Программа ОП.07. Введение в специальность
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность разработана на основе ФГОС и базисного учебного плана среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Является частью программы подготовки специалистов среднего звена, может быть использована в профессиональной подготовке по напрравлению Дошкольное образование, в дополнительном профессиональном образовании на курсаз повышения квалификации воспитателей детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УМР

________________С.В. Боровик

«____»_______________ 2015 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. ВВЕДЕНИЕ  В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

2015

Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта (далее - ФГОС) и базисного учебного плана среднего специального образования (далее - СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Организация-разработчик:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный  техникум»

Разработчик: Криволесова Татьяна Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Эксперты:

  _КГБ ПОУ НПТТ___преподаватель   И.Д.Стародубова_______________

(место работы)                  (должность)            (инициалы, фамилия)    (сертификат №)

Рецензент:

(от работодателя)

 (место работы)                  (должность)                                            (инициалы, фамилия)    

Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность по специальности 44.02.01 Дошкольное образование согласована и утверждена на заседании предметно - цикловой  комиссии.

Протокол № 1 от «08» сентября  2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……

4

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………

6

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………

11

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………....

12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  44.02.01 Дошкольное образование

Программа учебной дисциплины может быть использована: в профессиональной подготовке по направлению Дошкольное образование, в дополнительном профессиональном образовании на курсах повышения квалификации  воспитателей детских садов.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина   относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины обучающийся должен

 знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики;

- сущность и специфику педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность;

- профессионально обусловленные требования к личности и умениям  педагога;

-составляющие профессиональной компетентность педагога; требования ФГОС дошкольного образования к основным компетенциям педагога;

- структуру педагогического  мастерства;

 - пути повышения профессиональной компетентности;

 -педагогические основы саморазвития и самосовершенствования, способствующие становлению педагога – мастера.

В результате освоения содержания дисциплины обучающийся должен

уметь:

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

- находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности ;

- анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств;

- находить пути самообразования и самосовершенствования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (очная форма обучения):

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося –32 часа,

самостоятельная работа обучающегося – 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения):

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

32

в том числе:

    практические занятия

24

Самостоятельная работа учащегося (всего)

16

в том числе:

    выполнение домашней работы

16

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Тематический план по дисциплине ОП.08. Введение в специальность

Наименование разделов и тем

Макс. учеб.

нагрузка студента

(час)

Самостоятельная работа студента (час)

Количество аудиторных часов

Всего

Теоретическое обучение

Практические (семинарские) и лабораторные занятия

Курсовое проектирование

Раздел 1. Общая характеристика педагогической профессии

Тема 1.1. Возникновение и развитие педагогической профессии

4

2

2

2

-

Тема 1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности

4

2

2

2

-

Тема 1.3.Индивидуальный стиль педагогической деятельности

4

-

4

-

4

1.4. Педагогическое мастерство и творчество в педагогической   деятельности.

6

2

4

-

4

Раздел 2. Педагог  как субъект педагогической деятельности

2.1.Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

4

2

2

-

2

2.2. Педагогические способности

4

-

4

-

4

2.3.Педагогические умения. ФГОС ДО об умениях педагога дошкольного образования.

6

2

4

-

4

2.4.Профессиональная компетентность педагога и ее структура.

3

1

2

2

-

2.5.ФГОС дошкольного образования об основных компетенциях педагога. Пути повышения профессиональной компетентности педагога

3

1

2

-

2

Раздел  3. Самообразование и самовоспитание в становлении педагога-профессионала

3.1. Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога

6

2

4

2

2

3.2. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности  педагога.

4

2

2

-

2

Всего:

48

16

32

8

24

-

2.3. Содержание учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

Раздел 1.

Общая характеристика педагогической профессии

Тема 1.1. Возникновение и развитие педагогической профессии

Содержание

4

1

Понятие профессии. Предпосылки возникновения  педагогической профессии на ранних стадиях развития общества.

