Формирование будущего квалифицированного специалиста в ходе производственных практик
статья на тему

Платонова Валентина Николаевна

Организации среднего профессионального образования имеют большие возможности для подготовки квалифицированных,  практико-ориентированных  специалистов , обладающих высокой профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, способных к освоению и совершенствованию новых видов профессиональной деятельности в условиях непрерывно модернизируемого высокотехнологического производства.

Всё это достигается за счёт умения мастеров производственного обучения находить и применять новые, оригинальные решения, разнообразные формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Формирование  будущего  квалифицированного  

        специалиста  в ходе  производственных   практик.

                                       

 

        В связи с переменами, произошедшими в системе образования за последние годы, введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) перед образовательными организациями встают новые задачи, одной из основных является подготовка работника высокой квалификации, конкурентоспособного, готового к полноценной профессиональной деятельности и саморазвитию.

Для достижения данной цели должны приложить усилия все без исключения работники образовательной организации, но первоочередная роль  в этом процессе отводится  мастерам  производственного  обучения.

      Организации среднего профессионального образования имеют большие возможности для подготовки квалифицированных,  практико-ориентированных  специалистов , обладающих высокой профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, способных к освоению и совершенствованию новых видов профессиональной деятельности в условиях непрерывно модернизируемого высокотехнологического производства.

       Всё это достигается за счёт умения мастеров производственного обучения находить и применять новые, оригинальные решения, разнообразные формы и методы обучения.

      Основной задачей мастера является формирование не только профессиональных знаний и умений, специальных компетенций, но и готовность обучающихся к рационализаторству, творчеству как необходимым видам деятельности современного высококвалифицированного специалиста.  Мастер, ориентированный на новации, создаёт специальные условия, способствующие  развитию рационализаторских и творческих способностей в процессе практического обучения и эффективного взаимодействия социальными партнёрами.

      Таким образом,  модернизация профессионального образования требует активного поиска новых моделей обучения, направленных на совершенствование образовательного процесса и его интенсификацию,  на подготовку  будущих   специалистов  в условиях современной рыночной экономики.

       Также следует отметить, что на современном рынке труда востребован  рабочий высокой квалификации и владеющий элементами творческой деятельности. В образовательных организациях необходимо уделять достаточное внимание созданию благоприятных условий для развития творческого потенциала личности, обучающегося и формирования его профессиональной компетентности,  профессиональной самостоятельности, мобильности, чему способствуют ФГОС нового поколения, в которых предъявляются более высокие требования  к качеству подготовки  будущих  специалистов , профессионально-педагогической компетентности педагогов профессионального обучения.  Педагоги и мастера образовательной организации должны не только уметь проектировать учебный процесс, но и работать, эффективно взаимодействовать с социальными партнёрами. Не просто осуществлять методическое сопровождение процесса профессиональной подготовки, но уметь создавать творческую и исследовательскую образовательную среду.

      Мастер  производственного  обучения является основным субъектом системы управления учебно- познавательной и учебно-воспитательной деятельности обучающихся в процессе практического обучения. Такой двойственный характер профессиональной деятельности заключается в обладании определёнными социально-психологическими качествами и творческом профессионализме. Мастеру необходимо уметь хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей, а также отлично знать технико-технологические  и социально-экономические возможности и перспективы  производственных  отношений. Формирование опыта профессиональной деятельности можно выстроить следующим образом. В начале обучающемуся необходимо овладеть опытом учебно-познавательной деятельности, где возможно моделирование действие рабочего, освоения практико-ориентированных  теоретических вопросов.  Далее во время лабораторных и практических занятий  спецдисциплин  и  учебной  практики  в мастерских образовательной организации формируется готовность к профессиональной деятельности путём моделирования условий, содержание реального производства с использованием активных форм обучения.  В завершении формирование опыта профессиональной деятельности уже на производственной   практике  в условиях реального производства обучающиеся овладевают реальным опытом выполнения  производственных  работ.

      Конечной целью является приобретение обучающимися опыта профессиональной деятельности в ходе  производственной   практики  и на предприятии, что, в свою очередь, способствует более эффективному взаимодействию всех сторон образовательного процесса - мастера преподавателя, работодателя, и, следовательно, повышению качества подготовки обучающегося -  будущего   специалиста .

        Производственное  обучение строится обучения в соответствии с комплексной системой. Основными задачами учебного процесса выступают формирования, закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков по приобретаемой профессии. Более тесное взаимодействие образовательных организаций социальными партнёрами способствует повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся воспитанию у них устойчивого интереса, ответственности за результаты своей работой, умение работать в коллективе.

      Таким образом, можно отметить,  что ориентированность ФГОС на формирование опыта профессиональной деятельности при взаимодействии педагогов образовательной организации, мастеров  производственного  обучения и социальных партнёров в определённой степени способствует преодолению несоответствия качества подготовки  будущего   специалиста  среднего профессионального образования требованиям современного рынка труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена в новых стандартах.Для реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций,...

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

О роли современных учреждений СПО в  работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...

Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов

В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, применении практико-ориентированных технологий, поэтапном формировании  профессиональны...

Практико-ориентированные оценочные средства как метод формированию конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед нами  остро встала  и в ...

СООБЩЕНИЕ тема: Практика использования мультимедийных средств при обучении специалистов СПО

                     Сообщение на Методической комиссии: «Страховое дело», «Операционная деятельности в логистике», «ДОУ и архивоведение» ...

«Производственная практика как ключевой фактор в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста»

Современное российское общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на ...