Программа ОП.07. Введение в специальность
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность разработана на основе ФГОС и базисного учебного плана среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Является частью программы подготовки специалистов среднего звена, может быть использована в профессиональной подготовке по напрравлению Дошкольное образование, в дополнительном профессиональном образовании на курсаз повышения квалификации воспитателей детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УМР
________________С.В. Боровик
«____»_______________ 2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2015
Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и базисного учебного плана среднего специального образования (далее - СПО) по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Разработчик: Криволесова Татьяна Александровна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории
Эксперты:
_КГБ ПОУ НПТТ___преподаватель И.Д.Стародубова_______________
(место работы) (должность) (инициалы, фамилия) (сертификат №)
Рецензент:
(от работодателя)
(место работы) (должность) (инициалы, фамилия)
Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность по специальности 44.02.01 Дошкольное образование согласована и утверждена на заседании предметно - цикловой комиссии.
Протокол № 1 от «08» сентября 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…… | 4 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………… | 6 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………… | 11 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….... | 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Программа учебной дисциплины может быть использована: в профессиональной подготовке по направлению Дошкольное образование, в дополнительном профессиональном образовании на курсах повышения квалификации воспитателей детских садов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения содержания дисциплины обучающийся должен
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики;
- сущность и специфику педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность;
- профессионально обусловленные требования к личности и умениям педагога;
-составляющие профессиональной компетентность педагога; требования ФГОС дошкольного образования к основным компетенциям педагога;
- структуру педагогического мастерства;
- пути повышения профессиональной компетентности;
-педагогические основы саморазвития и самосовершенствования, способствующие становлению педагога – мастера.
В результате освоения содержания дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
- находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности ;
- анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств;
- находить пути самообразования и самосовершенствования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины (очная форма обучения):
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося –32 часа,
самостоятельная работа обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения):
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа учащегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
выполнение домашней работы | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план по дисциплине ОП.08. Введение в специальность
Наименование разделов и тем | Макс. учеб. нагрузка студента (час) | Самостоятельная работа студента (час) | Количество аудиторных часов | |||
Всего | Теоретическое обучение | Практические (семинарские) и лабораторные занятия | Курсовое проектирование | |||
Раздел 1. Общая характеристика педагогической профессии Тема 1.1. Возникновение и развитие педагогической профессии | 4 | 2 | 2 | 2 | - | |
Тема 1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности | 4 | 2 | 2 | 2 | - | |
Тема 1.3.Индивидуальный стиль педагогической деятельности | 4 | - | 4 | - | 4 | |
1.4. Педагогическое мастерство и творчество в педагогической деятельности. | 6 | 2 | 4 | - | 4 | |
Раздел 2. Педагог как субъект педагогической деятельности 2.1.Профессионально обусловленные требования к личности педагога. | 4 | 2 | 2 | - | 2 | |
2.2. Педагогические способности | 4 | - | 4 | - | 4 | |
2.3.Педагогические умения. ФГОС ДО об умениях педагога дошкольного образования. | 6 | 2 | 4 | - | 4 | |
2.4.Профессиональная компетентность педагога и ее структура. | 3 | 1 | 2 | 2 | - | |
2.5.ФГОС дошкольного образования об основных компетенциях педагога. Пути повышения профессиональной компетентности педагога | 3 | 1 | 2 | - | 2 | |
Раздел 3. Самообразование и самовоспитание в становлении педагога-профессионала 3.1. Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога | 6 | 2 | 4 | 2 | 2 | |
3.2. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога. | 4 | 2 | 2 | - | 2 | |
Всего: | 48 | 16 | 32 | 8 | 24 | - |
2.3. Содержание учебной дисциплины ОП.07. Введение в специальность
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1. Общая характеристика педагогической профессии | |||||
Тема 1.1. Возникновение и развитие педагогической профессии | Содержание | 4 | |||