Воспитательная миссия священнослужителей, обучение религиозным церемониям и обрядам. Система образования в  древних цивилизациях : Китай, Греция, Рим.Расширение спектра педагогических профессий. Классификация педагогических специальностей в системе образования.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на тему «Профессия педагога в системе образования  в Древнем Китае, Древнем Риме», Древней Греции» (по выбору).

2

3

Тема 1.2.

Сущность и специфика педагогической деятельности

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие профессионально-педагогической деятельности.

Понятия «учитель», «воспитатель», «педагог». Отличие педагогической деятельности от производственной. Особенности объекта и продукта педагогической деятельности. Субъект- субъектное преобразование личности- сущность педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как управленческая деятельность. Длительный, долговременный, непрерывный характер деятельности. Отдаленность и непредсказуемость результатов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Оформление подборки  пословиц, поговорок,  высказываний известных людей  о профессии педагога, педагогической деятельности.

2

2

Тема 1.3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Практические занятия

4

Практическая работа № 1

Понятие индивидуального стиля. Знакомство с классификацией  и характеристикой стилей по А.К.Марковой и А.Я.Никоновой, по Э.Г. Костяшкину

Практическая работа № 2

Самообследование стиля педагогической деятельности.  Самодиагностика и экспертная диагностика индивидуального стиля. Рекомендации по совершенствованию стиля деятельности.

2

2

2

Тема 1.4. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество

Содержание

6

Практические занятия

Практическая работа №3.Педагогическое мастерство.

Понятие  и структурные компоненты педагогического мастерства. Самообследование педагогического мастерства. Тест «Профессиональное мастерство».

Практическая работа № 4. Педагогическое творчество. 

Понятие и уровни педагогического творчества. Творческий потенциал педагога. Признаки творческой личности. Условия педагогического творчества.

4

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

1.Анализ  высказываний Конфуция, Д.Лихачева  Н.Рериха о творчестве.

2. Эссе на тему: «Творческий поиск- норма педагогической деятельности».

2

1

1

3

Раздел  2. 

Педагог  как субъект педагогической деятельности

Тема 2.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Содержание

4

Практические занятия

Практическая работа № 5.

Личностные качества педагога.

Классификация  и характеристика личностных качеств педагога. Отличительные особенности личностных качеств  воспитателя. Психологический портрет воспитателя.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение  фрагмента из повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

( описание личности сельского учителя). Анализ личностных качеств героя- сельского учителя.

2

3

Тема 2.2.

Педагогические способности

Содержание

4

Практические занятия

Практическая работа № 6. Педагогические способности

Понятие способностей.  Классификация педагогических способностей. Специальные  способности воспитателя.

Практическая работа №7. Самообследование развития педагогических способностей

Самодиагностика и экспертная диагностика  педагогических способностей  и КОС  (коммуникативных и организаторских способностей).Рекомендации по  совершенствованию ( развитию) педагогических способностей.

4

2

2

2

2

Тема 2.3. Педагогические умения. ФГОС ДО об умениях педагога дошкольного образования

Содержание

6

Практические занятия

Практическая работа № 8. Педагогические умения 

Понятие умений. Классификация основных умений педагога и их характеристика. Составление схемы «Основные умения педагога».

Практическая работа №9.

Решение педагогических задач на владение педагогическими умениями.

4

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение ФГОС дошкольного образования. Составление таблицы «Основные умения  педагога дошкольного образования».

2

3

Тема 2.4. Профессиональная компетентность педагога.

Содержание

3

1

Компетентность и компетенции педагога ДОУ.

Понятие компетенции и компетентности. Подходы к выделению структурных компонентов профессиональной компетентности педагога. Основные компетенции педагогического работника ДОУ.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление  схемы «Структура профессиональной компетентности педагога».

