеркнем, что детское объединение туристской направленности создает условия для удовлетворения потребностей, интересов подростков, для конструктивного, творческого взаимодействия. При этом за ребенком остается право свободного выбора видов деятельности. Сила детских объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие. Таким образом, детское объединение, основанное, как правило, на общности интересов детей (а также взрослых), добровольном включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия: для удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализации возможностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми.

Предоставляемая возможность в детском туристском объединении каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие в детском общественном объединении субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта позитивного поведения; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей, являются предпосылками для успешной социально-психологической адаптации подростков. Следовательно, детское туристское объединение можно рассматривать в качестве воспитательного пространства наиболее позитивного, благополучного, эффективного развития личностных качеств подростков - его участников.

        На протяжении всей жизни в человеке протекают два взаимосвязанных процесса: личностное становление и процесс социализации, вхождение человека в общность. Туристская деятельность играет большую роль в становлении личности подростка. Она задействует духовно-нравственную, физическую, эмоционально-чувственную, волевую, потребностно-мотивационную, а также интеллектуальную сферы ребенка. Возможности туристской деятельности в развитии подростка реализуются наиболее эффективно и полно, если в условиях этой деятельности используется специальный психолого-педагогический комплекс.

Туризм и экспедиционная деятельность – интегративная деятельность, которая при разумной организации дает огромные образовательно-оздоровительные результаты:

Во-первых, занимаясь в детском объединении, обучающийся может приобрести качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это овладение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время туристских прогулок и походов, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение обучающегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования.

Во-вторых, в туристской деятельности можно сформировать у школьников и качества субъекта общения. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представление о моральных нормах поведения общества и формируют отношение к ним как к ценности. Подросток приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникационные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций.

В-третьих, туристско-экспедиционная деятельность имеет необходимый потенциал для развития лидерских задатков. Коллективный характер деятельности пробуждает у ее участников интерес к жизни в коллективе единомышленников. Многолетняя практика походов дает опыт планирования туристской деятельности класса, организации работы органов самоуправления, контроля реализации принятых решений. В старших классах выполнение обязанностей помощников классных руководителей в проведении туристских прогулок и походов формирует навыки руководства группами обучающихся. А участие в самоуправлении туристской группы – постоянную необходимость проявления ответственности.

В-четвертых, включение обучающегося в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе способствует формированию готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении можно дать обучающемуся специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у обучающегося формируется отношение к собственному здоровью как ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Опыт различных видов походов поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у воспитанника представления о возможностях организации собственного досуга активными методами на природе. Потребность в определенных поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности. Достигаются же такие

результаты за счет преодоления элементарных естественных препятствий, длительной ходьбы, активной деятельности по жизнеобеспечению в различных метеорологических и сезонных условиях. За счет этого участники похода достигают большого диапазона самовосприятия собственного физического состояния, уровня здоровья во время и после физических нагрузок.

В-пятых, школьный экспедиционный туризм – действенное средство формирования отношения обучающихся к преодолению естественных трудностей. Этому способствуют полученные знания и навыки по жизнеобеспечению в природной среде, которые обучающиеся приобретают в туристских походах во время преодоления естественных препятствий, организации походного быта, ориентирования. Полевые трудности, необходимость терпеть определенные лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень

самоконтроля.

В-шестых, в процессе туристских походов, сборов, экспедиций можно сформировать у ребят готовность к природоохранительной деятельности. Что же способствует этому. Смена ландшафтов, посещение природных памятников становятся основой для восприятия ребенком значения живой природы для общества и каждого человека. Экспедиционное исследование дает знания о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в туристских походах детьми приобретаются навыки практической природоохранной деятельности: убрать место привала, почистить родник, огородить муравейник, сделать кормушки для птиц и животных.

Неотъемлемой частью туристско-экспедиционной деятельности является туристский коллектив. Он представляет собой прекрасную среду для морально-эстетического развития личности. Интенсивное общение и взаимодействие внутри группы, совместная творческая деятельность, общность целей, интересов и переживаний, определяемых «завтрашней радостью» предстоящих походов, а также одинаковые условия пребывания подростков создают определенный микроклимат в туристском коллективе.

Участие подростков в экспедиционной работе, а, следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события.

В процессе туристско-экспедиционной деятельности, обучающиеся добровольно принимают участие в общественно полезном труде: изучают процессы производства на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; исследуют поля, леса, изучают различные агрохимические показатели почвы; участвуют в преобразовании и охране природы; помогают в работе археологических, этнографических, геологических экспедиций.

Туристско-экспедиционная деятельность в жизни подростков связана с ее гуманитарной функцией: расширением кругозора, где можно выделить образование и воспитание подрастающего поколения.

Говоря о значении туристско-экспедиционной деятельности в развитии личности обучающегося, нельзя не упомянуть и об исследовательской деятельности как одного из методов проблемного обучения, которая направлена на воспитание творческой инициативы ребенка. Обучающиеся при систематической исследовательской работе в течение ряда лет изучают выбранные ими объекты по принципу «спирали», охватывая все более широкую природную и социальную среду. В процессе исследовательской работы по краеведению обучающиеся усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности, расширяют общественные знания. Проводя научно-исследовательскую работу, обучающиеся приобретают элементарные навыки научного исследования. С понимания истории родного края, его культуры, традиций, системы духовных ценностей начинается становление гармонически развитой личности.

Туристско-краеведческая деятельность создает уникальные возможности для синтеза потенциалов природной социальной и личностной среды в воспитании и развитии личности подрастающего поколения. Обучающийся проявляет активность, самостоятельность в туристско-экспедиционной деятельности, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований можно условно считать механизмом становления активной позиции подростка [17].

Роль учреждений дополнительного образования в туристско-экспедиционной направленности особая, так как именно непосредственная

деятельность, занятия на практике позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности.

Такие черты характера, как мужество, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность, приобретаемые обучающимися в процессе занятий туристско-краеведческой деятельности, помогают не только выбрать будущую профессию, подготовиться к ней, но и стать впоследствии достойным гражданином. Туристско-экспедиционная деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им занять достойное место в социуме.

Активность в детских объединениях как личностное образование выражает особое состояние и отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности). Формирование активности, самостоятельности обучающегося любого возраста содействует его всестороннему развитию в любой деятельности, его благополучному положению в коллективе, ведь подростковый коллектив детских объединений – это общественная микросистема. Принципы взаимоотношений в ней являются конкретной моделью общественных взаимоотношений, переносимых в будущую самостоятельную жизнь.

Итак, к основным выводам можно отнести следующее:

  • детское объединение туристской направленности является эффективным пространством для социально-психологической адаптации подростков;
  • именно в детском туристском объединении каждому ребенку предоставляется возможность осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением;
  • наличие в детском туристском объединении субъект-субъектных отношений;
  • наличие многообразной по содержанию социально-ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта позитивных форм поведения;
  • разнообразие реализуемых подростком в туристском объединении социальных ролей (позиций) позволяют рассматривать детское объединение туристкой направленности в качестве эффективного способа социально-психологической адаптации подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....

Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования профессиональной адаптации учащихся медицинского колледжа

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования.   Сегодня, когда интерес и желание у большинств...

Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

"Социально-психологические причины совершения подростком правонарушений"

В статье дается анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних....

Социально-психологическая адаптация и реабилитация средствами арттерапии.

Материал представляет собой описание системы психокоррекционной работы посредством арттерапии....