1 | Понятие профессии. Предпосылки возникновения педагогической профессии на ранних стадиях развития общества. Воспитательная миссия священнослужителей, обучение религиозным церемониям и обрядам. Система образования в древних цивилизациях : Китай, Греция, Рим.Расширение спектра педагогических профессий. Классификация педагогических специальностей в системе образования. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Сообщение на тему «Профессия педагога в системе образования в Древнем Китае, Древнем Риме», Древней Греции» (по выбору). | 2 | 3 | |||
Тема 1.2. Сущность и специфика педагогической деятельности | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Понятие профессионально-педагогической деятельности. Понятия «учитель», «воспитатель», «педагог». Отличие педагогической деятельности от производственной. Особенности объекта и продукта педагогической деятельности. Субъект- субъектное преобразование личности- сущность педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как управленческая деятельность. Длительный, долговременный, непрерывный характер деятельности. Отдаленность и непредсказуемость результатов. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Оформление подборки пословиц, поговорок, высказываний известных людей о профессии педагога, педагогической деятельности. | 2 | 2 | |||
Тема 1.3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности | Практические занятия | 4 | |||
Практическая работа № 1 Понятие индивидуального стиля. Знакомство с классификацией и характеристикой стилей по А.К.Марковой и А.Я.Никоновой, по Э.Г. Костяшкину Практическая работа № 2 Самообследование стиля педагогической деятельности. Самодиагностика и экспертная диагностика индивидуального стиля. Рекомендации по совершенствованию стиля деятельности. | 2 2 | 2 | |||
Тема 1.4. Педагогическое мастерство и педагогическое творчество | Содержание | 6 | |||
Практические занятия Практическая работа №3.Педагогическое мастерство. Понятие и структурные компоненты педагогического мастерства. Самообследование педагогического мастерства. Тест «Профессиональное мастерство». Практическая работа № 4. Педагогическое творчество. Понятие и уровни педагогического творчества. Творческий потенциал педагога. Признаки творческой личности. Условия педагогического творчества. | 4 2 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Анализ высказываний Конфуция, Д.Лихачева Н.Рериха о творчестве. 2. Эссе на тему: «Творческий поиск- норма педагогической деятельности». | 2 1 1 | 3 | |||
Раздел 2. Педагог как субъект педагогической деятельности | |||||
Тема 2.1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога | Содержание | 4 | |||
Практические занятия Практическая работа № 5. Личностные качества педагога. Классификация и характеристика личностных качеств педагога. Отличительные особенности личностных качеств воспитателя. Психологический портрет воспитателя. | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Чтение фрагмента из повести В.Распутина «Прощание с Матерой» ( описание личности сельского учителя). Анализ личностных качеств героя- сельского учителя. | 2 | 3 | |||
Тема 2.2. Педагогические способности | Содержание | 4 | |||
Практические занятия Практическая работа № 6. Педагогические способности Понятие способностей. Классификация педагогических способностей. Специальные способности воспитателя. Практическая работа №7. Самообследование развития педагогических способностей Самодиагностика и экспертная диагностика педагогических способностей и КОС (коммуникативных и организаторских способностей).Рекомендации по совершенствованию ( развитию) педагогических способностей. | 4 2 2 | 2 2 | |||
Тема 2.3. Педагогические умения. ФГОС ДО об умениях педагога дошкольного образования | Содержание | 6 | |||
Практические занятия Практическая работа № 8. Педагогические умения Понятие умений. Классификация основных умений педагога и их характеристика. Составление схемы «Основные умения педагога». Практическая работа №9. Решение педагогических задач на владение педагогическими умениями. | 4 2 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Изучение ФГОС дошкольного образования. Составление таблицы «Основные умения педагога дошкольного образования». | 2 | 3 | |||
Тема 2.4. Профессиональная компетентность педагога. | Содержание | 3 | |||
1 | Компетентность и компетенции педагога ДОУ. Понятие компетенции и компетентности. Подходы к выделению структурных компонентов профессиональной компетентности педагога. Основные компетенции педагогического работника ДОУ. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы «Структура профессиональной компетентности педагога». | 1 | ||||
Тема 2.5.ФГОС дошкольного образования об основных компетенциях педагога. Пути повышения профессиональной компетентности педагога | Содержание | 3 | |||
Практические занятия Практическая работа № 10 ФГОС дошкольного образования об основных компетенциях педагога. Пути повышения профессиональной компетентности педагога. | 2 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Конспектирование материалов ФГОС ДО: «Основные компетенции педагогического работника». | 1 | ||||