1

Тема 2.5.ФГОС дошкольного образования об основных компетенциях педагога. Пути повышения профессиональной компетентности педагога

Содержание

3

Практические занятия

Практическая работа № 10

ФГОС дошкольного образования об основных компетенциях педагога. Пути повышения профессиональной компетентности педагога.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование материалов ФГОС ДО: «Основные компетенции педагогического работника».

1

Раздел  3. Самообразование и самовоспитание в становлении педагога-профессионала

Тема 3.1. Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога

Содержание

6

1.

Профессиональное саморазвитие педагога.

Мотивы саморазвития. Внешние и внутренние источники. Компоненты саморазвития: самооценка, самоанализ, самообразование. Пути профессионального  саморазвития. Показатели  овладения умениями   саморазвития. Стадии профессионального саморазвития. – Этапы профессионального саморазвития: целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция

2

1

Практические занятия

Практическая работа № 11. Профессиональное самообразование педагога

Понятие самообразования. Роль самообразования (необходимое условие) в  профессиональной деятельности педагога.  Потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию. Направления, источники, формы самообразования. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога. Результат самообразования. Самообразование и ИКТ.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Апробирование ИКТ как средства самообразования.

Найти и законспектировать информацию  на  тему: «Направления, источники и формы самообразования педагога». Проанализировать достоинства и недостатки этого  метода самообразования.

2

2

Тема 3.2.Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности  педагога.

Содержание

4

Практические занятия

Практическая работа № 12. Профессиональное самовоспитание педагога

Цель самовоспитания. Мотивы и источники. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания. Этапы самовоспитания. Организация и методы самовоспитания.

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

 Сочинения на тему «Собирательный образ ( портрет) современного воспитателя»

2

3

Всего:

48



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии (дошкольной), оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- дидактический и наглядный материал.

Технические средства обучения:

  - компьютер с лицензионным программным обеспечением,

- мультимедийный проектор;

- экран;

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых  изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Роботова А.С.,Леонтьева Т.В.,Шапошникова И.Г.. Введение в педагогическую деятельность.- М.: ТЦ Сфера, 2014.

Дополнительные:

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия,1999.
  2. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. -М., 1971.-С.164.
  3. Введение в педагогическую деятельность/ Под ред. А.С. Роботовой. –М.: Академия,  2010.
  4. Никитина Н.Н.. Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика.- М: Академия, 2004.
  5. Педагогика / Под ред.В.А. Сластёнина. -М.:Академия, 2002.
  6. Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А.Байковой.-М.: Педагогическое общество России, 2000.
  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.-кн.1.-М.: Владос, 2003.
  8. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И.-М.: Педагогическое общество России, 2003.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.  для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов,      И.Б.Котова,  Е.Н.Шиянов   и др.;  Под ред. С.Л.Смирнова. -     4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-512 с.    

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоение умений, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 Умения:

- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

- находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития;

- анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств;

- находить пути самообразования и самосовершенствования;

-- вести диалог;

Знания:

- взаимосвязь педагогической науки и практики;

- сущность и специфику педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность;

- профессионально обусловленные требования к личности и умениям  педагога;

-составляющие профессиональной компетентность педагога; требования ФГОС дошкольного образования к основным компетенциям педагога;

 - пути повышения профессиональной компетентности;

 -педагогические основы саморазвития и самосовершенствования, способствующие становлению педагога – мастера.

Формы и методы контроля:

- устный контроль

- письменный контроль

- практический контроль

- тестовый контроль

- комбинированный контроль

- индивидуальный контроль

Методы оценки результатов обучения:

- накопительная оценка

- выполнение творческих заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Введение в специальностьРабочая программа учебной дисциплины "Введение в специальность" для специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"Рекомендуемое количество часов н...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Введение в специальность

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Введение в специальность

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка

Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...

Программа учебной дисциплины Введение в специальность

Программа учебной дисциплины Введение в специальность для специальности 09.02.03Программирование в компьютерных системах...

Программа производственной практики "Введение в специальность", специальность "Педагогика дополнительного образования".

Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Педагогика дополнительного об...