Раздел 3. Самообразование и самовоспитание в становлении педагога-профессионала | |||||
Тема 3.1. Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога | Содержание | 6 | |||
1. | Профессиональное саморазвитие педагога. Мотивы саморазвития. Внешние и внутренние источники. Компоненты саморазвития: самооценка, самоанализ, самообразование. Пути профессионального саморазвития. Показатели овладения умениями саморазвития. Стадии профессионального саморазвития. – Этапы профессионального саморазвития: целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция | 2 | 1 | ||
Практические занятия Практическая работа № 11. Профессиональное самообразование педагога Понятие самообразования. Роль самообразования (необходимое условие) в профессиональной деятельности педагога. Потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию. Направления, источники, формы самообразования. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога. Результат самообразования. Самообразование и ИКТ. | 2 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Апробирование ИКТ как средства самообразования. Найти и законспектировать информацию на тему: «Направления, источники и формы самообразования педагога». Проанализировать достоинства и недостатки этого метода самообразования. | 2 | 2 | |||
Тема 3.2.Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога. | Содержание | 4 | |||
Практические занятия Практическая работа № 12. Профессиональное самовоспитание педагога Цель самовоспитания. Мотивы и источники. Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания. Этапы самовоспитания. Организация и методы самовоспитания. | 2 2 | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Сочинения на тему «Собирательный образ ( портрет) современного воспитателя» | 2 | 3 | |||
Всего: | 48 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии (дошкольной), оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- дидактический и наглядный материал.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедийный проектор;
- экран;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Роботова А.С.,Леонтьева Т.В.,Шапошникова И.Г.. Введение в педагогическую деятельность.- М.: ТЦ Сфера, 2014.
Дополнительные:
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия,1999.
- Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. -М., 1971.-С.164.
- Введение в педагогическую деятельность/ Под ред. А.С. Роботовой. –М.: Академия, 2010.
- Никитина Н.Н.. Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика.- М: Академия, 2004.
- Педагогика / Под ред.В.А. Сластёнина. -М.:Академия, 2002.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии /Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А.Байковой.-М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.-кн.1.-М.: Владос, 2003.
- Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И.-М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.Л.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-512 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоение умений, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; - находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития; - анализировать уровень своих способностей личностных и профессиональных качеств; - находить пути самообразования и самосовершенствования; -- вести диалог; Знания: - взаимосвязь педагогической науки и практики; - сущность и специфику педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность; - профессионально обусловленные требования к личности и умениям педагога; -составляющие профессиональной компетентность педагога; требования ФГОС дошкольного образования к основным компетенциям педагога; - пути повышения профессиональной компетентности; -педагогические основы саморазвития и самосовершенствования, способствующие становлению педагога – мастера. | Формы и методы контроля: - устный контроль - письменный контроль - практический контроль - тестовый контроль - комбинированный контроль - индивидуальный контроль Методы оценки результатов обучения: - накопительная оценка - выполнение творческих заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Введение в специальностьРабочая программа учебной дисциплины "Введение в специальность" для специальности 260807 "Технология продукции общественного питания"Рекомендуемое количество часов н...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Введение в специальность
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"...

Рабочая программа ОГСЭ.05 Введение в специальность
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка
Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...

Программа учебной дисциплины Введение в специальность
Программа учебной дисциплины Введение в специальность для специальности 09.02.03Программирование в компьютерных системах...

Программа производственной практики "Введение в специальность", специальность "Педагогика дополнительного образования".
Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Педагогика дополнительного об...